НАВИГАЦИЯ ИГРЫ

Эхо в коридорах Бейкеров: как особняк из Resident Evil 7 напоминает о прошлом

Философский взгляд на две части хоррор-франшизы.

Портал Eurogamer опубликовал статью редактора журнала Heterotopias, посвящённого архитектуре и видеоиграм. Гарет Мартин (Gareth Martin) нашёл в Resident Evil 7 ряд отсылок к особняку Озвелла Спенсера, впервые появившемуся в оригинальной игре 1996 года.

Мартин рассуждает о том, как меняется понятие «дома» в нынешнее время. В постоянных переездах между съёмными квартирами, с ними перемещается и их жилище.

Количество вещей, техники, мебели и даже людей постоянно растёт — мы перевозим их с квартиры на квартиру, пытаемся вписать в геометрию новых комнат. Оглянитесь — сколько домов уже сменила ваша утварь? А сколько ещё сменит?

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

Журналист обратил внимание на фотографию гор Арклей из оригинальной Resident Evil, которая также появляется в доме Бейкеров из седьмой части. Сначала этот элемент показался ему недоработанной пасхалкой. Он попытался понять, как изображение вписывается в мир игры, стал перебирать в голове даты, сюжетные линии и детали вселенной.

На фотографии был экстерьер дома, не буквальный, но символический — бескрайние леса. Такие окружали как это здание, так и особняк Спенсера из Resident Evil. Это зелёное море деревьев вполне могло тянуться от гор Арклей до крысиной норы, в которой я оказался.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

Мартин задался вопросом: как особняк Спенсера мог превратиться в дом Бейкеров? Конечно, рассуждал он, их может связывать только франшиза, но знаки указывали на другое.

Начнём с комнаты, в которой висит фотография гор — главный зал, очень похожий на помещение из первой игры. Откройте карту, и вы увидите, что оно повторяет очертания комнаты у входа в особняк Спенсера, только перевёрнутые. Вход в особняк был на севере, как и в доме Бейкеров, но комнаты последнего располагались в южной части. А как только начинаешь сравнивать крылья здания, становится жутко.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

В обоих домах столовые расположены в западном крыле — бар у Спенсера и кухня у Бейкеров. В каждой из них есть старые часы с головоломкой. В восточных крыльях, среди прочего, расположены комнаты для рисования и практически идентичные зоны сохранения под лестницами.

Другие элементы кажутся призрачными намёками: головоломка со сломанным дробовиком перенесена в гостиную, но решается так же. Есть два пазла, в которых нужно спустить мутную воду в ванне, два спуска в прогнившие подвалы.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

Одна из явных отсылок — квест в Resident Evil 7 со сбором трёх металлических голов собак. Ими открывается парадный вход дома Бейкеров. Получается трёхголовый «Цербер» — название доберманов-зомби из первой части. А если открыть парадный вход особняка Спенсера в ремейке 2002 года для Gamecube, за дверью будут стоять три собаки.

По словам Мартина, именно нагружая игру неявными отсылками, её создатели постоянно держат игрока в напряжении.

Я был уверен, что в длинном коридоре с окнами во двор что-то прыгнет на меня сквозь стекло, как собака-зомби в первой части.

Каково же было моё удивление, когда Джек Бейкер, вопреки моим ожиданиям, вышел, проломив стену с противоположной стороны.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

Мартин уверен, что это не случайность. На ранних скриншотах Resident Evil 7, поясняет он, центральный зал с балконом и лунным светом из окон был показан с того же угла, что и ключевые изображения особняка Спенсера. Resident Evil 7 целеноправленно ссылается на предыдущие части: жёлтые обои, деревянные стены, чугунные светильники — всё напоминает о графических решениях оригинала с PS One.

​Можно подумать, что я просто измучен ностальгией, или пытаюсь продать игру стареющим фанатам серии. Но дом Бейкеров — не просто переделанный, переосмысленный и переименнованный особняк Спенсера. Это не копия, а усвоенный архитектурный урок.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

В использовании оригинальной части нет ничего удивительного, рассуждает журналист. В архитектуре элементы традиционно заимствуют у предыдущих культур. Для игр же важнее параллель с воспоминаниями-призраками других домов, преследующими человека на протяжении жизни.

Игровое окружение, в отличие от институциональной архитектуры, — музеев, магазинов, университетов и офисов — почти интимное пространство. Особенно в играх вроде Resident Evil: мы блуждаем по одним и тем же комнатам, выискиваем секреты, нагло, фамильярно «заселяем» помещения.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

Мартин предлагает подумать о миллионах людей, «бродивших» по домам Спенсера и Бейкеров. Они все проживали в этих зданиях определённый опыт, проходили через испытания.

​Как писал Гастон Башляр в «Поэтике пространства», «Дом, в котором жили, — не инертное пространство. Обжитое пространство выходит за пределы геометрического».

Гарет Мартин, редактор Heterotopias

Именно в этом выходе за пределы геометрического пространства заключается связь между особняком Спенсера и домом Бейкеров. Так же, как мебель, которую переносят со старой на новую квартиру, из города в город, «переносятся» и пространства Resident Evil и оттого кажутся такими знакомыми.

Когда мы бредём по плохо освещённому коридору в поисках недостающего ключа и внезапно вспоминаем о том, что уже были в похожем месте, мы в некотором смысле на мгновение возвращаемся домой.

Гарет Мартин, редактор Heterotopias
Нравится11
Комментарии (15)
  • 4
    Dead Morrozzz
    Местным тут хоть в глаза ссы, не РЕ и точка, хотя большинство таких начало знакомство с серией только с 4 части.
    Отличная игра все-таки.
  • 8
    Dead Morrozzz
    Как аутласт - да, отличная.
  • 0
    Инквизитор нубов
    Dead Morrozzz
    ну копией аутласта я его не считаю. он солянка из нескольких игр.
    а не резик потому что он не похож ни на одну из других игр серии, что в первой, что в шестой геймплей был абсолютно другой. и какие-то левые персы тоже не привлекают. это если вкратце.
    да, он напоминает резик, но не является им. хорошая игруха, плохой резик. усё.
  • 1
    slauka_omsk
    Вся гнетущая атмосфера пропадает после вступления. Ждёшь чего-то страшного, но наступает наоборот какой-то покой. Семейка не страшна сама по себе. Как и превращённая жена героя. Не сравнить например с некоторыми боссами в Evil Within, регенерирующими некроморфами из Dead Space. После победы над батькой сразу нашел гранатомёт, при том недалеко от ружья. И это всего за пару-тройку часов прохождения. Игра для меня скорее как спин-офф, а не номерная часть. В ремастере и то больше атмосферы оригинала. Тут 50% непонятного мне аутласта. К слову и оригинальную трилогию затёр до дыр на пс1, так что отсылки на первую часть тут вызывают только недоумение, а не ностальгию.
  • 2
    Dead Morrozzz
    Инквизитор нубов
    Стоит ли тебе рассказывать, что в 2005 точно так же все говорили о 4-ой части? Однако время расставило все по местам, и теперь на 4-ку молятся.
    Серии нужна была встряска, РЕ7 это сделал, как в свое время это сделал РЕ4, сохранив преемственность всей серии как по лору, так и по игровым механикам.
  • 3
    Инквизитор нубов
    Dead Morrozzz
    кому чё
    для меня лучшими будут части, начиная с четвёртой, и игры в стиле седьмой части я предпочёл бы видеть только в качестве ответвлений. без персов резика сложно воспринимать его резиком. и даже не в этом дело - могли бы интересными персонажами хотя бы заменить, но поставили каких-то болванчиков скучных. я о них уже забывать начинаю, скучные и неинтересные. через полгода уже не вспомню их имена
  • 1
    Leonardus
    Dead Morrozzz
    Я начал серию с четвертой,но я признаю что игра отличная,я рад что игра вернулась к корням после неудачных 5 и 6 части
  • 2
    ShadowM88
    Leonardus
    неудачных? пффф,с чего вдруг?
  • 2
    Leonardus
    ShadowM88
    они в отличий от первых четырех резидентов, растеряли весь хоррор и шарм серий
  • 1
    Diablique
    Опять за старое, ре7 самый настоящий резидент, и то что здесь нет старых героев ничуть не помешало. Давайте вспомним 6 часть, вышла она, все плевались и говорили то же самое, а теперь они утверждают что даже 6 часть больше резидент чем седьмая! А чем же она больше? Тем что там старые герои и зомби? А там был хоррор? Было напряжение? Я прошел компанию за Леона, плюнул и удалил, просто боевичек, мне было скучно. А вот седьмая часть, да это самый настоящий резидент. И там очень кста-ти что меняется игровой процесс, единственное место где было скучно, это шахты! Но представлено все очень круто!
  • 0
    Dikiy_Bill
    Шикарная игра...если б она еще запустилась на моем AMD'шном проце...
  • 1
    ShadowM88
    Leonardus
    В них есть реиграбельность,в отличии от семёрки.За вторую половину игры я вообще молчу.
  • 1
    Leonardus
    ShadowM88
    ну в принципе с реиграбельностью согласен,этого не хватает семерке,того же нормального режима наемника например,но тем не менее в плане механики и жанровой принадлежности игра вернулась к корням серий, в отличий от 5 и 6 которые напоминали колду от третьего лица, в антураже резидента
  • 0
    ShadowM88
    Leonardus
    в принципе да,жаль что с концовками они плохо поработали
  • 0
    Новая часть шикарна, атмосфера первых трех и правда вспоминается, приятно увидеть такую вещь 20 лет спустя. В 6 часть и ревелашнс играл без удовольствия, шутер и шутер, а тут подругому. На один уровень с евил уизин ставлю из последних хорроров.
B
i
u
Спойлер