Показатель успешности игры - релиз в Steam, а качества - релиз в GOG.com

В июне на портале vc.ru вышло интересное интервью с интереснейшим человеком. Геймер, в прошлом про-игрок, человек стоявший у истоков киберспортивного клуба Virtus.Pro, и направления мобильных игр в легендарной Акелле, а ныне старший вице-президент сервиса цифровой дистрибуции игр GOG.com Олег Клаповский рассказывает о своем пути в игровой индустрии, отношении к пиратству и политике игрового сервиса по отношению к разработчикам и покупателям.

Самые интересные моменты я приведу тут.

Понятно. Ну так вот ты в CD Projekt, строишь локализаторский департамент. А как образовался на этом пути GOG.com?

Параллельно с моим приходом в CDP случился кризис 2008 года, и вопрос российского офиса отложили, но поручили пока заниматься именно локализационным центром. Благодаря этому я оказался в credits таких игр, как Saints Row 2 и нескольких проектов Disney.

Но это было временным решением, и через несколько месяцев мне предложили заняться новым проектом, который только-только был анонсирован и находился в бете. Это был сервис цифровой дистрибуции игр и фильмов GOG.com, и тогда им занималось восемь человек, которые сидели в двух маленьких комнатах.

Когда я туда пришёл, у нас было подписано три договора: с Interplay, Revolution Software и Codemasters. Игр было мало, а всё остальное предстояло открывать, объяснять всю нашу бизнес-идею игр без DRM-защиты, подписывать. Так и началась моя история с GOG.com.

Открыть сервис цифровой дистрибуции — вполне логичный шаг для крупной успешной компании. И пока одни делали конкурентов Steam, вы решили создать сервис с ретро-играми. Почему именно такой акцент?

Вообще началось всё с того, что когда-то CD Projekt довольно успешно продавала в ритейле старые игры. И в какой-то момент возник вопрос, как можно достать те же игры, только в цифровом формате — ведь нигде, кроме как на торрентах (а там — часто в не очень рабочем состоянии), их не было. И на Steam их тоже не было.

Тогда мы не задумывались ни о какой конкуренции, скорее, это был тёплый ламповый магазин, сервис для себя. В первую очередь это было осуществление своей мечты — запустить и посмотреть, как пойдет.

Я пытался в своё время запускать старые игры и с удивлением обнаружил, что большая их часть на современных компьютерах и ОС практически не работает. Выходит, в команде нужны эксперты, которые знают, как это делается, и любят «вскрывать» старые игры, приводить их в работоспособное состояние. Мягко говоря, не каждый разработчик посчитает это интересной задачей.

С самого начала мы понимали, что запустить старую игру на современном компьютере — это большая проблема. Ведь тогда тот же DOSBox не пользовался большой популярностью, да и работал он сильно хуже чем сейчас, не все игры запускались. Мы сами выходили на ребят из DOSBox, а с его создателем мы до сих пор дружим и работаем над некоторыми вещами вместе. Даже звали его несколько раз работать к нам.

Так вот когда мы начали сотрудничать с ребятами, мы вместе с разработчиками игр и нашей командой сидели и адаптировали игры под современные компьютеры, а во многих случаях эта совместимость создавалась вручную именно нами. Так что можно смело говорить, что мы помогали развивать DOSBox. Сегодня это сервис, который применим к очень многим играм, но в тот момент это было не так.

Создатель DOSBox приезжал к нам, он фанат старых игр, мы вместе вспоминали какую-то классику и думали, как же починить ту или иную игрушку. Например, есть Theme Park, за которую мы брались три раза за два года, прежде чем её удалось починить.

Есть и более сложные вещи, например игры для Windows 95 и 98, им DOSBox не подходит, для них нужна reverse engeneering (обратная разработка), то есть когда вы восстанавливаете исходники из конечного продукта, чтобы потом этот исходник переделать, потому что оригинальных исходников уже ни у кого не осталось. Этим тоже много занимались.

Но основной фишкой ведь стала даже не коллекция старых игр, а сам подход — игры без DRM-защиты?

Ну все, кто стоял у истоков GOG.com, из той эпохи, когда DRM-защита вызывала огромное количество проблем. Будь то Starforce, который мог просто сломать привод, игры не запускались, код почему-то не работал. В противовес этому хотели создать сервис, который был бы максимально комфортным для игроков, и чтобы на нём можно было скачать игру за два-три клика, как на торрентах, но легально и с нормальным сервисом, который включал бы в себя техническую поддержу, возможность вернуть игру и так далее.

А как к этому относятся правообладатели? Их всё устраивает в ключевой концепции GOG.com?

Безусловно, существует стереотип, что DRM защитит продукт, и искоренить этот стереотип пока что очень сложно. У нас была забавная история со вторым «Ведьмаком», когда были определённые опасения, что мы на GOG.com выпустим игру без DRM-защиты и она может сразу же оказаться у пиратов. В итоге на торрентах она, конечно, оказалась за два дня до релиза, и это была пиратка с защищённой ритейловой копии.

Увы, сколько ни защищай игру, от пиратства это не спасёт. Всегда будут те, у кого нет денег, но он хочет поиграть в игру — и пойдёт и скачает эту игру на торрентах. Многие из нас наверняка были в таком положении.

Но разработчики всё-таки стараются дополнительно защитить свою игру, причем иногда самыми изощренными способами. Например, есть игра А, она не требует подключения к интернету, но чтобы начать играть, надо пройти онлайн-авторизацию. В момент релиза игры сервера не выдерживают, и ты просто не можешь залогиниться. То есть человек купил игру, а в итоге он не то, что не получил вознаграждения, а вообще ничего не получил. Это не подход, это паническая боязнь.

Мне кажется, нужно просто принять, что пиратство существует как явление и никуда от этого не деться. Те люди, которые хотят скачать игру где-то ещё, сделают это. А потом ещё расскажут друзьям и обеспечат дополнительные продажи за счёт сарафанного радио.

Поэтому отвечая на вопрос — нет, далеко не всем правообладателям понятна наша концепция. Мы стараемся донести до них свою философию и заставить поверить в неё, хотя, конечно, это удаётся далеко не всегда. Это одна из причин, почему в нашем каталоге пока меньше новых релизов, чем нам хотелось бы — но мы очень активно работаем в этом направлении и постепенно завоёвывам новые тайтлы. Из того, что у нас выходило день в день с другими платформами за последний год — Pillars of Eternity, конечно же, «Ведьмак», Superhot, предзаказы на новый Master of Orion, No Man's Sky и многое другое.

Какая у вас модель — сколько уходит разработчику, сколько сервису?

У нас подход простой — если игра новая, то 70% разработчику, 30% нам, это своего рода стандарт рынка. Если игра старая, требует наших ресурсов, дополнительной работы, ремастеринга, то наша доля может быть выше. Простой пример: мы подписываем старую игру, делаем так, чтобы она работала на современных компьютерах, а потом выходит новая операционная система, и мы снова подгоняем эту игру под новую систему, чтобы всё точно работало.

А в чём уникальная ценность для разработчика — почему ему просто не встать в Steam, в G2A и успокоиться на этом — есть какой-то уникальный срез аудитории, не охваченный глобальными сервисами?

Начнём с того, что встать можно только в Steam, GOG.com, U-Play, Origin. При этом последние два сервиса — в первую очередь платформы, заточенные под свои продукты, а уже потом под проекты других разработчиков.

Все остальные площадки перепродают ваши ключи. А если они их перепродают, то встаёт вопрос, откуда они взялись, если вы — разработчик — им эти ключи не продавали. И встаёт другой вопрос, почему неожиданно на этих площадках цена на ваши ключи может быть ниже, чем у вас.

Переходя к вопросу, почему просто не встать в Steam, мы говорим всем партнерам, чтобы на Steam они обязательно вставали и свою игру там продавали. Но при этом, на наш взгляд, глупо отказываться от в среднем от 10% дополнительных продаж, которые мы можем дать. Поэтому это скорее вопрос не про выбор, где продавать игру, а про то, чтобы дать пользователю возможность выбрать, где он хочет её купить.

Из рассуждений выше получается, что во многом GOG.com важен для инди-разработчиков — как-то работаете с этой категорией?

Среди многих инди-разработчиков бытует такое (очень лестное нам) мнение, что показатель того, что у вас успешная игра, — это релиз на Steam, а показатель того, что игра хорошая — это релиз на GOG.com. И это не мы придумали. Сравните средний балл на Metacritic всех выпущенных игр на GOG.com и на Steam, и вы поймёте, о чём я говорю (подсказка: у нас средний показатель порядка 75).

Мы очень жёстко курируем контент, который выпускаем на нашей платформе, и никогда не добавляем в каталог симулятор «всего подряд». А ещё мы стараемся помогать инди-разработчикам, смотрим на их проекты, советуем, что поправить, что доделать.

Кстати, игры в разработке — это такой аналог раннего доступа на Steam? В чём отличия?

Мы стараемся всегда быть честными с нашими пользователями, поэтому нашу программу игр в разработке называется именно играми в разработке, а не ранним доступом. Потому что мы понимаем, что мы продаем незаконченный продукт, а не ранний доступ к игре, которая ещё не вышла. Мы понимаем ваши риски как пользователя. И мы в течение двух недель без вопросов возвращаем деньги, если что-то пошло не так или игра просто не понравилась. В эту программу мы тоже очень внимательно выбираем игры, абы что, исключительно ради количества, туда не попадет.

Расскажи о GOG Galaxy.

Это наш опциональный клиент, который мы запустили около года назад. Ключевое слово — именно «опциональность». В эпоху, когда при любом удобном случае тебе стараются впихнуть (а иногда и просто впихивают, не спрашивая) кучу дополнительного софта, который тебе, может, и не нужен, мы очень хотели пойти другим путём. Поэтому GOG Galaxy можно вообще не скачивать и не использовать, а приобретённые у нас игры устанавливать из инсталлера, который скачивается после покупки.

Если же вы решили его скачать, то это удобный клиент, который позволяет запускать и обновлять игры (только если вы хотите), скачивать дополнительный контент, сохранять достижения, добавлять друзей и общаться с ними. Впрочем, над социальной составляющей мы ещё работаем, там есть ещё что добавить.

А ещё GOG Galaxy позволяет «откатиться» до предыдущей версии билда, если вы, например, купили игру в разработке, и новый патч вам не понравился.

Недавно ещё анонсировали GOG Connect, можешь коротко объяснить суть этой фичи?

Все просто, теперь любой пользователь (который уже давно пользуется GOG.com или который только что создал аккаунт) может подключить учётную запись Steam к GOG-аккаунту и бесплатно добавить часть своей коллекции игр из Steam к библиотеке на GOG.com. При этом игра будет доступна и на Steam-аккаунте пользователя.

Сразу оговорюсь, что сейчас речь не идёт обо всей библиотеке и предложение ограничено по времени. Пока что мы запустили GOG Connect для первых 20 игр, среди которых The Witness, FTL: Faster Than Light, The Incredible Adventures of Van Helsing: Final Cut, Galactic Civilizations 3, Trine Enchanted Edition, Saints Row 2, Shadowrun Returns, The Witcher: Enhanced Edition. Мы планируем постоянно менять и добавлять игру для программы в зависимости от договорённостей с разработчиками и издателями.

Мы не ожидали, что программа будет пользоваться такой популярностью: в течение первых суток у нас образовались очереди из желающих связать аккаунты и добавить игры, но мы уже оптимизировали процесс, и сейчас он проходит намного быстрее.

А что если я вернул деньги за игру на Steam, но уже получил копию у вас — как это проверить?

В условиях программы прописано, что если игра удаляется с вашего Steam-аккаунта, мы оставляем за собой право «изъять» её и на GOG.com. Технически это возможно. Но, может, быстрее просто скачать пиратку?

 

Нравится55
Комментарии (36)
  • 46
    Успешность = Steam, качество = GOG, а жадность = Origin
  • 13
    и направления мобильных игр
    Трешовых дел мастер.
    в легендарной Акелле
    Идите гляньте в каком она состоянии после вот таких мастеров.
    Будь то Starforce, который мог просто сломать привод
    Знатное кудахтанье.
    Короче сам себя расхвалил без реальных примеров. По делу нихрена, но понтов тонна.
    Пока Габен дает возможность лепить инди игры, у этих нет возможности, тянут чужое старье и делают вид, что это все их заслуги, а остальные никому не сдалось надо - еще и metacritic притянул-то да в 2016 году...

    С таким подходом можно найти достоинства как и в origin, так и в чем-то там от ubisoft (даже название не помню).
    Но так как этот недосервис уровня ea download делает доступными пиратки для самых богатых эстетов просто брезгающих платить за то, чем пользуются, то скоро мы увидим в коментах кучу билива, соплей и хвалебного размахивания подгузниками.
  • 1
    Мне сервис GoG нравится. Пока что они молодцы
  • 11
    Egik81
    А ты думаешь в GOG не аренда? Если следовать твоей логике, то мы можем купить игру в гоге за 50 руб. и отправиться в Steam продавать её (Ведь игра же наша!) или к примеру: Ты взял квартиру в аренду и захотел продать её, а как? Документов то у тебя нет. Да и вообще, при чём здесь аренда и качество?
  • 7
    Будь то Starforce, который мог просто сломать привод А чо не так то? Ломал, и не раз, сидишь потом и выскребаешь обломки диска из потрохов привода из-за того, что качество лицензионных дисков расейского производства отстой полнейший а старфорс резко раскручивал их до максимальных оборотов, потом резко тормозил, потом опять раскручивал, с какого то раза диск тупо разлетался в клочья.

    GOG сейчас это единственный сервис, где можно спокойно получить рабочую копию игры без этого вашего рабства у дяди Габена, от которого вас так прёт, спокойно поставить её на машину в оффлайне и не париться ваще, никак, никогда и ни разу. Хотя да, безмозглое школиё тогда нисможит ачивками меряться, бида-бида. Линейку купи уже и хоть обмеряйся до бровей.
  • 7
    а качества - релиз в GOG.com

    Ага,то то постоянно появляются темы с проблемами в ГОГ,так что качество то ещё.
  • 6
    Радует что GOG растет, скоро подкатят игры изданные фаргусом. Политика у ребят космическая
  • 0
    Про что статья??? Читать лень...
  • 1
    Хоть бы облачные сейвы то добавили,и это в 2016
  • 0
    _i_D_D_Q_D_
    Советую прочитать - полезно будет
  • 0
    Бездари из GOG даже не в состоянии вовремя патчить свои релизы. Нравится ждать патча неделю-две в то время как в STEAM все давно играют с новым патчем? Зато, гм... качество..?
  • 3
    ГОГ как всегда молодцы, пока стим дает геймерам игры в аренду, в гоге ты полностью решаешь что делать со своей игрой(кроме продажи и тд, конечно), Стим жестко привязывает игрока к онлайну, несмотря на всякие автономные режимы и тд. Кстати, многие, кто кукарекает, что нет ничего плохого в аренде игр от стим, почитайте правила договора, вы офигеете от того, что вы просто на рабских условиях отдаете свои деньги, а стим великодушно позволяет вам на время, поиграть в игру.
    ПС: Сейчас малолетки набегут минусить, с карточками стима и фото гейба.
  • 4
    Пираты рады существоввнию GOG.
  • 1
    Геймер, в прошлом про-игрок, человек стоявший у истоков киберспортивного клуба Virtus.Pro, и направления мобильных игр в легендарной Акелле

    людей с таким "опытом" кто-то еще на работу берет?
  • 8
    собственно говоря)))
  • 4
  • 2
    rambling написал:
    Бездари из GOG даже не в состоянии вовремя патчить свои релизы. Нравится ждать патча неделю-две в то время как в STEAM все давно играют с новым патчем? Зато, гм... качество..?

    Для справки - STEAM патчи к играм не делает! И что значит *вовремя патчить свои релизы*??? Как буд-то бы разработчики повесили расписание выхода патчей. Какой смысл клепать каждый день по патчу? Лучше подождать две недели и что бы многие ошибки пофиксили.
  • 5
    Пользуюсь гогом больше года, никаких проблем ни разу не было, в отличие от ссаного стима, который вообще отказывается запускаться если нет интернета. А чтобы запустить обосратое инди, нужно сначала запустить стим, который отожрёт 2гб оперативки и только после этого запустит игру
  • 5
    Конкуренты? Стиму? Смешно просто... Достали уже эти корявые лаунчеры, что GOG, что Origin c Uplay. Горите в аду.
  • 1
    Мне в GOG не хватает поддержки Веб-мани. Без этого я у них просто не могу ничего купить.
  • 1
    Demon_DDD
    вебмани - это грабители в прямом смысле. помню тоже через этот сервис покупал, потом плюнул ибо они захотели что бы я им заплатил за какой-то аттестат, пошли в опу)
  • 1
    vvvjust
    Все банки - грабители в прямом смысле. Я аттестатов не покупал, мне они не нужны. Но я могу покупать в таких онлайн-магазинах исключительно через Веб-мани.
  • 3
    я оказался в credits

    Игр было мало, а всё остальное предстояло открывать, объяснять всю нашу бизнес-идею игр без DRM-защиты, подписывать.

    Переходя к вопросу, почему просто не встать в Steam, мы говорим всем партнерам, чтобы на Steam они обязательно вставали и свою игру там продавали.

    Вставай страна огромная. Вставай на Steam и свою игру там продавай.
  • 1
    GarminGo
    Достали уже эти корявые лаунчеры, что GOG, что Origin c Uplay.

    Вообще-то клиенту GOG Galaxy нет и года, а сам сервис существует несколько лет. Поэтому использование клиента является опциональным, никто не заставляет его устанавливать. Можно и дальше по старинке скачивать установщики игр с сайта GOG.com.
  • 0
    Tiger Goose
    Суть не в этом, а в том, что удобнее держать игры в одном месте, и как минимум у меня, все игры в стиме, кроме батлы, из-за которой приходится запускать тупой ланучер ориджин.
  • 0
    Apokalipsis113
    Пока габен засоряет свой стим инди-пиксельным говном, в Гоге этот мусор обходят стороной. И да,они так же оптимизируют игры на новые операционки, когда как в стиме об этом вообще не парятся.(имеется ввиду реально старые игры)
  • 3
    Такая классная идея оптимизировать старые игры под новые системы. Лежала на поверхности и первыми ее подхватили ребята из CDP. Ну им сам бог велел, можно сказать.
  • 3
    Большое спасибо ГОГу за его работу!
    Steam, конечно, хороший сервис, но ему просто необходима конкуренция. Origin, U-play, и другие, ему вообще не конкуренты, так как в основном там игры только EA b Ubisoft соответстенно.
    Очень рад появлению GOG Connect, давно уже жду чего-то подобного.
  • 2
    Tiger Goose написал:
    Можно и дальше по старинке скачивать установщики игр с сайта GOG.com.

    Ну и какое в этом качество и удобство.
  • 3
    saa0891
    А где ты увидел, что я в своём комментарии писал что-то про качество и удобство? Моя реплика связана с обсуждением совсем иного аспекта.
  • 4
    Tiger Goose

    А тебе то человек писал именно про удобство,да и глючный этот ГОГ.
  • 1
    gmh4589 написал:
    Steam, конечно, хороший сервис, но ему просто необходима конкуренция.

    Как ни странно, но это тот редкий случай, когда в наличии конкуренции больше вреда, чем пользы, так как пользователю удобнее держать все игры в одном месте, видеть всех своих друзей в одном сервисе цифровой дистрибуции, а не дробление на множества сервисов/лаунчеров, еще и сжирающих ресурсы компа. Плюс, к примеру, я хочу видеть всегда кто из друзей в сети, и кто во что начал играть, но для этого нужно чтобы все эти недосервисы были постоянно запущены на моем компе, не говоря уже о том, что некоторые друзья используют лишь один определенный сервис, и не используют другие, получается, хочешь общаться и видеть во что играют твои друзья, будь добр, держи запущенными все лаунчеры... Абсолютный дискомфорт.
  • 1
    saa0891
    А вот и нет. Несмотря на наличие слова "корявые", смысл его комментария в том, что игровых загрузчиков сейчас в избытке. Я лишь указал на то, что использование клиента GOG необязательно для запуска купленных там игр. Вопроса о том, удобно это или нет я не касался. Каждый решит это сам для себя.
  • 2
    Tiger Goose написал:
    смысл его комментария в том, что игровых загрузчиков сейчас в избытке

    Как раз таки saa0891 и ты уловили суть, просто с разных сторон. Удобство во всем, вот самое важное. Именно их избыточность и является главным дискомфортом. Почему вообще ради какой-то игры я должен заходить куда-то на GOG (сайт, лаунчер не важно), и так для некоторых игр, находящихся в разных сервисах.
  • 3
    GarminGo
    Почему вообще ради какой-то игры я должен заходить куда-то на GOG (сайт, лаунчер не важно), и так для некоторых игр, находящихся в разных сервисах.

    Резонное замечание. Но справедливости ради стоит отметить, что у GOG нет собственных эксклюзивов. Так что если интересует, чтобы все игры были в одном месте (например, в Steam), то в этом случае про GOG.com можно вообще не вспоминать. А вот в Origin - да, есть свои эксклюзивы, а игры Ubisoft в Steam требует совместного запуска с Uplay-клиентом.
  • 0
    Возможность поиграть в классику - хорошая фишка, актуальная.
    Лично я потихоньку штудирую шедевры прошлых лет. От половины пришлось отказаться, поскольку не фурычат.
B
i
u
Спойлер