Вечно молодые: почему некоторые игры не стареют

Благодаря чему игры увлекают спустя десятки лет.

Ностальгия — любопытное чувство. Она может заставить нас продираться через неудобный интерфейс, терпеть ужасную графику и скучный сюжет, обещая взамен кратковременное возвращение во времена беззаботного детства или юности. Многие геймеры, услышав словосочетание «старые игры», сразу вспоминают именно о тех проектах, которые запали им в душу десятилетия назад.

Однако если убрать из уравнения ностальгию, то не все хиты тех лет будут увлекать так же, как в год релиза. Но почему? Что определяет, какие игры покажут себя хорошо через несколько лет, а какие окажутся донельзя скучными?

Автор DTF разбирается, почему одни игры «стареют» хорошо, а другие плохо.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решил провести небольшой эксперимент: выбрать восемь игр, вышедших на рубеже девяностых и нулевых — по две в четырёх жанрах.

Для чистоты эксперимента я отобрал проекты, в которые никогда не играл. Разумеется, восприятие всех этих игр — исключительно субъективно, и у вас всё может сложиться иначе.

Quake II (1997)

Хорошо

Уже через пару минут игры становится понятно, почему Quake считается одной из главных серий в жанре. Многие основополагающие для шутеров аспекты в Quake II сделаны гораздо лучше, чем в большинстве недавних проектов.

Грозные гитарные рифы подходят к темпу геймплея: двигается персонаж очень быстро, и стоять на месте нельзя — убьют. Стрелять приятно, а по виду оружия легко предположить, как оно работает. Но пользоваться каждым из них надо с умом, например, Super Shotgun перезаряжается после двух выстрелов, а дуло автомата быстро задирается вверх, если зажать кнопку. Свой подход нужен и к каждому виду врагов, а новые разновидности противников вводят постепенно, давая время ознакомиться с ними.

По реакции врагов можно легко понять, попал ты или нет, и у каждого из них есть несколько анимаций смерти. Некоторые ещё и успевают пострелять в ответ из последних сил. Также у игрока нет возможности избежать урона, что заставляет его активно обыскивать уровни на предмет аптечек и всяческих бонусов типа Quad Damage.

GoldenEye 007 (1997)

Плохо

В своё время эта игра была настоящим прорывом, но спустя 20 лет играть в GoldenEye 007 очень неудобно. Главная проблема — управление. На контроллере Nintendo 64 только один стик, и он отвечает одновременно и за ходьбу (вперёд и назад) и за направление камеры (влево и вправо). Стрейф и взгляд вверх-вниз управляются кнопками.

Стрелять во время движения, таким образом, можно только прямо перед собой. Есть ещё режим прицеливания, при котором персонаж останавливается, а игроку дают возможность водить прицелом по экрану. Но он сделан скорее для взаимодействия с окружением (сбивать замки, например), нежели для боя.

Справиться с отсутствием второго стика помогает автоприцеливание, но оно, вкупе с примитивным ИИ противников, делает прохождение слишком лёгким: можно просто зажать кнопку стрельбы и смотреть, как враги падают один за другим. Если его отключить, то придётся либо бороться с неудобным управлением камерой, либо пытаться включать режим прицеливания посреди боя, но тогда игра станет почти непроходимой.

Need for Speed: Porsche Unleashed (2000)

Плохо

Проблемы геймплея Porsche Unleashed незаметны на первых этапах режима «эволюция» — аналога «карьеры». Машины 50-х и 60-х годов медленные, а гонки лёгкие. Ближе к 80-м становится хуже: автомобили прибавляют в лошадиных силах, но теряют в адекватности. Например, при выходе из заноса иногда может казаться, что машина не отзывается на попытки повернуть её в другую сторону, как вдруг она резко виляет, и приходится выходить уже из нового заноса.

Столкновения с границами трассы могут привести как к небольшому снижению скорости, так и к развороту машины на 180 градусов. Сами границы трека зачастую неочевидны: в одном месте сквозь кусты можно запросто проехать, а в другом перед ними стоит невидимая стена.

По задумке, сложность в игре растёт постепенно, но неадекватность автомобилей и нечёткие границы трасс могут резко повышать её, а скудоумие соперников (иногда они могут всей гурьбой вписаться в едущий прямо на них автобус), бывает, наоборот отдаёт победу прямо в руки игроку.

Need for Speed Hot Pursuit 2 (2002)

Хорошо

Hot Pursuit 2 делает всё, чтобы пощекотать нервы игрока. Препятствий на пути к победе множество: каждая машина ведёт себя по-своему, извилистые трассы заставляют просчитывать каждое движение, а неглупые соперники составляют хорошую конкуренцию.

Ко всему этому добавляется ещё один элемент — полицейские машины. Они редко уступают в скорости игроку, мешаются и периодически предпринимают попытки развернуть нарушителя PIT-манёвром. Иногда они вызывают вертолёты, скидывающие взрывоопасные бочки на середину трассы.

При этом Hot Pursuit 2 честна по отношению к игроку. Хоть полицейские и могут развернуть машину игрока, он может поступить так же с ними. Копы могут усложнить жизнь любому участнику гонки, а на бочках, которые сбрасывает вертолёт, может подорваться кто угодно, в том числе и полицейский.

Все эти события генерируются по ходу заезда и создают огромное количество ситуаций, индивидуальных для каждой гонки. Создаётся ощущение, что в игре может случиться всё, и это делает лёгкие трассы интереснее, а на сложных даёт надежду на победу.

Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast (2002)

Хорошо

Первые несколько уровней Jedi Outcast выглядит как средний шутер во вселенной «Звёздных войн», но с появлением у Кайла Катарна светового меча игра превращается в бодрый джедайский экшн-платформер. Игроку постепенно становятся доступны разные способы использования Силы, от простых толчков до молний из пальцев и дартвейдеровского удушения.

Одно из главных достижений игры — дизайн уровней. Он почти не даёт подсказок о том, куда идти дальше, но это только идёт геймплею на пользу. Приятно прикидывать, куда сможет допрыгнуть персонаж, а потом получать подтверждение, что находишься на правильном пути. При этом ориентироваться в локациях нетрудно, а любопытство поощряется секретными локациями с аптечками и патронами.

Tomb Raider (1996)

Плохо

Управление Ларой очень тягучее и неинтуитивное. Камера любит без всякой видимой причины взять другой ракурс, и это критично, потому что персонаж бежит туда, куда направлена камера. Взаимодействовать с предметами можно, только приблизившись к ним вплотную, что не всегда получается с первого раза. Нестрашно в большинстве случаев, но иногда необходимые объекты находятся, например, под водой.

Хуже всего, когда действия приходится комбинировать. Например, разбежаться, прыгнуть и ухватиться (за прыжки и хватания за уступы отвечают разные кнопки). Лара не всегда отзывается на кнопку прыжка посреди бега, что уж говорить о том, чтобы добавить ещё одно действие. А прыгать нужно максимально точно, иначе расхитительница гробниц расшибётся, и придётся начинать с предыдущего сохранения (если игрок не забыл его сделать: автосохранений в игре нет).

Визуально скупые уровни и неуместно медитативный игровой процесс не вызывают желание бороться с устаревшим управлением, и через пару уровней начинаешь задаваться вопросом, зачем ты в принципе это запустил.

Gothic (2001)

Хорошо

Требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к необычному управлению. По какой-то причине все взаимодействия с игровыми объектами выполняются через связки кнопки действия и кнопок движения. Так, чтобы открыть сундук, надо нажать «действие» и «вперёд», а чтобы переместить вещи из него в свой инвентарь, — «действие» и «вправо». Это не плохо, но очень непривычно.

Мир в «Готике» небольшой, но насыщенный: через каждые пару десятков шагов можно встретить монстров или наткнуться на тайник, а то и новый квест. Атмосфера «криминально-рабочего района» передана на удивление правдоподобно. Старатели выглядят и двигаются так, что можно практически почувствовать их грусть и безнадёгу. Наёмники постоянно намекают на «опасность» этого мира, то ли предлагая свои услуги, то ли угрожая. Барьер вспыхивает и переливается, напоминая, что всё живое под ним заперто.

Игра не прощает ошибок и почти никак не помогает игроку, но это настолько хорошо вписывается в общее настроение, что не воспринимается как минус. Это просто правило мира «Готики»: хочешь выжить — осторожно изучай каждый сантиметр, разговаривай с людьми, накапливай опыт и знания. И через несколько часов проб и ошибок, немного изучив этот мир, начинаешь относиться к нему, как к своему.

The Elder Scrolls II: Daggerfall (1996)

Плохо

Самое первое подземелье будто специально создано для того, чтобы отсеивать недостаточно упорных и хардкорных игроков. Это начальная локация, в которой игроки с помощью окошек обучения должны изучить азы управления, боя, использования экипировки и взаимодействия с предметами. На деле, чтобы пройти этот уровень, нужно либо несколько раз умереть и начать заново, либо изучить внушительные гайды о том, как правильно играть в Daggerfall.

Скажем, игрок выбрал класс воина. Он появляется в самом низу подземелья, у него в инвентаре есть меч, молот и какая-то деталь брони (наплечник, например). Обучение говорит ему, как взять оружие в руки и как им махать. Освоившись, игрок с мечом в руках поднимается выше, сражается с парой летучих мышей и крыс и натыкается на небольшого крылатого демона. Игрок делает взмах мечом, появляется сообщение «Материал вашего оружия неэффективен против этого существа». Через пару ударов (а убежать в Daggerfall от врага, который до тебя добрался, почти невозможно) игрок умирает.

Поняв свою ошибку и логично предположив, что раз против демона не помогло железо, то поможет магия, игрок создаёт боевого мага. С заклятием наготове он доходит до комнаты с демоном и убивает его с двух «выстрелов». Он продвигается дальше по подземелью, встречает второго демона — и умирает. Потому что у него кончилась мана, а где искать зелья — он не знает.

Игрок удаляет Daggerfall и запускает более дружелюбный и понятный Morrowind, а то и совсем «казуальный» Skyrim.

Почему всё так, а не иначе

На первый взгляд, все эти игры «состарились» хорошо или плохо по совершенно разным причинам. В Quake II приятная стрельба и движение, в Tomb Raider неоднозначное управление, а Daggerfall просто не даёт никакой информации о том, как в неё играть. Но из всех этих наблюдений всё же можно выделить кое-что общее, и для этого нужно вспомнить, в чём основная цель игр как вида искусства.

В первую очередь игры создаются для того, чтобы подарить нам какой-то опыт, индивидуальную для каждого игрока историю о преодолении трудностей (выполнении заданий, убийстве врагов) и, в конце концов, победе (завершении игры). И в основе этой истории лежат геймплейные механики. В идеале, если они реализованы удачно, то игру ждёт успех, если нет — она получит скромные оценки. Однако все перечисленные выше игры в своё время были хитами. Почему же сейчас в половину из них невозможно играть?

Видеоигры — единственный вид искусства, в котором привычки потребителей могут влиять на восприятие произведений. Все остальные медиа по большей части безвременные — меняются способы потребления (от винила к mp3, от рукописей к Kindle), но наше отношение к самим продуктам от этого не страдает (отношение человека к повести не изменится, прочитай он её в цифровом виде или бумажном). Но игры глубоко интерактивны, и от того, к каким механикам мы привыкли, зависит, понравится нам игра или нет.

Со времён Quake II шутеры на ПК почти не изменились. Графика стала более реалистичной, жанр начали скрещивать с RPG и головоломками, но в основе своей геймплей остался тем же: ты бегаешь, прицеливаешься, стреляешь и стараешься не умереть.

А вот экшн-платформеры с момента выхода первой Tomb Raider стали совершенно другими. Вместо испытаний они превратились в настоящие приключения, и, чтобы игрок не отвлекался от волнительных и захватывающих моментов, разработчики делают управление максимально удобным. Например, благодаря сериям Assassin's Creed, Uncharted и даже GTA и Rayman современные игроки привыкли, что персонажи хватаются за уступы сами, и отдельная кнопка для этого кажется то ли архаизмом, то ли изощрённым издевательством.

Многие могут толерантно отнестись к устаревшей графике, звуку или схеме управления, если игра их заинтересовала, но только самые упорные будут терпеть устаревшие геймплейные механики (особенно если заменившие их решения стали стандартами в индустрии). И в следующий раз, когда вы решите вернуться в любимую игру детства, подумайте: она действительно так хороша, или это всего лишь ностальгия.

Нравится27
Комментарии (40)
  • 6
    Скупая слеза скатилась по щеке. Эти игры хороши тем, что они старые и напоминают нам о зеленой траве. Какую игру не вспомни то шедевр не иначе. Я с упоением еще вспоминаю такие игры как MechCommander, Age of Wonders, SystemShock, Deus Ex
  • 8
    это всё прекрасно, но причем тут тиранда?
  • 3
    --Deadman--
    намек на вов и что нет другой мморпг, которая бы ее переплюнула
  • 4
    --Deadman--
    Она красивая просто - никакого скрытого подтекста)
  • 11
    --Deadman--
    ну варкарфт до сих пор активно играют... игра 2003 года

    ав ообще не указали эпоху империй, крутая игра детства+ вышел ремастер, так еще и длси клепают)))
  • 5
    7login7
    в 3 варике онлайн ~10-15к на всех серверах
  • 8
    Потому что продолжения не выходят (в основном). Если бы близзард выпустили WarCraft 4, никто бы не играл в третью часть (кроме отбитых на голову олдфагов, конечно же)
  • 5
    так как убить войну демона в дагерфоле? Кто-нибудь знает?
  • 2
    графон стареет
    не стареет тока спрайтовый графон потому что не развивается
  • 2
    --Deadman--
    В AoE 2 тоже 10-15к играют,Жаль то что в Age of mythology 100-200 человек
  • 3
    Все игры стареют. Просто некоторые живут дольше остальных.
  • 8
    Это всё старье, хлам! анчартед4 , блудборн, горизонт довн, унтил довн - вот игры хорошие! а это дервний кал! Любая игра, которой нет на PS 4 - древний ненужный кал.
  • 5
    Бомбардировщик
    Бомбардировщик написал:
    Это всё старье, хлам! анчартед4 , блудборн, горизонт довн, унтил довн - вот игры хорошие! а это дервний кал! Любая игра, которой нет на PS 4 - древний ненужный кал.

    Бомбардир, я не верю своим глазам, неужели ты перешел в лагерь консольщиков? Или ты всегда был латентным консольщиком? :)
  • 1
    Играл как раз недавно в Porsche Unleashed и Hot Pursuit 2 на руле,вообще никаких проблем с управлением не испытывал...Да и геймдизайн у этих игр отличный,это не вечно ночной и однообразный город.
  • 1
    Лойс за Готику!
  • 1
    Stasonich_spb
    игры нативно поддерживают руль? обратная связь, 900 градусов это всё поддерживается или я размечтался а там просто эмуляция стиков идет?
  • 1
    Увидел Лару, Готику и Star Wars чуть не прослезился. До сих пор иногда переигрываю с удовольствием, но не Лару. Управление там, действительно, было... Хм... Не совсем простое.
  • 2
    Для чистоты эксперимента я отобрал проекты, в которые никогда не играл.
    ...Quake II (1997)
    Уже через пару минут игры становится понятно, почему Quake считается одной из главных серий в жанре...

    Оценка игры конечно может быть дана со стороны того, кто впервые играет во что-то, но объективной она не будет, увы. Почему? Потому что для Ку2 было сделано очень много чего: карты и модификации, сотни всего. По-моему, это тоже влияет на оценку игры: как популярна она среди геймеров, что для нее ТАК МНОГО всего сделали фанаты. И это я еще не упомянул официальные два миссион-пака и графические движки...
    Вот, например, куда более старый Doom 2. Ну, все знают про Doom хотя бы потому, что недавно вышла очередная игра в этой серии. А Doom 2 в 100500 раз круче потому, что для него до сих пор делают карты, их многие тысячи. Больше, чем для всей серии Quake... Это так, к слову :]

    Но пользоваться каждым из них надо с умом, например, Super Shotgun перезаряжается после двух выстрелов

    Ну выстрел то один, просто сразу 2 патрона тратится ) Фактически, серия Quake с первого по третий включительно отличается от других шутеров тем, что здесь нет никакой перезарядки магазина. Стрелять можно подряд с абсолютно фиксированной постоянной скоростью. Да, взять тот же автоматик: вот у тебя 300 патронов к нему, и нажав на "стрельбу", будешь палить вечно, пока не потратишь все 300 патронов, никакой перезарядки. Не очень реалистично, по крайней мере, для автомата ) С ружьем все в порядке.

    нет возможности избежать урона

    Зависит от врага. Причем, враги с автоматами /пулеметами тоже разные. Например, солдат с автоматом имеет 100% точность попадания в игрока, тогда как infantry или gunner мажут, стоит начать стрейфить...

    GoldenEye 007 (1997)

    Помню эту игру, в то время было шикарно ) Но как и в любом шутере на джойстике, играть было трудно. Из-за управления. Для Nintendo 64 у меня были шутеры получше: Quake, Quake 2, Doom 64 и Duke Nukem 64 )
    Наверно все в курсе про Starcraft? Он тоже был портирован на N64 )

    Tomb Raider (1996)

    Первые три, четыре или пять (максимум) частей серии - легенды. Первые три точно. Третья - лучшая в серии. Игры отличные, никаких консольных или казуальных фишек тогда не было. Никакого QTE тоже. Приходилось думать самому и все делать самому, и было круто )

    Гличь Мендоса написал:
    Раньше было только быдло.

    Раньше это до твоего рождения что ли? 8) Лол )

    Prosporo_psix написал:
    так как убить войну демона в дагерфоле? Кто-нибудь знает?

    www.gamefaqs.com/pc/29065-the-elder-scrolls-chap..
  • 7
    Готика хорошо стареет, вы серьёзно? Мда, в это недо-РПГ сейчас невозможно играть без смеха и слёз одновременно.
    Авраам Линкольн
    Авраам Линкольн написал:
    Бомбардир, я не верю своим глазам, неужели ты перешел в лагерь консольщиков?

    Нет, он лишь всеми силами пытался в типа траллинг, но получилось посредственно и безвкусно, как впрочем и всегда.
  • 1
    играл из списка только в Need for Speed Hot Pursuit 2.
  • 1
    Верзор
    Не игры стареют, а мы
  • 0
    Crysis не стареет
  • 0
    Игры стареют и еще как. Просто наши с вами воспоминания и эмоции, которые с ними ассоциируются, крепко закрепились у нас в голове. Человек, который только сейчас начинает познавать игры, не пойдет в эти деревянные рпг. И дело не только в графике, но и в кривизне и не самом удачном гейм-дизайне
  • 0
    Narroll написал:
    И дело не только в графике, но и в кривизне и не самом удачном гейм-дизайне

    В этих словах есть доля правды, но отчего-то в Diablo 2 продолжают играть, Planescape: Torment все еще считается эталоном) Примеров немало)
  • 0
    Gauguin
    Запили что-нибудь про ЧЕРНЬ
  • 0
    Бомбардировщик
    Как то всё сложно у тебя)) Я просто сел и играл на руле...С другой стороны,а почему руль не должен поддерживаться?!
  • 2
    Бомбардировщик
    Можешь и дальше такую унылоту вбрасывать, только унч4 задал планочку для всех экшн-игр от третьего лица на ближайшие лет 10, такая вот печаль. Хотя куда ему до варфэйса канеш
  • 0
    Stasonich_spb
    Потому что для полноценной поддержки руля игра должна определять рулевое колесо, позволять откалибровать его и настроить или же иметь уже встроенные пресеты для разных рулей.
    если всё это не реализовано разработчиками то руль будет работать (если вообще будет - в драйвер СФ например если руля нет в списке из трех поддерживаемых рулей то он вообще работать не будет, только через эмулятор геймпада) в состоянии "по умолчанию" то есть обратной связи от игры не будет а все остальное будет работать как настроено в программе руля (если программа не установлена и не запущена то вообще по дефолту) - то есть руль будет работать примерно как если ты просто его включишь и будешь крутить глядя на рабочий стол (теряется большая часть удовольствия от игры).
    Или же проще говоря как дешевый китайский руль.
    Алсо даже новые игры серии NFS (нфс 2015) поддерживают рули на уровне "дерьмово" - руль просто крутится как стик геймпада отклоняешь, обратная связь очень слабая.
  • 2
    Gentelman
    Gentelman написал:
    унч4 задал планочку для всех экшн-игр от третьего лица на ближайшие лет 10,

    Спойлер
  • 0
    Бомбардировщик
    Попробуй и узнаешь..В чём проблема то?!..Я тоже много умного могу написать))
  • 1
    Stasonich_spb
    не хочу разочаровываться в играх прошлого :-(
  • 2
    Бомбардировщик
    А на что тебе медальку дали? она все разочарования отгонит.
  • 0
    жизнь любому участнику гонки,

    И спустя несколько лет, в MW об умении видеть кого-то кроме игрока полиция резко забывает.
  • 0
    A.Soldier of Light
    Игра хороша потому что делают моды. Мда. Такая себе причина.
  • 2
    Все эти легенды заслужили свое место в мировой игроиндустрии из-за инновационной механики геймплея, на то время это было явным прорывом. Сейчас геймеров мало чем можно удивить. Вспомнил Blood, аж мурашки по телу...
  • 1
    Шоб я сдох
    Дааа,Blood крутая игра была.
  • 0
    Не совсем согласен с готикой.
    Без патчей и фиксов проходить игру будет практически невозможно, очень неудобное управление будет бесить до конца игры, баланс и многие странности геймдизайна. Да и игра сложная только в начале. В середине ты уже умелый воин, а под конец властитель судеб, могущий за несколько кликов вырезать любой лагерь, даже орочий.
  • 0
    --Deadman--
    но ведь он есть, на плейгрануде где то 2-3к народу, в гарене до 25к народу, на айкапе честно неззнаю, еще есть пару платформ с онлайном 2-5к,
    и ведь еще в официальном батл нете играют, мне кажется что в полне не плохо для игры которой 14 лет, не у каждой игры такой онлайн щас есть, не то что старых...
  • 0
    Narroll написал:
    Человек, который только сейчас начинает познавать игры, не пойдет в эти деревянные рпг.

    Потому что его восприятиеиспорчено новыми играми с супер-графоном, только и всего.

    Gribo4ec написал:
    Такая себе причина.

    Главная причина продления жизни игре. Пока у игры есть фанаты, пока на ее серверах играют или создают для игры моды и карты, игра будет жить. Все ясно здесь.

    Stasonich_spb написал:
    Blood крутая игра была.

    точно
  • 0
    Не согласен по поводу дагерфола хорошая игра я в неё залипал пару лет назад целыми днями и не понимаю что там сложного да и от себя добавлю игра очень атмосферна и хорошая боёвка в других частях всё скатилось к простому закликиванию а тут реально ты махаешь мечом
B
i
u
Спойлер