Star Citizen

Star Citizen: игра, афера, религия. Почему главный космосим ближайшего (?) будущего до сих пор не вышел

Год назад мы написали статью о Star Citizen, где подвели весьма оптимистичный итог: «Все возможности для задержек исчерпаны, и в 2016 году Крису Робертсу (хочет он того или нет) придется что-то показать. Вот тогда и станет ясно, что такое Star Citizen — игра века или самая грандиозная афера в индустрии». Ну что же, остается лишь честно признать, что мы ошибались. Он снова это сделал. Прошел еще год, а старина Крис по-прежнему кормит своих фанатов отборнейшей лапшой. Эта статья — о том, как могло так получится, и что же теперь будет.

По словам самого Криса Робертса, все началось с Minecraft. Маркус Перссон начал продавать альфа-версию игры, а деньги фанатов пускал на продолжение разработки. Сегодня эта схема кажется очевидной. Но в 2009 году «ранних доступов» на Steam еще не было. Kickstarter только появился, и до устроенного там Тимом Шейфером игрового бума оставалось целых три года.

Крис Робертс решил последовать примеру Перссона и начал с создания альфа-версии своего космосимулятора с минимумом возможностей. Отсюда и оптимистичные обещания выпуска игры в 2014 году, и выбор не слишком подходящего движка CryEngine. Вариант создания собственного движка тогда не рассматривали, а среди готовых выбор был невелик.

Кроме CryEngine был еще вариант с Unreal Engine 4, но он тогда только вышел и страдал детскими болячками. Крис заявил, что о своем выборе не жалеет — ничего более подходящего все равно не было.

Ради экономии Крис решил не собирать всю команду в одном офисе. Вместо этого он нанимал сотрудников по всему миру, выбирая самых лучших и дешевых. Здравый смысл в этом был. Если толковый разработчик живет в Мексике — ну так и пусть работает на родине. Благодаря Интернету с ним можно общаться так, будто он сидит за одним столом с вами. В инди-индустрии это дело обычное. Порой над одной игрой работают десятки человек, которые ни разу не встречали друг друга в реальности.

Подход Криса Робертса был разумен, когда речь шла об экспериментальном проекте стоимостью в несколько миллионов долларов. Но вскоре после анонса Star Citizen студия Cloud Imperium Games с удивлением обнаружила, что все их планы стать богатыми и знаменитыми выполнены и перевыполнены досрочно. Первые два месяца принесли 10 миллионов долларов. За два года сумма сборов увеличилась до 60 миллионов. Крис со страхом ждал, когда же этот денежный поток иссякнет. Но так и не дождался.

Для развлечения фанатов студия снимает не только короткие трейлеры. Вот, например, целиком срежиссированная получасовая демонстрация геймплея. Почти полнометражный фильм! Спойлер: самое интересное в первых и последних минутах.

Планы пришлось менять. От идеи быстрого выпуска альфа-версии отказались. Выяснилось, что люди куда охотнее платят за картинки и красивые ролики. Так что их производство поставили на поток — такого количества красивейших трейлеров нет даже у блокбастеров. Сначала продавали лишь обещания, но в конце 2014 года студия открыла настоящую золотую жилу: торговлю виртуальными кораблями.

Самый дешевый истребитель стоил двадцать долларов, а гигантский боевой линкор «Джавелин», выпущенный ограниченным тиражом — 2 500 баксов. Думаете, его никто не купил? Как бы не так — всего за неделю он принес студии 500 тысяч «зеленых». С такими доходами выпуск игры немедленно отошел на второй план. А вдруг она не понравится игрокам? Скажут: «Фу, гадость какая!», и перестанут платить?

Вот он, красавец. Какие-то жалкие 2 500 долларов за почти настоящий космический боевой линкор! Ну, точнее эсминец. Нарисованный. Но все равно очень круто!

Похоже, в этом и заключается секрет бесконечных переносов даты релиза. Раньше предполагалось делать все последовательно — сначала альфа-версия, затем одиночная кампания и глобальная MMO на десерт. Теперь же разработчикам выгодно откладывать релиз как можно дольше. Пока игроки готовы платить за обещания, смысла выпускать Star Citizen нет ровным счетом никакого.

Так что было принято решение делать все и сразу, причем на самом высоком уровне. И сюжетную кампанию, и MMO, и шутер, и гигантские станции, по которым можно гулять, и планеты, на которые можно высаживаться. Тут-то и начали проявляться первые подводные камни. И самой большой проблемой стало то, что движок CryEngine совершенно не соответствовал новым амбициозным планам.

Когда денег стало очень много, Крис Робертс нанял для сюжетной кампании известнейших голливудских актеров. Гэри Олдман, Джиллиан Андерсон, Марк Хэмилл, Джон Рис-Дэвис. «Шикует», — подумали одни. «С жиру бесится», — решили другие.

Он подходил для коридорных шутеров, а вот для гигантских космических просторов не годился. Например, кто мог предположить, что 32-битной точности вычислений окажется недостаточно? Да и кому вообще нужна эта точность? Оказалось, что нужна. Да еще как! Звездолеты, которым полагалось чинно-благородно бороздить просторы космоса, прыгали по всему экрану как сумасшедшие. Пришлось переводить движок на 64-битные вычисления, что позволило создавать локации в тысячи километров. Это стоило студии огромных усилий и средств.

С поддержкой онлайна у CryEngine было еще хуже. Кто-то может вспомнить засилье читеров на серверах Crysis, но настоящая проблема была даже не в этом. Просто сетевой код, годящийся для шутера с несколькими десятками игроков, совершенно не подходил для MMO на тысячи пользователей. Других проблем тоже хватало.

В итоге студия пришла к единственному выводу: движок надо радикально переписывать. Легче сказать, чем сделать. Нужны большие деньги, много времени, но самое главное — куча высококлассных специалистов. Обычно проблемы бывают с первыми двумя пунктами. Однако Крис Робертс с удивлением обнаружил, что в его случае все наоборот: денег куча, время тоже не жмет, а вот специалистов по CryEngine в США днем с огнем не сыщешь. Движок-то европейский, да к тому же не самый популярный. Найти десяток специалистов это одно, а вот сотню — тот еще геморрой.

Ситуацию усугублял еще один фактор. Выяснилось, что разрабатывать столь сложный проект силами десятка разных команд по всему свету очень проблематично. Все они работали в разном темпе. Какая-то команда не успевала сдать материал — остальным приходилось сидеть и курить. Это сильно затягивало сроки разработки. А однажды из-за недостатка координации пришлось списать в утиль несколько месяцев работы одной из студий.

Программисты одного из подрядчиков что-то напутали с размерами. Выяснилось это только тогда, когда начали объединять части проекта в одно целое. В итоге большую часть созданных моделей пришлось делать заново. Так пришло понимание что куча разрозненный студий, работающих над чем-то своим в отрыве от остальных — это плохо.

Значительная часть роликов Star Citizen представлены в виде рекламы кораблей. Честно говоря, выглядит не слишком убедительно. Вряд ли в будущем маркетологи будут привлекать покупателей звездолетов роликами в стиле рекламы баночного пива.

Ситуация была катастрофическая. На дворе уже 2014 год, игроки требуют релиз, а тут еще конь не валялся! Вместо создания игры шла бесконечная возня с движком, решались организационные вопросы. Спасти проект могло только чудо. И кто знает, как это случилось — может, молитвы фанатов помогли, или еще что — но чудо произошло. Весной 2014 году у Crytek начались неприятности. Компания оказалась на грани банкротства и была вынуждена закрыть большую часть внутренних студий.

Для Криса Робертса это стало настоящим спасением. Куча высококлассных специалистов по CryEngine оказались без работы — нанимай сколько влезет! Многие из них трудились в Crytek по десять и более лет, знали движок вдоль и поперек. Специально для них открыли филиал в Германии, также сильно увеличился штат британского офиса. Общая численность европейского отделения превысила 100 человек, и именно оно стало основной силой проекта.

Для поддержания интереса студия выпускает «модули» — набор демок с минимумом игрового процесса. Есть ангар, есть планетная система с несколькими миссиями, есть недоделанный шутер. Нет только одного — игры.

Так одним махом было решено сразу две проблемы. Теперь было кому переписывать CryEngine под нужды Star Citizen. А вместо кучи разношерстных команд у Cloud Imperium Games появилось четыре крупных филиала с лучшими специалистами в мире. Правда, со многими сотрудниками из «старой гвардии» пришлось расстаться. Это стало причиной многочисленных скандалов. Уволенные сотрудники проклинали руководство и «сливали» журналистам пикантные подробности из жизни студии.

В целом они были правы. Star Citizen не был хорошо подготовленным и тщательно продуманным проектом. Это была сплошная авантюра — создать самый грандиозный космосимулятор в истории. А процесс разработки являл собой одну большую катастрофу. Любая другая игра была бы уже двадцать раз отменена и похоронена.

Специалистов наняли, движок дописали, сетевой код изменили... А проблемы с читерами остались. Вот, например, хак для стрельбы сквозь стены.

И лишь беспрецедентная поддержка игроков позволяет ему держаться на плаву. Конечно, далеко не все сохранили энтузиазм, многие фанаты теперь ругают Криса Робертса последними словами. Но цифры громче слов. Несмотря на весь негатив и скандалы за 2016 год студия собрала более 35 миллионов долларов, а общая сумма взносов уже перевалила за 140 миллионов.

Критикуя Криса, многие приводят в пример Дэвида Брабена и его космосим Elite: Dangerous. Он честно выполнил все обещания и доказал, что хороший космосим можно сделать быстро и за небольшие деньги. И действительно — с точки зрения фаната жанра Elite: Dangerous в бесконечное количество раз лучше Star Citizen. Хотя бы потому, что она есть. Но при ближайшем рассмотрении все не так однозначно.

Elite Dangerous хороша всем, кроме темпов развития. Они настолько медленные, что появляются серьезные опасения за будущее проекта. Может, Брабену стоит перенять тактику Криса Робертса?

Основа игры действительно хороша, но за два года после релиза команда смогла добавить лишь мизерное количество контента. Парадокс: реальная (и очень неплохая) игра Дэвида Брабена продается куда хуже обещаний Криса Робертса. И это плохо для всех, в том числе для игроков. Спустя два года после релиза в Elite Dangerous все так же катастрофически не хватает больших и интересных обновлений. Почему? Вероятно, у руководства просто нет денег на содержание большой команды разработчиков.

Поэтому так сложно ругать Star Citizen. Да, Крис Робертс не слишком толковый руководитель, допустивший множество ошибок. Все сроки релиза давно сорваны. А то, что уже выпущено — производит не самое лучшее впечатление. И продажа игрокам пикселей за сотни долларов очень походит на мошенничество. Но этот проект по-прежнему остается единственным шансом получить игру мечты.

Так что же такое Star Citizen? Игра, афера или религия? Нам кажется, что до игры ей еще далеко. И говорить об афере можно будет лишь после релиза. Так что сегодня Star Citizen — это скорее религия, живущая благодаря людям, которые считают что их мечта стоит того, чтобы продолжать в нее верить. Несмотря ни на что. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Нравится21
Комментарии (40)
  • 13
    Я уже давно не верю. Neverending story.
  • 10
    Аномел Суна
    А фанатики до сих пор верят, что их не развели... бедные люди.
  • 7
    Чет долго этот высер от инновы сюда шел. Очень авторитетный издатель который зафейлил все что только можно.
  • 7
    Но этот проект по-прежнему остается единственным шансом получить игру мечты.

    Без этого предложения статья очень хорошая. Игра не может быть ЕДИНСТВЕННЫМ шансом на игру мечты. Ибо игр будет еще много и шансов будет еще много. Или донатеры SC считают, что лет через 10 будет апокалипсис и SC -последний шанс человечества создать игру мечты?
  • 3
    StalkerShuha
    Аномел Суна
    Просто лох не мамонт.
  • 7
    Пусть покупают дальше кораблики по 200-400$ и надеются что игра выйдет... И дураку понятно что игра ни когда не выйдет, просто в один прекрасный момент разработчики скажут: "Увы, у нас сложились форс мажорные обстоятельства и проект пришлось закрыть. Спасибо всем кто поддержал разработку", что то в таком духе.
  • 12
    С такими доходами выпуск игры немедленно отошел на второй план. А вдруг она не понравится игрокам? Скажут: «Фу, гадость какая!», и перестанут платить?

    А что игрокам мешает сказать это на этапе уже давно запущенной альфы?
  • 10
    Программисты одного из подрядчиков что-то напутали с размерами. Выяснилось это только тогда, когда начали объединять части проекта в одно целое. В итоге большую часть созданных моделей пришлось делать заново.

    Программисты не делают модели.
  • 9
    Для поддержания интереса студия выпускает «модули» — набор демок с минимумом игрового процесса. Есть ангар, есть планетная система с несколькими миссиями, есть недоделанный шутер. Нет только одного — игры.

    А как на самом деле:

    - Есть "Арена Командер", где целиком представлена боевая космическая часть игры за исключением управляемых турелей, они в работе. Геймплея там хватит заткнуть за пояс пару сессионок
    - Есть Стар Марин, опять же весьма добротный шутер, некоторые проекты такого уровня продают отдельно.
  • 3
    Макар Степанов
    Возможно то, что игрокам сразу отвесят леща в стиле, это альфа и всё поменяется?
  • 8
    Критикуя Криса, многие приводят в пример Дэвида Брабена и его космосим Elite: Dangerous. Он честно выполнил все обещания и доказал, что хороший космосим можно сделать быстро и за небольшие деньги. И действительно — с точки зрения фаната жанра Elite: Dangerous в бесконечное количество раз лучше Star Citizen. Хотя бы потому, что она есть. Но при ближайшем рассмотрении все не так однозначно.

    С точки зрения фаната бесконечного гринда и полетов сквозь пустоту только если.

    В Стар Ситизен вы уже сейчас можете лететь куда-то в космические дали без цели и смысла, на уровне Элиты прям. Только ещё можно по своему кораблю походить)))
  • 5
    Виктор Найдёнов
    А что помешает отвесить им такого же леща за день до релиза на бете?
    Игроки уже сейчас могут оценить игру. Да, поменяется многое, но очевидно не все.
  • 2
    Макар Степанов
    Просто негодования будет гораздо больше в бете, и опять же ты процитировал слова про выпуск игры, я это воспринимаю как релиз. Как ты думаешь, где легче леща отвесить, на релизе или на альфе? На бэте так же все разрабы отнекиваются, уже проходили, в этом смысле одно мыло, что альфа, что бета.
  • 3
    Макар Степанов написал:
    В Стар Ситизен вы уже сейчас можете лететь куда-то в космические дали без цели и смысла, на уровне Элиты прям. Только ещё можно по своему кораблю походить)))

    Не говори пожалуйста слов "на уровне Элиты". Ты либо не играл в обе игры, либо тролль. То, что сейчас есть у Стар Ситизен - далеко не на уровне Элиты.
  • 5
    Может, потому что она не готова? -_-
  • 6
    Виктор Найдёнов
    Негодования по-поводу сроков (и праведного) уже так много, что некоторые аккаунты по два владельца меняют.
    Но реально если человеку в принципе не нравится Стар Ситизен - он может разочароваться и не донатить уже сейчас. Боевые механики в целом какие есть, такие и останутся.
  • 5
    vidgin

    Я играл в обе. Элита конечно же не такая сырая, но убийственно скучная. В Стар Ситизене уже чуть ли не больше кораблей (при большем уровне проработки) например.
  • 6
    Алексатор
    PolaC1
    какой ужас! Люди дают деньги на то, что им нравится! Не думал не лезть в чужой кошелек?
  • 3
    Аномел Суна
    Макар Степанов
    Ты написал в данной теме 7(!!!) комментариев. Не пались, фанбой.

    Макар Степанов написал:
    С точки зрения фаната бесконечного гринда и полетов сквозь пустоту только если.

    Лул. А ты думаешь этого не будет в SC? Спешу тебя огорчить...

    Макар Степанов написал:
    Только ещё можно по своему кораблю походить)))

    Просто офигеть какое нововведение. Ходить по кораблю!
    И какой в нем смысл? Посмотреть на текстурки приборных панелей, которые не отражают никакой информации, полюбоваться в окошки, да дверки пооткрывать? Да, корабли за 400$ того стоят.
  • 7
    Как ни странно когда Стары перешли на Lumberyard - именно тогда я понял что игра выйдет. По сути проблема даже не в движке - при наличии умелых рук игру можно на любом гуано состряпать. Вся проблема игры такого класса заключается в том что вагон народу (а то что его будет вагон и маленькая тележка - это 100%) одновременно находятся в одном месте. Те нужны такие нехилые серверные мощности, причем желательно с динамическим подключением дополнительных когда это нужно. И именно у Amazon этого как раз - имеется + Lumberyard как раз адаптирован под их сервера. Так что все ок
  • 6
    Аномел Суна
    Ты я смотрю тоже темы по SC не пропускаешь. Ну мне допустим игра нравится, это положительное чувство. Но у тебя то что? Мать играла в альфу SC вместо твоего воспитания? Отец продал педофилам за аккаунт? К чему эта ненависть?)) Ты же можешь просто игнорировать игру и не играть в неё, не покупать её, не ждать её. Я например так же делаю с CoD.

    Ходить по кораблю да, нововведение, во многом революция в жанре. Открывает массу возможностей, самая простая из которых - абордаж корабля.
  • 0
    вывод: дай дыбилу хоть миллиарды долларов а он все равно не сможет реализовать свои планы ввиду своей некомпетентности. И все ошибки в итоге будут стоить больше денег чем реализация задуманного. По сравнению с этим какой-то там особняк в лос-анжелке кажется писчинкой.
    я не верю в то что крис всех хотел наё, типо это была его изначальная тактика и он ее придерживался. Он просто обделался потому что хотел прыгнуть выше головы, но тут как с ложью, чем больше бабла, чем больше проходит время, тем разрушительнее окажется на выходе итог. Он это понимает и естественно хочет сделать крутую игру как и хотел изначально. Но он как школьник который мечтает о какой-то игре и вот представьте если этот школьник получит миллиарды долларов на разработку, он будет сливать тонны лимонов и тыкатся методом проб и ошибок никого не слушая. Вот крис это тот самый "школьник".

    По сути, реальная разработка началась в 2014 после привлечения спецов из обанкротившейся крайтек. А до этого .... пинали, на деньги хомячков.
  • 1
    MunchkiN 616
    унрил энжон 4 про который все толкуют тоже так то не слишком подошел бы для но ман ску 2
    более менее он работал бы с 1000км планетами и там надо бы было все касательное графона переделывать. про общие размеры сказать то сложно но там однако имеется ограничение на число поэтому локации в 1 световой год это вряд ли. и еще куча грандиозных проблем.
    и в старцынзе они подробного рода есть ибо тени у них в космосе всяко глючат даже в последнем кинце.
    поэтому чтоб делать чесный шутан и чесный симулятор полета надобно любой движок очень сирьезно переделать.
    а как выше описано про серверы то пожалуй то нет. сетевые игры пожалуй то ограничены физикой и количеством интерактивных объектов. в игре их пока не то чтобы много на вид.
  • 4
    Разаблачитили разаблачают.
  • 4
    Maxximka_UA
    Глупые школьники мать вашу. На SC столько денег задонатили, что это действительно игра мечты, но она игра мечты с точки зрения краудфандинга. Если этот проект провалится, привалится не просто краудфандинг в целом, ожидайте что весь интернет взорвется от данной новости и люди этого так не оставят. Крису и его команде грозит срок в таком случае. Поэтому SC выйдет, вопрос лишь когда. Возможно не при нашей жизни.
  • 0
    Элитный Юзер
    О да, а ты разумное существо, следующая стадия развития человечества, следующая ступень эволюции которая идет после Homo sapiens... Такие проекты как этот никогда, еще раз повторю НИКОГДА не выходят из стадии Alpha, и если ты этого не понимаешь, то это не мои проблемы...
  • 2
    Maxximka_UA
    Да ты тупой, это я понял. Из стадий альфа могут не выйти DayZ и другие игры, на которых не донатили миллионы. Если SC в итоге не выйдет, Криса за решетку повезут и все деньги отберут судом. Хотя в твоём школотронском мышлений, ты думаешь что он скорее предпочтёт за решёткой пойти.
  • 2
    Аномел Суна
    Макар Степанов
    Макар Степанов написал:
    Мать играла в альфу SC вместо твоего воспитания? Отец продал педофилам за аккаунт?

    Вооо... а вот и истинная сущность фанбоя

    Макар Степанов написал:
    К чему эта ненависть?)) Ты же можешь просто игнорировать игру и не играть в неё, не покупать её, не ждать её.

    Я бы игнорировал, не покупал и не ждал игру, если бы эти куски програмного кода и несколько демок игрового движка были настоящей игрой, а не всем вышеперечисленным
  • 4
    Аномел Суна
    Т.е игнорировать куски программного кода ты не можешь?)) Наверное целыми днями сидишь в Гринлайте и срешься там в комментиках)))
  • 0
    Элитный Юзер
    Оооо как все запущено в твоей ситуации, особенно через мерно повышеное ЧСВ говорит о тебе многое... Ни кто ни кого за решетку не посадит ибо она будет всегда в стадии Alpha. Она уже 3 года в ней пребывает и еще лет 10 пробудет, а потом на нее забьют большой болт и забудут ибо кто хотел тот и поиграл в нее "Alpha" версию. А если ты ее купил и из за этого бомбишь, то извиняй это не мои проблемы...
  • 3
    Maxximka_UA
    Дурачек, Майнкрафт был в несколько стадий начиная с 2009 и заканчивая 2011, игра находилась 3 года. А когда она официально вышла, она не перестала обновляться и обновляется до сих пор. А теперь сравни Майнкрафт и SC по масштабу требуемой работы. 3 года для SC - это ничто. Но даже так, тебе идиоту показывают роликами каждый апдейт и даже дают пощупать альфу, чтобы ты не сидел 3 года и не думал что твои деньги где-то пропадают. SC разрабатывается путём донатов, которые превысили 100 миллионов, разработчики не могли не выпустить альфу для обозрения. Если бы гта разрабатывали на деньги людей, она точно так же выпускалась в виде альфы и каждый апдейт дорабатывал игру. В игру вложили сотню миллионов, а сам проект очень амбициозный. Дурачек вроде тебя, не разбирающийся в сабж должен молчать, тем более, что ты даже не платил за игру. А за игру я не платил, от того и не несу зашкварную херню.
  • 6
    BioGen
    Представляю тот день, когда ее отменят - это будет подобно взрыву Йеллоустоуна или падению на Землю Апофиса.
  • 1
    Аномел Суна
    Макар Степанов
    Нет, плохой последователь Ванги, я не пропускаю только куски програмного кода с бюджетом больше 100 000 000$. Благо такой всего один
  • 3
    Dunkel_Sam
    BioGen написал:
    Представляю тот день, когда ее отменят - это будет подобно взрыву Йеллоустоуна или падению на Землю Апофиса.

    Когда в этом году выйдет Сквадрон, я буду капсом в пм всем хейтерам писать, сук, как же вы меня веселите со своими никагда не выйдет!!!
  • 3
    Аномел Суна
    И... зачем же ты это делаешь? Чем конкретно тебя или твою семью обидел Крис?
  • 0
    Мавроди сейчас завидует тому то чего дошли авторы, разработчики star citizen
  • 0
    Александр Шмелёв
    Оу, я немного опоздал..кхм кхм...да будет срач!
    Я уже давно потерял веру в sc, вернее в её скорый выход, но надежда где то там ещё живёт)
  • 0
    Malstream
    Мой перевод месячного отчета снесли, зато тут этот высер от угновы висит. ПГ такой ПГ, бгг
  • 0
    _Exsus_
    Dunkel_Sam
    В этом году ничё не выйдет с вероятностью 99,99%. Я рассчитываю на выход SQ42 в конце 2018 — середине 2019. Это более правдоподобные сроки. Поэтому увы, но за 4 года игру таких масштабов не сделать.
  • 0
    COSMODISANT
    Подписался на игру только для того чтоб узнать когда выйдет даже статьи не читаю в основном, нет смысла, да и без русского интерфейса вряд ли играть буду так попробовать, но мечта умирает последней!
    P.S. Когда у игроков терпение платить закончится тогда игра и выйдет))!
B
i
u
Спойлер