О жанрах и критиках

Для начала краткая предыстория: прошёл накануне Soma, игра зацепила, понравилась больше Amnesia - понял, что к этой игре я ещё не один раз вернусь. Стало интересно, как же её оценили на игровых порталах. И тут понеслось...

И в рецензиях, и в отзывах пользователей я часто сталкивался с одной и той же претензией - Soma не пугает, а значит, не хоррор, а следовательно, это плохая игра. Даже если оставить в стороне вопрос о том, что страх - штука субъективная, и игра кого-то ужаснёт, а кого-то нет, остаётся вопрос: чему люди считают, что главный критерий качества игры - максимальное соответствие определённому жанру? А как же атмосфера, интересный сюжет, игровой процесс, личные впечатления от игры? Ведь мы же не оцениваем фильмы и книги по тому, насколько точно они соответствуют заявленному стилю, это было бы просто глупо. Просто представьте, если бы литературный критик заявил бы: «Книга конечно интересная, но она издана в серии "Научная фантастика", а научностью там и не пахнет. Выше тройки из-за этого поставить ей нельзя».

А в игровой индустрии такое встречается повсеместно. Приоритет формы над содержанием настолько укоренился, что люди тратят больше времени на выявление критериев жанра РПГ, а не на обсуждение самой игры. Яркий пример - Mass Effect, который в своё время критиковали за систему диалогов и развития. Вы наверняка помните про "лишнюю пушку". Но разве игра от этого становится хуже, разве перестаёт Mass Effect от этого быть интересной космооперой? Мне кажется, что нет.

Другой пример - серия Fallout, по третьей и четвёртой частям которой не прошёлся только ленивый. Как часто вы видели претензии "Ну какой же это Fallout, тут прокачка неправильная, система диалогов кривая и вообще не изометрия/это шутан"? (оставим в стороне вопрос о других недостатках этих игр - речь сейчас о жанрах). А разве это главное для целостного восприятия произведения? Сами же геймеры постоянно твердят, что игры - это такой же вид искусства, как и кинематограф, музыка, литература... И сами же низводят игры до списка конкретных "должно быть" и "не должно быть". Может быть, таким людям стоит не играть, а по нескольку часов в день просто читать правила ролевых систем, да только удовольствия это не принесёт.  

Проводя аналогии с другими видами искусства, можно прийти к простому выводу: размытие жанровых границ и уход от стандартов ведёт к развитию отрасли, а не к её гибели. Представьте, если бы критики заклеймили "Хроники Амбера" Желязны за то, что этот цикл не попадает под определение классического фэнтези или научной фантастики. Что было бы с Воннегутом, если бы читатели бросали его "Колыбель для кошки" со словами "Не, ну это же фантастика какая-то, она вообще не соответствует принципам серьёзной литературы!". Если бы, в конце концов, "Божественную комедию" Данте общество разгромило бы за то, что она не соответствует церковным канонам. Так почему же геймерам так нравится возиться с жанрами игр и спорить, корректно ли называть Deus Ex РПГ или это шутер? А ведь это ещё не говоря о том, что современные игры имеют склонность к объединению многих жанров! В общем, получайте эмоции от игр, а не играйте в экран прокачки. 

Нравится11
Комментарии (43)
  • 8
    Ну какой же это Fallout, тут прокачка неправильная, система диалогов кривая и вообще не изометрия/это шутан

    там и без ролевой системы проблем хватает и как раз в этом соль,тот же ведьмак с той же куцой ролевой системой из двух вариантов диалога (против четырех заметьте) предлагает куда больше вариативности в квестах,интересный сюжет,юмор, персонажей,и крайне разнообразные квесты и неодносложные ситуации,чем может ответить на это фоллаут? постройкой домиков?нет уж,это просто смешно,да и масс еффект хейтили только уж совсем отпетые олдфаги ролевых игр,в первую очередь эта была огромная интерактивная история на сотню часов,а уже потом какая то там рпг,и даже щас перед выходом андромеды людей больше волнует какой там будет сюжет и напарники,а не "типа новая и революционная" cистема диалогов
  • 2
    Просто представьте, если бы литературный критик заявил бы: «Книга конечно интересная, но она издана в серии "Научная фантастика", а научностью там и не пахнет. Выше тройки из-за этого поставить ей нельзя».

    Вообще-то это на 100% верно. Вот если бы наоборот было - взяли в руки тупую "космическую фентезю", а там было серьёзное (по качеству) наполнение - тогда другое дело. А всё почему? Потому что "НФ" - это более серьёзное ответвление более общего понятия "фантастика".
    Пример:
    Спойлер
    Т.е. тебе, допустим, хочется почитать чего-то просто фантастического - берёшь с полки любую книгу жанра "фантастика" (хоть "Звёздные короли", хоть "Основание" - тебе всё равно) и спокойно прочитываешь её. А потом тебе захотелось не какой-нибудь ширпотреб для подростков, а чего-нибудь более серьёзного, ты берёшь книгу, на которой написано, что это новая веха в научной фантастике, но, почитав её, узнаешь, что всю книгу рассказывается плаксивая история про несчестную любоффь какого-нибудь очередного Избранного, который силой мысли уничтожает целые планеты, но в ответственный момент не может одолеть таинственных захватчиков из соседней галактики из-за того, что его сердце недавно разбила жестокая (но в то же время ранимая) красавица, и на протяжении всей книги они пытались помириться.
    И что, доволен ты будешь такой книге? А ведь заявлялась, как настоящая НФ!

    И почему автор не вспоминает, что это всё-таки Фоллаут(!), а не какая-то безымянная стрелялка с РПГ-элементами. Ведь 100 раз говорили, что если бы у игры было другое название, то и приём был бы теплее.

    Опять-таки, Масс Эффект изначально позиционировался самими же разработчиками как РПГ, поэтому и претензии соответственные. Ведь не все же любят YOBA-игры, кому-то и серьёзная ролевая игра нужна; а они заходят в игру, где написано, что это РПГ, а там от РПГ мало что осталось.
  • 0
    Anglerfish
    Про сравнения с книгами: ты не совсем верно поняла мою мысль. Тут скорее пример такой: выходит глубокая и интересная книга, в которой нет звездолётов, бластеров, полётов к другим планетам, из-за чего самой фантастичности происходящего практически не заметно. Но выходит она именно как НФ - и что, это помешает тебе получить от книги удовольствие? Я думаю, что нет. Почему же с играми ситуация должна быть другая?
  • 1
    Монохромный
    Под спойлером добавлен уточняющий пример :)
  • 0
    Проблемма Фаллоута в том что он Фаллоут, а не скажем "Мир дикого постапокалипсиса". Тут уже вступает другое сравнение не с книгами и фильмами как у автора а например с едой. Вот ты хочешь сьесть шашлык, сочный поджаренный кусок мяса. А тебе принесли мороженное. Отличное мороженное с фруктами и шоколадом. Но блин ты же рассчитывал на шашлык!!! Так и тут при покупке Фаллоута я хочу получить Фаллоут а не что либо другое пусть и хорошее. А Масс Эффект лично мне отлично пошла, так как новая серия и она выдержала свой дух от и до. И покупая после первой части вторую я получал именно то что и ожидал. А вот в Dragon Age это правило уже нарушили и был лютый накал ненависти к разработчикам. Дело не в том что игра плохая или хорошая а в том чего от неё ждут, как её преподносят разработчики и что дают в итоге.
  • 0
    Anglerfish
    Так я почитал, обратный пример привожу же)
  • 3
    Монохромный
    И да, какой дурак тогда будет позиционировать книгу как НФ, если там не будет этой самой НФ? Зачем? Жанры для того и придуманы, чтобы потребители примерно ориентировались в том, что выбрать. А если человек хотел НФ, то он хотел именно НФ, сколько бы ни была хороша книга.

    Твоя мысль понятна, но ты забываешь, что людей много и у всех разное отношение к продукту и его позиционированию. Вот, для примера, мне было бы всё равно, а мой брат бы наизнанку вывернулся из-за того, что его "обманули" с жанром.
    И не забывай, что громче всего орут и больше всего возмущаются как раз-таки недовольные, даже если их очень мало, отчего создаётся впечатление "полного провала" и недовольных масс. Гораздо, ГОРАЗДО больше тех, кто спокойно поиграл и им понравилось.
  • 1
    Anglerfish
    Полностью согласен, что у всех людей разное отношение. Собственно, я-то и не претендую на то, что моё мнение единственно верное, я его просто выражаю)
  • 0
    Монохромный
    Кстати, сейчас как-то поменьше криков "ЭТА НЕ РПГ ЖЕ!!!" стало по-моему. То ли устали кричать уже, то ли, наконец-то, получили "олдскул" в виде Divinity 2/игр от "Обсидианов" и немного успокоились.
  • 0
    Скажите откуда это рожа шепарда на скрине? это реальный скрин? если да то в каком моменте и почему такое лицо?
  • 0
    Бомбардировщик
    Это он впервые застал Кайдена с кем-то из мужской части команды и вспомнил, как недавно сильно напился и поручил Кайдену позаботиться о нём, пока он во невменяемом состоянии, после чего долго не мог ровно бегать.
    Спойлер
  • 0
    Anglerfish
    Потому что уже даже слепой видит что стали выпускать не РПГ.
    Ну какое РПГ (РОЛЕ ПЛЕЙ ГЕЙМ) может быть когда в ире нельзя отыграть роль?
    Например ведьмак, это вообще не рпг и это понятно даже слепому.
    Поэтому и стало мало криков. привыкли.
  • 1
    Anglerfish
    Это правда или ты сам придумал? не ну на самом деле скажи что это!
  • 2
    "Ну какой же это Fallout, тут прокачка неправильная, система диалогов кривая и вообще не изометрия/это шутан"? (оставим в стороне вопрос о других недостатках этих игр - речь сейчас о жанрах). А разве это главное для целостного восприятия произведения?

    В общем и целом да. Нам обещали RPG из культовой RPG серии, а выдали чуть более рпгшную версию borderlands, где во главу стола встал тотальный геноцид всего живого. При этом Mass Effect никто с грязью не смешивал из-за указанных механик. Да, критики пожурили спорные решения разработчиков, но игра всё равно получила высокие оценки, потому что ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСЁ ЕЩЁ ОСТАВАЛАСЬ RPG. А дальше уже ругали за то, что со второй части это превратилось в шутер с минимальной прокачкой или вовлечением в диалоги, и критика эта справедлива.

    Что такое соответствие жанру на игровом рынке? Наличие определенных механик, присущих этому жанру. Именно поэтому игры и нужно оценивать на соответствие какому-то жанру, ведь для игр механики и создаваемый ими геймплей не менее важны, чем визуал, саундтрек и сюжет, а зачастую даже важней остального. Это такая же часть произведения, и именно этим игры и уникальны - они предоставляют нам новые способы погрузиться в историю. Есть игры, которые перебивают слабый сюжет и визуал геймплеем, есть игры, которые перебивают средненькие механики сюжетом и визуалом, но нет ни одной игры, где убогий геймплей можно было бы чем-то перебить. Order 1886, Final Fantasy XIII или The Division тебе в пример.

    Что же касается жанра horror, то его просто нет, так как весь ужас исходит от окружения. Он присоединяется к другим жанрам, вроде survival или квестов, просто делая их страшными. Если бы никого не пугал Silent Hill, то мы бы имели средненькую адвенчуру, которая не собрала бы и 100й части имеющейся фанбазы. Если бы никого не пугал Outlast, то мы имели бы просто трехмерный ранер, который провалился бы с треском. Если бы никого не пугала бы Amnesia, то мы получили бы второй Penumbra Requiem, и её также смешали бы с грязью. Если horror не пугает, то наружу вылезают все косяки, откуда и ругань в сторону Soma.

    Ну и это…кхм…
    А как же атмосфера, интересный сюжет, игровой процесс, личные впечатления от игры?

    Они их выразили, но ты написал целый блог доказывая, что они неправы. Остается вопрос - а как же личные впечатления? И о какой атмосфере речь, если хоррор не пугает?
  • 0
    Бомбардировщик
    Согласен РПГ вообще не существует ведь нет ни одной игры где ты можешь отыграть самого себя - прыщавого подростка который надорвётся пытаясь поднять самый мелкий меч и склеит ласты когда на него чихнёт первый встречный орк!!! Давай приведи пример хоть одной игры где можно полноценно отыграть роль?
  • 1
    Бомбардировщик
    "Ведьмак" - это ARPG, т.е. всё же относится к РПГ :)
    А картинка - то ли очередной баг анимации, то ли очередной баг анимации.
  • 0
    Rakot013
    многие РПГ. по сути даже ФОЛЛАУТ 4 больше РПГ чем ведьмак во много раз.
    например ты можешь убить в фоллауте своего напарника. попробуй в ведьмаке убей своего кореша с которым начинаешь игру.
    А
    Rakot013 написал:
    не существует ведь нет ни одной игры где ты можешь отыграть самого себя - прыщавого подростка который надорвётся пытаясь поднять самый мелкий меч и склеит ласты когда на него чихнёт первый встречный орк!!!

    В первых фоллаутах можно отыграть даже дебила который не может связать двух слов. Если выбрать перса с максимально низким интеллектом то он не сможет даже нормально общаться.
  • 0
    Anglerfish
    в ведьмаке от акшона 90% и 10% от РПГ.
    Это как колбаса с мясом из магазина в которой 0,005% мяса и поэтому она считается мясной.
    Или как мелодрама где один раз дали пощечину и приписали к названию "боевик"
  • 1
    Бомбардировщик
    в фоллауте нельзя убить напарника,он чисто раком встает но не умирает
  • 1
    Бомбардировщик
    В Фаллоуте я не могу убивать детей! А ведь так хочется отыграть полноценного маньяка. Не могу сказать тем кто выдаёт задания чтоб они шли лесом и что я сделаю не так а по своему. И вообще не могу поступить с заданием по своему, не могу сделать так как сам считаю правильным. Выбор всегда между не делать или делать по предложенному варианту. Игра это не живой мир в ней правит скрипт а не полноценный ИИ который даст тебе свободу и будет менять мир по твоим действиям позволяя тебе всё что угодно. Да и в жизни возьми убей своего друга с которым пошёл в походи что с тобой после этого будет? Так и в Ведьмаке напрямую убить нельзя а вот Ламберта можно или спасти или обречь на смерть и таких выборов там очень много. Да система прокачки там примитивная но вот свобода выбора очень большая.
  • 1
    Rakot013
    почему всех так волнуют эти дети? ну хош убивать их,поставь мод,щас 21 век на дворе,никто игру с такими возможностями не выпустит
  • 1
    Mortaliss
  • 2
    Mortaliss
    Да не хочу я их убивать. Просто тут человек говорит что новые Фаллоуты чуть ли не эталон РПГ а всё остальное полное г. Так вот не эталон они. Там пару вариантов выбора действий и единственное что можно так это мочить всех подряд. Свобода выбора и отыгрыша, я балдею. Отыгрыша кого? Маньяка? Мне разрешили всех мочить и я от счастья испачкал штаны, так чтоли? Вот я и указал что для полноценного отыгрыша маньяка психопата нехватает возможности убивать детей. А да ещё нет возможности насиловать всех подряд, я же маньяка отыгрываю!!!
  • 1
    Бомбардировщик
    тут моды стоят
  • 0
    Mortaliss
    в фоллаут 2 можно убивать детей и продавать напарников в рабство
  • 1
    Mortaliss
    Спойлер
  • 0
    Rakot013
    ты про бомбардировщика? ну так он редкостный психопат,да и как раз мочить всех подряд в новых фоллаутах не получится от слова совсем
    Бомбардировщик
    это вранье и провокация (как будто тодда говарда не знаешь)
    Спойлер
    а насчет второго фолла он выходил в то время когда не было никакой цензуры и возрастных рейтингов,сейчас же подобную игру просто никто не пропустит
  • 0
    Rakot013
    в ведьмаке ты не можешь отыграть роль ВООБЩЕ НИКОГО кроме ведьмака.
    даже наркоманом быть не можешь или умным или сильным или слабым или тупым или везучим или вором и т.п., вообще никем быть не можешь.
  • 0
    Бомбардировщик
    А как же роль сексуально озабоченного животного? О_о
  • 1
    Бомбардировщик
    Ну да, да ещё один пдюс в ользу того что можно отыграть психопата. А кого ещё? Циничного добряка которые всех шлёт и ржот над трупами но при этом всем помогает и мухи не обидит можно? Скупердяя который за помощь будет выжимать из собеседника за помощь последние крышечки? Доверчивого простака который без задней мысли побежит выполнять любое задание даже не думая что какоето оно подозрительное и его скорее всего сейчас кинут? И т.д.
    Бомбардировщик
    Я могу там отыграть роль циника или добряка, скупердяя или бессребренника который всем помогает за просто так. От моего выбора зависит судьба окружающих да и целого мира чем тебе мало? Да и странно играя за ведьмака желать отыграть роль не ведьмака а кого-то так. Или ты играя за спецназовца в какой либо игре хотел бы отыграть роль маленькой девочки?
  • 0
    Anglerfish
    это вшито по умолчанию так как уже до начала игры вичер спал с многими бабами
  • 0
    Rakot013
    Rakot013 написал:
    Да и странно играя за ведьмака желать отыграть роль не ведьмака а кого-то так. Или ты играя за спецназовца в какой либо игре хотел бы отыграть роль маленькой девочки?

    Вот это и говорит что игра не РПГ. так же как и не РПГ игра про спецназовца.
  • 1
    Бомбардировщик
    У тебя остаётся достаточный выбор поведения и свобода поступков в границах первоначального типажа. Все игры ограничены. Полной свободы не существует какую не возьми. Например одна из старых РПГ Невервинтер. РПГ не поспоришь ведь? А какая там свобода отыгрыша? Идёшь по рельсам и только имеешь пару возможностей принять одно из двух решений. Зато там прокачка перса очень богатая. Или вот ва мэкшнРПГ дьябло, какая там свобода чего? Вообще ноль полный и всё равно упорно говорят что это РПГ.
  • 2
    Rakot013
    О, Ктулху... очевидно же, что если бы не слово "ведьмак", то тогда вообще никакого спора бы не было :) Про "Диаблу" тут тоже хотел упомянуть, как пример ARPG, про которую никто и никогда не говорил, что это НЕ ролевая игра (кроме япошек-создателей FF, которые пытались пиариться на западе за счёт диаблы).
  • 0
    Anglerfish
    А что слово ведьмак оно как тряпка для быка? )))
  • 0
    Rakot013
    Anglerfish
    про диаблу никто и не говорил что это чистая РПГ. это гриндилка, в первую очередь про это говорят , даже пошло от этого высказывание "дьяблоид"
  • 1
    Бомбардировщик
    "Диаблоидами" называют только потому, что "Диабло" была первой (а ещё точнее - самой удачной) в жанре изометрической ARPG, на которую все впоследствии и равняются, а не потому, что это "недо-РПГ".
  • 2
    Бомбардировщик
    Дьябло без мельчайшего отыгрыша и хоть мельчайшего выбора это не чистая РПГ, а Ведьмак с отыгрышем в рамках заданного персонажа и кучей выборов с нелинейными последствиями совсем не РПГ. Ну чёт там, ок я тебя понял, о чём тут дальше говорить. Ведьмакофоб походу какойто, вампир чтоли?
  • 0
    Как кто то полметил выше, я перестал кричать на ААА игры, что они не РПГ, хотя в описании сказано, что РПГ. Нет, не устал. Я просто получил свои оллскульные партийные РПГ от Обсилиан и Дивинити. Было время, когда этот жанр почти исчез, по хтому так хотелось настоящей РПГ.
    ААА приходится смешивать жанры, что бы быть массовой. Что ьы окупить вложенное бабло. А еще оказуалили, но это другая тема.
  • 0
    Rakot013
    Rakot013 написал:
    а Ведьмак с отыгрышем в рамках заданного персонажа и кучей выборов с нелинейными последствиями совсем не РПГ.

    Это такое же рпг как и дьябло. или как бордерландс 2. доволен?
  • 0
    Бомбардировщик
    И как ДАИ и как 4-ый Фаллоут и как большинство теперешних ААА экшен-РПГ. Ага доволен)))
  • 0
    Rakot013
    4 фоллаут намного больше от РПГ имеет чем ведьмак.

    ДАИ ХЗ, я не играл в него.
  • 0
    Бомбардировщик
    Я во все играл. Все они теперь в основном пустышки. Эдакие современные гламурные-блонди красивая мордашка и полная пустота за душой. И именно ведьмак очень сильно выделяется тем что у него за душой богатая славянская фэнтези-сага и прекрастная по сравнению со всеми другими играми, игра персонажей, я бы даже сказал актёров. Но это на любителя, не вижу смысла переубеждать тебя и навязывать своё мнение. Каждому своё.
B
i
u
Спойлер