Шахматы в песочнице: StarCraft & Dawn of War

Задавленные интеллектом

Вот и отзвенел …нет, не последний звонок, а анонс Dawn of War 3. Да так отзвенел, что до сих пор звон в ушах стоит. Титаны, горы трупов, сыплющихся с неба, и космодесантник, умирающий с довольной улыбкой на лице. Так громогласно Relic возвестили нам о том, что скоро к нам вернется, если не король, то явный претендент на трон всех RTS. А что же король? А король тоже чувствует себя совсем неплохо. В прошлом году Blizzard наконец разродились финальной главой сиквела-трилогии (е мое, звучит-то как) своей нетленки StarCraft. Но даже после закрытия последней страницы основной сюжетной истории разработчики продолжают ковать железо, не отходя от кассы, и выпускать мини-DLC Covert ops о похождениях Новы. И пока фанаты Total War точат вилы и разжигают факелы, чтобы линчевать меня за то, что я назвал StarCraft королем всех RTS, давайте вспомним, за что мы так любим эти игры от Blizzard и Relic.

Познавательная страничка

Летопись StarCraft началась (страшно сказать) в 1998 году, когда на волне популярности фэнтезийного WarCraft 2 Blizzard выпустили свою фантастическую стратегию с космическими кораблями и инопланетянами, а потом еще и приправили ее масштабным дополнением Brood War. От своих ближайших конкурентов в лице Command & Conquer и Total Annihilation творение Blizzard выгодно отличалось обилием тактических возможностей у трех абсолютно разных игровых рас. Несимметричный баланс делал игру чрезвычайно интересной для изучения. Каждая из сторон конфликта кардинально отличалась от остальных в плане развития, но в совокупности все их сильные и слабые стороны складывались в практически идеальный баланс. Во многом благодаря этому StarCraft на долгие годы стал обязательной дисциплиной всех киберспортивных соревнований в жанре RTS. Особую популярность эта игра получила в Корее (в южной, разумеется), где ее даже преподают в школах, а чемпионаты по StarCraft транслируют в прямом эфире по основным телеканалам. Там же в южной Корее спустя почти 10 лет Blizzard*ами была впервые анонсирована StarCraft 2. Разработчики заявили, что вторая часть хитовой стратегии будет выходить порционно в трех главах (с 2010 по 2015 год). Каждая глава рассказывает часть истории от лица одной из оригинальных рас, присутствовавших в первой игре. Несмотря на множество слухов, четвертая раса в StarCraft 2 так и не появилась. Разработчики взяли курс на расширение и углубление баланса между уже существующими расами.

Первая часть Dawn of War (или, если полностью – Warhammer 40000: Dawn of War) является далеко не первой попыткой цифрового воплощения именитой пластмассовой вселенной от Games Workshop. Для тех, кто не в курсе, поясню: вселенная Warhammer изначально разработана для серии настольных игр, в которых используются не какие-нибудь карты или фишки, а полноценные пластмассовые модели солдат и техники. Эдакие игры в солдатики для взрослых богатых мужиков. Вселенная Warhammer, правда, давно уже переросла настольные игры и уже существует в виде серии литературных произведений и внушительного количества видеоигр. Примечательно, что обычно разработчики видеоигр во вселенной Warhammer 40000 следовали канонам настольной игры и делали преимущественно пошаговые стратегии и тактические игры: Space Crusade (1992), дилогия Space Hulk (1993), Final Liberation: Warhammer Epic 40000 (1997), Warhammer 40000: Chaos Gate (1998), Warhammer 40000: Rites of War (1999), если не считать средней паршивости шутер Warhammer 40000: Fire Warrior (2003). И лишь в 2004 году разработчики из студии Relic решили перешагнуть привычные рамки вселенной Warhammer и реализовать ее в виде стратегии в реальном времени Dawn of War. То, что у них получилось, пока кажется лучшим воплощением вселенной от Games Workshop в видеоиграх. Dawn of War 2, вышедшая в 2009 году, хоть и стала ближе к пластмассовому первоисточнику, но во многом обесценила себя как RTS, поэтому я предпочту оставить ее без внимания в данной статье.

Высшая лига

StarCraft примечательна в первую очередь отточенным балансом. Каноны этого баланса были заложены еще в 1998 году, а в StarCraft 2 лишь углублены и расширены. Пусть три игровые расы это не так уж и много, зато обилие тактик, которые может предложить каждая из рас действительно впечатляет. Графика в игре довольно аскетичная, впрочем, это не значит плохая. Игровой движок выдает достоверную картинку в соответствии с современными стандартами. При этом графика в игре служит лишь для того, чтобы подчеркнуть внешние отличия рас, юнитов и ландшафтных окружений, которых в игре немало. StarCraft как космическая стратегия предлагает нам самые разные поля для сражений: инопланетные джунгли, индустриальная застройка, пустынные равнины, вулканические горы, космические платформы и астероиды. Игровые карты отличаются не только внешне. В игре можно активно использовать преграды ландшафта, реки и горы, как естественные оборонительные рубежи. У каждой из рас также имеются юниты способные эти естественные преграды преодолевать. По картам разбросаны точки скопления ресурсов наиболее благоприятные для строительства баз. Собственно, за них и идет основная борьба между игроками. В ходе производства трилогии StarCraft 2 в каждой главе Blizzard подкидывали игрокам новых юнитов и новые тактики, что позволило развивать не только одиночную кампанию, но и мультиплеер. StarCraft сродни шахматам, только в 3D и реальном времени, где каждый юнит словно фигура на доске со своим набором возможных ходов. Основная задача игрока - разыграть с помощью доступных «фигур» свою «партию» и, установив контроль над «доской», загнать противника в угол и окончательно «поставить мат».

Dawn of War делает ставку на зрелищность. Сражения, которые разыгрываются на мониторе, изобилуют спецэффектами. Анимация юнитов реализована, кажется, на уровне шутеров от первого лица. Камера в игре позволяет наблюдать за ходом сражения с самых разных ракурсов, от высоты птичьего полета, до самой земли. К вашим услугам сразу девять наиболее одиозных (по мнению разработчиков) рас из настольной вселенной Games Workshop. Игровые карты тоже изобилуют деталями и разнообразием ландшафта, вы едва ли найдете в игре две похожие локации. Однако поле боя в Dawn of War является не только декорацией, но и вносит несколько интересных элементов в геймплей. Помимо уже привычных возвышенностей и непроходимых областей на игровых картах есть зоны, которые могут влиять на находящиеся в них юниты. К примеру, углубления в земле, позволяют юнитам укрываться и получать меньше урона от дальних атак, а некоторые территории напротив делают ваших воинов легкой мишенью и лишают их преимуществ. Ключевым отличием Dawn of War от StarCraft и большинства классических RTS является то, что игрок здесь управляет не отдельными юнитами, а отрядами, состоящими из нескольких юнитов. Причем каждый отряд можно (и нужно) вооружать по-разному и своевременно восполнять потерянные юниты. Еще одной приятной особенностью игры, является возможность вручную раскрашивать юниты каждой расы. Возможность создавать собственные армии самых безумных расцветок разработчики позаимствовали из настольной игры. Впрочем, если нет желания возиться с редактором, можно просто выбрать одну из канонических расцветок. Dawn of War обладает способностью вызывать какой-то совершенно детский восторг своими красочностью и разнообразием. В этой игре чувствуешь себя ребенком, которого посадили в песочницу заполненную кучей разноцветных игрушек. Хочется их расставлять и разглядывать до бесконечности. А уж когда дело доходит до баталий, можно сколько угодно наблюдать, как дредноут космодесанта расправляется с отрядом салаг орков.

Расовая дискриминация

Оригинальная StarCraft образца 1998 года получила за свою жизнь единственное масштабное дополнение Brood War (если не считать огромного количества пользовательских карт и модов). Этим дополнением разработчики добавили еще несколько глав в сюжет одиночной кампании и подкорректировали баланс многопользовательской игры, добавив новые юниты и технологии. Концепция подачи StarCraft 2 отличалась от первой части. Сиквел-трилогия StarCraft 2 это не одна игра и два дополнения, а скорее три части одной игры. То есть целостную законченную игру мы получили именно с выходом Legacy of the Void. Первая часть Wings of Liberty была ориентирована в основном на игроков, предпочитающих фракцию терранов. Вторая часть Heart of the Swarm должна была особенно прийтись по вкусу любителям зергов. И, наконец, третья часть Legacy of the Void была всецело посвящена протосам. В ходе каждой из трех одиночных кампаний разработчики поочередно знакомили нас с новыми юнитами и с новыми возможностями старых юнитов каждой из игровых рас. Кроме того, все три части пронизывал общий сюжет, уходящий корнями еще в первую игру. Если вы вдруг не играли в какую-либо часть, то вначале каждой главы игра предлагала вам «краткое содержание предыдущих серий» в формате внутриигрового комикса. Впрочем, я бы на вашем месте не отказывал себе в удовольствии прохождения одиночной кампании StarCraft, так как это, пожалуй, эталон того, как следует подавать одиночную кампанию в RTS. А некоторые внутриигровые ролики и вовсе можно выдвигать на Оскар.

Dawn of War за свою жизнь получила целых четыре дополнения. Причем в отличие от Blizzard разработчики из Relic не комплексовали по поводу добавления новых рас. Кроме того, в каждом новом дополнении подвозились и новые юниты для рас из предыдущих версий игры. В итоге за время активной поддержки игры количество игровых рас возросло с четырех до девяти. Хотя правильнее говорить не о расах, а о фракциях. Так как рас в игре по большому счету пять: люди, эльдары, орки, некроны и тау. Только эльдары делятся на эльдаров и темных эльдаров, а люди в свою очередь представлены простыми солдатами Имперской гвардии, генетически модифицированными космодесантниками, космодесантниками одержимыми силами хаоса и Сестрами битвы – монахинями-воительницами. К сожалению, под тяжестью такого количества фракций и юнитов в последнем дополнении начал немного проседать баланс, а ограничения, введенные разработчиками на производство особенно сильных юнитов и техники, отрицательно сказались на масштабности боевых действий. Одиночная кампания Dawn of War не имеет единого сюжета. По мере выхода дополнений место действия одиночной кампании расширилось от одной планеты до целой солнечной системы, состоящей из четырех планет с несколькими спутниками. И если в оригинальной игре нам предлагали несколько миссий за орден космодесанта «Кровавые вороны», то в финальном дополнении одиночная кампания превратилась в мини-игру, в которой можно выбрать любую из девяти фракций и принять участи в пошаговой глобальной битве за отдельные регионы каждой из планет и спутников.

Просто фантастика

И так, в сумме мы имеем две шикарные масштабные стратегии в реальном времени. Такие похожие и такие разные, такие простые и такие сложные. На стороне StarCraft практически идеальный баланс и неизменный облик классической стратегии, а на стороне Dawn of War несравненная красота, разнообразие и здравая доля новаторства. Прибавьте к этим преимуществам зубодробительный пафос и черный юмор и у вас получатся два эталонных представителя жанра RTS. Как и положено приличным стратегиям, освоить их можно за один вечер, а затем постигать тонкости всю жизнь. Данные стратегии рекомендованы к приобретению всем интересующимся и безальтернативны для любителей жанра. Для StarCraft 2 на данный момент Blizzard выпускают серию мини-DLC с одиночными миссиями, а Dawn of War готовится к полноценному перерождению в третьей части. И, несмотря на сомнительный успех Dawn of War 2, у нас пока есть все основания полагать, что третья часть станет достойным бойцом в строю брутальных масштабных RTS. Так что, если кто-то вам скажет, что StarCraft уже не актуален, плюньте этому человеку в лицо, а потом ударьте туда же. StarCraft будет актуален вечно и Dawn of War, похоже, тоже.

Вот и осталась позади E3, а это значит, что лето подкралось незаметно, и, дабы отметить сей замечательный факт, ровно через месяц в своем следующем кросс-обзоре я предлагаю вам отправиться в «горящие туры», где нашими экскурсоводами будут генерал Саррано и Железяка. А на сегодня это все, и я прощаюсь с Вами, так как фанаты Total War уже выламывают дверь и, похоже, лезут через окно на кухне. …черт, куда я положил свой хевиболтер?!

Нравится17
Комментарии (2)
B
i
u
Спойлер