Почему сделка по покупке Gambit Esports и МТС важна для киберспорта

МТС приобрёл киберспортивный клуб Gambit Esports с чемпионскими составами сразу по трём дисциплинам. Объясняем, почему это важно.

Инвестиции в киберспорте — тема, которая перестаёт удивлять. За последние годы спонсорами соревнований становились Audi, Mercedes-Benz, BMW, Coca-Cola, Jack in the Box, Intel, HP и другие. В списках инвесторов самых разных проектов и команд числятся владельцы клубов НБА, НХЛ и МЛБ. А ещё действующие баскетболисты (Юнас Йеребко из «Юта Джаз») или бывшие (Шакил О’Нил и Рик Фокс), бейсболисты (Джимми Роллинс из «Филадельфии Филлис»), футболисты (Андре Гомеш из «Барселоны», Златан Ибрагимович из «Манчестер Юнайтед») или звёзды шоу-бизнеса (Дженнифер Лопес).

Американский рынок пока шагнул дальше всех. Список участников Overwatch League, инвестировавших во франшизную лигу, по-настоящему впечатляет. Акционеры «Арсенала», Роберт Крафт и Стив Каплан — лишь немногие из них. Однако жизнь кипит в основном на Западе. В России, как и во всем регионе СНГ, по-прежнему проблемы с деньгами. Тем удивительней выглядит покупка Gambit Esports сотовым оператором МТС.

На безрыбье

До МТС много кто пытался спонсировать команды или участвовать в совместных акциях. Вкладываться в индустрию по-крупному — так сделали лишь два человека.

В октябре 2015 года Алишер Усманов инвестировал в киберспортивную организацию Virtus.pro около $ 100 млн. За несколько лет он вместе с управляющим партнёром Антоном Черепенниковым построил холдинг ESforce. В списке активов с десяток проектов и успешные команды из разных стран мира. Насколько прибыльной оказалась затея, и как пока оценивает предприниматель свои вложения за два года — вопрос, ответ на который мечтает получить каждый журналист. Однако сейчас компания регулярно нанимает новых сотрудников и продолжает развивать существующие продукты.

Январь 2017 года. В Континентальной лиге по League of Legends возникла команда M19, взявшая название той самой легендарной пятёрки, про которую снимали репортаж в «Намедни» после победы на World Cyber Games в 2002 году. Скандал с названием — история, не дававшая покоя в течение месяца. Главным инвестором M19, как выяснилось, оказался владелец холдинга Strongbow Investments Евгений Туголуков. Бизнесмен рассказывал РБК, как тратит только на один состав M19 по League of Legends около $ 500 тыс. в год. По планам предпринимателя, выход на операционный ноль планируется в течение двух-трёх лет.

Владельцы менее крупных киберспортивных клубов продолжают утверждать, что строить бизнес в этой сфере в стране непросто. И это относится не только к России, а всему постсоветскому пространству. Партнёров не найдёшь, зарплаты у игроков растут, спонсоры не готовы инвестировать большие суммы, поэтому приходится работать с теми, кто есть. Если и побед нет, а такие периоды возникают время от времени у каждого, приходится совсем тяжело.

От инвестиций к покупке

Покупка Gambit Esports не была спонтанным шагом. В 2017 году клуб взял мэйджор по CS:GO, выиграл летний сезон Континентальной лиги. Благодаря частому участию на международных турнирах, бренд Gambit хорошо знают за рубежом. Однако на выбор повлияло не только это. «МТС давно начала движение в сторону киберспорта, — рассказывает Ирина Семёнова, руководитель киберспортивного направления МТС. — Но когда мы поняли, что хотим более плотно работать с аудиторией поклонников киберспорта, мы сразу решили, что нужно делать ставку на долгосрочные инвестиции, поскольку только такой подход позволит действительно эффективно работать в этой сфере».

Одним из первых проектов МТС в киберспорте было открытие Gamer Stadium. Компания помогла провести интернет. Владелец компьютерного клуба Андрей Комогоров утверждает, что проект приносит ему от 1-го до 2-х млн рублей в месяц. И это не единственная «история», в которой поучаствовала МТС.

Для сотового оператора киберспорт — одно из стратегических направлений. «В данном случае мы следуем стратегии по развитию digital-продуктов МТС: понятно, что, предлагая digital-решения, мы ориентируемся на современную, молодую аудиторию, которая потребляет технологические продукты, которая нуждается в таких продуктах, в том числе в сфере развлечений. Нам было необходимо выбрать направление, которое максимально близко молодежи и в котором мы видим существенный потенциал. Реальный спорт несколько дальше от нашей цели, а киберспорт — уникальное направление, которое находится на стыке соревновательности и современных технологий, и при этом популярность которого неуклонно растет», — считает руководитель киберспортивного направления МТС.

Сейчас у компании множество планов по взаимодействию с игроками Gambit Esports и запуску новых продуктов для поклонников киберспорта и геймеров. В МТС пока не готовы раскрывать подробности. На вопрос можно ли ожидать появление Gambit в Overwatch League (пожалуй, одной из самых раскрученных лиг) Семёнова ответила просто: «Здесь нужно последовательно двигаться. Потенциально возможны любые решения».

После подписания Gambit Esports задачи у игроков не сильно изменились: показывать наилучшие спортивные результаты. Со своей стороны МТС будет делиться экспертизой, возможностями и ресурсами. Однако пока клуб не планирует расширяться.

Вопрос о стоимости сделки между Gambit и МТС компания оставила без комментариев.

Что это даст индустрии?

Приобретение МТС выглядит сейчас как ещё один сигнал для бизнеса: здесь есть аудитория, с ней можно работать, поезд пока не ушёл, команд и турниров хватит на всех.

«Я не могу сказать, что у нас связаны с этим [появлением новых компаний, желающих вкладываться в киберспортивные команды] какие-то ожидания, но от себя могу добавить, что, если это произойдёт, для меня это будет радостный факт, — отмечает Семёнова. — Добро пожаловать всем. Киберспорт — очень интересная сфера и, конечно, она заслуживает достойного внимания, особенно в нашем регионе, который подарил миру огромное количество звёзд на этой арене. Буду рада, если российский бизнес последует примеру МТС и поддержит развитие киберспорта в нашей стране».

Такой оптимизм был и после новостей про Алишера Усманова и Virtus.pro. С тех пор возникло не так много успешных проектов (Gamer Stadium один из). Пока индустрии не хватает качественной экспертизы и исполнителей на самых разных должностях. К тому же в российском обществе сохраняются предубеждения со стороны старшего поколения. Игры считают праздностью, а киберспорт — ересью. Однако всё это не мешает развиваться индустрии, пускай и медленно.

Нравится8
Комментарии (8)
  • 0
    Поздравляю!
  • 0
    Желаю удачи Gambit ESports, сказать больше нечего)))
  • 5
    Забавно смотреть как толпа восхваляет толстых нердов, а школьники хотят быть такими же. Деньги, деньги, деньги а о своем достоинстве надо думать. В чем прикол смотреть как кто-то играет(это относится и к остальному спорту)?
  • 4
    Везде, где есть азарт и эмоции, найдутся и зрители. Компьютерные игры никуда не уйдут, значит и киберспорт будет развиваться.
  • 1
    Странная фотка на перьвьюшке, любителям этого дела должно зайти))
  • 4
  • 5
    В России, как и во всем регионе СНГ, по-прежнему проблемы с деньгами. Тем удивительней выглядит покупка Gambit Esports сотовым оператором МТС.

    А чего удивительного? Очередные воры которые при развале совка умыкнули (зачеркнуто) приватизировали кусок нефтедобычи в несколько миллиард долларов и на наворованные построили свой личный бизнес, как и усменов и прочие в этой стране. Это у вас денег нет (но вы держитесь), а у них их всегда будет навалом.
  • 0
    лол, чёт в голосину
B
i
u
Спойлер