Ветхий завет, чужой завет

Как последние фильмы по вселенной «Чужого» перезаписывают воспоминания детства.

Я убеждён, что, во-первых, татуировка должна в себе что-то нести. А во-вторых, должна быть посвящена тому, поклонником чего ты будешь всю жизнь. Поэтому к рисунку нужно подходить ответственно.

На моей левой руке набит уроборос — символ цикличности. Это связано с некоторыми событиями из жизни и идеями, поселившимися в голове давным-давно. Но уроборос не простой: он использует образ Чужого, фанатом которого я не перестану быть никогда.

Тогда я так думал. Но последние фильмы Ридли Скотта заставляют меня сомневаться.

Загрузка завершена

Удивительно, как легко можно изменить ощущения от любимых произведений. Память перезаписывается, как дискета: поверх того, что ты знал ранее, накладывается новый опыт и неизменно влияет на воспоминания. И чем плотнее связь настоящего с прошлым, тем сильнее влияние.

В «Чужой: Завет» Скотт несколько раз включает саундтрек из самого первого фильма, с которого всё началось, и связывает две свои картины намертво.

Фантазии об идеальном организме, о его происхождении, о Космических Жокеях. «Чужого» окутывала тайна: сама суть оставалась всё это время за кулисами. Но Скотт одернул занавеску, и все увидели, что никакой тайны на самом деле нет.

Космические Жокеи, они же Инженеры и Создатели, оказались некоей расой, напоминающей внешне лемурицев Мулдашева: обычные религиозные фанатики, которые создали человечество, а потом решили всё уничтожить. Ну а вид ксеноморфов создал андроид-творец, возомнивший себя богом. Так что у чужих просто нет истории. И никакие они не чужие.

Любой другой исход был бы лучше. Вот лишь несколько вариантов, которые приходят в голову:

1) Космические Жокеи — исследователи космоса, раса учёных, добившаяся утопии у себя на родине и отправившаяся изучать другие миры. Они разработали программу мирного освоения космоса, но не были готовы к встрече с ксеноморфами — с видом, который просто стремится выжить любыми способами, договориться невозможно.

2) Жокеи — всё, что осталось от древней расы, совершившей «переход» за грань мироздания. Посланники, задача которых — нести свет в массы и помогать другим расти нравственно и духовно. Чужие в этой концепции — грубая животная сила, противопоставление, символ всего тёмного, что есть в живом существе.

3) Ксеноморфы — вышедший из под контроля генетический эксперимент Жокеев, которые использовали их как рабочую силу в своём идеальном мире. Одна из колоний Жокеев оказалась заброшена, и Чужие остались сами по себе, научились выживать без своих хозяев, как шогготы у Лавкрафта.

4) Или всё могло быть так: раса Жокеев в определённый момент своего развития стала поклоняться Чужим, как идеальному организму. В разные уголки галактики были отправлены специальные корабли-«евангелисты», распространяя ксеноморфов по звёздным системам.

5) Всё это — сон собаки, я не знаю. Даже такой вариант был бы лучше.

Но дело в том, что никакого исхода не должно было быть вовсе. Иногда тайны лучше не раскрывать: вспомним Lost, главную интригу которого объяснили магией и божественным присутствием. В то же время, есть множество удачных примеров, где тоже была замешана религия: «Вавилон-5», «Звёздный крейсер «Галактика», тот же «Звёздный путь: Глубокий космос-9».

Ридли Скотт, отбросив весь опыт предшественников, лишил чужих истории. Человек создал машину по своему образу и подобию, чтобы эта машина исключительно из творческого интереса создала вид, который может уничтожить человека. Заходит речь о некоей чёрной жиже, биологическом оружии, которое каким-то образом зарождает внутри любого организма другой организм, переписывающий ДНК. Дикий, необузданный. А ксеноморфов создаёт эстетствующий андроид, которому человек, просто боящийся смерти, дал дар творчества.

Режиссёр прикрывает банальную и непроработанную историю библейскими метафорами, которые на поверку оказываются много примитивнее, чем в супергероике Снайдера. Он изобретает некий чужой завет, вольно обращающийся с ветхим заветом. И этот завет навязывает единственно верную точку зрения на все вопросы о происхождении видов.

Ридли Скотту почти 80 лет. Он определённо состоялся, как режиссёр, снял как минимум несколько фильмов, ставших культовыми. И чужие его, похоже, уже не особо интересуют: «Прометей» в процессе работы над сценарием вылился в самостоятельную историю, посвящённую вовсе не ксеноморфам.

Но тогда это можно было принять за недоразумение, одну из вольных трактовок. «Завет» продолжает тему, акцентируется на происхождении видов и мотивах Дэвида, и привязывает объяснение к вселенной намертво.

Вселенная «Чужого» была такой замечательной во многом благодаря разным режиссёрам, разным концепциям. У каждого — своё, даже у Жана-Пьера Жёне. Идея с клонированием из «Чужой: Воскрешение» уже не кажется такой плохой. Каждый вносил свой вклад: прямо ничего не объяснял, но намекал. Лучше бы так продолжалось и дальше.

Отдав всё в руки одного человека владельцы вселенной обрекли её на однобокую, каноничную трактовку, которой не должно было быть. У Бломкампа, который собирался снять новых «Чужих», не было сценария, но, по крайней мере, у него могло получиться нечто иное, своё.

Ридли Скотт же, ударившийся в вопросы веры и раскрывший их максимально поверхностно, просто сделал не те фильмы, которые заслуживала вселенная «Чужого». Это будто бы кино про нечто другое, к которому зачем-то привязали ксеноморфов. По «Завету» это очень заметно: хоть какой-то дух первых фильмов появляется там только на последних минутах, вместе с чужим.

И теперь я смотрю на свою тату и думаю: «Чёрт возьми, и что теперь это значит? Что я ношу на своей руке?». Образ существа без истории, которого создал какой-то эстетствующий андроид, чей «отец» не читал Азимова.

Но, увы, забыть «Прометей» и «Завет» не выходит, уже поздно. Дискета перезаписана. Даже если ещё десять раз пересмотреть трилогию, былого не вернёшь.

Нравится11
Комментарии (23)
  • 1
    А по-моему весьма непредсказуемо вышло, я вот когда смотрел первые 3 фильма и представить бы не смог тогда, что чужие могли появиться таким вот образом. Да и к тому же весьма поучительно вышло. Вейланд думал что он бог, что создал идеальное творение, и самое страшное что по сути так оказалось, ведь его творение слило его создателей, и создало еще более совершенную форму жизни. И выходит что не Вейланд бог, а его творение...
  • 1
    хорошо написано. солидарен. и уроборос-чужой - это оригинально)
  • 0
    +1 к бесполезным блогам.
    Твое мнение максимально субъективно и многим просто все равно на него.
    Мне фильм понравился :)
  • 6
    Иногда тайны лучше не раскрывать

    Согласен.
  • 6
    Фильм абсолютно линейный и предсказуемый уже с первого получаса просмотра. Затянутое и неинтересное начало, поворотов сюжета особо нет.
    Повторно пересматривать желания нет.
  • 1
    Согласен. После первого Чужого появлялось столько много вопросов. Что это за корабль, как он там оказался на той планете, почему разбился и так далее. В голове у тебя на этот счёт было столько всяких теорий и у каждого они были свои. И это было прекрасно. Так что недосказанность про историю Чужих было только плюсом. Я лично всё-таки для себя буду считать Прометей и Чужой Завет не каноном основной серии, при этом оба фильма мне кстати понравились.
  • 0
    Не переживай чувак. Я, когда был на экскурсии в Турции, нас возили на джипах кататься, так у нас в группе был немец с наколотой этой зверюгой во всю спину. Вот кому действительно не свезло.
  • 3
    Не скажу, что фильм хороший, он просто офигенно супер легендарный!!!!!!! Сегодня ходил на него.
  • 1
    Раскрытая тайна Чужих? Ну-ну, ведь я думаю, Ридли не такой идиот, чтобы раскрыть самое интересное. Например, я думаю, что та планета куда прилетели колонисты с Завета.это не единственный дом Инженеров. Уверен, таких планет будет парочка, ибо как объясните корабль Инженеров на планетоиде из 1 части и кладки с яйцами?) Плюс, там был кадр, где его грудина пробита. так что тут даже ещё больше вопросов выходит.
  • 6
    Да говно фильм, как и Прометей. Ридли Скотт уже давно разучился снимать нормальные фильм.
  • 4
    ТРИБУН Мышивурии
    Ридли Скотт, залогиньтесь, пожалуйста!
  • 1
    Опять бредовая религиозная пропаганда в блоге, когда уже будет нормальный обзор о фильме!?
    Че там экранка скоро будет?
  • 2
    Dietmar Hamann
    конечно скоро будет экранка. Как только джойказино иксбет и прочую чушь приделают к фильму так и выпустят.
  • 0
    Death_Cronos
    Лол, ты фильмы на халяву смотришь и ещё умудряешься возмущаться по поводу рекламы в них?) Жди тогда нормальную версию и качай)
  • 2
    бить татуху по фильму, это сильно
  • 0
    Death_Cronos
    Введи код семьсемьсемь и получи на баланс...
  • 1
    Lilozo
    было бы хорошо если бы был бы кинотеатр в моем городе и показывали бы фильмы. Так что вот не надо)
  • 1
    Death_Cronos
    Можно поинтересоваться, что это за "город" такой? И можно ли это называть "городом", если там даже банально кинотеатра нет? Может, это посёлок городского типа?) Задрищенск прям какой-то.
  • 1
    Lilozo
    конечно он, я же не живу в Московии и Питерии)
  • 0
    Death_Cronos
    Читается так, будто это повод для гордости)
  • 0
    Death_Cronos
    У нас только в этом году открылся Синема в Ашане, хотя город не маленький. На Прометея ездил в соседний город, 60км, нисколько не пожалел. А вот вчера на Завет сходил, до сих пор не могу отойти, такого кидалова я от Ридли не ожидал)) Так что не расстраивайся, в инете появится хорошего качества, так и посмотришь.
  • 0
    После фильма рекомендую посмотреть это видео,там ответы на многие вопросы,а не смотреть глыпые видосы простых любителей франшизы

    от себя:надо подождать режиссерскую версию возможно ответы на некоторые вопросы там всплывут,а по многим нераскрытым вопросам,попробуйте сами за 2 часа все из вселенной чужих рассказать,да и зачем это надо когда можно еще несколько фильмов создать,вселенная чужих это вам не один фильм с попкорном в кинотеатре тут думать надо,плюс еще читать книги.
  • 1
    Как преданный фанат серии считаю фильм не удался. Как продолжение Прометея или отдельный фильм может быть и не плох, но это не тот фильм про чужого, который мы хотели бы увидеть. И самая главная проблема - в подаче сюжета. Жалко ожидать такого шлака от самого Ридли Скота. Идея заражения через споры и развитием чужого слишком проста, даже в Прометее все это было хоть и необычно, но удивительно, четко, логично и последовательно. Но этот фильм слишком предсказуем. С жанром вообще странно, смесь всего, как по экшену, так и по хоррору или научной фантастике, вообще не дотягивает не то, что до Прометея. Даже сюжет Чужого против Хищника на этом фоне выглядит лучше. С одной стороны вроде бы научная фантастика, есть философские высказывания, идея смеси романтизма и вивисекции, с другой стороны немного трэш-хоррора. Но фильм совсем не страшный, хоть и есть завораживающая музыка Голдсмита из первой части, но в те моменты, когда показывают хоррор, нет того напряжения как в первой части. Даже сам чужой - это алиен-дог из третьей части, чрезвычайно шустрый, голодный и в этот раз совсем неубиваемый. Понятно, что сейчас компьютерная графика способна на многое. Но вот показывают чужого, который быстро вылез, всех напугал и быстро скрылся в пшеничном поле, но страха и ужаса здесь никакого, жалкое зрелище, скорее даже смех. Это уже совсем не в какие рамки не лезет. Где акцент и долгая задержка камеры на самом чужом, загадачность его появления, момент страха и ужаса. Даже обратите внимание когда колонисты находят корабль Дереликт, здесь нет того момента загадочности, нет даже музыкального вступления, когда они видят этот корабль и входят в него. Ожидать такого от Ридли Скота, уж простите. Фильм даже близко не стоит с первой частью. Высадка на безжизненную планету без растительности гораздо лучше бы шло фильму, с той загадочной музыкой из первой части, где хотя бы похожее? Ведь это серьезная научная фантастика с элементами хоррора, в названии фильма слово "Чужой", было бы простительно если бы это был "Прометей 2". Конечно понятно что во многом "Чужой:завет" повторяет первый фильм, но неужели у Ридли не было совсем никаких идей, как-будто фильм делался на коленке, чем он вообще занимался эти годы, нет логики в подаче сюжета, во многих сценах. Даже возьмите просто высадку на планету, неужели нельзя было одеть скафандры, пусть и идеальная атмосфера, температура и давление, но ведь неизвестные растения, возможна даже аллергия, неизвестный вирус. Даже на Земле не местные люди никогда в незнакомых джунглях не будут трогать неизвестные растения, а тут совсем другая планета! Ожидать такого еще можно в старых скай-фай фильмах, но ведь это серьезная научная хоррор-фантастика. Также сами сцены с чужим, их очень мало, такое ощущение что главную роль в этом фильме играют отношения двух андроидов. Не то это, совсем не то. И еще, немного спойлер, но почему Дэвиду было достаточно создать яйцо чужих на основе экспериментов над одной Элизабет. Получается вся эта уникальная экосистема чужих за эти 10 лет была создана одним лишь андроидом, эта полная чушь на мой взгляд. Если это LV426, то ведь потом в будущем Даллас, Рипли, Ламберт и Кейн должны были обнаружить руины создателей, но может быть что-то еще придумает Ридли Скотт в третьей части. И еще мне странно, а сама главная героиня, кстати в ней совсем нет той мужественности, уверенности и силы Элен Рипли, неподдельный страх отражается в ее глазах, мне всегда казалось что она кем-то приходится Элизабет Шоу, уж очень она похожа на нее. Но самая главная проблема фильма - в нем нет вообще атмосферы ЧУЖИХ! АБСОЛЮТНО НЕТ! Если первая часть чужих - это классный фантастический хоррор, чужие Камерона - отличный фантастический военный боевик с элементами хоррора, чужой 3 Финчера - фантастический хоррор-триллер, Чужой 4 Жана Пьера Жане - фантастический хоррор-боевик с элементами вивесекции, клонирования, где показано нутро чужого, то к какаму вообще жанру следует отнести данное кино, не понятно! И еще насчет атмосферы, почему везде ЖК-экраны, голография, понятно что это красиво, но не для данного фильма, где компьютеры 80-х, те кнопочки, лампочки, отделка помещений, вся та детализация первого фильма, которая давала всю ту атмосферу скай-фай 80-х. В заключении скажу, особенно для реальных фанатов, если хотите действительно глубоко погрузиться в атмосферу чужих, поиграйте в компьютерную игру 2014 года "Alien:Isolation", именно так должен быть выглядеть приквел или продолжение чужих, с той загадочностью и безисходностью, когда в замкнутом коридорном пространстве ты один на один с инородным организмом, умной и непредсказуемой тварью, которая изучает все твои действия, от которой не спрятаться, не скрыться, незнаешь что ожидать и как ее победить. В игре к тому же раскрывается почему маяк на дереликте был потом выключен и колонисты из второй части чужих не смогли узнать местонахождение корабля, а также другие многие интересные моменты, события между первой и второй частью - вот на чем должен строиться сюжет приквела или спинофа фильма "ЧУЖОЙ" и кстати, видимо Ридли присматривался к успеху игры, это заметно в фильме, поэтому он ввел в фильм музыку из первой части, на одном столе можно заметить раскачивающегося петушка-маятника из первой части. Сейчас я с нетерпением жду "Alien:ISOLATION 2", только здесь действительно можно ожидать чего-то серьезного и раскрытие того, что было недосказано во всей серии чужих.
    В общем, в заключении, данный фильм - это тот случай, когда спецэфекты, новые технологии и некоторые декорации совсем не нужны. Первый "Чужой" - это классика фантастического хоррора и именно по таким лекалам должен быть слеплен фильм. Пусть это будет коридорный хоррор - но именно так должен выглядить "Чужой". Главное, что должно быть в данном фильме - это отношения хищника и жертвы (или жертв), безисходность событий и выживаемость человека в том месте, где никто не сможет услышать твой крик!
B
i
u
Спойлер