Вспоминая 2016-й: почти новое поколение

Помните, как аналитики и руководство больших компаний говорили вам, что новые консоли пробудут на рынке десять лет? Надеемся, вы им тогда не поверили. Nintendo прекратила выпуск Wii U менее чем через четыре года после ее дебюта. Sony выпустила новую модель приставки ровно через три года после выхода PS4. А Microsoft тем временем совсем разочаровалась в платформе Xbox и готовится сотворить с ней что-то страшное. Да уж, консольной братии в этом году скучать не довелось!

Вся история консольных войн в одном мультике (те, кто недостаточно хорошо знает английский, могут включить перевод субтитров).

Рынок приставок сдувается — пожалуй, это самый важный итог 2016 года. Игровая индустрия заработала почти 100 миллиардов долларов, из которых 37 приходятся на мобильные платформы и еще 32 — на PC. Консоли опустились на третье место с результатом в 29 миллиардов, и перспективы у них не из лучших.

Что самое важное для приставки? Геймпад? Подключение к ТВ? Малые размеры? Нет, PC подобные фишки освоили давно. Главное — это эксклюзивы и возможность лет пять-десять не думать об апгрейде. Но все меняется. Microsoft осознала, что приоритетом для нее является Windows, и отказалась от практики выпуска консольных эксклюзивов. Теперь все игры будут выходить одновременно на Xbox и PC (но — только с Windows 10 на борту).

Вспоминая 2016-й: почти новое поколение

Еще недавно Microsoft бились за эксклюзивы,а теперь... Фил Спенсер, глава проекта Xbox: «Финансировать эксклюзивный контент, чтобы он был недоступен владельцам другой консоли — это не рост».

Совсем отказываться от собственной платформы было все же жалко. Только что делать, если Xbox One вчистую проигрывает PS4? И тогда Microsoft решает совершить революцию и создать новый Xbox (который пока проходит под рабочим названием Project Scorpio), нарушив табу на апгрейд консоли. Точной информации пока мало, но похоже, что американцы хотят сделать некое подобие PC: с Windows, и чтобы новые модели выходили раз в пару лет. Мол, если iPhone каждый год обновляется, почему приставкам нельзя?

Sony с удовольствием оставила бы все как есть, только кто ее будет спрашивать? И тогда создатели PS4 решили последовать мудрой поговорке, гласящей «Если не можешь остановить безумие — возглавь его!» Тем более что удачная архитектура консоли позволяла с минимальными затратами увеличить мощность более чем в два раза (подробнее можно прочитать здесь).

Вспоминая 2016-й: почти новое поколение

Пообещав выпускать новые игры на PC, Microsoft, тем не менее, не торопится знакомить владельцев компьютеров со своими главными эксклюзивами.

Поэтому PS4 Pro вышла уже осенью, став первой консолью «почти нового» поколения. Как раз к сезону рождественских распродаж. Sony отчиталась, что спрос превысил их ожидания, и во многих регионах партии были полностью распроданы. Точных данных нет, но только в Японии и Британии за первые три недели продали почти полтораста тысяч штук.

Вот так и началась новая битва консолей. И в качестве бонуса к ней прилагается очередной «холивар». На этот раз его темой является 4К — если кто не знает, эти буквы означают сверхвысокое разрешение (обычно 3840 × 2160). Большинству игроков на него наплевать, но маркетологи Sony и Microsoft с радостью ухватились за красивый термин. Так что теперь обе стороны считают своим долгом доказать, что у них есть 4К, что он нужен всем, и что их 4К лучше, чем у конкурента.

Если говорить откровенно, PS4 Pro — это то, какими ждали консоли текущего поколения. Приличная графика и 60 кадров в разрешении 1080p.

Вот только есть одна проблема. Даже обновленные приставки не обладают достаточной мощностью, чтобы полноценно поддерживать такое разрешение. Поэтому PS4 Pro использует для 4К хитрый вариант апскейла (растягивания изображения). Microsoft, разумеется, убеждает всех подождать выхода Project Scorpio, потому что там будет «честное» 4К. Подразумевая, что Sony с их «натянутым» 4К не более чем аферисты и обманщики. Параллельно этому сама Microsoft рекламирует поддержку 4К в консоли Xbox One S, хотя там такое разрешение вообще можно встретить лишь в меню и видео.

Если же спросить экспертов, то картина становится еще интереснее. Ведущий программист Doom (2016) Тиаго Суза считает, что 4К вообще не нужен, и лучше потратить мощность на более крутую графику и физику. Даже на гигантских 4K-телевизорах разницу между высоким и сверхвысоким разрешением можно заметить, только если разглядывать картинку в упор.

Вспоминая 2016-й: почти новое поколение

По словам Марка Серни, треть проданных в этом году телевизоровподдерживают разрешение 4K. Насчет цифры у нас есть сомнения, но популярность 4K-телевизоров действительно быстро растет.

А главный инженер PS4 и PS4 Pro Марк Серни заявил, что для полноценной поддержки 4К потребуется вычислительная мощность не менее 8 терафлопс. Тем самым он поставил под сомнение возможность Microsoft выполнить свои обещания насчет «честных 4K». По предварительным данным, в Project Scorpio будет только 6 терафлопс.

Пока Sony и Microsoft меряются терафлопсами, Nintendo в очередной раз решила найти свою собственную нишу. Ее новым оружием станет Switch — гибрид домашней приставки и игрового планшета. Пока устройство стоит в док-станции, оно работает на полную мощность, обдувается вентилятором и выдает картинку в разрешении 1080p. Когда Switch отключают от док-станции, консоль переходит в мобильный режим. Частота памяти и графического процессора сильно снижается, разрешение падает до 720p.

В мире уже давно живет новое поколение геймеров. Их первым игровым устройством был не PC, не консоль, и даже не ZX Spectrum — а планшет или смартфон. Они выросли из «коротких штанишек» мобильных игр, им требуется что-то более серьезное. И Switch может оказаться тем, что им нужно.

Звучит хорошо, но на деле особой гибридности в Switch не наблюдается. Если верить последним данным, внутри приставки находится не новейший супер-процессор Tegra X2, а старенький Tegra X1. Более того, даже в док-станции он работает медленнее, чем у давно вышедшей мобильной консоли Nvidia Shield. А потому Switch — это всего лишь планшет с игровой периферией.

Похоже, что Nintendo решила всерьез заняться покорением мобильного рынка. И приставку создала соответствующую. Первые успехи у нее уже есть. И если бум Pokemon Go можно записать на счет студии Niantic Labs, то успех Super Mario Run — это достижение самой Nintendo и никого более. Он доказывает, что компания все еще не потеряла связь с аудиторией, а ее герои по-прежнему пользуются спросом.

За первые три дняSuper Mario Run была скачана несколько десятков миллионов раз и заработала 14 миллионов долларов. Это абсолютный рекорд — даже больше, чем у Pokemon Go.

Идея Switch проста: создание первой мобильной платформы, заточенной под игры. Конечно, таких за последние годы появилось если и не сотни, то как минимум десятки. Только ни одна не стала популярной — у их создателей не хватило авторитета, чтобы привлечь к себе игроков и разработчиков. Зато у Nintendo достаточно сил и влияния, чтобы поддержать такой проект.

Остается решить самый важный вопрос: можно ли считать Project Scorpio и Nintendo Switch полноценными домашними консолями? У первой нет эксклюзивов, так что можно считать ее брендированным PC. Вторая вообще, по сути, планшет и ничего более. А потому можно сделать парадоксальный вывод: в 2016 году консольная война, длившаяся более тридцати лет, закончилась полной и безоговорочной победой Sony. В связи с добровольным сходом с дистанции всех конкурентов.

Победа — это, конечно, хорошо. Но как-то не чувствуется в ней особого праздника, торжества. Чувство, будто остался один на старом заброшенном стадионе, который вот-вот рухнет тебе на голову. Что будет теперь с консольным рынком? Во многом это зависит от результатов эксперимента Microsoft с Project Scorpio. Идея интересная, только для ее реализации нужно совершить революцию, навязать покупателям свою волю. А у Microsoft с такими вещами всегда было так себе.

Ну а пока ясно одно: 2017 год для всех фанатов консольного гейминга будет не менее интересным и напряженным, чем предыдущий.

Нравится9
Комментарии (7)
B
i
u
Спойлер