Вспоминая 2016-й: Война против подпольных игровых лотерей

В ушедшем году компания Valve объявила войну незаконным бандформированиям, организующим подпольные лотереи в их проектах. «Что еще за лотереи?» — наверняка спросит большинство читателей. Да так, сущая ерунда. Небольшой бизнес в онлайновых играх, приносящий миллиарды долларов в год. Что больше доходов от таких модных нынче направлений, как киберспорт и виртуальная реальность — вместе взятых. Пройти мимо такого события мы, конечно же, не могли.

Все началось в 2010 году, когда в шутере Team Fortress 2 появился ящики с призами. Вот только чтобы их отпереть, требовалось купить во внутриигровом магазине специальный ключик. Казалось бы, самая обычная лотерея, таких в азиатских ММО к тому времени были сотни. Но затея Valve имела интересную особенность: они также добавили возможность свободно обмениваться товарами и выводить деньги на кошелек Steam.

Сразу объявились спекулянты, которые не желали искать редкие вещички самостоятельно. Вместо этого они скупали их у глупых игроков по дешевке, а затем перепродавали втридорога. Появились целые сервера, где толпы пользователей вместо стрельбы и веселья угрюмо сидели в чатах и торговали сутки напролет. А затем превращали виртуальный заработок в реальные деньги.

Вспоминая 2016-й: мы напишем в «Спортлото»

Valve даже не надо было заниматься выпуском новых предметов. Сотни рукастых пользователей создавали контент, беря все риски на себя. Угадал то, что понравится пользователям — озолотился. Нет — тоже невелика потеря.

Успех был оглушительный. Новость о том, что в Team Fortress 2 можно не только играть, но и зарабатывать, пригнала в проект свежую кровь. В 2011 году проект стал настолько прибыльным, что его сделали бесплатным. Так компания Valve в очередной раз утвердилась во мнении, что делать игры невыгодно. Вместо этого надо создавать рынки, где миллионы людей будут торговать между собой. И неважно чем именно. В Steam торгуют играми, в Team Fortress 2 — шапками. В любом случае Valve возьмет свой процент.

В следующих играх, Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2, Valve применила тот же подход. Аватарки, анимации заклинаний, раскраски для оружия — на первый взгляд кажется, что все это сущая ерунда. На второй взгляд мнение остается тем же. А вот посмотришь на ценник в пару десятков тысяч рублей — и невольно проникаешься уважением.


Обычный человек увидит в картинке золотого таракана с фиолетовой мошонкой вместо подбородка. А фанат Dota 2 увидит редчайшее сокровище с оценочной стоимостью порядка 300 тысяч рублей.

За 2015 год подобная деятельность принесла около 2,3 миллиардов долларов. По оценкам аналитиков, в 2016 году количество ставок, сделанных игроками, могло вырасти до 7,4 миллиарда долларов. Много это или мало? Сравните сами: вся игровая индустрия заработала за прошедший год чуть менее 100 миллиардов баксов.

Виртуальные предметы в играх Valve превратились в идеальный вариант криптовалюты. Ликвидность почти такая же, зато заработать куда проще. Начали появляться казино с азартными играми, букмекерские конторы. Но самой популярной забавой стали лотереи — вполне легальная деятельность, не подпадающая под суровые законы об игорном бизнесе. Настоящий виртуальный Лас-Вегас! Дела шли так хорошо, что по законам жанра все просто обязано было завершиться скандалом. Так и вышло.

Мы пытались найти нематерные реакции пользователей на получение ножа на русском языке, но увы. На английском, впрочем, тоже. Но иностранный мат за мат не считается, так что можно!

Постепенно информация о темной стороне Steam начала просачиваться наружу. Выяснилось, что сайты лотерей «подкручивают» результаты для «своих» блогеров в обмен на то, что они будут рекламировать сервис. Зараза докатилась даже до киберспортсменов: несколько команд уличили в связях с букмекерскими конторами и проведении договорных матчей. Наконец, уважаемый бизнес-сайт Bloomberg обвинил Valve в потворстве мошенникам, которые подсаживают несовершеннолетних детей на азартные игры. Позже к ним присоединились популярные видеоблогеры, и пошло-поехало.

Возмущенные геймеры начали требовать от Valve, чтобы она навела порядок на собственных торговых площадках. В американские суды поступило несколько исков с обвинениями в организации нелегального игорного бизнеса. Поняв, что дело серьезно, компания объявила лотереи и прочие азартные развлечения вне закона.

Вспоминая 2016-й: мы напишем в «Спортлото»

Игроков привлекают не цветастые пиксели, а тот факт, что они имеют твердую цену в реальной валюте. Возможность заработать привлекает новых пользователей лучше любых акций и обновлений.

Так что же, цирк закончился, клоуны свободны? Это как посмотреть. Есть мнение, что Valve больше испугалась не проблем с законом, а за свою репутацию. Об этом можно судить по конфликту с Игровой комиссией штата Вашингтон. Осенью она «наехала» на Valve, обвинив ее во всех грехах и потребовав убрать из Steam возможность передачи предметов. Ответ компании был максимально жестким: мол, все это наглая клевета, а комиссии следовало бы внимательнее читать американские законы. Valve подчеркнула, что она не имеет никакого отношения к скандальным казино и лотереям. А на нет и суда нет.

К тому же не одна Valve пытается создать полноценную экономику внутри игровых проектов. Игры типа Killing Floor или Payday 2 уже старались повторить ее путь, но ничего не вышло. Оно и понятно. Одного желания и тупого копирования наработок CS:GO для успеха недостаточно. Зато проект GameCredits выглядит куда интереснее. Помните, мы говорили о том, что игровые предметы превратились в аналог криптовалюты? Только зачем какие-то аналоги, когда есть оригинал!

Вспоминая 2016-й: мы напишем в «Спортлото»

Пока Valve борется с лотереями без особого энтузиазма. Да, закрыты десятки сайтов, однако зачистки проводят только в тех странах, где этого настойчиво требует местное законодательство. По крайней мере, в России сайты лотерей продолжают работать и поныне.

Криптовалюта GameCredits — первая попытка создать единую валюту для всей игровой индустрии. По одиночке каждый разработчик имеет мизерные шансы создать собственный виртуальный рынок и привлечь туда аудиторию. Зато если объединить силы сотен студий, можно будет устроить гигантский виртуальный супермаркет по торговле игровыми сокровищами. А заодно оплачивать подписку, делать покупки во множестве игр, принимать ставки, получать призы за победы в чемпионатах и многое другое. Принципы работы криптовалют позволяют делать все это совершенно анонимно, быстро и без посредников.

Так что очень возможно, что мы присутствуем не при завершении блестящей аферы, а при начале чего-то гораздо большего.

Нравится2
Комментарии (1)
  • 1
    То что эти подпольные сайты подсаживают детей на азартные игры - чистая правда. Люди туда с головой погружаются. Даже я пару недель провел с одной из рулеток. В общем, тем не очень благоприятная.
B
i
u
Спойлер