Как Stellaris стал новым законодателем жанра 4Х-стратегий

У каждого жанра видеоигр есть свой эталон — законодатель, который олицетворяет его и служит меркой: по ней поклонники отчитывают, насколько та или иная новинка достаёт до идеала. Doom для шутеров, Silent Hill для психологических хорроров, Diablo для экшн-RPG. Застолбив королевский трон в далёких уже 90-х годах, такие игры оказываются основоположниками целых династий, правящих в своём жанре на протяжении долгих десятилетий, порождая бесчисленное множество продолжателей, подражателей и просто клонов.

Однако иногда разработчикам не везёт, и правящий род пресекается, не оставив наследников. Тогда начинается борьба за лидерство, которая может длиться долгие годы.

В 2016-2017 годах в жанре космических 4Х-стратегий можно наблюдать настоящую драму. Спустя почти пятнадцать лет безвластия, на трон старого Master of Orion триумфально восходит молодой талантливый узурпатор — Stellaris. Мы долго выжидали, боясь ошибиться. Но появившееся в начале апреля первое полноценное DLC — Utopia – позволяет вынести однозначный вердикт: «Король умер. Да здравствует король!»

Нововведение «Утопии». Огромная сфера Дайсона одна производит столько энергии, сколько нужно на содержание половины топового звездного флота

Старое и новое

Прошли времена, когда Paradox называли молодой студией. За последние 10 лет разработчики отвоевали себе место под солнцем, основав собственную игровую династию в жанре исторических стратегий. Europa Universalis, Crusader Kings, Victoria, Hearts of Iron — эти названия известны уже не только узкому кругу поклонников-стратегов.

К настоящему моменту о них знает подавляющее большинство геймеров из западных стран. Выводя свою экспансию за пределы уже покорённого жанра, они создают Stellaris — 4Х-стратегию о космосе. И, выйдя одновременно с ожидаемым больше десятилетия новым Master of Orion, пробный шар с ходу выбивает страйк, обыгрывая творение NGD Studios и Wargaming по всем позициям.

От лисичек-демократов до молюсков-технократов, разумных деревьев-пацифистов и ненавидящих всё живое грибов-паразитов. Такая простая мысль — дать игроку возможность самому полностью создать пул присутствующих в игре рас

Рандомизированное дерево технологий, рандомизированные расы и империи, реалтайм, фирменная Paradox-овская механика войн, необычный механизм терраформинга, открытые инструменты для моддинга, да и просто небывало большие для жанра карты. Не имея почти ничего общего с Master of Orion кроме основной игровой концепции, Stellaris оказывается гораздо увлекательнее и коммерчески успешнее ремейка последнего, в котором были бережно перенесены на новый движок все классические игровые механики.

От этих механик, к слову, не смог полностью отказаться ни один из основных прочих претендентов на лидерство в жанре — Galactic Civilizations, Endless Space или Stardrive. Таким образом, во времена, когда разработчики в каждую игру помещают заезженные геймплейные штампы, эксплуатируют популярность старых брендов, а любое новшество пускают в игру только после десятков тестов и фокус-групп, мастистая игровая студия выпускает действительно свежий продукт, и он имеет успех.

Как и для всякой игры Paradox, к Stellaris имеется огромное количество модов, меняющих всё и вся — от цветов на флагах до основных элементов геймлпея

Монополия на инновации

Некоторые отдельные игровые «фишки» вроде конструктора кораблей или клеток планетарного строительства были позаимствованы из той же Galactic Civilizations, но количество новых механик, привнесённых в жанр, всё равно колоссально. А, зная привычку студии раз в полгода выпускать для каждой игры крупное дополнение, добавляющее ещё как минимум одну новую механику, можно не сомневаться, что стагнирующий долгое время жанр получит в ближайшее время немало свежей крови.

Дополнение Utopia с искусственными космоконструкциями, обширной системой гражданских прав и традициями a-ля Civilization стало первой ласточкой, за которой наверняка последуют другие.

Окно выбора «традиций» наверняка многим покажется знакомым. Но, в отличие от Civilization, здесь нет одноразовых бонусов

Пока что какие-то интересные геймплейные находки ещё остаются монополией других представителей жанра. Например, тактические наземные бои и очки дипломатии Stardrive, активные мини-фракции и хардкорная экономическая модель Distant Worlds или галактический ООН Galactic Civilizations.

Неизвестно, будут ли Paradox пытаться включить все эти механизмы в Stellaris, чтобы обеспечить себе полное господство над жанром, как уже обеспечили господство в мире исторических стратегий. Но, судя по тому, что Galactic Civilizations 3, Endless Space 2 и, тем более, ремейк Master of Orion оказались не слишком успешными, а каких-то новых масштабных проектов в жанре на ближайшие годы не планируется, возможности для шведов открываются широчайшие.

Список анонсированных на 2017-2018 год 4Х-новинок на редкость беден

Между тем, в анонсированном на конец весны аддоне Crusade Expansion Pack для Galactic Civilizations 3 уже присутствуют некоторые «фишки», привнесённые в жанр Stellaris. Например, возможность выбрать при создании расы не только её черты, но и идеологию.

А в ремейке Master of Orion едва ли не единственным геймплейным отличием от оригинала стала возможность получать обычные не уникальные ресурсы с необитаемых планет. Такие заимствования говорят о том, что игра уже оказала влияние на жанр. И чем дальше Paradox будут шлифовать своё творение, тем больше это влияние будет проявляться.

Страница истории в развитии 4Х-стратегий была перевёрнута в 2016 году. Сейчас это можно признать с очевидностью.

Нравится32
Комментарии (28)
  • 37
    Это учитывая после убогейшего последнего дополнения Утопия ? где ввели сферы Дайсона и НИИ для построения большого флота ?(посредством вывода с планет большей части эл. станция и научно исследовательских центров , для замены их на добывающие минералы ). И это всё для успешной Дипломатии ? ( посредством абсолютно военного превосходства) ? Епт да я в Рим:тотал вар первой части греками благодоря сильной ихней экономики (т.е. денег) добивался большего посредством подкупа , это учитывая что у меня была довольно таки посредственная армия ( и городов греческих). И это риму уже хз скока лет........ .
    И самое главное Рим был полноценной уже на старте игрой, а не порезанной как Стелларис на ДЛС ещё на стадии разработки.
  • 37
    scorg94
    Anddruxa
    Порезанный на стадии разработки? Смешная шутка. Выпускается базовая версия, а потом дорабатывается новыми фишками, большая часть из которых бесплатна. И к игрокам парадоксы очень часто прислушиваются. Многие идеи из модов берут.
    Убогая Утопия? Если для тебя возможность перенести сознание своей расы в машины или связаться с существами из другой реальности является убогой, то могу лишь посоветовать продолжать заниматься подкупами за греков с ихней экономкой и посредственной армией.
  • 34
    Dima Ogorodnikov
    Это не шутка , а факт. Т.к. все это просто обрастание контентом того что было и не более ,но это все обрастание продаётся в сумме уже дороже нежели сама игра.
    Если ты считаеш это возрождением стратегий, то увы мне жаль тебя.
    Жанр стратегий умер при выходе Х360 .
  • 19
    K0nsul
    После каждого ДЛЦ жду 3-5 дней, накатываю с десяток крупных модов и залипаю на 100-150 часов. Афигенская глобальная стратегия. Парадоксы, с их скурпулезным подходом и педантичностью к мелочам были обречены на успех в новом для них сеттинге космоса.
  • 12
    Kodiak21
    Anddruxa
    Игры от парадокса все такие и ничего нормально покупаются и играются
  • 16
    scorg94
    Anddruxa
    Жанр стратегий жив, и он будет жить, пока не закроется студия парадоксов. Они сейчас лучшие разработчики стратегий. Есть, конечно. и другие вроде Amplitude Studios (Endless space/legend), но парадоксы вне конкуренции. И свои игры они продолжают развивать и поддерживать в течение многих лет после выхода. Во избежание очередных "продаётся в сумме уже дороже нежели сама игра" скажу, что большая часть нового контента идет в бесплатном патче, а не ДЛЦ.
  • 7
    Парадоксы вообще единственные, кто еще тянет жанр глобальных стратегий.
  • 8
    Последние полтора года подсел на их стратегии. После них новая цивилизация как-то вообще не пошла, хотя раньше был фанатом серии
  • 5
    Dima Ogorodnikov
    Для меня вне конкуренции были Вествуд, Релик (до опр. момента ) а также ещё ряд студий которые почти все или развалились, или делают другие игры не имеющих отношений к стратегиям (ну как пример Массив создатели прекрасной стратегии GC-2 ,делают Фар Край).
    Kodiak21
    И будут продоватся, т.к. их практически не кто не делает .
    K0nsul
    Нет там не какой педантичности и проработанности. Весь упор на рандом или тупейший ИИ, как пример когда начинается война Небес или же просто какие нить предтечи выходят из стагнации , имея огромнейший флот ( и самое главное неймоверно продвинутый). Он просто безбожно тупит. Смысл вводить данные вещи , не доводя до ума такое понятие как дипломатия, отношения , и сам ИИ . И самое главное в данной игре ,стратегия всего боя сводится к 1-му знаменателю, у кого больше флот, тот и вдует. Все бои абсолютно автоматизированны, но есть яркий пример оч. хорошей игры с таким подходом Суприм командер, где не смотря на количество огромное юнитов всем можно управлять (даже по отдельности) да и в автоматичном режиме все выглядело очень гармонично ( хотя ИИ тож туповат был ) .
  • 3
    asimbox
    Dima Ogorodnikov
    Чем вам конкретно не угодил стелларис? Нельзя подкупать греков? (будем мем чувствую как корованы...) А вы не заметили что появились гражданство, права, уровень жизни, беженцы, переработаны фракции как по настоящему большом и многонациональном государстве? Мне тоже не хватает шпионажа, КГБ и коррупции но я просто уверен что все в игре это будет и даже сейчас все играется очень от души.
  • 7
    Kodiak21
    Anddruxa
    бой без сомнения самая слабая часть стелариса как и дипломатия но в этой игре все таки делается больший упор на стройку своей империи может в будущем и поправят многие аспекты но это будет не скоро, так же в стеларисе нет многих фишек таких как шпионаж и внутренняя политика но как игра парадокс она еще молода и у нее еще есть время развиться
  • 11
    Kodiak21
    Если ты не заметил, то эта игра вообще как бы полный эксперимент был. Но она выстрелила, видимо к огромному удивлению Парадоксов и они её допиливают, но скажу с 100% увереностью её не допилят.
    Скорее всего сделаю 2-й часть или что-то в этом роде.
  • 3
    Kodiak21
    Anddruxa
    возможно да, возможно нет, но если они сделают вторую часть это не будет плохо по крайне мере новые части из франшиз выходят лучше чем предыдущие, но лет так 5-7 они точно будут пилит стеларис, парадокс все свои продолжения пилят через большой промежуток времени
  • 10
    Brashnashla
    Anddruxa написал:
    но скажу с 100% увереностью её не допилят

    ты просто унылый толстый хейтер, особенно хороша шутка про "недопиленные" игры Парадоксов

    Спойлер
  • 10
    Kodiak21
    Основная проблема их игр, в том что жанр сам по себе не оч.популярен (в плане продаж ), поэтому игры оч. дешевые сами по себе.
  • 8
    Brashnashla
    Дурень потри сообщение)))) С "допилом" игры эквивалентную на полноценную стоимость нескольких ААА проектов)
  • 15
    Эталон 4x? Не смешите меня. Эта игра пусть и сделанна неплохо и обладает интересными механниками, но у неё есть один главный недостаток - эта игра скучная. Но это беда не только конкретно Stellaris, а самого жанра "Цивилизация в космосе" в целом. Даже для сетевой игры (пусть тут она и выглядит бодрее чем сингл) стелларису не хватает динамики. В Цивилизации можно было поставить высокую скорость игры и сыграть в относительно короткую, но насыщенную партию. А тут такой возможности нету. Хорошая ли игра? Да. Но только для поклонников жанра "Цивилизация в космосе".
  • 5
    Kodiak21
    Anddruxa
    Да это игра для своего контингента как и игра любого жанра она не соберет вокруг себя такую толпу как колда, но в стеларисе поправили главный недостаток игр парадокс- порог вхождения, здесь не надо мучатся в менюшках как в крусадерсе и более понятнее чем хартсе и это сыграло свою роль стеларис окупил себя его приобрело множество людей что уже показатель
  • 0
    Kodiak21
    stranjer8
    она конечно покажется скучной она медлительна и громоздка, но в этом и есть свой шарм этой игры, в ее возможностях и потенциале, цива хороша как пошаговая стратегия но ей порой не хватает масштаба играя в нее не чувствуешь себя властителем огромной страны
  • 7
    Саша Тозлован
    Все конкретно так спорят по поводу игры, но никто, почему-то, не упоминает такую прекрасную вещь как модификации) После установки парочки массивных модов игра реально играет новыми красками и становиться интереснее. К тому же простор для отыгрывание разных рас с полной отдачей как то выбрав политику роя и захватив всю галактику в один коллективный разум. Или отыгрывать дипломатов которые за "мир дружбу жвачку" но и пистолет найдут для само защиты. А если игра тянется долго тоже не беда. Такие же игроки которые любят динамику уже наклепали моды на ускорения развития и галактика будет переходить из фазы развития в фазу противостояния довольно быстро. Как по мне помимо того что игра сама по себе классная, так еще и простор для мододелов широкий. Так сказать добавь по вкусу.
  • 4
    Brashnashla
    Anddruxa
    пой, птичка пой, да не заливайся. Это и называется поддержкой игры- за 4 года выпустить столько дополнений, а твои фапабельные ААА сначала требуют 3к за игру, а затем 6к за полгода за вырезаный контент.
  • 8
    Kodiak21
    Да в стелларисе тоже масштаба не особо. Максимально можно заселить всего 3 планеты, по умолчанию. А увеличение этого числа я за 2-3 часа моего последнего захода в игру я не добился. Дипломатии вообще в игре нету. В том плане что торговать и обмениваться толком нечем. Вроде есть редкие ресурсы, но они реально слишком редкие. Играется так, будто ты не в стратегию играешь, а в своего рода симулятор.
    А по поводу цивки - в 6ой реально масштаба мало. В других частях его больше ощущается.
  • 3
    Kodiak21
    stranjer8
    ну тут решает как раз таки козырь с секторами они еще не очень проработаны но вполне работают потому как в стеларисе твоя империя разрастаясь требует много макро контроля а сектора в принципе справляются с этой задачей, да и в последнем патче медленную экспансию сбалансили, по счет дипломатии да у нее есть косяк как в принципе и циве она чувствуется обрезаной и я надеюсь это поправят, ну а редкие ресурсы щас легче найти и играют они существенную роль как например терраформируюшие жидкости которые удешевляют терраморф или нейтроновые руды которые усиливают броню
  • 1
    Kodiak21
    Саша Тозлован
    моды конечно все хорошо но они не поправят боевку игры или туже самую дипломатию в этом и есть минус, да они могут ввести новые технологии, облики и расы но фундоментально тут нет пока такого мода как ваха на крусейдерс кингс так что пока рановато все крыть модами
  • 7
    Brashnashla
    Ты когда гониш ,по громче бибикай)
  • 3
    Саша Тозлован
    Kodiak21
    Ну так я и не говорил что моды все правят) Но новизны и интереса добавляют. И их тут незаслужено не упоминают. А учитывая что над игрой и дальше ведуться работы, а авторы прислушиваются к мнению игроков, можна сделать вывод что со временем и эти недочеты исправят. Так что остается только ждать.
  • 4
    Validos
    Stellaris была обречена на успех, когда парадоксы вывели формулу риал-тайм 4х.
    А в сетевой игре даже паузы нет, только и успевай кликать нужные кнопки в конструкторе кораблей/переселении/экспансии/модифицировании расы и т.д.
  • 3
    Toshkin
    Играю с выхода и мне утопия зашла на "ура", но вот для новичков, мне кажется, будет уже сложновато.
B
i
u
Спойлер