"Я не понимаю людей, которые работают ради денег"

29-30 августа 2017 года пройдёт конференция разработчиков PAX Dev, на которой выступит Уоррен Спектор — ветеран индустрии, геймдизайнер Deus Ex и System Shock. Он поговорил с Gameindustry.biz о ключевых моментах из своего будущего выступления.

Выступление Спектора будет называться «Разработчик, познай себя», и в центре его лежит мнение о том, что создатели контента не должны мерять свой успех одними только финансовыми показателями. Более того, разработчикам стоит делать игры, которые что-то значат для них лично.

Чтобы понять, когда вы достигли успеха, сначала нужно определить, что для вас успех. Я собираюсь заявить, что людям нужно нечто вроде собственной философии, как бы претенциозно это ни звучало. Конечно, большинство определяет успех исходя из полученной прибыли или дохода, или, скажем, баллов на Metacritic, но должно быть что-то более глубокое и личное. ​

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock

Хотя Спектор не хочет навязывать свои взгляды другим, он действительно считает важным то, что разработчикам стоит делать игры, в которых есть существенный смысл. Ведь когда дело доходит до глубокого сторителлинга, игры ничем не хуже литературы, кино и телевидения.

Одну из своих метрик успеха Спектор формулирует так: игра должна сообщать пользователю нечто большее, чем то, что лежит на поверхности.

​Игры не хуже других медиа могут работать со сложными темами. Это одна из главных для меня идей, я буду повторять её перед любой аудиторией до самой смерти.

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock
System Shock 2

По мнению Спектора, наличие такой философии гарантирует то, что игры разработчика станут лучше, а сам он поймёт, над чем он хочет работать. А также кого нужно нанимать в команду. Собственная философия вообще очень полезна разработчикам, при этом для её формирования достаточно лишь потратить немного времени на рефлексию и задуматься над тем, что такое успех.

Если место вашей работы или игра, которую вы создаёте, не соответствует вашему определению успеха, вы будете несчастны, да и игра получится не такой хорошей, какой могла бы быть. ​

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock

Спектор завуалированно критикует игры, входящие в топы по продажам, за их поверхностность, но это не значит, что индустрия не двигается в сторону игр с более глубоким смыслом. Как недавно отметил Фил Харрисон (Phil Harrison), глава Xbox Europe, Голливуду понадобилось 40 лет на формирование своей методологии сторителлинга, а среди игр уже сейчас появляются тайтлы, затрагивающие серьёзные и глубокие тематики — не только от инди-разработчиков, но и от ААА-студий.

Спектор признаёт, что глубокие игры были всегда, хоть и появлялись редко. Для него одной из первых таких стала Ultima IV, потому что в ней поднимается тема этики поведения людей. В те времена разработчика это просто поразило. А Suikoden заставила Спектора задуматься о важности друзей и семьи.

​Сейчас есть игры необычайной глубины, вроде Journey, Papers, Please, This War of Mine и других. Мейнстримные разработчики не отстают: я хотел бы отметить The Walking Dead от Telltale, а после Heavy Rain я вообще очень много размышлял. Думаю, в рамках жанра «интерактивного кино» с играми вроде The Last of Us и Uncharted проще доводить до игрока необычные мысли и рассказывать интересные истории. Но сейчас игровой сторителлинг определённо становится глубже, не говоря уже о способах взаимодействия человека и игры.

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock

Он добавляет, что при всём развитии «симуляторов хождения» появляется всё больше проектов, для игры в которые нужно проявлять креативность. Например, Minecraft, Dishonored, Prey, Fallout и другие игры Bethesda. Это игры, через которые игроки могут рассказывать собственные истории — Спектор несколько десятилетий ждал, когда они появятся.

Кажется, что VR может продвинуть сторителлинг ещё дальше, но Спектора эта технология не привлекает. Более того, он даже публично заявлял о том, что VR — лишь забава, ничего более. Сейчас он чуть смягчился: как разработчику ему VR немного интересен, но не как игроку. Спектор считает, что технология более важна для других сфер вроде образования и психотерапии. К тому же, её ещё нужно развивать.

Prey

Что касается игр, то, по мнению разработчика, VR и AR лучше подходит для проектов вроде Underworld Overlords, который очень напоминает настольную игру. Сам же Спектор вряд ли когда-нибудь займётся игрой для VR.

Сейчас Спектор работает над System Shock 3, через более чем двадцать лет после выхода первой части. С какой стороны он решил подойти к франшизе на этот раз? Чему он научился за последние десятилетия и как он это применит к игре?

Разработчик считает, что в каждой игре должен быть хотя бы один элемент, которого не было ни у кого — это, кстати, ещё одна из его метрик успеха. Сейчас он с командой System Shock 3 работает как раз над такой задумкой — если она всё-таки попадёт в игру, то будет «чем-то абсолютно новым и страшным».

Сейчас мы просто можем создавать очень глубокие симуляции. System Shock и Ultima Underworld были передовыми продуктами в девяностые, но сейчас мы способны на гораздо большее. В глубокой симуляции у игрока появляется возможность решать проблемы так, как ему хочется, и для публики это будет удивительно. ​

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock

Ходят слухи, что разработчик вернулся к System Shock, чтобы порадовать своих основных фанатов, которые были разочарованы из-за его решения взяться за Epic Mickey. К критике Спектор уже привык, но признаёт, что социальные сети изменили отношения между игроками и разработчиками — и не обязательно к лучшему.

Epic Mickey

Он отмечает, что стало проще связываться со своими фанатами, а игроки могут напрямую делиться друг с другом любимыми играми. Однако нельзя позволять фанатам делать дизайн игры вместо геймдизайнера. По словам Спектора, он взялся бы за Epic Mickey даже если бы все его из-за этого ненавидели — это было важно лично для него. System Shock 3 он воспринимает точно также.

Я всегда говорил, что моё единственно обязательство — продать достаточно копий, чтобы мою следующую игру профинансировали. Нужно работать так, чтобы это имело смысл лично для тебя. Я не понимаю людей, которые работают ради денег. Важно только то, что перед сном ты можешь сказать себе: «Сегодня я сделал то, что мне очень нравится». Только это ты и можешь контролировать. ​

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock

Об этом Спектор говорил своим студентам, когда преподавал в Техасском Университете, и продолжает сообщать то же самое всем инди-разработчикам, которые просят у него совета: нужно быть абсолютно уверенным в том, что ты хочешь заниматься разработкой игр. Ещё он предупреждает их о том, что чем больше времени человек тратит на создание игр, тем меньше он в них играет.

Разработку он описывает как чрезвычайно тяжёлый труд. Спектору есть с чем сравнивать: он был на съемках фильмов, писал романы и комиксы, играл в группе, но всё равно считает создание игр самым сложным из всех своих занятий.

Сейчас Спектор уже далеко не молод — разработчик признаётся, что подумывает об уходе на покой, но сначала хочет убедиться в том, что оставит о себе максимально хорошую память. Он понимает, что всё сильнее отдаляется от своей целевой аудитории, и компенсирует разрыв тем, что работает с молодыми и пассионарными командами.

​Что до моего наследия, то я о нём уже давно подумываю. Сейчас мне 61 год, и я этого не стыжусь. Думаю, когда человек доживает до пятидесяти, он в любом случае начинает думать о своём наследии, потому что уже потратил на какое-то своё дело очень много времени. Я всю свою жизнь делаю игры и хочу осознавать, что оставил после себя то, за что люди будут меня помнить.

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock

Для этого, считает Спектор, недостаточно сделать просто забавную маленькую игру — или большую забавную игру. Нужно рискнуть и создать проект, который важен лично для разработчика. И продвинуть индустрию вперёд.

​Мне нравится думать, что игры, которые я создавал, что-то изменили. Но решают это игроки. Уйду ли я на покой? Посмотрим. Я бы соврал, если бы сказал, что не думал об этом, но мне кажется, что пару игр я ещё сделаю.

Уоррен Спектор, геймдизайнер Deus Ex и System Shock
Нравится22
Комментарии (24)
  • 23
    Это похвально.
    Но разрабы тоже кушать хотят.
  • 16
    "Художник" будет творить не для денег и блага,а чтобы донести для остальных свое творчество.Тоже самое можно и сказать про игровых "художников",которых сейчас очень мало.
  • 12
    Деньги не главное, но могут сильно помочь при стремлении к главному.
  • 2
    "Я не понимаю людей, которые работают ради денег"

    Ничоси, а на какие деньги вы сделали Deux Ex боюсь спросить?
  • 4
    Я не понимаю людей, которые демонстрируют атрофию бицепса и делают в своих играх чёрных и геев.
  • 2
    Если бы не деньги,то не было бы того во что мы все играем. Так что все работают ради денег. Только один получает 1000 рублей и у него особо нет мотивации,а другой 1000000 и у него огромная мотивация.
  • 14
    Красивые слова, которые быстро разбиваются о толстые пузяки боссов из издательства.
  • 9
    Что за школьники в коментах. До вас похоже не доходит что говорится о том игру надо делать качественно(как ведьмак и тогда бабло само придет), а не ради срубания бабла(типо новой масс эффект).
  • 2
    Что вы его слушаете?! Он не упомянул Ведьмака!
  • 4
    vlastilin02
    Игры, они как кино. Прошла их золотая эра, чего только не сделали, и условно-бесплатные универсальные движки для разрабов, и площадки по сбору средств с комьюнити, и VR. А всё одно, игры скатываются в говно, как кинцо.
  • 2
    Ага, Спектор ведь не ради денег денег опрокинул всех ПК-игроков оригинальной Deus Ex (т.е. ВСЕХ игроков оригинала на момент выхода) выходом иксбоксо-ориентированной кастрированной Invisible War, а просто ради лулзов.

    В этом вопросе ему лучше молчать, он уже спалился.
  • 2
    Пусть едет в Россию, вот уж где точно даже рабочему денег не видать.
  • 9
    Во всем рунете бытует якобы мнение что скачав игру с торрентов, каждый разраб недополучил свою зарплату. Так вот скажу я вам, абсолютно каждый разработчик даже самый незначительный "помощник, помощника по помощнику по звуку травы" получит свою зарплату, да есть вероятность того что зарплата ещё может зависеть от продаж игры, скажем у разработчика в среднем есть оклад что бы он исхудал и не заболел + премия сверху за то что продажи игры очень и очень существенные. Так что скачивая игру с торрента вы не лишаете разработчиков зарплат, вы лишь делаете большим разрыв в прибыли для инвесторов которые и будут решать выпускать ли вашу любимую ГТА 6 или же из-за того что её скачали несколько миллионов раз, просто забить на нее и выпустить что то другое. Вот и вся песня. И я даже сейчас скажу обидную фразу, но "Россия никому к хренам ни вперлась", ибо показатели её покупательской способности чисто в нашей стране на самом низком уровне. Это даже не надо доказывать или приводить в пример статистику.
  • 2
    даже школокрафт приплел сюда
  • 9
    technopank
    Ага, вот только если издатель не получит требуемой прибыли, он может запросто разогнать разработчиков проекта.

    technopank написал:
    "Россия никому к хренам ни вперлась", ибо показатели её покупательской способности чисто в нашей стране на самом низком уровне. Это даже не надо доказывать или приводить в пример статистику.

    Россия на втором месте по покупкам в том же стиме. Габен явно не стал бы вводить региональный ценник в Этой Стране, если бы Россия ему нафиг не сдалась.

    На русский язык не переводятся сейчас крайне редкие проекты (причем многие - с полной озвучкой). Зачем разработчикам переводить проект на тот язык, на котором говорит большинство населения страны, на которую им наплевать. Простой пример: Activision давала деньги на полный перевод всех частей колды - своей главной франшизы. Хотя например на японский или китайский они переводят лишь субтитры. При том что там игроки по идее более профитные.
  • 3
    В большинстве случаев у таких людей от этого количества легко-заработанных денег сносит башню насовсем, и ни о чем кроме прибыли они не думают.
  • 1
    Я не понимаю людей, которые дышат ради кислорода...
  • 1
    "Я не понимаю людей, которые работают ради денег"
    Чувак из офиса не выходит? Некоторые за еду работают.
  • 1
    ---"Я не понимаю людей, которые работают ради денег"---
    Ты это скажи моей , впроголодь живущей семье...
  • 0
    Аномел Суна
    Судя по последним данным давно уже не вторая
  • 1
    NightGameMassacre
    Steam Spy говорит мне обратное.


    Спойлер


    На Россию приходится 8% продаж всего Steam. Это больше, чем у Китая, Германии и Великобритании
  • 0
    Аномел Суна
    А. вот откуда статистика. Я просто помню график с презентации валф, там Россия оч малый процент занимала
  • 0
    NightGameMassacre
    На презентации Valve были показаны регионы, а не страны. Логично, что все страны Европы покупают больше, чем Россия и СНГ
  • 0
    Не понимаю музыкантов которые пишут и играют ради денег !
B
i
u
Спойлер