Обзор очень необычного процессорного кулера Thermaltake Engine 27. Просто магия какая-то!

В сегменте процессорных систем охлаждения никаких прорывов не было уже много-много лет. Это, пожалуй, один из самых медленно развивающихся компонентов для ПК. Конечно понятно, что тут мало что можно нового придумать: вентилятор крутится, ветерок дует, радиатор охлаждается – вот и всего делов. Чисто базовая физика, против которой не попрешь. Последний значимый прорыв в системах охлаждения был лет 10 назад, когда впервые появились тепловые трубки и конструкции башенного типа. Кто первым додумался применить подобный подход, увы, уже затеряно в истории. Еще прорывом можно назвать применение контуров водяного охлаждения, но это скорее не новая разработка, а пришедшая из рынка автомобилестроения. И с тех пор ничего особенного и не происходило.

 tt engine 27 17

Не сказать, что это прямо особо острая проблема. Уменьшается техпроцесс, в целом падает энергопотребление, падает тепловыделение, и в данный момент высококлассная система охлаждения нужна не так сильно, как лет 5 назад. По большей части и высокопроизводительные СВО купают потому, что это что-то иное, что-то более интересное, чем просто радиатор да пропеллер, да и просто «шоб сосед заценил».

tt engine 27 23

Когда почти 8 месяцев назад я писал новость про процессорный кулер Thermaltake Engine 27 своим глазам я не верил. Неужели это довели до серийного продукта? – были мои мысли. Вроде как я когда-то где-то видел прототипы подобного, но те модели были еще явно далеки до такого состояния, чтобы их можно было продавать. Просто принцип работы охладителя, когда фактически вращается сам радиатор (прочитайте предыдущую фразу дважды), кажется чем-то... в общем тяжело объяснить, но по логике вещей это должно работать в обратную сторону.

Радиатор, который сам вращается, и таким образом охлаждается? А как же трение, теоретически только создающее тепло, и куча других проблем при таком подходе? Но этого для вступления итак уже предостаточно, и интрига создана=), так что переходим непосредственно к обзору Thermaltake Engine 27 (CL-P032-CA06SL-A).

Упаковка и комплектация

tt engine 27 01

Коробка Thermaltake Engine 27 удивляет своими габаритами. К примеру, она легко и просто поместится в карман куртки, а ее ширина и длина даже меньше, чем у самого обычного 120 мм вентилятора. Бокс от последних процессоров Intel, у которых в комплекте нет системы охлаждения, примерно такого же размера.

tt engine 27 02

Весьма скромные габариты существенно ограничили маркетологов в дизайне. Коробка абсолютно неинтересная, да и в целом самая-самая обычная. На оборотной стороне, благо, хотя бы технические характеристики привели.

tt engine 27 05

Максимально минимальный (да, я большой мастер слова) комплект поставки. Пара бумажек, усилительная пластина, термопаста и кулер – вот и все содержимое бокса. Кстати тут стоит сказать спасибо Thermaltake за термопасту в тюбике, а не в одноразовом кульке. Так хотя бы на раза два-три хватит намазать.

На самом же деле комплект вполне норм, сюда и добавить то больше нечего. Выглядит скромно потому, что нет наборов монтажных пластин под различные сокеты, и нет для них различных винтов. К этой теме мы еще кстати вернемся.

Внешний вид и особенности конструкции

Thermaltake Engine 27 – однозначно самая компактная система охлаждения из тех, что я держал в руках. Общие габариты устройства всего 92х92 мм, что конечно знатная такая целиком металлическая «бляха», но как-то держа в руках эти 310 грамм металла верится слабо, что они способны охладить горячий нрав современного мощного процессора Intel.

tt engine 27 22

Да-да, процессора Intel. Рассматриваемый охладитель совместим исключительно с платформой Intel LGA 115x. Фактически, он совместим со всеми процессорами «синего» лагеря, выпущенными за последние лет 7. Повторюсь, платформа Intel LGA 2011 и любые сокеты AMD не поддерживаются.

tt engine 27 13

Впечатляет больше всего высота – всего 27 мм. В большинстве случаев кулер даже не возвысится над радиаторами VRM материнской платы, а еще малая высота предполагает использование в самых различных местах.

Грубо говоря, состоит кулер из всего двух частей: радиатора и вентилятора. В этой схеме, казалось бы, все вполне обыденно, и без преувеличения 100% систем охлаждения состоят из вентиляторов да радиаторов. Однако отличительная особенность и уникальность Thermaltake Engine 27 состоит в том, что вентилятор также из алюминия, и он же является одновременно и радиатором тоже.

tt engine 27 20

По задумке разработчиков, вращающийся вентилятор турбинного типа не только прогоняет воздух сквозь массив алюминиевых пластин, но и охлаждается сам. Если бежать со скоростью 20 км/ч, то значит и скорость воздуха (скажем ветра) относительно тебя будет 20 км/ч, верно? Таким образом вентилятор (который здесь алюминиевый) охлаждается весьма прилично.

Это звучит весьма впечатляюще в теории, и здорово представляется в фантазии, но есть физическая сила, которая по идее должна была поставить крест на всей этой затее – трение. Чтобы был теплообмен между этим алюминиевым вентилятором и основанием просто необходимо, чтобы они соприкасались. Но если они соприкасаются, то тогда будет только лишний нагрев от трения, и еще это очевидно мешает вращению. И как оно тогда работает?

tt engine 27 18

В месте соприкосновения верхней части «карлсона» (то есть крыльчатки) и нижней его части (приделанной к основанию) все не так просто. Как видно на фото, площадь их соприкосновения еще и намеренно существенно увеличена.

tt engine 27 19

Для меня, прямо сказать, принцип работы все еще остается загадкой. В месте соприкосновения, похоже, происходит просто магия. По моему предположению, между основанием вентилятора и крыльчаткой находится что-то вроде масла, при чем очень необычного. Оно должно и хорошо скользить, и хорошо передавать тепло. Конструкция неразборная, а какой-либо дополнительной информацией Thermaltake по этому поводу не хочет делится.

Ну а теперь к более приземленным и очевидным темам. Общее качество исполнения Engine 27 на высочайшем уровне. Кольцевой радиатор, окружающий пропеллер, состоит аж из 129 алюминиевых пластин. Вдумайтесь, каков уровень технологии производства за изготовлением радиатора круглой формы, с настолько плотным радиаторным стеком. И все это выполнено идеально.

tt engine 27 21

Вентилятор по техническим характеристикам вполне обычный. 60 мм диаметр, 1500-2500 об/мин, 13-25 дБА шума, и производительность до 15,6 м3 воздуха в час. Казалось бы, для вращения вентилятора из железа потребуется немалое усилие, и будет немалое потребление, но потребляет кулер всего 1 Вт.

tt engine 27 07

tt engine 27 10

Основание Thermaltake Engine 27 выполнено из никелированной меди. Отполировано довольно хорошо, можно даже сказать до состояния зеркала. Правда, видны некоторые как бы полоски на основании, но это больше похоже не на следы полировки, а на структуру самого металла. В целом, основание я бы оценил на 4+. На 5 все-таки не дотягивает.

Ну и самый важный вопрос: что будет, если подставить палец под железную турбину? Ну я подставил сначала карандашик. Ударило, но не сказать, что прямо сильно. Потом и палец поставил=) По ощущениям чуть больнее, чем удар от обычного вентилятора. Крыльчатка хоть и железная, и скорость вращения до 2500 об/мин, но всего 60 мм диаметр, и на вскидку вес крыльчатки грамм ну от силы 30-40. Выглядит страшно, но из-за малой массы энергия вращения не так велика. Чтоб раздробило палец нужно или массу крыльчатки больше, или намного больше обороты.

Тестовый стенд и тестирование

Система крепления проста и абсолютно очевидна. Сзади платы пластина, спереди платы кулер. Винты закручиваются сразу прямо в пластину. Сделать еще проще, я думаю, уже невозможно. Так что на процессе монтажа отдельно останавливаться не стоит.

tt engine 27 12

По спецификациям Thermaltake Engine 27 (CL-P032-CA06SL-A) способен рассеять аж 70 Вт тепла. В данном случае “аж” – не сарказм, а действительно впечатление. Для столь малой конструкции это достижение. В связи с таким ограничением на этот раз в стенде будет использоваться не i7-7700K, уровень тепловыделения которого 91 Вт, а Intel Core i3-7350K с TDP 60 Вт (чуть-чуть разогнанный).

Тестовая конфигурация была следующая:

  • Процессор: Intel Core i3-7350K (4,8 ГГц);
  • Материнская плата: ASUS ROG Strix Z270i;
  • Видеокарта: ASUS ROG Strix GTX 1050 2 ГБ;
  • Оперативная память: GeIL Dragon Ram DDR4-4000 8 ГБ (2х4 ГБ);
  • Системный накопитель: OCZ RD400 512 ГБ;
  • Дополнительный накопитель: ADATA Ultimate SU800 256 ГБ;
  • Стенд: DimasTech BenchTable Extreme;
  • Блок питания: Thermaltake DPS G RGB 850 Вт;
  • Операционная система: Windows 10 x64.

С выбором соперников на сей раз также непросто. Кулер позиционируется как суперкомпактное решение, а значит, и соперники должны быть соответствующие. Но компактных систем охлаждения на рынке вообще немного, а с хотя бы приблизительно схожими размерами еще меньше. В общем, для сравнения было взято то, что было:

Все технологии энергосбережения были отключены в BIOS материнской платы, и процессор работал при постоянной частоте 4,8 ГГц. Мониторинг осуществлялся через MSI Afterburner, а нагрузку обеспечил LinX 0.6.5 (количество используемой памяти – вся что есть). Отмечу, что LinX создает колоссальные нагрузки на процессор. В играх и реальных приложениях таких температур никогда не будет. Тестирование проводилось с температурой в помещении 25° C.

Сам LinX знаменит тем, что именно с помощью этого алгоритма составляют рейтинги мощнейших суперкомпьютеров мира. По сути, это графическая интерпретация теста Intel Linpack, а в этот момент процессор одновременно считает много (10 000+) сложных алгебраических уравнений.

tt engine 27 24

В плане уровня шума: шумит Thermaltake Engine 27 не сильно. Вентилятор с диаметром 60 мм просто физически сильно шуметь не может. Можно даже сказать не шумит, а гудит. Солидный такой тяжелый звук. По ощущениям чуть пошумнее Cryorig H5 (на пару децибел).

Выводы

Знаете, сейчас очень тяжело писать вывод к Thermaltake Engine 27 (CL-P032-CA06SL-A). Он построен по уникальной технологии, и первый в своем роде (во всяком случае доведенный до серийного производства, и его можно беспроблемно купить). Однако, он стоит целых 50$, и за 50$ можно найти систему охлаждения намного более производительную. Соотношения цена/эффективность «ниже плинтуса».

tt engine 27 14

С другой стороны, в соотношение габариты/эффективность «выше гор». В таком плане он беспрекословный лидер. Удивляет, когда цельнометаллическая шайба, с высотой в всего 27 мм и малюсеньким радиаторчиком, способна отвести тепло от современного мощного процессора. Еще удивляет, что это вообще работает, и работает реально эффективно.

tt engine 27 25

Итог таков: можно брать при очень существенных ограничениях по высоте, или если вы настоящий энтузиаст. Вау-эффект обеспечен.

Плюсы:

  • Сверхкомпактность;
  • Уникальность.

Минусы:

  • Совместимость с одним типом сокета (Intel Socket 115x)
  • Плохое соотношение цена/эффективность.
Нравится19
Комментарии (33)
  • 8
    Так что, вещь достойная таких денег или как?
  • 10
    amita-i-sabal
    Однозначно нет, шляпа. На оверлокерах ещё года 1,5 назад читал про эту вертуху, возможно даже блог баян. Принцип турбины как в видяхах по сути. А тут площадь рассеивания маленькая, так что хорошую системы он не охладит. А если увеличить всё для хорошей системы, то выть будет, как раненый слон.
    Единственное вижу ему применение - это моноблоки или мини системы в качестве медиацентра. Ито такие системы стараются сделать бесшумными, т.е. вообще без вертух или с минимальным их кол-ом. Собирал товарищу мини систему в качестве медиацентра. Поставил 1 вертуху 220-ку. Тихо, не слышно, охлаждает.
  • 6
    А что такого уж нового? Вентилятор (радиальный, автор - калека) сделали алюминиевым?
    amita-i-sabal
    Заявленный теплоотвод 70 Вт. Вот и смотри подходит или нет.
  • 3
    крутой
  • 4
    Верзор
    Технология то старая по сути. Все видяхи референсные с подобной фигнёй. Для медиацентров, которым большая дурь не нужна или моноблоков.
    TheReds1892
    Так-то нет )))
  • 4
    0Bers0
    спецом не являюсь
    спорить не буду
  • 3
    С таким кулером нужно чтобы в корпусе была хорошая циркуляция.
  • 4
    Ради внешнего вида на холодный проц можно и поставить. Всё таки выглядит уникально.
  • 6
    Уменьшается техпроцесс, в целом падает энергопотребление, падает тепловыделение

    система охлаждения нужна не так сильно, как лет 5 назад

    Растёт частота, бред написан
    amita-i-sabal
    За такие деньги можно купить гораздо более эффектный башенный кулер
  • 3
    TheReds1892
    Я бы этот вентиль не ругал, и ему есть место жить в компактных маломощных системах для определённых задач, но цена.
  • 3
    shut up! take my money
  • 3
    Nikita237
    Да даже не сколько частота, в неё уже более менее упёрлись, сколько количество ядрышек.
  • 4
    Razox
    Из-за алюминиевого вентилятора?
  • 2
    Верзор
    Не блин из-за крепления на 4 болта...
  • 4
    Razox
    А-а, понятно, блестящие металлические болты.
  • 4
    Очень противоречивая картинка с тепловизора.
    Радиатор, пусть и вращающийся - холодного цвета. Т.е. он не работает.
    Такое впечатление, что этот кулер для красоты и все тепло рассеивает материнка.
  • 4
    Принцип не меняется, все равно в охлаждении в основном участвует воздух.
    А цена конечно не комильфо.
  • 4
    По поводу этой хрени за последний год раз 30 блоги выкладывали уже. По моему банить пора за подобные блоги.
  • 1
    Хм, ну для "нечто такое новое" можно было и по заковыристей организовать систему.

    Например; набор радиаторов в накладке на всю материнку, через которую под давлением проходит атмосферный воздух (миниатюрным компрессором). Забор и выхлоп в разных частях блока.
  • 2
    Лол, это что на картинке, плата КРОХА стрикс?
  • 2
    vzglydizugla
    такие системы есть, только там вода потому что так эффективнее
  • 0
    по высоте и габаритам как боксовые былинные кулеры тока без вентилятору над ним
  • 0
    Из серии: чуть лучше боксовского кулера.

    Радует только компактность. Для среднестатистического юзера - бесполезная вещь.
    За такие же деньги есть башни, которые справятся с куда более мощными процессорами.
  • 0
    boo4aa
    Да собственно ничего противоречивого нет. На разрезе видно что отвод тепла с нижней части вентилятора передается на крыльчатку через пффф ВОЗДУХ... ноу коментс как говорится. В итоге основное количество тепла отводится посредством радиаторной решетки по периметру, бредовая схема которой только перед соседом и хвастать и то при условии что он просто не секет в этом))))
  • 0
    OkGo
    вообще не лучше понты одни
  • 1
    Вот это поворот! Кулер с горизонтальным вентилятором плохо охлаждает? Да вы что? Какое великое открытие! Хотя для открытых корпусов такие кулеры даже эффективнее чем те, что с вертикальными вентиляторами. Но для закрытых корпусов - это просто ппц и шлак.
  • 0
    Счастье для пыли!)
  • 0
    кому нужно?(нет)
  • 0
    Бомбардировщик
    Жидкостные обычно по кругу, а значит нужен охладитель для жидкости. Проточный - немного иной механизм, но подключенных стационарок к водопроводу я не встречал =). Как вариант можно предложить морозильную систему с использованием фриона, правда есть проблема с удалением влаги.
  • 0
    vzglydizugla
    для фреона испаритель приделать.
    а воздух через каналы эта схема шлак, даже в двигателестроении если и охлаждают воздухом то именно вентилятором на ребра дуют как в обычных кулерах.
  • 0
    Бомбардировщик
    Уверен?
    Спойлер

    Голубые части образуют канал для направленного движения воздуха (на цилиндр), а вентилятор в роли прокачивающего воздух насоса.
    п.с. и да, в системных блоках похожая схема прокачки воздуха, но иногда мощности мало =)
  • 0
    vzglydizugla
    Это какая то совсем отмороженная редкая схема, к тому же мутная.
  • 0
    несерьёзно
B
i
u
Спойлер