Не путаем Steampunk и Retrofuturism

Добрейшего вам вечера, джентльмены. Сегодня я хотел бы разобраться более подробно в двух моих самых любимых дизайнерских направлениях - Стимпанк и Ретрофутуризм. Я обратил внимание, что многие люди путают и, порой, не видят разницы между этими направлениями. Именно поэтому и был создан этот блог. Он призван уничтожить путаницу и недопонимание у тех, кто их имеет. Приступим.

Начнем со Стимпанка:

Давайте сперва глянем на официальный термин данного направления:

Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.

В общем и целом ясно, да? Но, объясню более понятно, на примере компьютерных игр. Расскажу про главные различия стимпанка и ретрофутуризма.

Отличным примером стимпанка будет Dishonored. Что мы имеем в игре? 19 век, заставший промышленную революцию. Несмотря на промышленную революцию, люди все равно слушают ТУ ЖЕ САМУЮ музыку. Они носят почти те же наряды. Живут в той же самый архитектуре, слегка приправленной промышленной революцией. В итоге получается, что стимпанк - это дополнение НОВОГО к СТАРОМУ (внимание, это был важный момент). Люди хоть и владеют технологиями, но придерживаются своего времени, используя технологии в его рамках. Как я уже сказал, они слушают музыку, характерную для 19-ого века. Они (если брать исключительно Dishonored) ходят во френчах, цилиндрах, котелках, курят трубки. То есть, они технологии имеют, но полностью отказаться от старого люди не сумели. Так же важным моментом является Пар (хотя, лично я считаю, что "пар" не обязателен. Главное - топливо. А уж пар или не пар... Без разницы). В Dishonored люди используют ворвань. На ней стоит все. Как и все стояло на пару в конце 19-ого века. То есть, топливо тоже имеет важное значение в направлении. Что-ж, перейдем к Ретро Футуризму:

Сперва термин:

Ретрофутуризм (англ. Retrofuturism, retrofuturistic, retrofuture) — жанр фантастики описывающий мир будущего базирующегося на технологиях (а также моды, стилистики и т.д.) прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления.

Отличный, понятный термин, верно? Но для вас все равно разберу его по полочкам. Для примера я возьму серию игр Fallout.
Что мы имеем в игре? 2277 год? Хотя нет, давайте лучше возьмем довоенное время игры. Итак, что мы имеем? 2077 год - год Великой Войны. Для спокойствия, возьмем хотя-бы август (Война ведь началась в октябре, помните?). Итак, август 2077 года. А что слушают граждане США? Что-что? Именно. Джаз, блюз и прочее, характерное для 20 века. Но никак не для 21-ого. Они одеваются как в 20-м столетии. Дизайн их машин - ретро. Округлые формы (или наоборот, слишком острые), большие арки, скрытые задние колеса (иногда). Маленькие и черно-белые телевизоры... А теперь вспомним год. 2077. Итак, снова важный момент: Ретрофутуризм - это добавление СТАРОГО к НОВОМУ, понимаете? Легко и просто. Технологии прыгнули высоко, но мода застряла где-то в 60-х годах прошлого столетия. Это и есть ретрофутуризм. 

Надеюсь, вы перестанете путать эти два дизайнерских направления (а то это очень раздражает). Выучите эти термины и больше не говорите\пишите глупостей в комментариях, отзывах и т.д. Полагаю, отныне у вас не будет проблем с этими терминами.

Благодарю за внимание, и откланиваюсь. До встречи в Нью-Вегасе, джентльмены!

Нравится60
Комментарии (55)
  • 12
    Ящитаю, что проще указать, что стимпанк - это "фантастичная викторианская эпоха", а ретрофутуризм - это "фантастичная середина 20 века". Это в разы легче запомнить.
  • 58
    я один не понимаю как их можно путать?
  • 6
    hi-hat
    Кто совсем не в теме - те путают. Правда, вряд ли они вообще будут интересоваться что к чему.
    Да уж, написал как потомственный Кэп Очевидность.
  • 3
    Anglerfish
    пожалуй тогда надо и другие суда вносить, а то мало ли чего
  • 8
    Я не представляю, как это вообще спутать можно.
    Вот, например, путать киберпанк с пост-киберпанком - это да, нормально. Но, блин, стимпанк и ретрофутуризм - это же принципиально разные вещи. Самые элементарные различия: стимпанк - это эстетика второй половины XIX-го века; ретрофутуризм - это чаще всего эстетика первой половины и середины XX-го века.
  • 2
    [Partisan]
    Блог был мною написан после того, как я увидел срач на одном трекере. Дискутировали два джентльмена, один из которых утверждал, что Fallout является стимпанком. Увидев это я был в недоумении и написал данный блог. На всякий случай.
  • 5
    PaXa_
    Так это на трекерах. Там всегда на какой-нибудь срач или войну #тегов можно нарваться. Я зачастую только ради этого там комменты и изучаю :)
  • 7
    Не путаем Fantasy и Skazki dlya detei
  • 8
    А между стимпанком и ретрофутуризмом (во временной хронологии) расположился дизельпанк. Это когда всякое фантастическое происходит в атмосфере 20-50 г. 20 века. Смотри "Небесный Капитан и мир будущего", читай (ну, или тоже смотри) "Человек в высоком замке", играй Silent Storm и Wolfenstein: The New Order. Да и на картинке блога он, родимый.
  • 3
    ColonelJason
    По-твоему дирижабль - это дизельпанк? На картинке блога я не увидел дизельпанка. Если бы там был летающий поезд или автобус - да. Но не дирижабль.
  • 13
    PaXa_
    Скорее диражбль на фоне Небоскреба, и вправду отдает дизельпанком, ярый представитель дизельпанка- Bioshock Infinite
  • 0
    только обдолбыш это путает
  • 15
    А вот здесь с автором не согласен. Dishonored это вовсе не стимпанк, там нет ни паровых машин , ни часовых механизмов. Первый Dishonored это представитель более редкого направления - теслапанк, в котором преобладает использование электричества, а не пара.
    Если присмотреться то он даже отдаёт дизельпанком, общая стилистика сформирована из камня и грубых листов железа, техника в виде электровагонеток и охранных вышек, по виду напоминает больше технику времён первой мировой, да и ворвань, повсеместно используемая, вполне сойдёт за дизель.
    Во второй части да, там уже и часовые механизмы и паровые двигатели и общая стилистика напоминает викторианскую эпоху (даже мечу Корво, который в первой части был полностью металлическим, сделали деревянную резную рукоять).
  • 10
    Malenkiy Osminojek
    Кстати да, не назвал бы Dishonored стимпанком, скорее всего по чуть-чуть стимпанк,дизельпанк,теслапанк
  • 9
    Прочитав название, я сначала подумал про варез-группу Steampunk и пытался вспомнить, кто такие Retrofuturism и что они взломали.
  • 5
    Теперь нужно сравнить высокое фэнтези и тёмное фэнтези. Тут больше людей путается.
  • 16
    Не путаем кряки от Steampunks и Codex.
  • 1
    А Биошок тогда к чему отнести? Мода и прочее соответствует своему времени а технологии сделали скачёк вперёд. Так что ретрофутуризму не подходит я правильно понимаю? Простой футуризм с элементами антиутопии? Хотя если стимпанк это существующее приправленное технологическим скачком то Биошок это тогда стимпанк?
  • 1
    Rakot013
    Есть хорошая отмаза на такой вопрос, если затрудняешься ответить: Биошок - это арт-деко :D
    Я и сам на самом деле не могу понять, к чему отнести Биошок. По идее что 1-й, что Инфинит - оба выполнены в стилистике ретро-футуризма. Загвоздка лишь в том, что они не про будущее, а, так сказать, про "настоящее". Поэтому в какой-то степени это и стимпанк. Но и паровых машин там не сказать что прямо так много. Поэтому проще забить :)
  • 3
    Rakot013
    К дизельпанку. И не стоит ориентироваться на эти странные формулы автора "прошлое+будущее", так как они лишены жанроопределяющей конкретики. Проще запомнить , что стимпанк это викторианская эпоха, а ретрофутуризм- США 50-х.
  • 2
    Никогда не путал эти понятия, поскольку читал много жанровых книг.
  • 2
    ахаха улыбнул последний абзац
  • 3
    Для ленивых (Там вроде не чё сложного и ДАЖЕ ПО ПОЛОЧКАМ)
    Спойлер

    steampunk ru.wikipedia.org/wiki/Стимпанк
    Retrofuturism ru.wikipedia.org/wiki/Ретрофутуризм
    на анг.языке (машинный перевод) en.wikipedia.org/wiki/Retrofuturism
  • 5
    PaXa_
    PaXa_ написал:
    По-твоему дирижабль - это дизельпанк?

    По-моему-да, т.к. в быту дирижабли использовались с 20-х годов, до 37 года, когда печально известный представитель их вида "Гиндербург" изрядно подмочил (вернее подпалил) их репутацию. Таким образом, для стимпанка поздновато, а для ретрофутуризма-рановато.
  • 5
    Тот неловкий момент, когда автор сам не понимает тему.
    И это на главной странице, бррр.
    В стимпанке или нет электричества, или оно находится в рудиментарно-зачаточном состоянии. А в дисе - весь мир устроен на электричестве, в наличии куча сложных, электрических устройств.
  • 5
    Я согласен с мнением, что стимпанк - это разновидность ретрофутуризма, ибо второе понятие более широкое и всеобъемлющее
  • 3
    Rakot013
    Все части биошока это типичные представители дизельпанка
  • 4
    Хз, для меня стимпанк, это шестеренки с паром и иногда приправленным магией, в конце концов, не обязательно должна быть викторианская эра, просто большинство авторов переносят действия именно примерно в этот период, но есть так же и варианты средневековья, или что я еще не находил, это современность или будещее 21в+, главное это пар, шестеренки и магия!!!
  • 2
    Что же касается Ретрофутуризм, то это быстрее то как люди 60-70-тых годов, представляли наше будущее, и на этой основе сделанный фэлаут и его стиль.
  • 3
    дизхонорд вроде теслапанк? не?
  • 4
    Один из немногих, реально хороших блогов!
    Моя благодарность автору за старания и чётко выраженную позицию с грамотными объяснениями.
  • 5
    PaXa_
    Вот оно что!!! А я думал фоллаут это постапокалипсис...
  • 0
    syppervoin
    Точно, тот-же Аркамум к примеру.
  • 0
    PaXa_
    ссылку на срач, щас мы там повоюем, нас хлебом не корми)))
  • 0
    ZloyViki
    Благодарю вас, уважаемый)
  • 5
    Автор, сам не знаешь разницу между этими понятиями, и пытаешься другим разъяснять.
    Ретрофутуризм - это общее собирательное название жанров фантастики, в которое входит стимпанк, атомпанк, дизельпанк, и другие жанры. Стиль этой группы жанров основан на том, как люди себе представляли будущее, на определенном этапе своего развития.
    Dishonored - это не совсем стимпанк, это его редкий поджанр теслапанк, но все же - это так же и ретрофутуризм, так как более 100 лет назад в фантастике было распространено мнение, что в будущем все будет работать на мощном электричестве, с дугами Теслы и прочими приблудами, пример такой фантастики - Франкенштейн.
    Fallout - это атомпанк, и тоже ретрофутуризм. Этот жанр довольно известен на западе, но у нас почему-то про него мало кто знает. Он основан на том, как люди представляли будущее в 1950-80 гг. Все на силе атома, радиация, скорый атомный апокалипсис и тп.
    Многие точно не видят разницу между "стимпанком" и "ретрофутуризмом", но все же, называть стимпанк ретрофутуризмом вполне можно, это не будет ошибкой. Это такая же ошибка, как если бы "интернет" назвать связью.
    Разница здесь во все не в том остались ли технологии на одном уровне или прыгнули высоко. Это никакое не добавления старого к новому. В том же стимпанке - вполне возможны роботы. Даже в том же Dishonored они есть, хотя по вашему мнению это стимпанк, и технологии там замерли на уровне 19-го века.
    А вот киберпанк - это пока просто футуризм, без приставки "ретро-", но время идет, и лет через 50 такие представления тоже будут казаться устаревшими, и приставка ретро- добавиться и футуризму киберпанка.
    Вот более нормально определение ретрофутуризма (из английской википедии: en.wikipedia.org/wiki/Retrofuturism):
    Спойлер
    Ретрофутуризм (прилагательное ретрофутуристическое или ретрофунтеальное) - это тенденция в творчестве, показывающая влияние изображений будущего, созданных в более раннюю эпоху. Если «футуризм» иногда называют «наукой», стремящейся предвидеть, что произойдет, ретрофутуризм - это запоминание этого ожидания ». [1] Характеризуется сочетанием старомодных« ретро »стилей с футуристической технологией, ретрофутуризм исследует темы напряженности между прошлым и будущим, а также между отчуждающими и усиливающими влияние технологиями. В первую очередь отразившись на художественных творениях и модифицированных технологиях, которые реализуют воображаемые артефакты своей параллельной реальности, ретрофутуризм можно рассматривать как «оживляющий взгляд на мир». [2] Но это также проявилось в мирах моды, архитектуры, дизайна, музыки, литературы, кино и видеоигр.
    Жанры ретрофутуризма включают киберпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк и Raygun Gothic, каждый из которых относится к технологии с определенного периода времени.

    (Переводил гуглом, в ручную тупо лень)

    Оригинал текста:
    Retrofuturism (adjective retrofuturistic or retrofuture) is a trend in the creative arts showing the influence of depictions of the future produced in an earlier era. If "futurism is sometimes called a 'science' bent on anticipating what will come, retrofuturism is the remembering of that anticipation."[1] Characterized by a blend of old-fashioned "retro" styles with futuristic technology, retrofuturism explores the themes of tension between past and future, and between the alienating and empowering effects of technology. Primarily reflected in artistic creations and modified technologies that realize the imagined artifacts of its parallel reality, retrofuturism can be seen as "an animating perspective on the world."[2] But it has also manifested in the worlds of fashion, architecture, design, music, literature, film, and video games.
    Genres of retrofuturism include Cyberpunk, Steampunk, Dieselpunk, Atompunk, and Raygun Gothic, each referring to a technology from a specific time period.

    PS\ Не путайте устройства ввода с клавиатурой, видеокарту с компьютерными комплектующими, флаг с государственным символом, русский язык со славянскими, лампочку с источником света, цифру с единицей, воду с жидкостью, чай с напитком.
  • 0
    Maksat_J
    Судя по последним взломанным играм они сами перепутались).
  • 2
    Ни то, ни другое не является научной фантастикой. Это фетиш фентези. Я могу легко заменить пар на боярышник и будет новый жанр. Все на боярышнике: машины, радио люди. Жанровый стиль одежды - преобладание фуфаек трико, сланцев. Жанровые формы - флаконообразные, жанровый стиль речи: раскованый, не без грубостей. Правящая элита именуется как бояре, самые актуальные социальные проблемы: головная боль, разложение печени и высокая смертность. Главный жанровый антагонист - компания-монополист настойки боярышника Boyar Issue NK. Главное жанровое занятие, развлечение и религия - пить настойку боярышника.
  • 1
    Пошли интеллектуальные беседы ,только толку от них
  • 1
    gmh4589
    Каким образом это: "Ретрофутуризм (англ. Retrofuturism, retrofuturistic, retrofuture) — жанр фантастики описывающий мир будущего базирующегося на технологиях (а также моды, стилистики и т.д.) прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления" может быть стимпанком, где все как раз-таки наоборот? В ретрофутуризме мир базируется на технологиях прошлого, которые не используются ныне в реальном мире. Стимпанк же описывает цивилизацию, освоившую в совершенстве механику и технологии паровых машин. Все в этих двух терминах.
  • 0
    Anglerfish
    Я честно говоря не знаток этих законов.Но что мешает за основу стимпанка взять к примеру средневековье? Или эру пороха, ведь это делает ваше утверждение в корне неверным. Стоит вспомнить первый сезон мульта Аватар.
    Мне кажется этот сеттинг не обязан быть привязан к строго определенному периоду из реальной истории.
    Есть к примеру одна старая игра жанре стимпанка. Arcanum. Там было и подобие 19го века и средних веков, а в мире происходит борьба Магии против Технологии, ибо никому не удалось эти две вещи совместить.
  • 1
    Skvizgar
    Это уже как бы будет не классический стимпанк, а какое-то извращённое ответвление.
    en.wikipedia.org/wiki/Steampunk
    К чему все эти вопросы, если в интернете всё есть?
  • 1
    Anglerfish
    Всегда лучше спросить, а прочитать я всегда успею. Чтобы человек мнением поделился, а не источниками закидывал. Все как с этой статьей понимаешь. Куда проще было не писать ее, а кинуть просто две ссылки и все.
  • 2
    PaXa_
    Ты хотя бы википедию (лучше английскую, в нашей мало инфы на эту тему) почитай.
    Включи логику. Из самого слова "ретрофутуризм" понятно, о чем идет речь. Ретро - старый, устаревший. Футуризм - представление о будущем, прогнозирование будущего.
    Ретрофутуризм - это всего лишь представления людей прошлого о мире будущего. Технологии тут могут быть любыми. Хоть каменные топоры, хоть нанороботы, хоть паровые машины.

    PaXa_ написал:
    Каким образом это: "Ретрофутуризм (англ. Retrofuturism, retrofuturistic, retrofuture) — жанр фантастики описывающий мир будущего базирующегося на технологиях (а также моды, стилистики и т.д.) прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления" может быть стимпанком, где все как раз-таки наоборот? В ретрофутуризме мир базируется на технологиях прошлого, которые не используются ныне в реальном мире. Стимпанк же описывает цивилизацию, освоившую в совершенстве механику и технологии паровых машин. Все в этих двух терминах.

    И? Что наоборот? Технологии стимпанка до сих пор используются?
    Стимпанк - это поджанр ретрофутуризма. Да, он описывает технологии паровых машин, освоенных в совершенстве. Но паровые машины вышли из употребления лет 100 назад. В чем тут противоречие? Я что-то давненько на вокзале даже паровоза не видел. ОК, паровоз я своими глазами видел, но он стоит у нас в городе в качестве памятника на постаменте.
    Почти все "-панки", основанные на технических принципах (их еще зовут "технопанки") - это ретрофутуризм. Во ВСЕХ из них мир базируется на технологиях прошлого, вышедших из употребления и освоенных до совершенства. В стимпанке - нормальны роботы на пару (например - механические стражи из Dishonired, двемерские механизмы в Elder Scrolls), в стимпанке даже есть такое понятие как "аниматрон", это как раз и есть стимпанковский робот. В стимпанке могут быть и киборги (в том же Dishonored они есть), машины времени (одноименный роман Герберта Уэлса).
    А то что у тебя приведено в качестве ретрофутуризма (серия Fallout) - да это ретрофутуризм, и там тоже технологии вышедшие из употребления, доведены до совершенства, только базируются они на атомных технологиях и ламповых электроприборах, этот поджанр ретрофутуризма зовется "атомпанк". Там тоже есть роботы, причем они работают от атомного реактора, а в их электросхемах установлены не микрочипы а вакуумные лампы, синты (второго поколения) - это по сути "ламповые киборги".
    Помимо этих двух жанров есть еще: клокпанк - это механические технологии эпохи Возраждения (некоторые думают, что "клокпанк" это про машины времени, другие еще и путают с таймпанком [жанр про путешествия во времени называется хроноопера, но в силу возможных посещений разных эпох, там тоже могут быть элементы ретрофутуризма]), дизельпанк - технологии первой половины 20-го века, транзисторпанк - из названия понятно, что транзисторы, ну и ранний киберпанк уже тоже в ретрофутуризм.
    Разница есть между "футуризмом" современным (сюда можно отнести биопанк, нанопанк, современный киберпанк, посткиберпанк, киберпреп, космопанк) - это то как будущее представляют сейчас, и "ретрофутуризмом" - это то, как будущее представляли раньше.
    Вот почитай, прежде чем еще комменты строчить:
    Спойлер

    Все это легко гуглится и находится.
    А если ты так уверен в своем мнении, то потрудись, и приведи пруфы.
    Я привел, и они доказывают мои слова. Я вообще, можно сказать чуть ли не спец по части "-панков". И спорить со мной на эту тему - бесполезное занятие.

    Skvizgar
    Все это уже давно придумали. Есть миддлпанк (его еще иногда называют плейгпанк, каслпанк) - как раз про средневековье, есть манапанк - технологии, основанные на магии. А то, что показано в Arcanum - называется фетезийный стимпанк.
  • 0
    steampunks это крутые перцы которые взламывают игры))))
  • 1
    gmh4589
    Твоё виденье вопроса представляет известный академический интерес, но, откровенная говоря, это-эталонная схоластика- избыточное мудроствование и систематизация ради систематизации, в ущерб сущностному наполнению обсуждаемых понятий. Не говоря уже о том, что твои определения противоречат заявленным в твоих же ссылках. Например, у тебя (и в статье на академике):
    gmh4589 написал:Ретрофутуризм - это всего лишь представления людей прошлого о мире будущего.

    По твоей ссылке на Вики:" Ретрофутуризм — жанр фантастики описывающий мир будущего базирующегося на технологиях (а также моды, стилистики и т.д.) прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления.[...] По неизвестной причине многих явных представителей жанра ретрофутуризм (например серия игр Fallout) ошибочно, или по незнанию, приписывают к "дизельпанку". Явное противоречие твоему утверждению, о том, что
    gmh4589 написал:
    Почти все "-панки", основанные на технических принципах (их еще зовут "технопанки") - это ретрофутуризм.

    Однако,это скорее к слову, я не использую написанное по этому поводу в вики как свою основную аргументационную базу, так как классификация этих жанров не является академической дисциплиной, её нормы и положения нигде не зарегламентировано, и всё, что по этому поводу написано-исключительно чьё-то личное мнение, основанное на индивидуальной трактовке, и я не вижу никаких причин принимать какие-либо из этих позиций за единственно верны. А во то, что стим-панк это никакой не ретрофутуризм, я докажу опираясь на старую-добрую формальную логику.
    Ретрофутуризм (основываясь на приведенном в википедии определении) это не представление людей прошлого, это вымысел людей настоящего, в котором, в будущем, относительно настоящего для автора и "читателя" момента, будет присутствовать обилие элементов из прошлого (для автора,) плюс видение автора о фантастическом развитии этого прошлого. Например тот же фоллаут, это не представление о будущем людей 50-х годов, это фантазия людей 00-х, в которой в будущем эстетика 50-х сочетается с технологиями 22 века. Таким образом, очевидно, что стимпанк Арканума никаким образом не вписывается в определение ретрофутуризма, т.к.события Арканума происходят не в будущем, а в настоящем (для самого этого мира) а в рамках восприятия игрока, так и вовсе в прошлом, относительно этапов развития цивилизации в нашей реальности. Неуместно говорить о футуризме, в произведении где о будущем вообще ни слова.
  • 0
    ЭХХХ
  • 0
    ColonelJason
    Но в фоллауте же основываются на представлении о будущем в 50х годах. В США в 50х годах была модна эта тема. И было распространено мнение именно, что будущее будет основано на атоме. Короче это все сложно и рассуждать можно долго.
  • 0
    Skvizgar
    Да как сказать, какие-то идеи, конечно совпали, с идеями, приходившими людям в голову в 50-е, но далеко не все (и честно говоря, я даже не назову те, что совпали. Разве что,дизайн некоторых роботов). Например, тогда идеей фикс была война с СССР, а в фоле война вышла с Китаем. Энергооружие, вулканы, огнемёты, силовые кулаки-всё это выполнено не в эстетике 50-х. Вообще, если просто набрать в поисковике "фантастика 50-х", мы увидим, что мысль футуристов того времени была, в основном,направлена в область космоса, что в фоллауте найти отражение практически не могло. Так что, на мой взгляд, из 50-х взяты именно дух, эстетика просачивающаяся из руин, а вот атрибуты будущего авторы брали уже из головы, или других источников (пистолет Рика Декарта, броня Безумного Макса и т.п.).
  • 0
    Довольно смежные понятия. Стимпанк можно отнести к отдельному разделу ретрофутуризма ведь.
  • 0
    tgutar
    Можно, но вряд ли нужно, т.к. стимпанк, это прошлое с точки зрения стилистики и настоящее с точки зрения хронологии мира, в котором происходят события, в то время как имманнентное свойство ретрофутуризма- события происходят в будущем. Единственным случаем, когда ретрофутуризм будет стимпанком, это сюжет, где после какой-нибудь глобальной катастрофы людишки проходят этапы развития цивилизации заново, и доходят до викторианской эпохи, с её паровыми конструкциями.
  • 0
    ColonelJason
    ColonelJason написал:
    По неизвестной причине многих явных представителей жанра ретрофутуризм (например серия игр Fallout) ошибочно, или по незнанию, приписывают к "дизельпанку"

    Мое высказывание этому не противоречит, так как Фоллаут - это атомпанк, а не дизельпанк. Там не написано, что он не является ретрофутуризмом, там конкретно про дизельпанк. Я уже выше писал, что про атомпанк у нас мало кто знает, отсюда и путаница. У нас знают киберпанк, знают стимпанк, некоторые знают еще и дизельпанк, и пытаются грести под гребенку своих ограниченных познаний в стилях все подряд.
    Ты вообще вырвал фразу из контекста, и полностью она выглядит так:
    Яркими примерами ретрофутуризма в современной культуре являются серии компьютерных игр Fallout и Bioshock. Первая часть Fallout вышла в 1997 году. Несмотря на то, что события разворачиваются в далеком будущем, через столетия после предполагаемой ядерной войны, практически полностью уничтожившей человеческую цивилизацию, будущее выглядит так, как его представляли американцы середины XX века. По неизвестной причине многих явных представителей жанра ретрофутуризм (например серия игр Fallout) ошибочно, или по незнанию, приписывают к "дизельпанку".

    Особенно обрати внимание на первое предложение, из которого следует, что Fallout как раз таки яркий представитель ретрофутуризма.
    Я может слегка расплывчато высказался, правильнее будет так:
    Ретрофутуризм - это стилизованное под представление людей прошлого видение будущего.
    И естественно, что лет сто назад мало кто мог предполагать, что их привычная стилистика выйдет из моды, и будет казаться устаревшей.
    ColonelJason написал:
    так как классификация этих жанров не является академической дисциплиной

    Это естественно, и можно сказать про любые жанры. Например, вряд ли даже лучший музыкальный критик может сказать, в чем конкретная разница между роком и металлом. Можно сказать, что допустим Queen - это рок, а Metallica - металл, но где грань между жанрами, не скажет никто. Хотя, еще к слову, Россия - одно из немногих мест, где выделяют разницу между роком и металлом, в большинстве стран это синонимы. Так что, даже территориальные различие присутствуют. А в Японии, вообще собственное подразделение на музыкальные стили, кажущееся несколько странноватым западному человеку, но если задуматься, оно даже более логично, чем наше привычное.
    С этими стилями точно так же, никто точно не назовет границу где кончается стимпанк и начинается дизельпанк, не смотря на существенную разницу между стилями, например первые две части серии Bioshock приписывают к обеим стилям в разных источниках (хотя по-моему, это все же дизельпанк, так как в этих играх нет не слова о паровых технологиях, да и время действия скорее соответствует дизельпанку). А особенно, между клокпанком и стимпанком - например, серию игр Сибирь приписывают и к тому, и к другому, и на самом деле все правы, иногда даже клокпанк считается подстилем стимпанка. К слову, и атомпанк некоторые критики приписывают к поджанру дизельпанка, наряду с очень мало известным стилем декопанк.
    А допустим взять киберпанк - так его корни уходят аж в 1930-50-е годы (его основателями считаются писателями Карел Чапек, Айзек Азимов, Филипп Дик и наш Александр Днепров [кстати, про Днпрова почему-то мало кто знает, а он очень многое привнес в стиль, причем его можно назвать чуть ли не единственным советским киберпанк-писателем середины прошлого века] ), многие (или даже почти все) концепции из этих произведений уже давно устарели, и кажутся сейчас странными. Например, в рассказе "Я -- робот" упоминается, что роботы состоят из вакуумных ламп, ну просто не предполагал Карел Чапек в 30-х, что в будущем изобретут миркрочипы, однако, это все же киберпанк, а не атомпанк (в котором электроника базируется на лампах), так как сюжет больше отведен под проблему искусственного разума, что присуще только киберпанку. Можно сказать, что в этом рассказе есть элементы атомпанка, но не больше.
    По этой причине его можно тоже отнести к ретрофутуризму. Но киберпанк продолжает развиваться, и произведения созданные где-то с 1980-х до наших дней, уже не кажутся устаревшими. Современный киберпанк даже причисляют к отдельному его подстилю, посткиберпанку (некоторые думают, что посткиберпанк, это потсапокалиптический киберпанк, но это не так), образующими еще два подстиля - нанопанк и биопанк (иногда к ним добавляют еще и космопанк, но этот стиль еще не обрел четких критериев). Все более-менее известные современные произведения, многими считаемыми киберпанком, скорее следует относить к посткиберпанку (и критики в отличие от простого люда так и делают), например, серию фильмов и аниме "Матрица", игры "Deus Ex" (даже более конкретней, это нанопанк, так как там сделана ставка именно на нанотехнологии), но и к обычному традиционному стилю их вполне можно отнести, и это не будет ошибкой.
    А вот, например, фильм "Время" с Джастином Тимберлейком в главной роли, вообще трудно отнести к какому-то из "-панков", но что это ретрофутуризм - несомненно. Возможно, название такому стилю пока не придумано.
  • 0
    gmh4589
    gmh4589 написал:
    Особенно обрати внимание на первое предложение, из которого следует, что Fallout как раз таки яркий представитель ретрофутуризма.

    я с этим совершенно не спорю, говоря о противоречии , я имел в виду, что автор статьи, как и я, но в отличие о тебя, не считаем, что" -панки" это непременно ретрофутуризм.
    gmh4589 написал:Ретрофутуризм - это стилизованное под представление людей прошлого видение будущего.

    Да,с таким определением я согласен.
    gmh4589 написал:
    Например, вряд ли даже лучший музыкальный критик может сказать, в чем конкретная разница между роком и металлом.

    Это как раз-таки может сказать даже далёкий от музыкальной критики человек- метал это поджанр рока. Разница между различными жанрами и поджанрами выражена во множестве вполне "осязаемых" признаков-инструменты, темп, стилистика звучания, внешний вид исполнителей, в конце-концов. И отличаются поджанры рока между собой не многим менее явно, чем жанры музыки в принципе- ты же, я думаю, понимаешь чем джаз отличается от кантри, и можешь выразить это словами? Также интересующиеся люди вполне могут объяснить, почему the cure и Агата Кристи это пост-панк, и чем они отличаются от Iron Maden.
    gmh4589 написал:
    Хотя, еще к слову, Россия - одно из немногих мест, где выделяют разницу между роком и металлом, в большинстве стран это синонимы.

    Ну, чем рок отличается от метала я уже пояснил, касаемо других стран, термин метал там действительно не используют, а называют его конкретные поджанры (то, что мы обычно зовём металом у них -heavy metal, metallica- trash metal, например) и ни о какой синономичности речи не идёт: все понимают, что Joy Division, The Muse, и The Rollins Stones это рок, но никто в здравом уме не назовёт их ни металом, ни , хэви металом.
    В поджанрах фантастики, в том числе литературной, согласен, путаница возможна, так как определяющих факторов значительно меньше, а те что есть можно трактовать по всякому.
  • 0
    ColonelJason
    Muse - скорее альтернатива, или поп-рок накрайняк, а Агата Кристи - дарк-вейв (хотя это вообще-то поджанр пост-панка, и по сути их стиль можно и так назвать). А про рок\метал вот что: разница есть, с этим никто не спорит, ни у нас, ни на западе, но четкую границу обосновать не сможет никто. Про синонимы я чуток попутал, это хард-рок и хеви-метал у нас вроде как разные жанры, а на западе считаются синонимами. У нас даже есть очень странный для европейца или американца жанр хард-н-хеви. Вот хард-рок\хеви-метал - это как раз таки то, что можно и к тому и к другому отнести. Есть финская группа 69 eyes - в некоторых источниках ее жанр определяют как готик-рок, в других - как готик-метал, а сами участники группы называют свой стиль "гот-н-ролл". Ну и действительно, их музыка настолько погранична, что ее можно и к року, и к металу.
    Я не имел ввиду, что "-панки" - это непременно ретрофутуризм. Если ты дочитал мой предыдущий "талмуд" (то есть пост), я там написал про посткиберпанк, и что он не является ретрофутуризмом. И еще про фильм "Время", который как раз наоборот - стопудовый ретрофутуризм, но не к одному из "-пакнов" его не отнесешь.
    И есть еще очень много "-пакнов", которые вообще следует к поджанрам фентези относить, например, мифпанк, манапанк, эльфпанк, миддлпанк. А все, что идет по временной шкала раньше стимпанка (или возможно раньше клокпанка), -- стоунпанк, бронзнапк, сандалпанк, миддлпанк и может еще что-то, -- это тоже совсем не ретрофутуризм, так как в те эпохи вообще не было понятия о том, что может ждать человечество в будущем, так как технологии развивались настолько медленно, что успевали смениться десятки поколений прежде чем появиться что-то новое. Плюс есть еще чисто стилистические жанры, например, оушнпанк (или сипанк; точно не знаю его критерии, но думаю, к нему можно отнести м\с про Губку Боба), есть поджанры поджанров, такие как виндпанк (поджанр стим- и дизельпанков, в котором важная роль отводится дирижаблям и аэростатам), аэропанк (поджанр дизельпанка о самолетах, ярчайший пример - аниме Миядзаки "Порко Россо"), декопанк (дизельпанк в стиле арт-деко). Последнее время все чаще в интернете встречаю слово "постапокалипспанк" - походу это смесь любого панка с постапокалиптикой.
  • 0
    gmh4589 написал:
    Muse - скорее альтернатива

    Согласен, но альтернатива, она же альтернативный рок (в данном случае, ещё есть альтернативный метал), очевидно, вполне себе рок.
    gmh4589 написал: Агата Кристи - дарк-вейв

    Вообще нет, дарк-вэйв , конечно, вырос из пост-панка/готик-рока, но путём соития с индастриалом, чего в Агате Кристи нет совсем.
    gmh4589 написал:
    это хард-рок и хеви-метал у нас вроде как разные жанры, а на западе считаются синонимами.

    Тоже нет. Они , конечно близки,но не синономичны (что у нас, что на западе,не знаю почему у тебя сложилось впечатление, что у нас к жанрам какое-то особое отношение:и наша, и английская вики пишут примерно одно и то же, да и народ в курсе) хард рок это гипероним , т.е родовое понятие по отношению к хеви металу, который их хард-рока вытекает. Олсо, хард-рок включает в себя, например, панк и грандж, которые, понятное дело не хеви метал.То есть, любой хеви метал- хард-рок, но не любой хард-рок- хеви метал. Так что, синонимами эти понятия быть не могут.
    Почитав тебя, пришёл к выводу, что -панк жанр можно замутить из любого произведения: берем какое-нибудь его имманентное свойство и добавляем -панк. Стопроцентный сипанк это морлаб 2021. Супертюрьма- джейлпанк. Арчер-спешлагентпанк...Зашёл, по следам твоих слов, на викитроп, там в статье "панк-фантастика" автор (это не ты?) разделяет твою склонность к дотошной систематизации...Данжеонпанк, Эльфпанк, Дримпанк... Мне это всё напоминает, как в одно время была модно модифицировать слово "выхухоль", типа бздюхухоль-излишне трусливая выхухоль, охухоль - бестолковая выхухоль без царя в голове. Это всё потешно, как местечковая шутка, но вряд ли широкой общественности удастся привить любовь к -панк классификациям- всё-таки в большинстве случаев эти поджанровые -панки просто предоставляют избыточную уточняющую информацию о жанре. Не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь будет выбирать для себя фэнтази книгу по принципу "данженпанк" или "эльфпанк", и уж совершено точно ни один кинолюбитель не откроет для себя творчество Линча благодоря тому, что это, оказывается-дримпанк.
B
i
u
Спойлер