Можно ли подать в суд на создателей игр и победить?

В августе месяце пользователь Reddit под ником BlackPanther2016 прославился на всё киносообщество. Киноман сильно рассердился, не увидев в финальной версии фильма «Отряд самоубийц» множество сцен из трейлера. Теперь он подаёт на Warner Bros. и DC за «ложную рекламу», и его иск уже принял лондонский суд. Геймеры прекрасно помнят, как некоторые студии ловко обводили их за нос, сверкая на выставках начищенными до блеска геймплейными трейлерами, а затем продавая совершенно иной продукт. В последнее время это стало настоящей тенденцией — достаточно обратить внимание на злободневную No Man’s Sky, разрушившую многие надежды.

Когда становится понятно, что игра тормозит на среднем компьютере или лишена обещанного геймплея, разработчики внезапно находят тому тысячи оправданий. Кто-то уже привык к такому раскладу, но прецедент с BlackPanther2016 заставил нас вспомнить, что всему есть предел.

Тем не менее, Gamanoid отмечает, что данная статья вовсе не является руководством и не призывает читателей вступать в судебный процесс с разработчиками и издателями из-за «ложной рекламы». И приведённые ниже прецеденты — одна из причин тому. Наши постоянные эксперты, юристы — Оксана Михельсон и Анастасия Скуратова — подробно проконсультировали нас по актуальному вопросу.

Итак, вы поиграли в новую игрушку и остались недовольны тем, что FPS (частота кадров в секунду) постоянно проседала, а из геймплея убрали пару прикольных мелочей, которые показывали в трейлерах. «Хватит это терпеть», — в ярости кричите вы и бежите в суд подавать заявление на разработчиков игр или её издателей. Первое, что вам следует знать: в отличие от «загнивающей» англо-саксонской системы права, в России она не прецедентная. То есть у нас необходимо при каждом обращении в суд доказывать факты, события и обстоятельства, которые причинили вред истцу — то есть вам. А это значит только одно: готовьтесь собрать кучу бумаг от самых разных специалистов и ведомств. Ведь вам нужно доказать, что именно эта игра, именно в этот период, именно в той квартире и именно вам нанесла невосполнимый ущерб.

Хотя слово «ущерб» в суде — понятие двойственное. Видеоигра вряд ли способна нанести ущерб материальный (разве что стать причиной сгоревшей видеокарты), зато может причинить ущерб моральный. И прежде чем театрально закатывать глаза и обвинять геймдизайнеров в своей депрессии, вам следует знать пару вещей. Во-первых, игроделы показывают геймплей в трейлерах на максимальных настройках. Разработчики игр не несут никакой ответственности за несоответствие параметров ПК системным требованиям игры.

Прецедент №1: 4 мая 2015 года федеральный суд США был вынужден отклонить коллективный иск против Sony, которая обвинялась в «заведомо ложном позиционировании» визуальных характеристик Killzone: Shadow Fall. В маркетинговой компании говорилось, что игра будет работать в разрешении 1080p, но в мультиплеере картинка оказалась лишь «близкой» или «похожей» на 1080p. Разработчики подтвердили данный факт, подчеркнув, однако, что изображение всё равно не отличить от заявленного. Но в итоге, по обоюдному соглашению сторон, дело закрыли, да ещё и с условием, что обвинитель больше не имеет права подавать подобную жалобу. Другие детали вердикта оглашены не были.

«Ложной рекламы», как это говорилось в заявлении «ЧёрнойПантеры2016» в упомянутом нами инциденте, в России не бывает — есть «недостоверная», коей признаётся реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения. Стоит признать, что при определённых характеристиках персонального компьютера, игра действительно будет соответствовать заявленным данным. Каждая игра обладает определёнными системными требованиями, с которыми при её покупке вы знакомитесь. И только в том случае, если ваш компьютер полностью соответствует данным требованиям, но игра выглядит определённо не так, как было преподнесено в трейлере, а кроме того ещё и «лагает», то есть основания для обращения в суд с иском о недостоверной информации, предоставленной разработчиками.

Прецедент №2: В марте 2012 года владелец iPhone 4S решил засудить компанию Apple из-за голосового помощника Siri. Истец заявил, что реклама создала у него «неоправданное ожидание» от программы: в роликах говорилось, что Siri помогает пользователю не только сёрфить по интернету, но и назначать встречи, а также искать нужные рестораны и клубы. На деле же «помощница» либо долго думала, либо давала неверные ответы. Примечателен был вердикт судьи: «Apple не обещала никому, что Siri станет работать при любых условиях». Более того, как он отметил, любая реклама призвана презентовать продукт именно в идеальных условиях и показывать всем его возможности, избегая демонстрации недостатков.

Еще один нюанс, который нужно учесть: прежде чем начать собирать доказательства для обвинения, внимательно посмотрите ролик, который оказался «недостоверным». Если производитель игры или трейлера указал во время ролика мелким шрифтом технические требования к оборудованию, то основания для подачи иска вообще возникнуть не может. Но допустим, ничего такого не было, и вот уже судья читает ваше заявление о моральном ущербе от ужасной графики, которой в ролике не было. Наверняка вы должны знать, что у каждого хорошего разработчика игр и издателя есть своя страничка/блог, где своевременно появляется новая информация об игре.

юби блог

Ни один разработчик не станет в здравом уме расписывать преимущества игры в рекламе, предварительно не упомянув о её недостатках в блоге (даже Шон Мюррей всегда честно отвечал на каверзные вопросы в интервью). Всегда любое изменение в создании проекта тут же появляется на официальной странице. Наши юристы отмечают, что блог разработчиков является официальной страницей, размещение информации на которой является официальным объявлением. Следовательно, если вы не прочитали о том, что полюбившийся в рекламе крутой парашют главного героя решили убрать к релизу — проблема ваша и ничья больше. Но даже если случилось чудо, и создатели игры таки забыли упомянуть какой-либо нюанс в блоге, ваше требование о возмещении ущерба попросту могут отклонить из-за несоразмерности, а также указать на то, что данные изменения на качество игры  никак не повлияли.

Прецедент №3: В октябре 2015 года мы писали о том, что игроки Black Desert готовят судебный иск против отечественного издателя игры, компании GameNet. Локализаторы предлагали игрокам заплатить 2500 рублей за пожизненный доступ к pay2play-серверам. Но за неделю до запуска ОБТ авторы сообщили о проблемах с реализацией серверов и отсутствии гарантии за их запуск в день релиза, без причин и объяснений. Тех, кто потратил упомянутую сумму, оказалось очень много, и дело дошло до написания заявления в правоохранительные органы. Позже GameNet выпустила пространное заявление, что вместо пожизненного доступа даст игрокам компенсировать ущерб возможностью купить улучшения в игре на 9900 рублей, и кое-кто даже согласился. Суда компании удалось избежать.

Так есть ли шанс остаться в итоге не у «разбитого корыта», а с наличностью в кармане? Да не очень, учитывая, что моральный вред оценивается в России в сумму чуть более 15 тысяч рублей, и его, как правило, не взыскивают. Конечно, можно пойти другой тропинкой и вместо «недостоверной рекламы» использовать термин «введение потребителя в заблуждение», но и здесь «вознаграждение» несоразмерно затратам на иск. В любом случае, всё зависит от масштабов несоответствия приобретённой игры и предоставленной в трейлере информации. О технических характеристиках бесполезно спорить, ведь разработчикам нет смысла ставить себе палки в колеса неправильными требованиями к платформе, а геймплейные элементы редко убирают из финального релиза в достаточно большом количестве (не упомянув об этом в блоге), что может спровоцировать серьезное судебное разбирательство.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой, но он вовсе не прискорбный. Да, создатели игр частенько юлят и охмуряют громкими анонсами, несоразмерными результату. Но и геймеры в наше время не лыком шиты. Нет смысла затеивать судебные «войны», когда всё можно решить в цивилизованном диалоге, тем самым дав другим понять: игровая сфера — это в первую очередь развлечения, а не бизнес. И если знать правила «игры», то победа не за горами.

Нравится31
Комментарии (17)
  • 9
    Ага подай. Тебя обуют по полной и пнут.
  • 11
    В России об этом даже думать не стоит, заведомо провальная идея.
  • 0
    Проблема не в разработчиках, и не в рекламе. Проблема в том, как внимателен тот, кто смотрит эту рекламу, и как он для себя ее воспринимает. Разработчики могут сказать "Возможно, в игре будет мультиплеер" и некоторые игроки посчитают, что он там будет 100%, хотя это не так. "Возможно" - это "может быть да, а может быть и нет". Поэтому кто-то начнет заведомо писать гневные отзывы типа "игре не нужен мультиплеер, чо вы делаете плахие плахие", а когда игра выйдет, кто-то напишет "вы обещали мультиплеер, и где он? Вы нас обманули". И пользователи не правы в обоих этих случаях.
  • 1
    OculusMortem
    Люди выдают желаемое за действительное((
  • 0
    Убивать плохо, если совсем худо лучше воруйте.
  • 3
    надо просто по меньше рекламу смотреть и еще меньше верить ей...
  • 9
    Всем насрать

  • 4
    Не знаю, кто писал данный бред. Всмотритесь в текст - про результат судебных разбирательств в России слова нет. Также
    Прецедент №1: 4 мая 2015 года федеральный суд США был вынужден отклонить, по обоюдному соглашению сторон

    -вы уж определитесь! Сразу видно безграмотность юристов, которые консультировали по поводу данной статьи. Как юрист, могу сказать, что недобросовестной рекламой у нас занимается Федеральная Антимонопольная Служба, а с издателя, повторюсь - с издателя, который издавал игру в России, можно взыскать денежные средства за игру представив доказательства огрехов разработчика, кои можно найти в сети. Моральный же вред, по моему глубокому убеждению, взыскать невозможно, потому что доказать его невозможно.
  • 1
    Alamut_95
    с чего бы? у вас богатая судебная практика?
  • 1
    AiSPQR
    Просто я знаю где я живу и не питаю иллюзий.
  • 1
    Alamut_95
    т.е. в суды я не обращался, с практикой не знаком, что и как не знаю, НО МНЕНИЕ имею. норм чО
  • 3
    AiSPQR
    Обязательно нужно пить грязную воду чтобы удостоверится что она грязная? Мне достаточно того что я сам наблюдаю, исходя из этого и делаю вывод.
  • 0
    Alamut_95
    "я ничего не буду делать - ноя хочу чтоб у меня всё было"
  • 1
    AiSPQR
    Интересно, с чего это вы взяли что я хочу все ничего не делая? Хотя... нет, не интересно.
  • 2
    короче старайтесь покупать игры с отзывами от игроков, а не кота в мешке
    и будет вам счастье
  • 1
    Alamut_95
    с чего взял? ты сам написал
    ты лучше будешь стоять и наблюдать... и хейтерить
  • 0
    Все будет зависит от юриста или адвоката. Ну и разумеется если вас будет много тогда шансы есть. Ибо как говорится правообладатели хотят чтобы их подделки считались товарами за каждый из которых они хотят получать отдельно тогда придется им привыкать что и отвечать придется как отвечают за это производители материальных товаров...
B
i
u
Спойлер