[Перевод] Как схема WASD стала стандартом управления в играх на ПК

Сложись история по–другому, этими клавишами могли бы стать EDSF или даже ASXC

В наше время встречи с WASD уже не избежать. С тех пор как повороты камеры в трёхмерных играх закрепились за мышкой, едва ли оставался смысл тянуться левой рукой к клавишам со стрелками (по крайней мере, правшам). Клавиши WASD оказались гораздо удобнее и позволяли легко достать до Shift’а или Пробела. Однако, несмотря на то, что сегодня эта схема управления выглядит такой очевидной, 20 лет назад её использовали значительно реже.

Никто не мог заранее знать, что всё так успешно сложится в отношении дорогого нам слова из четырёх букв, равно как это не было и просветлением, которое внезапно снизошло на каждого ПК–геймера. Чтобы заслужить популярность, новой схеме контроля за передвижением понадобилось несколько лет и, хотя мы не можем с точностью сказать, чьи пальцы впервые легли на клавиши WASD, нам достаточно точно известно имя человека, который популяризовал этот стиль – величайший игрок в Quake во Вселенной, Дэннис Фонг (Dennis Fong), также известный как “Thresh”.

Фонг вошел в историю, уехав домой на Ferrari 328 Джона Кармака (John Carmack), которую он выиграл в рамках первого национального турнира по Quake в 1997 г. Победу над Томом Кимзи (Tom Kimzey) ака “Entropy” на карте Castle of the Damned он одержал, держа правую руку на мышке, а левой нажимая на те самые четыре клавиши, которые сегодня ассоциируются с самим понятием игры на ПК. Но даже тогда их использовали далеко не все.

 

По утверждению Фонга, на заре шутеров от первого лица клавиши управления могли располагаться в любом месте на клавиатуре, а сам он тогда только начинал играть на мышке. Представьте себе, что всего за несколько лет до этого, в 1993 г., будучи еще тинейджером, он проигрывал своему брату Лайлу в Doom. Как и многие другие игроки в Doom, Фонг тогда использовал только клавиатуру. Это был совершенно естественный выбор – учитывая, что смотреть в игре вверх и вниз не было никакой необходимости – до такой степени естественный, что игра с использованием мышки считалась странным занятием. Его брат, тем не менее, играл на клавиатуре и трекболе – и выигрывал. Пусть и не каждый матч (всё–таки, они оба были прекрасными игроками), но Лайл одерживал победу настолько часто, что одним летом таки спровоцировал Фонга научиться игре на мышке. С тех пор он стал непобедимым.

«Мой уровень игры резко скакнул вверх после того, как я переключился на мышь» – сказал Фонг. «По сути, с тех пор я больше никогда не проигрывал».

Какое–то время ушло на эксперименты, в числе которых была странная попытка использовать раскладку WADX, но в итоге Фонг окончательно перешел на WASD, которую и использовал со времен Doom. Можно ли утверждать, что он изобрёл эту схему? Скорее всего, нет. В то время другие игроки в Doom также склонялись к использованию левой части клавиатуры. Но без влияния со стороны Фонга раскладка по умолчанию сегодня могла бы выглядеть совсем по–другому. Это могли быть клавиши EDSF или чудная схема вроде ZXC для стрейфов в стороны и движения назад и правая кнопка мыши для бега вперед. В некоторых из первых шутеров передвижение было закреплено за стрелками. В System Shock в 1994 г. задействовалась комбинация клавиш ASDX, а в Descent – AZ для движения вперед/назад и QE для изменения угла крена корабля, если у вас не было при себе джойстика.

Фонг упомянул, что знал человека, который использовал даже такую комбинацию, как ZXCV.

«Я совершенно точно не буду приписывать себе заслуги за изобретение этой схемы передвижения» – говорит Фонг. «Я обнаружил её абсолютно случайно и уверен, что другие люди начали использовать эти клавиши тоже просто потому, что так было удобнее. Но, как мне кажется, я помог популяризовать эту схему среди определенного круга геймеров, в частности тех, кто играл в шутеры от первого лица».

Quake не был первой игрой, представившей геймерам схему с поворотами камеры при помощи мышки (к тому времени уже успела выйти Marathon), но именно он оказал наибольшее влияние.

Скорее всего так и было. Само понятие «профессиональный геймер» было ещё в новинку в то время, но Фонг был широко известен на западном побережье (США) как лучший игрок в округе. С ростом его популярности главным вопросом, который ему задавали все подряд, оставался «Что у тебя за конфиг (внутриигровые настройки)?» Ответ проще всего найти на ресурсе Thresh’s Quake Bible, где раскладка WASD описывается как «перевернутая Т». И его совет имел действительно большой вес. Ещё до успеха в качестве игрока в Quake Фонг был чемпионом в Doom, поэтому люди подражали ему – точно так же, как ребятня на баскетбольном поле возле моего дома тратит кучу времени на попытки повторить броски Стефа Карри (Steph Curry) из–за 30 футов (~9 м).

На BBS («электронных досках объявлений») того времени можно найти доказательства происходившего. Автор одной из веток 1997 г. рекомендует использовать клавиши Q и E для стрейфов, а A и D для поворотов в стороны. Другой участник дискуссии предлагает задействовать для передвижения цифровой блок клавиатуры, а третий рассказывает о том, как он играет на клавишах A, Shift, Z и X. Действительно не было такого, что все плавно пришли к «очевидным» WASD или ESDF, и в этой отдельной ветке видно, как успехи Thresh'а в чемпионате по Quake дают толчок распространению его стиля игры. Его победы были настолько поразительны, что автор темы с вопросом о конфиге Фонга пускается в рассуждения о том, насколько вообще возможно, чтобы тот разворачивался так быстро при помощи мышки.

Ещё одним из тех, кто обратил внимание на происходившее, был другой человек–легенда – Джон Кармак, программист Quake. «Когда я просто тусил где–нибудь вместе с Кармаком, скажем, на выставке Е3, он становился свидетелем того, как невесть откуда взявшиеся незнакомые люди спрашивали меня про конфигурацию клавиш» ­– говорит Фонг. «В итоге файл с конфигом Thresh’а вошел в дистрибутив Quake 2».

Как же стало легко после этого! Мало того, что теперь Фонг мог сесть за любой ПК с установленной Quake 2 и мгновенно загрузить свой конфиг, так ещё и каждый раз, когда он получал тот самый вопрос про настройки, всё что ему оставалось ответить, так это «набери в консоли exec thresh.cfg».

Half–Life стала одной из первых игр, использовавших клавиши WASD для передвижения по умолчанию.

Несмотря на всё удобство этой схемы, Фонг не думает, что встраивание его настроек в игру стало главной причиной расцвета WASD, и я с ним в этом согласен. К тому времени, когда вышла Quake 2, эта схема уже начала входить в обиход. Я пользовался ею и не припомню, чтобы слышал имя Thresh’а применительно к ней в то время, хотя, вполне возможно, что эта конфигурация попала ко мне через других людей.

На удивление, играм всё равно понадобилось какое–то время, чтобы подхватить новый тренд. Кармак, может, и включил конфиг Thresh’а в дистрибутив Quake 2, но когда игра вышла в 1997 г., клавишами передвижения по умолчанию по–прежнему оставались стрелки. Однако, год спустя, ситуация поменялась. Если победа Thresh’а в турнире по Quake стала первым переломным моментом в развитии схемы WASD, то выход Half–Life в 1998 г. стал вторым таким рубежом. Сотрудники Valve, которые играли в Doom и Quake (и на которых, возможно, прямо или косвенно повлияли Кармак, Фонг и другие топовые игроки), назначили управление по умолчанию в своей игре именно на WASD и мышь, что помогло закрепить этот принцип в качестве стандарта для шутеров от первого лица.

Ян Бернье (Yahn Bernier), инженер в Valve, специально для нас откопал первоначальный файл конфигурации и подтвердил, что туда входила схема WASD. В своем письме он написал: «Я помню, как добивал этот файл (возможно, вместе со Стивом Бондом (Steve Bond)) перед самым выходом HL1, но не могу сообщить каких–либо деталей по поводу того, когда и почему мы вставили туда клавиши WASD. Возможно, мы просто перенесли их из Quake 1…»

Менее чем через месяц после выхода Half–Life WASD появилась по умолчанию в Starsiege: Tribes. В 1999 г. примеру последовала Quake 3 Arena, после чего популярность этой конфигурации выросла ещё больше. Она была также забита по умолчанию в Daikatana, вышедшую в 2000 г., но, вероятно, Half–Life, Tribes и Quake 3 чуть больше поспособствовали ее распространению.

В течение одного года такие игры, как Half–Life, Tribes и Quake 3 установили стандарт, который мы используем по сей день.

Тем не менее, в 1999 г. всё ещё существовало множество «вероотступнических» схем управления – например, в System Shock 2, где по умолчанию стояли клавиши WADX (и S для приседания). Но сдержать распространение WASD уже было невозможно. Даже если эту схему нельзя было назвать повсеместной к 2004 г., выход World of Warcraft с WASD на стандартных настройках окончательно укоренил её в сознании миллионов игроков на ПК. В наше время она используется и в ролевых играх, и в MOBA’х, и даже в стратегиях, где эти клавиши отвечают за перемещение камеры вдоль карты.

Интересно отметить, что Гейб Ньюэлл (Gabe Newell), глава Valve, не использует эту конфигурацию. «Лично мне схема WASD не нравится, потому что при этом рука далеко уходит от клавиш, используемых при наборе текста» – написал он в своем письме в редакцию PC Gamer. «Я всегда меняю раскладку на ESDF.» И Гейб такой не один. Стоит немного погуглить и вы легко найдёте множество людей, заявляющих, что схема ESDF подходит им гораздо лучше.

Ещё удивительнее то, что другой разработчик Half–Life, дизайнер уровней Дарио Казали (Dario Casali) также отвергает схему WASD. Он предпочитает ASXC. «Мне эти клавиши подходят гораздо лучше причудливых WASD» – написал Казали. «Но очень многие смеются над моим конфигом».

Каким бы был мир игр на ПК, если бы такие схемы, как EDSF или ASXC стояли в Half–Life по умолчанию? Никак не хочу задеть Гейба или Дарио, но я содрогаюсь от одной мысли об этом. ASXC кажется мне абсолютной нелепостью. Сравнительно популярная конфигурация EDSF от Гейба выглядит лучше, но здесь мы совпадаем во мнениях с Thresh’ем: эта схема затрудняет доступ к Shift’у и Ctrl’у и при этом гораздо выше вероятность промахнуться и попасть в одну из расположенных вокруг клавиш. Для меня, Thresh’а и миллионов игроков на ПК клавиши WASD – это выбор на всю жизнь.

Нравится111
Комментарии (65)
  • 65
    Интересная статья.
    Он предпочитает ASXC

    Вот это краб.
  • 29
    Я хоть и правша, но в играх мышкой управляю левой рукой. Переучится на левую руку оказалось проще, чем вслепую использовать WASD Управление в играх для меня только стрелки, где нельзя поменять использую кейремапер
  • 37
    хоть что-то нормальное в блогах
  • 69
    pump_plus
    извращенец
  • 38
    Наконец то годный блог!Всегда было интересно узнать откуда взялись WASD.
  • 14
    любопытно
  • 13
    WASD forever!
  • 35
    WASD фуууууууу
  • 22
    да, раньше интересовались конфигом клавы а сейчас конфигом мышки.
  • 24
    Не вижу, в чем тут смысл, если почти в любой игре (разговор про шутеры) можно легко поменять управление. wasd просто немного удобнее других вариантов, вот и все дела )
  • 6
    я пользуюсь F4 F5 5 6, а иногда 4 8 6 -
  • 7
    ESDF хорошо заходит в MMORPG, рекомендую.
  • 19
    Вообще дело привычки. к любой раскладке можно привыкнуть как к родной , если конечно она рациональная а не разбросана по всей клаве.
  • 12
    Практически в любой игре можно менять управление, даже если этого в настройках игры не предусмотрено. Есть множество программ подобных AutoHotkey, к примеру. Ну и не ограничивается же WASD стандартной клавиатурой, методов решения комфортной игры множество :
    Спойлер
    от бюджетного


    до High End

  • 27
    Людям настолько лень переместить мышь под левую руку, что придумали эти некошерные wasd. Есть же стрелочки справа. Или я один их заметил?
  • 16
    airstorm
    охренеть это что за монстры? я таких в продаже не видел!
  • 14
    Андрей Баулин
    WASD как раз православные, а все остальное - от лукавого.
  • 15
    Габен не любит wasd? Вот это поворот)))

    Статья классная. Интересно было почитать!
  • 0
    В то время как управление шутерами на ПК прогрессировало от стрелочек до ВАСДа с мышкой, консолоте дали геймпад и прикрутили автоприцеливание, уахахаха.
  • 4
    Бомбардировщик
    Если пальцы метровые, то и к такой можно привыкнуть.
  • 4
    Андрей Баулин
    Под ними ничего нет, что делает большой палец и мизинец неудобными в использовании.
  • 6
    но я содрогаюсь от одной мысли об этом. ASXC кажется мне абсолютной нелепостью.

    Нелепостью это кажется только потому, что сейчас привыкли к WASD. Если бы изначально привыкли к ASXC, то WASD казалась бы такой же нелепостью.
  • 0
    Я играю стрелками и не и пет

  • 1
    Botponevole
    Я тоже.
    Я вообще всё управление целиком меняю и играю так, как мне удобно. А некоторые на меня как на дебила смотрят :)
  • 5
    Mr.Rifleman
    С учетом, что подобный тип управления, часто и до сих пор присутствует в новых играх как альтернативный, подозреваю, что дебилы те кто смотрят как на дебила :)
  • 3
    А я тоже в начале 2000, когда такая схема появилась в гта вайс сити, ее ненавидел. Мне бывло гораздо удобнее на клавишах со стрелками играть, особенно управлять машиной, быстро перенося руку с мышки на стрелки. В гонках тоже ее ненавижу.
  • 6
    Бомбардировщик написал:
    охренеть это что за монстры?

    :D Да это ещё ничего, они просто геймерские клавы, которые можно использовать и для набора текста и ... для общего назначения. А вот монстры, причём с уклоном на дикое задротство (ну не обошлось без идолопоклонства):
    Спойлер
    Креативно


    Варкрафтно


    или просто "мне накласть на буквы, ДАЁШЬ СПЕЛЛЫ!!!"


    P.S. В России, конкретно в Питере, видел в продаже Genius (с первой фотки моего первого коммента) и SteelSeries под WoW (вторая фотка из этого коммента). Последняя стоила жутко дорого - цена монстр! :D И это в сравнении с нашими ценами на такую (правда в комплекте с геймерской мышкой, так же WoW).
  • 1
    Интересно. Сам стрелками играю только в гонки и ПЕС.))
  • 0
    Бомбардировщик
    потому что та что нижняя вышла где то в 2005 по 2008 и там были всякие клавишные панели для волд оф фаркрафт дуум3 и всякой дичи
    и я на такой пекаю, вот. ща то таких приспособлений особо то нет. была только какая то там с вращающимся круговым блоком скакательных кнопок.

    а до то играл на стрелках пока значится не убнаружил что игры под них плоха оптимизируют и они взывают глюки. так в массыфет вощем не мог ни кого заромансабить потому что играл на стрелках, почаны.
  • 4
    sanya100500143
    Мизинец дотягивается до цифровых + и Enter. А большой спокойно до правых ctrl и шифт.
    Ну это у меня пальцы длинные. У кого короткие, те наверно и придумали эту схеме васд.
  • 5
    airstorm
    офигеть верхняя с дублированными буквами это что за ад? зачем дублирован алфавит?
    А в средней что за подставочка сбоку?
  • 4
    MunchkiN 616
    ты реально на такой играешь? как стрелки вызывают глюки? почему?
  • 1
    Бомбардировщик
    да, вполне реально играю и весьма удобно.
    стрелки в частности в ме1 вызывали глюк весьма занятный что в диалогах с теми персонажами которые могли дать диалог зависал. с остальными то персонажами нет. по этому к эшли, азари, и кайдену в каюту не захаживал. а потом я прознал про такой баг и
    перевел дефольное управление на буквы и познал плотских утех с найденном аленко да лиарой вощем. потом этот буг вроде то поправели когда-то но я уже не проверял. это был самый такой фейл со стрелками. в скайриме который был на диске лицензионном без патчей тоже если перенастроить туда управление пидется все удалять и папку вин 32 потому как не было можно ни ходить ни пукать. но это и было с несколькими другими кнопками поэтому в этой игре мне на помощь в довесок к этой клавиатуре пришла ммо мышь разор нага эпик с 12 программируемыми кнопками и ище двумя у скрола, вот, но это была уже совершенно другая история.
  • 7
    MunchkiN 616
    сказки-то не рассказывай
  • 3
    MunchkiN 616
    Ерунда какая, масычи 1,2,3 скайрим и скайрим спешл едишн все пройдено на стрелках
  • 4
    Андрей Баулин
    Одновременно ты их хрен нажмёшь. Для того и придумали схему WASD
  • 2
    killerbot
    все чистая пека правда
    Спойлер
    pix.playground.ru/other/2216422/
    толька вместо нага эпик нага 2014 так эпик беспроводная стала прокликивать

    Botponevole
    надо было играть в ту версию что продавалась на диске в россии в 2008 году без длс и русской озвучки и без патчей из коробки. не помню кто там ее издавал.
  • 2
    MunchkiN 616
    я про массыч
  • 2
    killerbot
    действительно то я был не совсем прав
    проблему вызывали не стрелки а интер
    www.playground.ru/files/patch_mass_effect_v1_02_..
    но поскольку то я играл на стрелках соответственно использовал все что близко к стрелкам включая интер вместо Е. потому и был баг.
  • 3
    Бомбардировщик
    Дублированная... если не ошибаюсь, это типа два в одном для удобств в шутерах, ролевых, стрелялках и т.п. (левая половина) + пошаговая, в реальном времени и т.п. тип стратегий (это правая часть). Фактически этакий универсал, для широкого спектра игр. "Дублированная" имела и такую модификацию, где левая часть такая же, а правая классическая клавиатура. А вот средняя это такой типа желанный девайс для фанатов WoW, так сказать более узкой специализации. Клава там не совсем обычная. Подставка сбоку, если я правильно понял вопрос, это правая часть клавиатуры, на которой находятся кнопки дейсвий от вперёд-назад, до кнопок вызова меню атрибутов, спеллов и т.п. вплоть до кнопок чатов, к примеру гильдийного ;) . Фактически какое там WASD (собственно по данной теме) - клава для ВоВ это разрыв шаблона в любом понимании, в корне ;)
    Спойлер

  • 2
    MunchkiN 616
    теперь я понял почему ты так пишешь! на такой клаве текст сложно набирать! там все буквы есть? или нет?
    на ней действительно ультра удобно играть?
  • 1
    airstorm
    Это реальная дичь! а зачем она так ломается?
    Почему сейчас такие клавы не актуальны?
  • 3
    Бомбардировщик написал:
    а зачем она так ломается?

    Чисто конструктивное решение (ну и особености дизайна) для хранения и смены клавиатуры. В комплекте одна база, куда устанавливается одна из двух клавиатур: стандартная (такая же раскладная) и игровая ВоВ. Мне в своё время так объяснили. Я не играю в ВоВ, поэтому не стал особо вникать в технические особенности.
    Бомбардировщик написал:
    Почему сейчас такие клавы не актуальны?

    Актуальны ;) и клавы и мыши. Просто это всё же геймерский семент. Как я упоминал выше, когда-то видел такую в Питере, но цена была на уровне 100 евро, это при том, что у нас такая клава в комплекте с геймерской мышкой ВоВ стоила где-то 85-90 евро (в те времена). Клавы игрового типа Wolf King, SteelSeries, Roccat как и более распространённые Logitech, Razer, актуальны, просто из-за высокой цены их проще заказать через Aliexpress или ebay, так как многие фирмы не привозят их (или привозят под заказ с предоплатой). Я всегда сравниваю такой дефицит клавиатур/мышек с аналогичной ситуацией частого отсутствия (или весьма скудного и ограниченного выбора) геймерских мониторов на 144 Гц или крутых материнок типа ROG. Дорого - спрос невелик.
  • 2
    Бомбардировщик
    пека то у меня для игор как консоль конкретно та пека что сейчас для игор это как бы не совсем для игор была но взяла функции игрового пека и это другая долгая история. если мне вздумается на ней поработать или по печатать сверху в кадр попала обычная клавиатура. на ней то я и буду это делать.
    почему жи я так плохо пишу это вощем история долгая и отдельная к теме клавиатур и WASD почти не относящаяся.
  • 3
    airstorm
    ну ХЗ, материнок валом даже екстремальных под 2011 сокет а вот таких клав я реально не видел даже на яндекс маркете. там когда пикаешь игровые клавы то выпадает механика или даже мембрана но никогда такая дичь.
    Опять же мышек с 12 кнопками сбоку и всякими приблудами полно а таких клав нету.
  • 6
    MunchkiN 616
    почему так пишешь?
    Что за история с функциями игрового пека?
    Ты вообще какой то скрытный, прячешься!
  • 3
    Интересная статья, очень познавательная
  • 0
    WSAD фор про . Со стороны если глянуть на стрелочника -- обрыдаться можно , это так нубски )
    Нафига писать WASD , если раскладка не понятная . Это только сбивает с толку . В стандарте у нормальных принято писать вперед-назад , потом влево-вправо , последовательно . А вдруг он рачелла и ходит с другой буквы , повернув клешню на 45 ... , никто и не поймет , лол .
  • 5
    Интересная статья, спасибо.
  • 5
    Недавно ток задумался почему именно эти клавиши) Спасибо за материал!
  • 3
    Я помню, как играл в шутер с ESDF. Очень мучился с непривычки. К сожалению, разрабы-ублюдки не давали в игре поменять управление. Там ещё левая кнопка мыши отвечала одновременно за стрельбу и за бег вперёд, что сводило на нет стрельбу из укрытия.
  • 2
    Про ESDF первый раз услышал из этой статьи.
    Помню как впервые учился играть с клавишами WASD именно в Half-Life 1.
  • 1
    Раскладка и впрямь удобная, в целом, до всех допклавиш можно дотянуться мизинцем. :) Я себе под кнопки эмуляторов "зеркальную" IJKL делаю (плюс мизинец для шифтов).
  • 4
    я еще с начала 2000 привык играть на стрелках (наверно потому что начинал с гонок нфс) привычка осталась. всегда меняю управление на стрелки, остальное управление ставлю на шифт, контрл, ентер и малую цифровую клавиатуру. Прыжок привык ставить на среднюю кнопку мыши
  • 4
    AleksAleks
    это жесть какая то
  • 3
    Помню, что в Мортал Комбат 4 была wadx, как же я тогда от неё плевался, словами не описать
  • 1
    pump_plus
    А я знаю левшу который играет как остальные не знаю почему) Говорит мышка самое важное а стрелки можно и неудобной рукой жать))
  • 5
    все дело привычки, ....просто случай вошел в классику
  • 1
    Бомбардировщик
    Кому как
  • 3
    AleksAleks
    это факт!
  • 2
    Раньше играли на O, P, Q, A, M.
  • 1
    Спойлер
  • 2
    Я сам правша, играю на WASD во все, кроме гонок, там только стрелки, ибо мышь не нужна. А брат у меня левша, но играет точно так же, WASD и мышь)
    Не понимаю извращенцев, ставящих мышь слева + стрелки.
  • 0
    Никогда не использовал WASD - считаю, что это извращение, очень неудобно, особенно когда вначале выходили игры, много второстепенных клавиш нужно было настраивать под большое кол-во букв, легко было запутаться и в нужный момент нажать не ту клавишу. Поэтому по привычке всегда пренастраивал только на стрелки, гораздо удобнее, прыжок -shift, бег - ctrl. Второстепенные клавиши на панели NumLock
  • 0
    killerbot
    Я тоже мышку левой держу
B
i
u
Спойлер