В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Выставка Е3 — альфа и омега игровой индустрии. Время, когда гремят анонсы, срываются покровы, а каждая ошибка, неудача или провал попадают в анналы истории. Место, где ведущие компании индустрии строят грандиозные стенды, лишь бы выгоднее показать свою продукцию, и устраивают презентации стоимостью в сотни тысяч долларов. Это всё Е3. За два десятка лет выставка видела взлёты и падения, вспышки сверхновых и зарождения чёрных дыр в бюджетах. И в преддверии самого ожидаемого игрового события этого года мы вспомним несколько ярких историй — моментов, когда зрители Е3 замирали от восторга, удивления или же, чего уж греха таить, недоумения и разочарования.

1995 — SEGA Saturn; благими намерениями выстлана дорога в ад

Первая Е3 прошла в мае 1995 года. В то время индустрия ещё не была поделена между платформодержателями, так что на перспективную выставку позарились все, кто мог. И каждый хотел произвести впечатление. Увы, некоторые переборщили.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Двадцать лет назад компания SEGA задавала тон консольному рынку, наряду с Nintendo, а вот Sony и Microsoft ещё не заявили о себе. Новенькую SEGA Saturn ждали много больше, чем PlayStation One, а сердца игроков были почти не запятнаны приверженностью к конкретному бренду. Sony нужно было чудо, чтобы ворваться в этот междусобойчик, и до Е3 1995 никто не мог и предположить, что это чудо им преподнесёт сама SEGA. Да ещё постарается, чтобы никто не ушёл обиженным.

К началу Е3 SEGA Saturn уже продавалась в Японии, но в Америке, где её трепетно ждали, консоль должна была появиться только в сентябре. Всё изменилось, когда на конференции SEGA исполнительный директор компании произнес ставшую знаменитой фразу: «SEGA Saturn в продаже… прямо сейчас!» Как оказалось, SEGA тайно отгрузила 30000 консолей в некоторые магазины, чтобы сделать сюрприз фанатам. Но в итоге сюрприз ждал их самих — обделённые торговые сети обиделись, организация продаж прошла кое-как, а недремлющая Sony быстро изменила свою ценовую политику, но об этом чуть ниже. Так или иначе, ожидаемый момент триумфа обернулся началом конца консольной эпохи SEGA.

 

1995 — PlayStation; из крайности в крайность

А вот и обещанная история о том, как Sony воспользовалась подарком от SEGA. Цена на консоли всегда была камнем преткновения. И так уж исторически сложилось, что чаще всего заветные числа объявляют именно на Е3.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Когда SEGA устроила своё «Уже в продаже» с объявленной ценой в 399 долларов, Sony быстро поняла, что в одинаковой ценовой категории с SEGA Saturn им ловить нечего. Игроки скорее купят то, что знают, чем кота в мешке, коим была в то время PlayStation. Вряд ли мы когда-либо узнаем, что изначально готовила Sony для своей презентации, и какой должна была быть первоначальная цена PlayStation One. Но в ходе, пожалуй, самого короткого выступления в истории Е3 президент американской Sony сказал лишь одно: «299». Зал взорвался аплодисментами, и вот так, одним числом, сказанным в нужный момент, Sony определила развитие индустрии, а плоды этого мы пожинаем до сих пор.

Кстати, ровно обратная ситуация произошла на Е3 2006, когда та же Sony сообщила, что PlayStation 3 будет стоить 599 долларов. Но, по слухам, компания отыгралась на Microsoft старым трюком с анонсом цены PlayStation 4, снизив её на $100.

 

2005 — PlayStation 3; несбывшаяся мечта

К 2005 году E3 успела завоевать статус имиджевого мероприятия. На стендах подрабатывали стриптизёрши, за кулисами наливали дорогой виски, а кто-то пытался играть против правил.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Отец PlayStation Кен Кутараги полтора часа собирал восторги публики, рассказывая о технических спецификациях и возможностях PlayStation 3. Даже 11 лет спустя многие анонсы кажутся невыполнимыми для текущих приставок. Посудите сами: разрешение 1080p во всех играх, поддержка двух экранов, игры с графикой CG-уровня и дополненная реальность. Завершающим аккордом стал трейлер KillZone 2, который до сих пор выглядит лучше многих игр.

На фоне скромного и в меру противоречивого анонса Xbox 360 от Microsoft Sony делала прорыв на 10 лет вперед. Однако подозрительное ощущение наигранности происходящего до сих пор бросает тень на светлое имя компании. Как выяснилось через несколько месяцев, Sony всех громко… обманула. Пока шла презентация, инженеры в Токио рвали волосы в попытках заставить работать несовместимое железо и недописанный софт. Ролики игр — и вовсе чистой воды пререндеры, а толика реального удручала до невозможности. На реабилитацию в глазах игроков у PlayStation 3 ушли годы.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

 

2006 — GTA IV; тату-салон Microsoft

Этот год явно можно считать одним из самых ярких в истории выставки. Игровым крылом Microsoft тогда заведовал Питер Мур, а он не стеснялся отвешивать колкости в сторону конкурентов дорогущими анонсами. Конечно, дата выхода Halo 2 на руке никого не удивила, но татуировка Grand Theft Auto IV заставила публику взвыть на рекордной громкости.

Мало того, что Microsoft фактически выкупила временную эксклюзивность из рук Sony, так ещё и объявила о выходе дополнений, которые сперва появятся именно на Xbox 360.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Подобный ход поразил общественность в пятку. Грамотным менеджментом и громкой подачей Питер Мур фактически обеспечил успех Xbox 360. К несчастью, на этом татуировки закончились.

 

2007 — Nintendo; моё тело готово

Программа презентаций Nintendo всегда отличалась своеобразным шармом. Неуместные гости, наигранные презентации и, конечно же, курьёзные моменты.

Но неожиданно для всех в сердца публики попала одна искромётная реплика директора Nintendo Реджи Фис-Эме во время показа Wii Balance Board.

Перед «прыжком веры» на Nintendo-весы Реджи произнес фразу «My body is ready». Но даже Интернет придал ей значение спустя несколько лет. Зачем и для чего Реджи готовил свое тело — до сих пор остаётся загадкой, зато не стесняется повторять эту шутку время от времени.

 

2008 — Final Fantasy XIII; прошла любовь, завяли баклажаны

Один из главных аргументов консольных войн — количество и качество эксклюзивов. По первому параметру сложно сравниться с Nintendo, а вот по второму давно и уверенно лидирует Sony. В 2008 году PlayStation все еще вставала на ноги, так что потеря каждого эксклюзива была сродни катастрофе.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Культовая, хоть и последнее время спорная серия Final Fantasy зародилась на консолях Nintendo, и только с седьмой части перебралась на PlayStation. Впрочем, Final Fantasy VII — это как Библия для христиан: не все читали, но все слышали. И так уж повелось, что с тех пор Sony и Square Enix долгие годы жили душа в душу… До Е3 2008, где первая «Последняя фантазия» на новом для того времени поколении консолей в прямом эфире превратилась из эксклюзива в кроссплатформу. Впрочем, итог мы уже знаем — вся трилогия про Лайтнинг была принята весьма прохладно, а серия нынче отчаянно пытается вернуться за счёт Final Fantasy XV и ремейка культовой Final Fantasy VII.

 

2008 — Rock Revolution; как вы лодку назовёте…

Печально, но факт — большой процент громких провалов на E3 связан с компанией Konami. То одно у них не получается, то другое не работает. Вот и презентацию музыкальной игры Rock Revolution на Е3 2008 можно было смотреть только со смехом.

Когда только ленивый не пытался ухватить себе кусок успеха Guitar Hero, в Konami тоже решили не упускать свой шанс. В результате этого стремления появилась игра Rock Revolution, которую с помпой попытались представить на Е3 2008. Новый проект не только использовал гитару от Guitar Hero, но и не отличался от него ровным счётом ничем, кроме композиций. Хотя разработчики упорно заявляли, что главное в Rock Revolution — это вообще-то барабаны. Апофеозом стала собственно презентация геймплея, во время которой разработчики отыграли песню на уровне кротов-переростков, и уходили со сцены под молчание зала и освистывание виртуальной публики.

Учитывая, что Rock Revolution продалась тиражом от силы три тысячи копий, освистывали совершенно справедливо.

 

2009 — Vitality Sensor; что ты такое?

Консоль Nintendo Wii во многом обязана своим успехом необычному контроллеру, который впервые позволил играть в бокс, боулинг и теннис так, будто вы и правда были на ринге, в клубе или на корте, а не дома перед телевизором. Более того, Nintendo, не стесняясь никого и ничего, зарабатывала на аксессуарах и жила припеваючи, выпуская всё более экзотические устройства.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

В 2009 году таким новым устройством должен был стать Vitality Sensor. В напичканный электроникой напёрсток требовалось вставлять палец, а потом высокотехнологичная игрушка начинала считывать пульс… А вот дальше история умалчивает. Vitality Sensor представили на Е3 2009, напомнили о нём на Е3 2010, а затем тихо похоронили за плинтусом. Судя по тому, что за всё это время так и не было показано ни одной игры, умельцы Nintendo просто не смогли придумать, как же его использовать. Зато придумал Интернет.

 

2010 — Гейб Ньюэлл; казачок-то засланный!

Гейб Ньюэлл — одна из самых ярких персон игровой индустрии. Гений, миллиардер, плейбой, филантроп, создатель компании Valve и сервиса Steam, вдохновитель Half-Life. Именно благодаря ему (или из-за него) мы играем в Dota 2, а не в Half-Life 3. Но до 2010 года Гейб Ньюэлл был известен ещё одним — своей публичной и достаточно резкой критикой игровых консолей. В частности, PlayStation 3, которую прямым текстом называл не более чем «тратой времени», «кошмаром» — и призывал Sony просто отменить выпуск PS3, чтобы не мучить ни игроков, ни себя.

В 2010 году критика прекратилась. А на Е3 2010 Гейб Ньюэлл вдруг появился на сцене Sony с вдохновенным рассказом о том, как PlayStation поддерживает свободу в играх и насколько хорошо удовлетворяет современным потребностям. А потом и вовсе сообщил, что Portal, одна из немногих трепетно хранимых Valve игр, выйдет на PlayStation с поддержкой Steam.

Впрочем, свято место пусто не бывает. Не прошло и пары месяцев, как старина Гейб принялся перемывать кости Xbox и Windows...

 

2010 — Konami; не надо так…

Мы выше уже писали, что компания Konami — штатный неудачник Е3. Квинтэссенцией её провалов стала конференция на Е3 2010, которую до сих пор называют худшей в 20-летней истории выставки.

Сложно выделить что-то конкретное в череде проблем, сопровождающих это невероятно странное представление. Возможно, дело было в многочисленных технических глюках. Или в том, что все выступающие вели себя не вполне адекватно. Или же в том, что часть спикеров еле-еле говорила по-английски. Да и с играми тоже не особенно заладилось: вряд ли кто-то сейчас вспомнит даже такие названия, как Neverdead или Ninety-Nine Nights II. А ведь это были чуть ли не самые заметные из презентованных игр.

В общем, Konami точно влипли в историю, желая в неё войти. Зато выпили хорошо.

 

2011 — Kinect; фальшивые зеркала

В 2011 году пришёл черёд Microsoft. Создатели Xbox и Windows решили поразить мир, а заодно и оставить эпоху контроллеров в прошлом. Никаких больше Wii Remote, никаких DualShock, никаких клавиатур и мышек… Наверное, если бы всё получилось, мы бы жили сейчас в другом мире.

Идея Microsoft Kinect (в девичестве Project Natal) на бумаге была прекрасна — управление любой игрой с помощью своего тела. Без каких-либо устройств и датчиков. На практике же уже презентация на E3 2011 показала, что «чудо» получается только в сферическом вакууме, а игры для новой платформы — не более, чем переделки того, что уже выходило раньше для намного более дешёвой Nintendo Wii. И всё это — под громкие заявления о прорыве и революции. К концу презентации публику изрядно подташнивало от моушн-игр.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Справедливости ради надо сказать, что презентация PlayStation Move за год до этого была ненамного лучше, а уж про PlayStation Wonderbook и вовсе не хочется вспоминать.

 

2013 — Xbox One; живые зрители

С напором редмондского гиганта на казуальный рынок и Kinect заметно увеличился поток посредственных игр сомнительных нововведений. Публика на привычных пресс-конференциях отреагировала соответственно — шквал аплодисментов стал заметно тише. По доброй традиции исправить ситуацию решили элегантно — пригласили лояльных сотрудников компании.

В ожидании E3: 13 лучших моментов выставки

Поэтому теперь во время любого показа Xbox большая часть публики дежурно хлопает в ладоши и весело орёт, поддерживая ведущих на сцене. Курьёзность ситуации подчёркивают грустные лица малочисленных журналистов. Доходит уже до такого абсурда, что умельцы в интернете просто вырезают звук бурных аплодисментов из записей, делая презентации ещё более неловкими.

 

2015 — PlayStation 4; игра, которую никто не ждал

Пока Интернет с грустью вспоминает Duke Nukem: Forever и молится на анонс Half-Life 3 под VR, Sony крадёт шоу. Прошлый год мог бы стать вполне обычным, если бы не один нежданный анонс. Про триквел Shenmue шутили многие, но только фанаты не теряли надежду.

Какого же было их удивление, когда автор серии Юэ Судзуки вышел под заглавную темы игры — и анонсировал третью часть. Даже тематическая пресса просто потеряла дар речи. Вот только сама Sony к игре имеет косвенное отношение, ведь основные средства на разработку идут через Kickstarter-кампанию с миллионными сборами. Хотя, кто знает, может это часть пиар-хода...

 

Хуже уже не будет

Выставка Е3 — своего рода Каннский фестиваль индустрии видеоигр. Именно там определяется, куда будут двигаться развлечения дальше. И до главного события года осталось менее недели. Но, как сами видите, на Е3 бывает всякое, и даже самые сногсшибательные презентации могут обернуться пустышкой сквозь призму прошедшего времени. Этот год может удивить нас анонсом обновлённых консолей или пьяными ведущими. Даже если по какой-то причине вы не успели приобщиться к данному событию — самое время вкусить все прелести выставки в 2016 году.

Нравится21
Комментарии (6)
B
i
u
Спойлер