От Марио до Мортал Комбат: удивительные истории создания культовых игр 90-х

Даже далекие от мира видеоигр люди знают, что такое Mortal Kombat, и помнят, кто такой усатый водопроводчик Марио. Но мало кто знает, как рождались эти игры и их персонажи, ставшие культовыми сразу для нескольких поколений.

Mario

Водопроводчик Марио был в начале своего пути вовсе не водопроводчиком и даже вовсе не Марио. Впервые образ усатого парня в красно-синем костюме был использован в 1981 году на игровом автомате Donkey Kong. Героя придумал японский дизайнер Сигеру Миямото, назвав его Джампменом. Джампмен был плотником, который перепрыгивал через бочки, швыряемые вниз огромным орангутаном, пытаясь добраться до своей невесты. 

Игра была простенькой и не обрела особой популярности, но ее персонаж чем-то зацепил компанию Nintendo. Разработчики японской компании выкинули из игры обезьяну, переименовали Джампмена в Марио и дали ему в пару брата Луиджи. Обновленная игра вышла в 1983 году и поиграть в нее все еще можно было лишь на игровом автомате, но после мгновенно обретенного успеха японцы поняли, что из этой истории нужно делать полноценную игру для портативных приставок.

Через два года, в 1985 году, наконец появился тот самый мир Марио, который знаком нам — грибное королевство, трубы и кирпичные блоки, которые Марио разбивал головой, чтобы получить бонусы. Эта версия называлась Super Mario Bros. и была распродана по всему миру бешеным тиражом в несколько десятков миллионов картриджей, попав в Книгу рекордов Гиннесса как самая популярная игра в истории. 

Battle City

Вряд ли это название вам о чем-то говорит, потому что никто никогда не называл Battle City по ее официальному имени, все называли ее просто «Танчики». Прообраз этой знаменитой игры появился еще в 1980 году, и как и в случае с Марио, «Танчики» начинались с игровых автоматов. 

Все гениальное просто — тогда в игре не было ни разнообразия преград и вражеских танков, ни возможности улучшать собственный танк, только препятствия из красных кирпичей, желтый танк игрока и голубые танки противников. Версия игры для приставок была выпущена пятью годами позже, в 1985-м, и внешне была лишь немного модернизирована и усложнена. Но все же в ней было новшество, сделавшее ее одной из самых популярных в мире — это мультиплеер. 

 

Battle City была одной из первых в мире игр, в которую ты мог играть не один, а вместе с другом. Причем вы были вольны выбирать, сражаться вам в одной команде против компьютера или же играть друг против друга. Эта уникальная возможность перекрыла все недостатки игры, среди которых отсутствие сюжета, развития и логической концовки, и сделала ее поистине культовой.

Worms

Worms или просто «Червячки» - еще одна «компанейская» игра, принцип которой лег в основу многих популярных современных игр, в частности Angry Birds. Игра стала самым популярным представителем так называемого артиллерийского жанра, который уходит корнями в далекие 70-е, во времена первых настольных компьютеров. Его суть заключается в том, что вы выбираете снаряд, задаете его направление и силу, а затем смотрите, что происходит. 

 

Первая версия «Червячков» была создана 20-летним студентом Энди Дэвидсоном в качестве конкурсной работы на соревнования по программированию. Прототип игры, названной им Total Wormage, не был отмечен жюри, но это не особо расстроило парня. Он горел идеей сделать из прототипа полноценную игру и предлагал ее разным студиям, получая отказы один за другим. 

Идея действительно была странной. Во-первых, главные действующие лица — червяки, существа, которые ни с чем приятным не ассоциируются. К тому же эти червяки лишены возможности двигаться, они могут только стрелять. Да и оружие у них какое-то странное — вместо автоматов и гранатометов самыми опасными видами оружия становятся бананы и блеющие овечки.

В задумку Дэвидсона поверила лишь одна студия — Team 17. А уже через два года после выхода первой игры все студии жалели об отказе от Worms. С 1999 года в серии вышло более 20 разных вариаций «Червячков», и каждая из них стала коммерчески успешной.

Тетрис

Пожалуй, самая знаменитая игра отечественного происхождения стала известна во всем мире благодаря японской компании Nintendo, которая сделала ее основной игрой своей суперпопулярной карманной приставки Game Boy в 1989 году. Причем за права на игру японцы боролись еще с целым рядом крупных мировых компаний и потратили на их приобретение бешеные по тем временам деньги — 450 тысяч долларов.

Родился же Тетрис за 5 лет до этого усилиями 28-летнего советского программиста Алексея Пажитнова. В то время в СССР была популярна игра в пентамино — фигурки разной формы, состоящие из пяти кубиков, из которых нужно было составлять прямоугольники. С 1960-х годов в журнале «Наука и жизнь» даже существовал специальный раздел, посвященный пентамино. 

Увлечение этой игрой и привело Пажитнова к идее новой головоломки, только вместо пентамино он решил взять фигуры попроще — тетрамино, то есть состоящие из четырех квадратов, а не из пяти. Слово «Тетрис» же было придумано им из сочетания слов «тетрамино» и «теннис». Первая версия игры была написана им в 1984 году на компьютере Электроника-60, а его 16-летний знакомый Вадим Герасимов переписал ее для IBM PC.

Игра моментально распространилась по всей Москве, а вскоре и по всему миру, а Пажитнов и Герасимов стали самыми уважаемыми советскими программистами в мире. Через несколько лет после успеха Тетриса Пажитнов был приглашен на работу в компанию «Майкрософт», а Герасимов стал инженером Google. 

Mortal Kombat

Если сейчас над каждой видеоигрой трудится целая команда из нескольких десятков, а зачастую и сотен человек, то в 1992 году самый популярный файтинг в истории игр был создан группой из четырех человек, среди которых был один программист, два дизайнера и композитор. Mortal Kombat создавался быстро — от задумки до выпуска первой версии этой вселенной ушло всего 10 месяцев. 

 

По словам художника комиксов Джона Тобиаса, который придумал всех персонажей первого Mortal Kombat, их образы и технику боя, первоначально главным героем игры должен был стать Жан-Клод Ван Дамм. На волне успеха фильма «Универсальный солдат» киношники хотели запустить одноименную игру. Работавшие в этот момент над файтингом разработчики предложили свою идею — взять за основу других героев Ван Дамма, из фильмов «Кикбоксер» и «Кровавый спорт». В итоге с киношниками создателям игры договориться не удалось, но персонаж, созданный по образу и подобию Ван Дамма, все-таки остался — кикбоксер Джонни Кейдж. Его инициалы даже повторяют первые буквы имени актера — Johnny Cage и Jean-Claude. Еще несколько героев были позаимствованы авторами игры из фильма «Большой Переполох В Маленьком Китае» - это бог грома Лорд Рейден и главный злодей Шан Цунг. 

Серьезные сложности возникли у разработчиков с названием игры — над ним думали почти полгода. Причем называться файтинг мог совсем по-другому — самыми привлекательными названиями авторам казались «Фаталити», «Роковой Удар» и «Атака Дракона». Однако все их отметал руководитель проекта Эд Бун. В итоге имя игре дал ни кто-то из работавших над проектом, а коллега Буна, один из создателей пинболла Стив Ричи — именно он впервые произнес «Mortal Kombat».

Нравится12
Комментарии (6)
  • 3
    какой смысл мне читать эту статью, если во все это я поиграл и не один раз и вообще все это мне известно с тех самых лет, когда был сериал про водопроводчика марио. да и сейчас играю иногда, приставка до сих пор сохранилась с геймпадами и картриджами(ооо, целая коллекция), парочка правда уже не запускается, приходится на эмуляторе
  • 2
    Игра была простенькой и не обрела особой популярности, но ее персонаж чем-то зацепил компанию Nintendo. Разработчики японской компании выкинули из игры обезьяну, переименовали Джампмена в Марио и дали ему в пару брата Луиджи.

    Человек произошёл от обезьяны. Да и игра про Марио тоже :D
    Всего лишь выкинули обезьяну, сменили персонажей и место действия. А так игра вообще один в один)))
  • 1
    Впервые образ усатого парня в красно-синем костюме был использован в 1981 году на игровом автомате Donkey Kong

    Было такое, и по-моему, это фуфло. Вселенную переосмыслили, начиная с первой Super Mario Bros. И DK потом сделали адекватным, положительным персонажем, дав ему свою собственную вселенную (серию видеоигр Donkey Kong Country). Кроссоверы, конечно же, тоже были.

    В задумку Дэвидсона поверила лишь одна студия — Team 17

    Молодцы, увидели потенциал игры и талант ее создателя. В итоге, целая серия игр и мировое признание.

    Через несколько лет после успеха Тетриса Пажитнов был приглашен на работу в компанию «Майкрософт», а Герасимов стал инженером Google.

    Вот и пример советского фейла как государства. Лучшие программисты.. которые оказались где-то там, а не у себя в стране.

    totaya написал:
    какой смысл мне читать эту статью, если во все это я поиграл и не один раз

    Видимо, статья не для тебя, а для тех, кто не в курсе истории (частички истории) видеоигр 80-х годов =]

    P.S.
    Автор, у чего Зельду то забыл? Не менее культовая и с таким же мировым признанием, как Марио, Конг и прочие.
  • 1
    никто никогда не называл Battle City по ее официальному имени

    Называли.
  • 0
    Игра была простенькой и не обрела особой популярности

    Да ладно! Три части вышло, куча переизданий и вариаций.
  • 0
    Пара дополнений:

    1) Имя Марио разрабы взяли у одного чувака, которому они платили аренду рабочего помещения. Вроде как, он пошел им на встречу по части выплат, за что они взяли его имя.
    2) Mortal Kombat получил свое название куда интереснее. Когда перебирали все варианты, кто-то тупо смеха ради написал Combat через "K", чтобы "выглядело круче". Так и пошло.
B
i
u
Спойлер