Краткая история эволюции игровой музыки. Часть 1: "Золотой век аркад" и Atari

Первая часть цикла статей о развитии музыки в видеоиграх

История видеоигр берет свое начало еще в 40-50х гг. XX века, но эти, так сказать, «игры», но более точным будет выражение «симуляции», еще не имеют в своей основе какого-то звука из-за невозможности его извлечения – компьютерные системы того времени еще не позволяли воспроизводить какой-либо звук вообще.

1960е годы были всё теми же временами без игр, но свою переломную точку устроили – Роберт Муг представляет свои синтезаторы, с их помощью перезаписывается классическая и не только музыка (к примеру, альбом «Switched-On Bach» от Уэнди (Уолтера) Карлос 1969 года или «Electric Samurai» от одноименного проекта, который был ранней работой Исао Томиты). Помимо музыкального влияния, появляется огромное количество возможностей звукоизвлечения не только для привычной музыки, но и для SFX.

Moog Modular -

Основой всех автоматов от Atari конца 70х гг. являлись две вариации Atari System, которые были выпущены на рынок в самом конце 70х годов: Atari System 1 и Atari System 2. Друг от друга системы различались лишь качеством вывода видеосигнала - Atari System 2 поддерживала большее разрешение. Но если говорить про вывод звука, то там устанавливались следующие компоненты:

  1. В качестве звукового процессора стоял MOS Technology 6502 с таковой частотой в 1.789 МГц;
  2. В качестве основной звуковой платы использовалась Yamaha YM2151 (с частотой в 3.579 МГц). Её применение будет рассмотрено чуть позже;
  3. И две Pot Keyboard Integrated Circuit (они же POKEY) - платы от самой Atari, которые использовались, по большей части, для создания звуковых спецэффектов.

Atari System 2 - материнская плата, на которой и содержится игра для автомата. Плата от

И теперь отдельно про Yamaha YM2151, потому что она как раз и была основой всей музыки почти всех игр компании. Для полноценного описания этого небольшого чипа следует углубиться в основу работу синтезаторов – видов синтеза. В целом, различают 3 основных вида синтеза звука:

  • Субстрактивный – вид синтеза, основанный на фильтрах. Если описывать точнее, то из общего выдаваемого звука фильтры «вырезают» необходимый частотный диапазон засчёт чего и получается необходимый звук;

  • Аддитивный – синтез, при котором для получения необходимого звука суммируются вместе некое количество простых волн;

  • FM (Частотной модуляции) – самый сложный, но в то же время самый используемый до сих пор вид синтеза, в котором используется сложный принцип воздействия одной волны (модулирующей) на остальные (которые называются несущими).

Yamaha YM2151 - этот небольшой чип был всей душой музыки автоматов!

В своё время, Yamaha выступила в качестве первопроходца FM-синтеза со своим синтезатором Yamaha DX7. Но в то же время Yamaha работала над минимизацией своей электроники и выпустила чип YM2151. Несмотря на примитивный FM-синтез, который и рядом не стоял с аналогом из DX7, это был идеальный вариант для игровых автоматов – невысокая цена и относительно простое программирование.

Yamaha DX7. Большой полноценный собрат YM2151.

И несмотря на технические ограничения, множество композиторов остались в истории видеоигр – к примеру, Харуоми «Гарри» Хосоно с его темой из «The Circus» и Тосио Каи с темой «Pac-Man». Несмотря на архивное значение той музыки и её сегодняшнее восприятие, работы «золотой эпохи аркадных игр» не лишены своих недостатков – к примеру, неприспособленности к длительному сеансу игры потому что эти одно- или двухминутные темы повторялись всю игру.

Нравится5
Комментарии
    B
    i
    u
    Спойлер