Виртуальная реальность - технология не для женского пола?

Тошнота, головная боль, дезориентация, непроизвольные рвотные позывы… несмотря на все усилия Oculus, Sony и Samsung, устройства виртуальной реальности по-прежнему вызывают морскую болезнь у значительного числа пользователей. Так, в начале прошлого месяца многие покупатели только вышедшей PlayStation VRбыли крайне разочарованыневозможностью полноценно использовать дорогостоящую гарнитуру (стоимостью $400, как никак!) из-за постоянных приступов недомогания.

Конечно, на первый взгляд может показаться, что в феномене киберболезни нет ничего страшного — подумаешь, некоторые гики и хипстеры останутся без виртуальной реальности! Но на деле эта проблема куда глобальней и серьезней. Во-первых, из-за неконтролируемых приступов кинетоза невозможно в полной мере задействовать потенциал VR-гарнитур в леченииПТСРи оказании медицинской терапии тем, кто потерял конечность или пережил инсульт. Во-вторых, недавние исследования показали, что из-за киберукачивания за бортом виртуальной реальности может оказаться… большая часть всего женского пола!

Общеизвестно, что женщины гораздоболее восприимчивымик морской болезни, нежели мужчины. Прекрасный пол чаще укачивает в автомобилях, самолетах и на кораблях, — а теперь, судя по всему, и в виртуальной реальности. «После использования VR-систем многие пользователи действительно чувствуют себя неважно. — поведал в интервью источнику профессоркинезиологииТомас Стоффригин(Thomas Stoffregen) из университета Миннесоты. — Причем несчастливцами, как правило, являются люди с менее массивными телами и низко расположенным центром масс. То есть, женщины».

К такому выводу Стоффригин пришел, исходя из результатов собственных статистическихисследований, проведенных при помощи Oculus Rift (при этом его научные изыскания подтверждаютсяисследованиямии других ученых).

Дабы понять, почему в VR-гарнитурах женщины чувствуют себя неважно гораздо чаще, нежели мужчины, сперва нужно выяснить, по какой причине вообще происходит укачивание. Стоффригин объясняет феномен морской болезни как неудавшуюся попытку вестибулярного аппарата стабилизировать собственное тело. Когда вы находитесь в VR, вы пытаетесь соотнести свое физическое «Я» с виртуальной реальностью. Однако другие ваши органы чувств не «ощущают» того, что видят глаза. Происходит так называемый сенсорный конфликт, и ваш мозг, который не любит получать противоречивые данные, приходит к выводу, что вы видите галлюцинации — признак токсического отравления, и отдает «приказ» очистить желудок.

«У виртуальной реальности нет будущего. Хотя она может обмануть ваше зрение, она не в состоянии обмануть ваш вестибулярный аппарат. — рассказывает Стоффригин. — Виртуальное окружение не способно заменить земную гравитацию. Вы никак не можете покинуть наш физический мир, а потому вынуждены беспрестанно контролировать свое тело по отношению к реальной Земле. Однако в мире виртуальной реальности вы непроизвольно пытаетесь соотнести свое тело к тому, что видите, и это попросту дезориентирует ваш вестибулярный аппарат».

Что же касается столь выраженных половых различий, то они обусловлены физиологией. Научно доказано, что мужчины и женщины передвигаются немного по-разному и неодинаково контролируют свои тела. Кроме того, имеются доказательства, что половые различия также проявляются в разных реакциях на двигательные стимулы. Таким образом, статистические исследования подтверждаются со стороны физиологии. Женщины вследствие своих физиологических особенностей действительно более подвержены «виртуальному» укачиванию: согласно последним данным, на одного страдающего VR-кинетозом мужчину приходится 4 укачанных женщины — соотношение удручающее, надо признать.

В конечном счете, по мнению Стоффригина, ничем хорошим эта половая «сегрегация» не закончится. «Поскольку технологии виртуальной реальности являются сексуально-дискриминационными, в будущем это вызовет негодование в определенных слоях общества. — добавляет профессор. — Вплоть до правовой дилеммы».

Однако не стоит отчаиваться раньше времени. Несмотря на то, что аппаратно победить киберболезнь пока не удается, специалисты постепенно вырабатывают все больше поведенческих рекомендаций, позволяющих снизить риск ее возникновения. Во-первых, сами разработчики гарнитур советуют изучать виртуальные миры только в положении сидя и на первых порах особо не нервировать свой вестибулярный аппарат длительными VR-сессиями. Во-вторых, рекомендуется пользоваться приложениями, в которыхпрорисован нос. В-третьих, как выяснили некоторые пользователи PlayStation VR, уменьшить вероятность возникновения кинетоза может предварительное употребление имбиря (но не гарантированно, так как причина его полезных свойств, по словам Стоффригина, пока неизвестна). А вот традиционная жевательная резинка, увы, ни на что не влияет; аналогично, не спасает и алкоголь.

В целом, по мнению ученых, для борьбы с VR-болезнью необходимо предпринимать те же меры, что и в случае реального недомогания. «Как и в случае автомобильного укачивания, я рекомендую страдающим кинетозом пользователям VR-гарнитур сесть, облокотиться на подголовник, откинуть кресло, лечь максимально удобно, расслабиться и только тогда отправляться в виртуальное путешествие. — говорит Стоффригин. — Но если вы уже почувствовали тошноту, то вам остается только одно: как можно быстрее покинуть виртуальный мир и вернуться обратно в реальность».

Нравится10
Комментарии (19)
B
i
u
Спойлер