Куда уходят ваши деньги: тонкости развода free-2-play

Мы все считаем себя Избранными, и подспудно ждём от мира привилегий. Такова уж особенность нашей психологии. Кто получил их больше, склонен результатом хвастать, кто меньше… либо завидовать, либо восхищаться более успешными особями. На деле же разница между спорткаром за пару миллионов грина и селфи с Ким Кардашьян в Instagram невелика, цель одна — накинуть обладателю ещё немного очков избранности.

Так наше эго защищается от тленного знания, что мы — разумные животные без особой цели существования в этом мире. Торговая братия знает об этой психологической особенности, чем цинично пользуется.

Да, речь идёт про микротранзакции в условно-бесплатных играх, и не только. Изъятие нашей казны, именуемое донатом, принимает разные формы. Оно бывает замысловатым и работает так тонко, что мы бросаем деньги в монитор, отправляя разум в бессрочный отпуск. Оно бывает таким «великодушным», что мы благодарим разработчиков за «человечность» — и несем им ещё денег. Однако зачастую оно бывает беспардонным, нагло вымогая последние копейки на хлеб. Мы расскажем о самых ярких, умных и наглых схемах разведения нас на деньги в обмен на мнимый статус «Избранного» и ненужные привилегии.

 

League of Legends — Топовый фиддер

Редко кто задаётся вопросом, как Riot Games зарабатывает деньги, если бесплатная League of Legends доступна даже китайским землепашцам? Откуда возник доход в $1,63 млрд только за 2015 год? Секрет в совокупности факторов. Riot Games сделала одну из популярнейших кибердисциплин, в которую играют десятки миллионов. Их лояльность поддерживается активностями в духе DJ Sona Party, а заинтересованность — гениальными стратегиями вроде «Студенческих гильдий». Так компания культивирует образ успешного геймера, отучивает не-игроков от ярлыка «Игры для детей», монетизирует повсеместное признание киберспорта и мотивирует целевую аудиторию развиваться, играя.

Это отличная бизнес-модель, за ширму которой никто не заглядывает, а зря. Riot Games пользуется заурядной конвертацией реальной валюты в виртуальную. Она неразрывно связана с желанием геймеров стать Faker’ом или imp’ом, ведь никто не хочет тратить сотни часов на медленное зарабатывание игровой валюты. Учиться обращению с усилителями или рунами надо с самого начала, а значит — готовим кошельки.

Во внутреннем магазине League of Legends продаётся масса вещей для потенциального киберспорстмена. Мнящий себя таковым должен понимать, как «+5% к урону» может спасти не только его жизнь, но и переломить ход сражения. Понял? Хрусти кредиткой, неофит: ведь героев легион, а ты не станешь лучшим, пользуясь чужими советами. Преподнести столь банальную монетизацию, как фундамент нашего светлого будущего и богатства — это очень изящный и циничный ход. Riot Games им не ограничилась.

Термин «показное потребление», означающий ненужные траты для демонстрации своего положения и умышленное вызывание зависти, ввёл экономист и социолог Торстейн Веблен, а League of Legends воплотила. В неё играют миллионы, возвыситься хотят все, но выделиться навыками могут единицы. Так что получить пять секунд славы рядовой игрок может только с помощью «косметики». На всеобщем желании увидеть в чатике «Вот это шкурка, чувак» Riot Games заработали миллионы. Маслоу бы поперхнулся от такой интерпретации теории потребностей. А Маркс… Впрочем, он вообще при взгляде на эту индустрию сперва бы ожил с перепугу, а потом самоубился третьим томом «Капитала».

 

Counter-Strike: Global Offensive — Афера Гейба Ньюэлла

Counter-Strike: Global Offensive также поощряет «демонстративное потребление», но её монетизация хитрее, так как намертво связана с кастомизацией. Её основа — оружейные шкурки, единственная возможность выделиться в этой визуально примитивной игре. Не считая киберспортивных рефлексов, понятно. Однако рефлексы даны немногим, требуют времени для оттачивания и поддержания, а заслужить лайки друзей хочется прямо сейчас.

Да вот беда: Valve практикует хитрый алгоритм «марковки», из-за которого шанс получить уникальный AWP тем ниже, чем чаще играешь в CS:GO. Игрок, зашедший в игру впервые или после долгого перерыва, может получить редкое оружие из первого же сундука, чем ловится на крючок «халявы». Частый же посетитель CS:GO обделён достойными трофеями, но получает предметы среднего класса. Так Valve контролирует его лояльность, чувство удовлетворения и азарт, параллельно мотивируя на траты. Зачем месяцами ждать StarTrak Desert Eagle, если он продается за $409,53?

Всё, клиент готов. Он влился в ряды адептов CS:GO, осознал свою донность и захотел выпенд… выделиться. Его дальнейшие траты зависят от характера, благосостояния — и готовности его спустить. Магазин CS:GO традиционен, и работает по старой схеме «дорогое пугало — дешёвый лохотрон». Наглядным примером «дорогого пугала» служит нож M9 Bayonet|Crimson Web, купленный в 2014 году за $23850. Сейчас он доступен за $142, но тогда считался редкостью и шёл в авангарде «показного потребления» в CS:GO.

Периодически меняющиеся «пугала» имеют иные значения помимо дохода с «китов» — состоятельных геймеров. Valve пользуется ими для влияния на «шкурную» иерархию рядовых игроков и повышения привлекательности основного товара магазина — сундуков и ключей. Эта схема проста до безобразия. Геймер, созревший для доната, видит дорогой предмет и не хочет тратить на него огромную сумму. Ему даётся альтернатива в виде сундуков, из которых можно достать точно такую же вещь, если повезёт с рулеткой. Гарантий получения нет, но сундук с ключом стоят $5, а коллекционная винтовка AWP | Dragon Lore — $1300.

Многие люди считают себя удачливее, умнее и важнее соплеменников, так что Valve блестяще играет на наших слабостях. Она делает вид, что геймер обманывает компанию, якобы экономя, но на деле игрок дурит себя. Он перестаёт считать траты на ключи и сундуки, а спустя год понимает, что потратил больше, чем стоит AWP | Dragon Lore. Это расточительство стримеры превратили в шоу, открывая сундуки в прямом эфире за чужой счёт. Брависсимо, маэстро Ньюэлл, ваши разводы несравненны.

 

Clash Royale — Клетка для нетерпеливых

В отличие от Riot Games, финская Supercell не играет на публику. Она просто создаёт мобильные игры с отличным балансом, понятным геймплеем... и наркотической зависимостью. Так было с Clash of Clans, Boom Beach и Hay Day, которые вместе принесли за 2015 год $964 млн прибыли. Так стало с Clash Royale, заработавшей только за этот март $110 млн.

В ней Supercell использует классическую механику сдерживания игрока в развитии, однако делает это так, что конкурентам не стоит учиться. Нам хватит и финских инноваций в грабеже. Поначалу игрок развивается быстро, подсаживаясь на пиксельную иглу, чья заразность доказана Clash of Clans. А затем Clash Royale это развитие резко замедляет.

В обычной ситуации геймер ушёл бы, но по мере его торможения Clash Royale становится интереснее. В жертве просыпается желание ускорить прогресс, благо стоит это копейки. За 80 центов можно купить 1000 золотых, которых хватит на улучшение одной карты на поздних этапах игры. 80 центов лучше потери нескольких дней.

Хитрость в том, что с ростом игрока увеличивается количество редких карт, развитие каждой из которых стоит дорого. Для улучшения единственной картонки необходима пара недель упорного накопления золота и карт одного вида, которые ещё получить надо, а их 54. Выбор перед clash’маном стоит небольшой: бросай игру, трать годы жизни — или продавай органы.

Помимо этого коварного приёма игрока ждут сундуки. Они добываются в бою, но на базе можно хранить лишь четыре ящика, так что при забитом складе награду мы не получаем. За раз открывается лишь один сундук, что занимает от 3 до 24 часов, в зависимости от его редкости. Это — вкупе с медленным сбором золота — приводит к тому, что игрок несёт катастрофические потери в трофеях и времени, если не платит. Конечно, можно купить предметы в магазине, но цены там саблезубые.

Получается любопытная ситуация. Игроку нравится Clash Royale, но раздражает замедление. Он хочет побеждать, но для этого надо много кристаллов на вещи. Однако бросать классную игру глупо, так что выгоднее потратить жалкие 80 центов. Supercell выстроила процесс так, что игра подталкивает clash’мана к магазину. Там он видит похороны своего кошелька и желает Clash Royale прокрутиться на его копье. После срабатывания пугала Supercell подкидывает бедняге выгодное предложение, на которое тот с радостью соглашается. Использовать монетизированую ширму для подведения геймера к настоящей монетизации так, что он ещё и благодарит студию за человечный донат — высший пилотаж развода. Supercell заделали достойного наследничка Clash of Clans.

 

Game of War: Fire Age — Холодная война с лицом Кейт Аптон

Человек, далёкий от мобильных игр, скажет, что вся разница между Game of War: Fire Age и Clash of Clans — фирменная реклама с Кейт Аптон, гипнотически потряхивающей грудью. Он будет прав лишь отчасти. Асинхронная онлайн-стратегия Game of War: Fire Age действительно во многом напоминает Clash of Clans, включая монетизацию.

Это порождает забавные ситуации, когда рабы обеих игр собачатся, обличая идеологического врага в мобильном грехопадении и агрессивном донате. Вот только он в Game of War и Clash of Clans строится на схожих принципах, и геймеры занимаются самообманом, оправдывая трату $550 в год на ресурсы. Они — краеугольный камень геймплея и основа монетизации. Она работает по той же формуле увеличения искусственного дефицита с параллельным замедлением игрока и уменьшением «халявных» ресурсов и золота. Они нужны для строительства городов, улучшения их построек и тренировки армии.

В Game of War хватает механик для добычи золота и ресурсов, но накапливаются они так медленно, что желание потратить деньги становится непреодолимым. В шведской Machine Games работают не идиоты, так что по качеству и аддиктивности Game of War не уступает ни Candy Crush Saga, ни Clash of Clans с Clash Royale на пару. Шведы и финны — лучшие в мире мобильные наркодилеры, умеющие разводить нас на $550 в год за кучку несуществующего золота.

Его с расширением империи игрока не будет становиться больше, а затраты-то растут, а соперники-то кредитками машут. Этот страх перед сферическим богатеем, желающим утрамбовать нас в землю, и желание ускорить геймплей — основные катализаторы доната. Даже если игрок готов из жадности мириться с вялой добычей ресурсов и золота, он не согласится ждать нападения более сильного врага и будет наращивать армию. Подобное невозможно без развития города, а оно медленное без платных ускорителей.

Вот на эти два прóцента... Люди боятся за свои труды и время, которые они потратили на Game of War. Донатом они стараются себя обезопасить, вкладываясь в развитие империи и армию. «Побеждает самый богатый трус» — суть монетизации Game of War. Machine Games развязала между нами холодную войну, а мы и рады.

 

Candy Crush Saga — Рабские леденцы

Лидеры мобильного рынка подобны средневековым королям. Supercell правит мудро, высасывая соки из подданных так, что они извиняются за недостачу. King не столь терпелив, поэтому монетизация Candy Crush Saga — воплощение агрессии и принципов «ящика Скиннера». Холопы ропщут, но исправно платят. Аддиктивность, визуальное качество и глубина геймплея CCS не уступает Clash of Clans. Однако King действует грубее Supercell. Там, где финны убеждают игрока заплатить, шведы тычут его фейсом в интерфейс, ставя перед фактом: плати — или вали. $607 млн дохода за четвёртый квартал 2014 года с прибылью в $187 млн тонко намекают на успешность такого подхода, стоящего на нескольких столпах.

В CCS игрок теряет одну из нескольких жизней, если не справляется с уровнем. Жизни восполняются, но новую «сластёна» получает через 30 минут, а среднее время сессии — три. Так King создаёт искусственный дефицит, который закрывается помощью друзей в Facebook (у CCS нечеловеческая виральность) или деньгами. Для азартных игроков, на которых в первую очередь рассчитана CCS, промедление хуже смерти, так что они платят.

Свою лепту в это вносят и суперконфеты. Бесплатно их даётся всего три, а ситуаций, где нужна конфетная бомба, с ростом уровня становится больше. Ими можно не пользоваться, но тогда трёхминутный этап может затянуться на часы или дни, что лишит «сластёну» покоя. Веселье сменяется скукой, но уходить на 60-м уровне никто не будет, так что «Возьмите мои деньги, и не тормозите получение дофамина».

Помимо этого CCS спекулирует на игровой валюте — шоколаде, который не был бы нужен без Его Величества Халявы. Игрок получает тем больший бонус, чем крупнее сумму тратит. Цены же выстроены так, что у «сластёны» всегда остается толика денег, которых не хватает для покупок. О них игрок задумывается автоматически, а там недалеко и до «зачем покупать 10 шоколадок за 59 рублей, если можно взять 55 за 279». Снимаем шляпу перед шведской смекалкой и подменой понятий.

Однако не жизни, не суперконфеты и даже не шоколад сделали монетизацию CCS чудовищной, а трёхдневный отдых через каждые 30 уровней. King идеально совместили виральность и доходность игры. Игрок уже приобрёл некоторую зависимость от шведских сладостей, и не согласен ждать трое суток. Можно позвать друзей, чтобы разблокировать следующий уровень. Или… отгадайте с одного раза. Король развёл вас, да царствует Король!

 

Angry Birds Go! — Птичий рынок

Будь Генриетта Грин компанией, звалась бы она Rovio. По сравнению с её Angry Birds Go! искусное вымогательство в Game of War и CCS — апофегей скромности. В игре не было социальных премудростей, использования психологии или жонглирования монетизацией. Rovio, используя популярность серии, занималась бесхитростным шантажом в духе Real Racing 3 от ЕА. Angry Birds Go! возводила на пути игрока несокрушимые стены, которые пробивались исключительно деньгами.

Скажем, на пятой гонке птица уставала, а отдыхала она за счёт кристаллов, требуемых буквально для всего. Поначалу игроку доступна лишь одна трасса и режим. Хочешь разблокировать геймплейные механики, режимы, трассы или будильник, делающий птиц неутомимыми гонщиками? Отсыпь-ка камешков, голубь. Не можешь потягаться с соперниками, так как базовый карт очень медленный? Ооо, дружок, да это тебе в наш автосалон за самой быстрой тачкой. Мы, Rovio, люди не жадные, так что забирай её за $99, пока ещё девятку не приписали.

После сокрушительной критики финны попытались спасти положение, но не смогли. Они так углубились в «ящик Скиннера», что и его не воплотили, и геймплей забыли сделать долгоиграющим. Пусть CCS и действует так же агрессивно, но «конфетка» от King с самого начала была облизана со всех сторон, чтобы не оставить игрокам шансов на спасение бюджета. Rovio же сделали посредственную игру с наглой монетизацией и посчитали, что «пипл схавает». Мнительность и гордыня привели к тому, что финны подавились птицей собственного производства. Поделом.

 

FIFA 16 Ultimate Team – Даже Блаттеру такой скандал не снился

Electronic Arts умеет портить то, к чему прикасается. На её счету восемь компаний, которые здравствовали до слияния с ЕА, а после — скончались, получив на ногу бирку «жадные предатели». ЕА-порча отразилась и на хобби фанатов спорта — сборе карточек. Это достойное занятие, но благодаря FIFA Ultimate Team оно кажется грязным, ведь ЕА сделало его основой монетизации игры.

Поступок дерзкий и мерзкий, но легко объяснимый. Беготня 22 мужиков за мячом — всё ещё самый популярный вид спорта в мире, а у ЕА практически монополия на игры по мотивам. Так что она рационально, но предельно цинично использовала преимущество. ЕА выпустила богомерзкий FIFA 16 Ultimate Team с примитивной монетизацией, где нет изысков — только унылая конвертация валюты и аналогичный CS:GO магазин-маятник «дорогое пугало – дешёвый лохотрон». Пусть самые дорогие товары и не продаются за реальные деньги, но цены такие, что меняешь Кержакова на Дзюбу.

Скажем для сбора команды, соответствующей «Реалу» или валлийской сборной, нужно несколько тысяч рублей. Причем в её состав войдут просто хорошие игроки и пара звёзд. Они стоят миллионы, а боги футбола — десятки миллионов, так что ЕА невыгодно давать игрокам желаемое за жалкие крохи. Неудержимый локомотив для сноса вражеских ворот обойдётся в кругленькую сумму рубленных или целое состояние FIFA Points.

Накопить его честной игрой невозможно, за матч мы получаем несколько тысяч. Остаётся «дорогое пугало» за печень и почку, или «дешёвый лохотрон», работающий по принципу вышеупомянутых сундуков. Копишь деньги, накупаешь бустеры с карточками — и надеешься, что увидишь небо в алмазах, а не в квадратах и ромбах.

Жестоко? Безусловно, но этот рандом — суета по сравнению с переносом игроков. Вернее, его отсутствием. Ради идеальной команды в FIFA 14 вы продали душу и заложили машину? Electronic Arts восхищается вами и скромно надеется, что у вас есть ещё парочка резервных душ. Ведь увидеться со своими подопечными вы не сможете ни в FIFA 15, ни в FIFA 16. Их придётся собирать заново каждый год, наслаждаясь щедростью карточного рандома FIFA Ultimate Team. Так что не расстраивайте ЕА: потрудитесь обзавестись новой почкой, женой и машиной, чтобы продать их повторно. Карточка с Роналдо сама себя не купит.

Компания не стала придумывать хитрых схем и вникать в психологию игроков. Она ограничилась всеобщей любовью к футболу и знанием, что его почитателям деваться некуда. Они будут дойными коровами, пока на горизонте не замаячит PES, который клюнет ЕА в могучий афедрон монополиста. Надеемся, что это произойдёт раньше, чем геймеры распродадут все органы, ведь они достойны лучшего. FIFA 16 Ultimate Team нельзя назвать даже приличным донатом, а ежегодно EA стрижёт с рандомных карточек по $650 миллионов чистыми на руки. Делайте выводы.

Донат — не зло в себе, ведь изначально это добровольное пожертвование, которое мы делаем понравившейся игре или человеку. Одни разработчики это понимают, и создают игры так, чтобы в них можно было играть без траты денег. Мол, захочешь поблагодарить нас за труды — милости просим. Другие видят стадо, которое ждёт красивого и опытного пастуха. К чему стадам дары свободы? — нас остригут так, что сами захотим продолжения. Разумеется, сторонники добровольного поощрения не особенно благороднее адептов принудительного, ведь они тоже хотят денег. Просто используют тонкие методы, вроде паттернов поведения и социальных механик, а не приманивают игроков громким именем или яркой картинкой, чтобы подсадить на иглу. Раскрыв трюки разработчиков, мы не собирались никого отваживать от дьявольских игр, что тянут из нас соки. Трата $1300 на AWP | Dragon Lore или $550 на ресурсы в Game of War: Fire Age не делает нас плохими. Люди вольны распоряжаться своими деньгами, как чёрт за душу возьмёт. И возможно среди вас, наших читателей, есть свои истории успешного вложения в игры. Мы лишь рассказали, почему люди отдают их за вакуум, и как нас подталкивают купить очередной пакет в надежде заполучить желанные преференции.

Нравится44
Комментарии (39)
  • 24
    Шикарная статья, автор молодец! Честно говоря, даже не жалко таких тупых людей, которые тратят деньги и время на этот убогий шлак. 23 тыс долларов на нож.... Понятное дело, что эту глупость совершил какой-то сынок богача, но... блин... 23, мать их, тысячи долларов на вонючий (да-да, ты даже не почувствуешь запаха "только что чего-то купленного") несуществующий нож, на который даже нельзя нанести говна, чтобы им обмазаться, дабы оправдать эту идиотскую трату. За эти деньги можно купить шикарную для среднего класса тачку, вложить так, что тебе не придётся больше работать... да почти всё, что угодно! Ну LoL ещё более менее смотрится на фоне этого списка из непонятного и уродливого дерьма (хотя там только всякие няшные девочки и больше ничего).
    В общем, будьте умнее и обходите эту ерунду стороной. В особенности мобильные игры, которые не доставляют удовольствия, которые уродливые, неинтересные, безыскусные, примитивные и на 100 процентов созданы ради доната.

    Mesсaline
    Хвалю автора статьи, а не блога. В отличие от вас, я не слепой и прекрасно вижу, что автор текста Ян Трифонов.
  • 4
    и при всем при этом всегда можно взять и не заплатить
    ну не повыпендриваешься ты шкуркой или апнешься не вотпрямщас, а завтра, у меня с этим никогда проблем не возникало

    если ты разумный человек, то все эти манипуляции хоть и могут на тебя действовать, конечное решение всегда за тобой
  • 4
    Вилламина
    Ну да, но тут нужен скил "моральная устойчивость") Ну на самом деле тут нет никакого развода, просто надо думать, если тратишь денежки ^ ^

    ...Хотя о чем это я, распродажа в стиме еще не закончилась, а я уже
  • 0
    Мнящий себя таковым должен понимать, как «+5% к урону» может спасти не только его жизнь, но и переломить ход сражения. Понял? Хрусти кредиткой, неофит: ведь героев легион, а ты не станешь лучшим, пользуясь чужими советами. Преподнести столь банальную монетизацию, как фундамент нашего светлого будущего и богатства — это очень изящный и циничный ход. Riot Games им не ограничилась.

    Видимо, люди, которые считают, что руны в ЛоЛке за донат, никогда не вымрут... Только за реал там можно купить только скины и иконки, а их две валюты (IP (зарабатывается только в игре) и RP(только реальными деньгами)) вообще не конвертируются между собой.
  • 0
    Mabel Pines
    Ой... зря вы про распродажу напомнили... я хотел купить только Rust за 210 рублей и как-то не заметил, что Габен обокрал меня на 1400 деревянных. Зато количество игр в Steam увеличилось на 47 штук
  • 0
    Что за дичь про лол.
    Всё русское сообщество знает, что ру риот низкоквалифицированные лентяи и почти ничего не делают. Руны там ТОЛЬКО за игровую валюту.
  • 1
    Полностью согласен
    ММО игры дикий шлак, мне даже жалко тех людей, которые тратят на это всё убожество огромные суммы денег, за которые можно купить кучу хороших игр из Стима. Я даже умолчу про браузерное дно, там та же ситуация, а если вспомнить про игру Black Desert и её скандал, то можно понять что дела у таких игр ужасны !! Все деньги от этих игр идут в никуда.

    Не стоит на это тратить деньги, поиграйте лучше в нормальные игры, а не ерунду с мобилок и всякий мусор. Будьте умнее.
  • 1
    Как только упираюсь в андройд играх в жесткий донат ( когда дальнейшая прокачка своими силами практически неосуществима ) тут же удаляю игру. Ведь их в плей маркете сотни и заморачиваться на какой то одной нет смысла.
  • 1
    -Raixs-
    или это был грамотный и обеспеченный человек, который потом продаст не за 23к, а за 230к, а когда то он столько и будет стоить. А в таких темах сидят и ноют те, кто либо никогда не играл, либо те, у кого нет на это денег.
  • 0
    Очень понравилось про CS GO т.к. всё время интересовало почему люди тратят такие деньги на скины , теперь то всё ясно.
  • 1
    Играю в кс, ни разу не донатил на скины, ибо это все лохотрон полнейший.
  • 1
    Street77
    "Сейчас он доступен за $142, но тогда считался редкостью и шёл в авангарде «показного потребления» в CS:GO"
    Что-то не похоже на 230к, хотя, может быть лет через 5-10 он и будет так стоить. А может люди к такому времени поумнеют и больше нельзя будет навариваться на виртуальном мусоре. (О чёрт! Подкрадывается бестолковая эра виртуальной реальности... мы обречены! Теперь, когда у людей появятся специальные перчатки, такие вещи нельзя будет называть несуществующими...)
  • 0
    в лоле +5% к урону не купишь, так же шкурки и прочая визуальная ересь, герои покупаются за игровую валюту и по сравнению с HOTS цены адекватные. Сейчас ещё ремесло ввели что шкурки и герои можно даже не покупать, а выбивать за хорошую игру.
  • 1
    Mabel Pines
    да ну даже не устойчивость
    ящитаю, если человек нормальный и психически здоровый он ну никак не потратит на развлечения больше, чем сам может и хочет
    а все эти сказки про игры с
    наркотической зависимостью

    это мракобесие уровня "игры/телек/тяжелая музыка убивают детей"
  • 1
    То чувство,когда денег просто нет,что бы тратить их на развлечения =_=
    За то меня не назовут " дебилом на которого любые методы выкачки денег сработают"(первый коммент) xD
  • 0
    Cineraus
    Зато тебя назовут неучем за то, что ты не знаешь в каких случаях пишется "зато", а в каких "за то".
  • 0
    Про Доту забыли
  • 0
    Действительно,мы все умные сейчас,"просветлённые".А теперь можно вопрос:сколько у вас игр(в стиме или ещё где-нибудь),в которые вы никогда не играли?А сколько из них вы прошли полностью?
  • 1
    Woozer
    Мне кажется, люди играть в то, что им нравится, и если ты считаешь какую-то игру мусором, не значит что все остальные с тобой согласны. Не надо навязывать свое мнение другим людям.
    Это как говорить:"Люди, не читайте фентези книги и детективы, это полный шлак, будьте умнее, читайте только классику."
  • 1
    Донат - зло =)
  • 0
    Аномел Суна
    Хех, от распродажи не спрятаться-не скрыться!

    Woozer
    Зачем жалеть кого-то, кто играет в игры? Любые. Мало ли кому что нравится. Некоторым жаль тех, кто затаривается на стиме тоннами дишманского инди (как я)))) А мне себя не жаль нисколечки ^___^

    Вилламина
    Есть такое) Сейчас все подряд сваливают на зависимость) Враки все это, если ты конечно здоров и адекватен)

    Cineraus
    Всегда можно найти что-то позитивное ^_^ Даже в нищебродстве ^_^

    Nickita3
    Много +_+

    B.R.O.
    +1 ^_^ Полностью согласна.
  • 0
    Так-то не плохо. Но нет короля трешевости и донатности: wot.
  • 3
    Из всех представленных игр КС ГО самая невинная. Одно дело когда дебилов провоцируют на трату на косметику, другое дело когда дебилам дают преимущество благодаря их тратам. Я с удовольствием выбиваю дурь из донатеров в КС ГО.
  • 0
    нагло вымогая последние копейки на хлеб.

    ЛОЛЧТО. Нагло вымогая? Сами ведутся на "манипуляции", и сами ноют.
    А те кто говорят, что донат зло, вы думаете разработчики в сказке живут, в которой есть волшебный печатный станок? И разрабатывается и поддерживается игра именно на деньги, которые он печатает.
    Донат не зло, просто надо иметь мозг на понимание того, что или ты потратишь больше времени и сил и не потратишь денег, или наоборот. Выбор за тобой.
    Ну и конечно стороной обходить те игры, где вымогают последние копейки на хлеб у бедняжек.
  • 1
    Лохов разводят, караван идет - если кратко об блоге
  • 1
    Статья збс,автор молодец,)жаль игры от мыла или картохи не добавил,вот там тема для разговора и высасывания бабла была бы вах вах
  • 1
    Baton336
    может потому что способ выкачки денег там описан в статье?
  • 0
    Да фиг кто у меня что высосет, без моего на то решения.

    Но будем говорить прямо, все ф2п проекты живут исключительно на донат. Где-то балансный и тогда живут долго и счастливо, где-то совсем нет - и тогда загибаются, но это такая модель распространения, этого не отнять.

    В таком ракурсе, в том, чтобы задонатить какую-то не бьющую по карману сумму в игру, где ты проводишь много времени и которая действительно тебе нравится, ну нет ничего противоестественного или достойного осуждения. Считай этакий кикстартер в реальном времени: тебе нравится то, что делает разработчик, ты кидаешь ему некую сумму, которую можешь себе позволить и получаешь в ответ что-то вроде стандартных вознаграждений. Доступ к игре, веселый скин или золотой калаш. И тут главной целью вполне может быть не желание выделиться, о чем говорит автор блога, а желание дать денег интересующей тебя конторе делающей нужный тебе продукт.
  • 0
    Baton336
    Если у тебя "высасывают" твои деньги, то поздравляю. Ты совсем не управляешь собственной волей и собственными средствами. Только причем тут игры?
  • 1
    На самом деле всё так и есть как в статье описанное я бы ещё доту с компендиумами добавил, я работал в торговле и знаю все эти штуки что выше описаны смысл прост ты предлагаешь то что выгодней тебе продать ну типо "хочет купить покупатель" нужно просто создать иллюзию что он этого хочет.
    З.Ы. Про габена в точку я в доту не играю особо но когда мне приложил "о святой габен" компед а потом 50 уровней и пачку имморталок со скидкой в 60% я не устоял купил на день рожденья и и рад хотя понял что в воздух деньги бросил, а вообще со скидками в тарговле отдельная песня я рад что больше не "торгаш" да зп меньше но я человек честный и мне в школе работать куда приятней туда и стремлюсь попасть сейчас :)
  • 0
    А про Warface забыли?))
  • 1
    я просто не покупаю нечего за реал деньги, в онлайн не играю, нас.ть на все ихние фри как то
  • 0
    Ха, ни разу не донатил во фритуплей играх. По мне лучше купить игру.
    Или играть во фритуплей хардкорно (без доната).
  • 0
    Combine-47
    Черт!Я ведь хотел слитно написать xD
  • 1
    Вот сидят тут ребятки, трепещут "Ух, как же нас надувают, проклятый Гейб и разрабы, всё ради деенег делают!!1адын". А потом, минут через 30, преспокойно пойдут на летнюю распродажу, или играть в AAA-игрульки за 4000 рублей, да ещё и с сезонными пропусками.
  • 0
    Woozer
    мне даже жалко тех людей, которые тратят на это всё убожество огромные суммы денег, за которые можно купить кучу хороших игр из Стима.
    Скажем так,даже в стиме можно не покупать,а скачать эти игры с торрента. Если уж что-то и покупать,то только ради онлайна,но не однопользовательские игры
  • 1
    -Raixs-
    Просто кто то бомж и кому то завидно! У меня нож на 6к рублей. И у школьников на паблике такая же реакция как у тебя!!!
  • 0
    PUSHOKSHOW
    Несуществующий нож не является острой необходимостью, чтобы называть кого-либо бомжом. И уж точно не причина для зависти.
    У школьников на паблике? Ты ещё что ли показываешь это всем подряд? Красава...
  • 0
    Интересная статейка, да.
    Вся эта охота за скинами и плюшками за донат здорово раздражает. Несколько раз пытались меня на это подсадить, я вовремя свалил. :)
B
i
u
Спойлер