Красота убьет мир Что такое "буллшоты" и как их распознать

На прошлой неделе сервис Steam ввел новые правила: теперь студии обязаны публиковать только настоящие скриншоты из игры. Для многих разработчиков это стало шоком. Как настоящие? Ведь тогда все увидят, как выглядит игра на самом деле! Это же катастрофа! Если вы не понимаете, в чем тут проблема — добро пожаловать на наш ликбез. В этой статье мы поговорим о том, как издатели обманывают игроков, узнаем, что такое «буллшот», и научим отличать фальшивый снимок от подлинного!

Рождение красоты

Главным производителем фальшивых скриншотов и видео можно считать Ubisoft. Другие издательства тоже не без греха, но только эти судари умудряются регулярно вляпываться по этому поводу в скандалы.

Примета времени: запуская новую игру, вы часто с грустью убеждаетесь, что выглядит она совсем не так, как на скриншотах. И многие наверняка винят в этом свой компьютер, который никак не может осилить максимальные настройки качества. Однако те счастливчики, кому повезло прикупить мощную игровую машину, знают: дело не в настройках или лошадиных силах. Такой графики, какую показывают нам на картинках маркетологи, часто не существует вовсе.

Студии публикуют такие изображения под видом скриншотов, но с настоящими кадрами из игры у них мало общего. Поэтому такие фальшивки получили на Западе свое собственное название — «буллшоты» (bullshot). Термин придуман в качестве омонима для английского слова «bullshit», которое переводится как «брехня». По слухам, впервые его использовали создатели сайта Penny Arcade в 2005 году в одном из комиксов о рекламной кампании Madden NFL 06.

Красота убьет мир

Тот самый комикс от Penny Arcade, благодаря которому родился термин «буллшот». Нельзя ручаться, что именно они были первыми. Авторы вполне могли использовать уже существующее в народе выражение.

Хотя сама проблема существовала задолго до этого — примерно со времен появления трехмерной графики. Вот, например, вырезка из журнала Next Gen, вышедшего в девяностых годах. На примере некой игры от Electronic Arts редакция учит пользователя, как определять брехню издателей на глаз: нарисованный вручную взрыв, разрешение элементов картинки не совпадает между собой, явно постановочная композиция кадра.

А кто же был виноват в таком безобразии? Мы! Ну, не конкретно мы, но игровые журналисты в целом. В том числе и упомянутый выше журнал Next Gen. В девяностых годах разрешение обычного монитора составляло 72 точки на дюйм. Однако в печати стандартом качества считали 300 точек на дюйм. Издатели журналов требовали более качественных картинок, так что разработчикам волей-неволей приходилось осваивать фоторедакторы.

Как говорится, почувствуйте разницу. Особый шик обложке придает надпись «Реальная графика на PS2!», висящая над плечом сурового бойца.

Не то чтобы сами студии были против. Давно известно, что красивые скриншоты и ролики очень положительно влияют на продажи. Они сильно повышают эффективность рекламы, создавая у покупателей завышенные ожидания. Вы скажете, что это плохо? Мол, игроки рано или поздно узнают об обмане, разочаруются и потом ничего не будут покупать? Как бы не так!

Вот вам несколько цифр: по состоянию на 2014 год 37% всех игр на сервисе Steam не были запущены ни разу. Если добавить к ним проекты, в которые играли менее часа, число вырастет до 54%. А из тех, кто увлекся покупкой на более долгий срок, до финала доходит лишь один из десяти. В случае популярных блокбастеров количество увидевших титры игроков чуть выше — около трети.

Красота убьет мир

Наглядное сравнение: сверху качество до релиза, снизу — после. Картинка заметно потеряла в количестве полигонов (волосы), разрешении текстур и качестве спецэффектов (освещение, блики).

То есть люди покупают игру, убеждаются, что она им не нравится, и бросают. А затем покупают что-нибудь новое. Стоит ли удивляться, что разработчики сместили свои акценты с создания хороших игр на производство красивых роликов и скриншотов? Главное — вызвать у покупателей энтузиазм, заманить яркой оберткой и заставить отдать деньги. А дальше хоть трава не расти. Все равно память у игроков как у рыбки — к следующему году все забудут. Осознав это, индустрия по производству «буллшотов» заработала на полную мощность.

Все шло хорошо, но затем издатели явно начали выходить за рамки приличия. Например, стало модным создавать для журналистов специальные версии игр с крутой графикой. Запустят ее на монструозном PC с четырьмя GeForce GTX TITAN и показывают на выставке под видом «бета-версии». А перед релизом режут графику, причем объясняют это заботой о пользователях: что поделать, оптимизация!

Красота убьет мир

Эх, Геральт. Куда же ты девал свою Плотву? Зачем заменил ее на эту блондинистую кобылу? Вот и тебя загребли в актеры!

Неудивительно, что скандалы по этому поводу стали случаться все чаще. Для Ubisoft разборки на тему обмана потребителей стали чуть ли не традицией. Что ни год, так очередное разоблачение в духе «На E3 показывали ого-го, а на самом деле вышло угу-гу!». Даже приличные разработчики начали грешить созданием «буллшотов». Ярким примером может служить история с «Ведьмаком 3», графика которого в релизе также заметно ухудшилась.

Секреты ремесла

Какие приемы используют разработчики для создания фальшивок? Мы решили составить список, который поможет вам уличить маркетологов в очередном вранье. Большую помощь в этом нам оказали откровения профессионального художника, лично делавшего «буллшоты» по заказу студий.

Красота убьет мир

Все блестит так, будто вазелином намазали? Светящаяся дымка превращает кучку пикселей в эпичное полотно из Третьяковской галереи? Можете не сомневаться, перед вами «буллшот»!

На всех картинках присутствует нереальное сглаживание. Для этого изображение рендерят в сверхвысоком разрешении, а затем сжимают до нормальных размеров. Та же ситуация с «моушен блюром» (размытием в движении). Это очень прожорливый спецэффект, так что в играх он довольно низкого качества. Но только не на «буллшотах»!

В играх модели часто «проваливаются» друг в друга. То пистолет проходит сквозь пальцы руки, то наплечная броня заедет прямо в череп. Иногда подобные огрехи просто замазывают, а порой полностью перерисовывают, вплоть до подмены моделей.

Красота убьет мир

Можно было бы сказать что это образцовый «буллшот», но, честно говоря, больше походит на самый обыкновенный арт. В любом случае, это Ubisoft, так что разница небольшая.

Нечеткие игровые текстуры заменяют на исходники в высоком разрешении. Иногда, впрочем, их вообще подменяют реальными фотографиями.

В играх для повышения производительности максимальный уровень детализации поддерживается лишь в радиусе нескольких десятков метров. Дальше начинают использовать упрощенные модели, а некоторые объекты пропадают вовсе. Если же все объекты видны в мельчайших деталях до самого горизонта — перед вами «буллшот»!

На 3D-моделях часто бывает заметен недостаток полигонов. С одной стороны, их могут заменить, или же замаскировать «угловатость» персонажа. С другой стороны, обычно это не ухудшает качество картинки, так что дефект могут выставить напоказ — мол, смотрите, «у нас все честно».

Красота убьет мир

Самое интересное, что современная графика уже сегодня позволяет обходиться без подручных средств. Например, эта картинка не редактировалась ни в одной программе по обработке графики. Видны даже отдельные струи дождя!

В реальности можно увидеть пару-другую бликов за раз. Но на «буллшотах» блестит и переливается абсолютно все. Любая глянцевая поверхность (даже стоя в тени) может пустить на камеру гламурный лучик света. С помощью такого нехитрого приема даже самый скучный скриншот начинает блистать, как драгоценное ожерелье на витрине магазина.

Для большей достоверности на картинку могут поместить интерфейс и даже ники игроков. Вот, глядите, прямо в сетевом матче наснимали! Не стоит думать, что все это настоящее: такие скриншоты делают по отработанной схеме, а дополнительные элементы накладывает поверх картинки в качестве еще одного «спецэффекта».

Студии часто используют специальные версии игры, позволяющие редактировать сцену: размещать персонажей в нужных местах, придавать им разные позы. Если вы видите какую-то эффектную сцену, можете быть уверены — это не удачно пойманный момент, а банальная постановка.

Красота убьет мир

Скандальная No Man’s Sky: с одной стороны, студия практически не приукрасила картинку. С другой — такого в игре вы просто не увидите. Например, деревья не могут достигать такой высоты, как минимум без использования модов.

В конце концов, ради хорошего «буллшота» издатели могут пойти на все. Например, дорисовать дождь, закат, заменить лес на фоне реальной фотографией. В таком случае «буллшот» превращается в разновидность обыкновенного арта. С одной лишь разницей — этот арт по-прежнему носит гордое имя «скриншота». Только что сняли его в альфа-версии игры, мамой клянемся!

Valve на белом коне

Тут-то на сцене и появилась Valve. Новые правила сервиса Steam гласят: «Все изображения, загружаемые в раздел „скриншоты“, должны быть взяты из вашей игры. Это означает, что вам стоит воздержаться от публикации концепт-артов и кадров с использованием CG-графики». Отдельно отмечено, что скриншоты должны быть сделаны именно в той версии игры, которую получит покупатель.

Удивляться не приходится. Valve всегда брала сторону игроков и на этот раз решила не изменять своим принципам. Так что же — конец «буллшотам», да здравствует реализм? Увы, нет. Во-первых, даже Valve не может заставить издателей отказаться от любимого средства рекламы. Во-вторых, новые правила не затронули видеоролики, с которыми ситуация ничуть не лучше. И наконец, даже работая на Steam, разработчики могут найти немало лазеек, чтобы приукрасить серую реальность.

Красота убьет мир

В руках Дункана Харриса даже игра десятилетней давности может выглядеть очень интригующе. Догадались, что это? Правильно, BioShock 2007 года.

Одну из таких лазеек зовут Дункан Харрис, он является владельцем сайта Dead End Thrills, и его работа — делать крутые скриншоты. Дункан не пользуется Photoshop или другими графическими редакторами. Но это единственный принцип, который он твердо соблюдает. В остальном Харрис не слишком щепетилен. Он взламывает игры, чтобы получить возможность управлять камерой и углом обзора, замедлять и останавливать время. Порой он даже перемещает модели и изменяет настройки графических фильтров.

В числе его клиентов — известные издатели и студии, такие как Bethesda, Electronic Arts, Square Enix, Sony, Gearbox Software и другие. По слухам, разработчики порой сами предоставляют в его распоряжение специальные версии игр с нужными для работы инструментами. Так что, по большому счету, Дункан делает те же самые «буллшоты», только на основе настоящей игровой графики.

Его работы показывают, что скриншоты давно перестали быть простым продуктом нажатия кнопки PrntScr и превратились в форму искусства. Не нужно художников и графических редакторов, не нужно заменять текстуры фотографиями. Любая игра, купленная в соседнем магазине, может стать материалом для настоящего шедевра. Пусть не такого яркого, как традиционные «буллшоты». Но даже этого хватает, чтобы люди ахали от изумления: «Эх, я бы в такую игру сыграл! Что? Как так — пять лет назад вышла?»

****

Подводим итог: инициатива Valve добавит порядка на Steam, но в целом ситуацию изменить она не в состоянии. «Буллшоты» по-прежнему живы и чувствуют себя очень неплохо. Так что при анонсах новых игр стоит доверять не глазам, а собственному опыту и чутью. И, конечно же, обзорам, в том числе и на нашем сайте. Мы уж точно покажем и расскажем все как есть!

Нравится53
Комментарии (15)
  • 21
    Инди разрабы не чего не потеряют. Они всегда выкладывали настоящие скрины своих подделок из поднебесной.
  • 13
    Очередной повод задуматься кому отдаешь свои деньги.
  • 16
    Добротная статья, спасибо
  • 6
    Это одна из причин, по которой я забил на просмотр скриншотов и видео игр до релиза...если игра понравилась по описанию и сюжету, то буду терпеливо ждать выхода и сыграю сам...собственно как я сделал с Tyranny (хотя конечно, это не та игра, где подделка скриншотов и видео оказывает сильное влияние на рекламу)
  • 3
    Познавательно вышло. :)
  • 1
    Из статьи понял одно - Дункан Харрис зло. Гори в аду Дункан Харрис ! )))
  • 4
    BorodaOLD
    У него очень красивые скриншоты получаются, так и просятся на рабочий стол
    Спойлер
  • 0
    Тот самый случай когда на арте (или буллшоте) хитмана абсолюшен голова более угловатая чем в самой игре, лол.
  • 0
    А настоящий Ваас мне даже больше нравится. Эмоций на лице у него гораздо больше, это даже чувствуется. Тот глянцевый как кукла, мертвый.
  • 2
    почитал , посмотрел и как то грустно стало , сколько людских надежд и все раздавлено с хрустом
  • 1
    проблема в том, что у нас поколение дебилов, которые не могут относится к рекламе, как к рекламе и на правах рекламы. Это какие то феечки, лишенные возможности мыслить критически. Когда им что то говоришь, они начинают обвинять в хейте и троллинге, а потом "ооой!!11 нас обманулииии!!!"
  • 0
    AiSPQR
    это хомячизм головного мозга
  • 2
    понадобилось 1000 лет чтобы понять что вас везде обманывают ?
    а да и ещё 1500 на то чтобы скляпать статейку о том что вы прозрели ?:

    PG..такой PG....
  • 0
    Завышают ожидания не обработанные скриншоты, как таковые, а влажные фантазии фанатов какой бы то ни было игры. Навскидку могу штук пять игр назвать, которые мне понравились, не смотря на то, что их другие ругали.
  • 0
    А разве нужно знать какие-то правила, чтобы определить правдивость скриншота? Ведь ежу понятно, что такого графена в релизной версии явно не будет.
B
i
u
Спойлер