Куда движется жанр RPG

С каждым годом для игровой индустрии открываются новые горизонты. Количество игр увеличивается, меняется и подход к их разработке, а не так давно был выпущен Oculus Rift – шлем виртуальной реальности, который сулит новые эмоции и долгосрочные перспективы не только для игропрома, но возможно и для человечества в целом.

И наверняка каждый из тех, кто так или иначе связан с компьютерными играми, рано или поздно задаётся вопросом: “А что же будет с играми дальше, какими они будут через 5 – 10 лет?” – довольно неоднозначный, но интересный вопрос. И сегодня мы поговорим о тенденциях эволюции, а для кого-то, быть может, и деградации жанра RPG. О его роли в будущем и настоящем для всей игровой индустрии.

Присаживайтесь поудобней. Поехали!

И сперва мы должны отбросить иллюзии и признать то (возможно это прозвучит довольно грубо), что жанр RPG – это доминант среди всех остальных жанров в игровой индустрии. К этому явлению стоит относиться как к факту и без всякого фанатизма. Нужно понимать то, что это ничуть не принижает значимость других игровых ответвлений, будь это стратегии или же шутеры.

Почему так вышло?

В наше время жанры расплываются и уже часто трудно определить, где традиционная RPG игра, а где просто с RPG составляющей. Происходит интегрирование одного жанра с другим. Хорошо это или плохо? Думаю, что хорошо. Но об этом чуть позже.

Лидерство жанра PRG обусловлено несколькими факторами:

  • Особое взаимодействие с окружающим миром и персонажами.
  • Решения и их последствия. Нелинейность повествования и вариативность.
  • Особая боевая система и отыгрыш персонажа (работает не для всех RPG игр).

Так, например, в недавно вышедшей игре Ведьмак 3: Дикая Охота, написанной по циклу романов польского писателя Анджея Сапковского, основной упор делается на персонажей и моральный выбор главного протагониста игры – ведьмака Геральта из Ривии. Когда как в TES V Skyrim, которая вышла в 2011 году, акцентируется внимание на взаимодействии окружающего мира с Довакином – ключевым героем игры.

И как кажется мне, RPG пойдут по трём отличным от друг друга путям. Первый путь лежит за CD Project Red и Piranha Bytes, которые пойдут по пути морального выбора и последствий. Второй путь будут прокладывать такие студии, как: Bethesda, TaleWorlds и BioWare. Основными их концепциями станет взаимодействие с окружающим миром и песочница. Третий же путь будет за студиями Obsidian и Larian, которые сделают ставку на традиционный подход к играм жанра RPG.

И о последних студиях мы поговорим в отдельности, ведь они затрагивают не менее важную тему – тему различных проекций в RPG играх.

Самыми яркими представительницами, где камера находится сверху, в последние несколько лет были только две игры - Pilars of Eternity и Divinity Original Sin. И обе они появились только благодаря платформе Kickstarter, что уже само по себе довольно красноречиво. И даже несмотря на то, что эти игры вне всяких сомнений были отличными, они по-прежнему остаются достаточно непопулярными.

Давайте вспомним самую первую часть Ведьмака и Dragon Age. В этих двух играх присутствовал взгляд свысока, но им почти никто никогда не пользовался. И в итоге уже во втором Ведьмаке от такого положения камеры отказались, а в Dragon Age 2 и 3 этот вид оказался практически бесполезным.

Уже мало кто хочет рассматривать поле боя с высокой орлиной перспективы, когда как можно видеть сверхдетализированный меч от первого или третьего лица. Но положение дел могут исправить добротные виды: Wolcen Lords of Mayhem обещает быть очень красивой игрой с видом сверху, что может заинтересовать игроков, для которых очень критична графика.

Хотя в целом прогноз довольно неутешительный. RPG игры с видом сверху, конечно, никуда не исчезнут, но их количество будет сокращаться.

А что там со сложностью в RPG играх? Тут тоже не всё так очевидно и просто. Динамика игр возрастает многократно, часто хочется чего-нибудь быстрого и эффектного. И разработчики нам это дают. Да и всегда ли сложность является значимым фактором? Не думаю. Иногда нам просто интересна история и не хочется заморачиваться над трудностями. Но бывает, что душа требует хардкора. Но в целом игры становятся лёгкими. Ведьмак 3, Fallout 4 – игры перестали наказывать вас за неправильную прокачку даже на самом высоком уровне сложности. Хорошо ли это? Наверное, да.

С другой стороны, остались и такие игры, как Dark Souls 3, которые более-менее хардкорны. Но всё-таки мне кажется, что игры в подавляющей части своей будут достаточно гибкими для игроков всех уровней.

А теперь мы добрались до самого интересного: поговорим об интеграции одного жанра в другой жанр. Для примера рассмотрим игру Mount and Blade, где мы создаём собственного персонажа с его личным бэкграундом, а затем прокачиваем его, армию и своих спутников. И при всём этом перемещаемся по огромной глобальной карте, торгуем, общаемся с другими персонажами и даже управляем замком.

В этой игре смешанно огромное количество жанров: стратегия, симулятор и главная виновница торжества – RPG. И таких игр много. Очень много. Но ясно точно, что в таких играх первостепенной основой является именно RPG составляющая. И это хорошо. Почему?

Всё просто: жанр и игры с элементами RPG добавляют намного больше реиграбельности, возможностей и вариативности. И я нисколько не удивлюсь, если в Battlefield однажды добавят диалоги и другие приблуды только лишь за тем, чтобы вывести уровень повествования на новый уровень. Ещё одним хорошим примером интеграции жанров является небезызвестный Deus Ex, который впитал в себя: стелс-экшен, шутер и PRG.

Подводя итоги хочется отметить, что будущие RPG игр представляется довольны оптимистичным: будет появляться всё больше и больше игр, которые будут делать упор на персонажах и их историях, взаимодействиях героя с миром, а границы между жанрами будут стираться намного больше.

А что думаете вы?

Нравится119
Комментарии (49)
  • 30
    Protocol10
    И как кажется мне, RPG пойдут по трём отличным от друг друга путям. Первый путь лежит за CD Project Red и Piranha Bytes, которые пойдут по пути морального выбора, и последствий. Второй путь будут прокладывать такие студии, как: Bethesda, TaleWorlds и BioWare. Основными их концепциями станет взаимодействие с окружающим миром и песочница. Третий же путь будет за студиями Obsidian и Larian, которые сделают ставку на традиционный подход к играм жанра RPG.

    Блин, автор, ты как будто вчера родился. Куда пойдут ? Кто пойдёт? Все уже давно пошли и пришли, а ты рассуждаешь кто какими путями пойдёт. Ну и замечу что биовары отродясь не делали песочницы и не собираются, даже несмотря на их неоднозначные последние проекты, бивары делают не песочницы, а сюжетные ролевые игры с драмой и пафосом . То есть это как раз из той же оперы что и ведьмак и не случайно коллективы биваров и прожектов дружат и много общаются друг с другом. А что касается пираний то там вообще ничего хорошего не стоит ждать - тренд и планку в этом жанре они давно не задают.
  • 23
    Элитный Юзер
    Прочитал всё, можете теперь меня назвать наркоманом.
  • 27
    T.T.G
    Ссу на сюжетно-ориентированные недорпг и ожидаю подъём разрабами вроде Обсидиан (белив). Вот Mount and Blade хорошая вещь, но представляет из себя жанровый микс. Деус здесь лишний. А жанр движицо в попсу.
  • 8
    MunchkiN 616
    я думаю что рпг будет все дальше удалятся от концепта эффективность игры = навыки персонажа и все больше будет вокруг навыков игрока.
    а так тенденция куда оно будет развиваться мне было ясно с марравинда
    будет 3 крупных школы-дома
    школа лута и прокачки
    школа сурвайла где как раз про взаимодействие с нпс и миром
    школа повествования хевирейна и кинца
    игровые особенности могут быть сочетаемы между собой но это будут основные подвиды акшон эрпже. все остальное скорей всего скатится в нишевые игры или уже давно скатилось.
  • 9
    Charisma007
    Protocol10
    Тем не менее Биовар явно намекнула, что у них будет огромный мир по принципу Инквизиции, где вверх угла ставилась песочница, к сожалению. Но думаю, что в этой песочнице всё же найдётся место для рассказа той самой драмы. Но люди-то у руля Биовар совсем другие, хоть я и до сих пор верю в них.
    Впрочем, та же самая история и у Пираний, но даже у них всё гораздо оптимистичней.
  • 18
    Protocol10
    I_007x
    Огромный открытый мир это одно. Песочница это другое. Не надо всё в одну кучу мешать. Если в игре есть большой открытый мир это не означает автоматически что игра песочница. Например ведьмак3 в большом открытом мире, но это не песочница. Биовар не делает песочницы и не будет делать. Её профиль это сюжет, персонажи, романсы, драма и море пафоса. То что ты понаписал это мягко говоря не несёт никакого смысла. В инквиции никакая песочница во главе не ставилась. Во первых потому что так таковой песоницы не было, во вторых весьма условный (поделёный на десяток открытых пустых локаций) открытый мир который есть в игре был сделан чисто для галочки чтобы просто внести побольше разнообразия по части пейзажей.
  • 8
    Куда движется жанр RPG
    В никуда
  • 6
    Блог - чистой воды вода, вылитая в океан. Но заинтересовало следующее:
    Для примера рассмотрим игру Mount and Blade... в этой игре смешанно огромное количество жанров: стратегия, симулятор и главная виновница торжества – RPG. И таких игр много. Очень много.

    Игр как M&B много? О_о Где они?

    И да, "лидерство" жанра (и то, не настоящих РПГ, а всяких там поделок с элементами РПГ) обусловлено не тем, что в них есть:
    Спойлер

    Особое взаимодействие с окружающим миром и персонажами.
    Решения и их последствия. Нелинейность повествования и вариативность.
    Особая боевая система и отыгрыш персонажа (работает не для всех RPG игр).


    а банально тем, что прокачка персонажа растягивает игровой процесс и добавляет "изюминку" в игровой процесс, открывая, пусть порой и убогие, но всё же новые возможности для взаимодействия игрока со средой либо НПС/другими игроками, которые хоть как-то разнообразят прохождение игры и "заставляют" в себя играть.
  • 2
    LightHOwUSE
    Единственное, на что надеюсь, что упрощение и усиление инструментария позволит легче и проще создавать игры, не говоря уж о том, чтобы модифицировать их. Только это способно повлиять на развитие. Это также как и в любой монополии. Пока создание крупных игр в руках крупных компаний, практически все будут доить одни и те же схемы, не рискуя и не выводя жанр на новый уровень. Их можно понять, т. к. разориться из-за игры - это тоже не вариант, для них это бизнес. А бизнес - это деньги, причем желание больших денег, крупных зарплат, но не игры. А жанр будут двигать средние компании или группы. Потому что ими будет руководить не только жажда наживы, но и искренняя вера в свою игру, да и конкуренция с традиционными моделями, которые эксплуатируют крупные компании, вынудит их искать новые возможности для своих клиентов)
  • 4
    В задницу.
  • 6
    Very old gamer
    Когда как в TES V Skyrim, которая вышла в 2011 году, акцентируется внимание на взаимодействии окружающего мира с Довакином – ключевым героем игры.

    Серьёзно чтоли?)
    Один из главных косяков скурима,как раз отсутствие влияния игрока на мир игры,то есть нет его практически этого влияния.Нет ну если считать взаимодействием сбор корешков и руды,то там его дофига.)
    А жанр катится в попсу и казуальщину.Ну это нормально.)
  • 4
    technopank
    РПГ это когда куча табличек со статами персонажа, и ты пытаешься его правильно вкачать что бы он в итоге стал имбой.
  • 2
    BioGen
    В будущем РПГ жанр ждет полное вымирание, все классические возможности жанра вырубали с начала 2000-х и оставили самые неинтересные, взаимодействия стало еще меньше и оно только бесит, яркий пример Фолл и Скайрим который все нахваливают. Если Обсидианы не загнутся то нас еще ждет пара-тройка замечательных проектов и потом все, жанр спокойно может прекратить свое существование - одни гибриды останутся.
  • 5
    не туда куда нужно (⇀‸↼‶)
  • 3
    Eagle-Owl
    technopank
    Ну не сказал бы. Я всегда не делаю имбового перса. Так просто неинтересно играть. Куда лучше проходить через трудности, чем просто пробежаться по локациям. Может поэтому я и стал фанатом первого дарка
  • 9
    Lightning.
    Не фанат жанра. Все выдающиеся (по мнению игроков и журналистов) ААА РПГ последних лет, типа DE: Human Revolution, Skyrim, Fallout 3 дропал практически в начале, потому что они работали как снотворное. Ведьмака дропнул из-за боёвки, но всё ещё планирую к нему вернуться (всё-таки 250 наград "игра года", ееее).
    Реально нравятся только игры From Software в этом жанре. Готов там часами аутировать, разбираясь в лоре, собирая персонажа, тестируя разные билды и оружие, помогая людям с боссами и всё в таком духе. И с персонажем себя легко ассоциировать, сразу же вживаешься и начинаешь отыгрывать роль андеда или охотника, потому что он в этом мире по началу такой же беспомощный, как и игрок. Учится игрок - учится и персонаж. Вы единое целое.
    А не как в других рпг, прокачался твой болванчик до 9000 уровня, напялил имбовый шмот и нагибает всех до конца игры. Здесь такое не прокатит, нужно учиться играть, и по ходу игры ещё несколько раз переучиваться.
  • 6
    Уже давно перестал играть в игры ради геймплея (он как был убогим лет 10 назад так и остался). Главное в играх: сюжет, атмосфера, персонажи, интересные события и конечно же графоний.
  • 4
    Статья нормальная. А куда жанр движется - а в другие жанры. Если на заре компьютерных игр все было четкто - стретегия, стелялка, рпг, квест,симулятор - то сейчас всегда выигрывает тот проект в котором это все замешано в нужной пропорции. Так что думаю все игры движутся к симбиозу. Например тот же новый Деус - это уже рпг с элементами шутера и квеста )
  • 0
    Lightning.
    Uilenspiegel
    Лол. Может лучше книги начнешь читать и кино смотреть? В фильмах вон вообще такой графон, какого в играх мы ещё лет 20 не увидим!
  • 4
    Жанр катится в (САРКАЗМ).
  • 9
    Lightning.
    Немогу. Сколько себя помню всегда любил читать. С недавнего времени просто не получается это делать. Стоит прочесть пару страниц и всё, звиздец. Фильмы я все пересмотрел (старые) новые же это либо ремейки, либо фуфло, которое уже ни чем, не сможет удивить. Да и игры не впечатляют.
  • 0
    кнешно Пиларсы непопулярные, какой школоте захочется думать над тем, как правильно победить толпу мобов, чтобы пол партии не лягло, вникать в суть сюжета и смотреть на изометрию, когда у тебя есть классный графонистый 3д мир хз каких мастштабов и карточки с сиськами разных баб
  • 2
    Lightning.
    Uilenspiegel
    Может стоит сделать перерыв? Просто играть в игры ради одного только сюжета и персонажей - это странно, учитывая, что в наше время только одна компания пишет боолее-менее интересные истории и проводит очень мощную работу над персонажами, на уровне хороших кинофильмов. Дабы избежать срач, не буду говорить какая именно, не суть.)
  • 3
    Lightning.
    Ну, не одна. Например мои любимые это серия SIlent HIll, Resident Evil, Metal Gear Solid.
  • 3
    Бомбардировщик
    Уже мало кто хочет рассматривать поле боя с высокой орлиной перспективы, когда как можно видеть сверхдетализированный меч от первого или третьего лица. Но положение дел могут исправить добротные виды: Wolcen Lords of Mayhem обещает быть очень красивой игрой с видом сверху, что может заинтересовать игроков, для которых очень критична графика.

    Автор не понял сути вида изометрии в стратегиях.
    Их стало мало не из за того, что вид сверху и типа мало графона
    Изометрия это прежде всего партия, где ты можешь управлять каждым из персонажей в бою и пошаговый бой.
    При 3Д просто невозможно сделать пошаговый бой и полноценное управление всеми персонажами из партии в бою. А это важно. в том же скайриме напарники это просто мусорные боты которые творят дичь и таскают мусор, сколько раз я убивал лидию когда жег врага а она лезла на него с мечом я уже и не вспомню.
    Так что изометрия это совершенно отдельный жанр со своей механикой а не просто "камера сверху".
    А мало их стало потому что дети не хотят в тактику, им нужно шобы мечом махать направо и налево. А так вот Ведьмак - там боевка на фоне Дивинити той же -УНЫЛОЕ СКУДНОЕ ГОВНО , когда в дивинити у тебя десяток вариантов атаки у каждого персонажа а в Ведьмаке всего 3-4 , ну это ПОЗОР, вот вам и 3D.
  • 2
    Charisma007
    Бомбардировщик
    Ну в том же первом Dragone Age боёвка довольно глубокая, да и плюсом там есть активная пауза даже при 3D составляющей. А про то, что в Дивинити боёвка намного лучше Ведьмака спору нет. Но тут надо и понимать, что Дивинити партийная RPG, а Ведьмак - игра про одного героя, где боёвка из Дивинити была бы скорее всего просто не к месту.
  • 2
    раньше трава зеленее была...бла бла бла
  • 5
    gloccc
    Жанр рпг движется куда то не туда , за некоторым исключением . Жанр в большинстве своём становится всё проще и казуальнее в угоду массового пользователя
  • 3
    Бомбардировщик написал:
    А так вот Ведьмак - там боевка на фоне Дивинити той же -УНЫЛОЕ СКУДНОЕ ГОВНО , когда в дивинити у тебя десяток вариантов атаки у каждого персонажа а в Ведьмаке всего 3-4 , ну это ПОЗОР, вот вам и 3D.

    Ты наркоман со стажем???Где она лучше?
    Спойлер


    Про первого и второго ведьмака никто вообще ничего не говорил,а на третий все набросились как волки голодные.То им то говно,то это говно.
    Ну забрал он награды у фолыча4,так что не бомби,бомбить надо было когда награждали,а сейчас уже поздно.
  • 3
    Ёлки палки, какие вы все пессимисты!
    Автор блога молодец и заслужил похвалу. Сделал настоящий блог, который было интересно читать.
  • 1
    Badfox1988
    Такая же история,всё пройдено,но есть один нюанс.Почему-то фаны Возьмака не регают новые акки и не пишут вбросо-блоги по фолычу4,а вот за фанами фолыча 4 такой косяк числится.
  • 2
    seriypes написал:
    Статья нормальная. А куда жанр движется - а в другие жанры. Если на заре компьютерных игр все было четкто - стретегия, стелялка, рпг, квест,симулятор - то сейчас всегда выигрывает тот проект в котором это все замешано в нужной пропорции.

    Согласен.

    Автор блога - молодец, тему хорошую поднял.
    ИМХО. Развитие РПГ будет только в одном направлении - впитывания в себя все жанры, все новые технологии (типа VR) и новые научные разработки в плане социальной инженерии, жанр будет приправлен политически веяниями - феминизм, либерализм и прочее ...
    В конечном счете из невинных игр RPG превратятся в политический инструмент влияния на массы, как давно это произошло с кино.
  • 2
    requiemmm
    Жанр движется в кино, точнее он уже в нём застрял, по уши. Какой бы класс ты не выбрал, что бы не делал, один хрен ты пойдёшь по одним и тем же локациям, будешь смотреть одни и те же ролики и выбирать из одних и тех же вариантов. Реиграбельность стремится к нулю, интерес к проекту тоже. Частенько даже команду собрать не дают, пяток жёстко прописанных персонажей с квестами и роликами при них и на этом всё. Хочется "спасать голактеку" без стада фриков различной ориентации - нее, ты какой-то не такой, Биотварь против, она всех этих уродцев старательно рисовала, напрягалась а потому их не то что убить, их даже выгнать нельзя, таскай с собой как балласт да кино с ними смотри. И биотварь такая не одна. Даже такая мелочь, как псевдослучайный ивент на картах теперь редкость. Ну помните, в первой Диабло или Даркстоуне некоторые данжи ставились на карты или этажи рандомно. Игрок мог встретить засаду на ферме или там подвал с источником, а мог не встретить. Всё решалось на стадии генерации персонажа, каждое прохождение отличалось от предыдущего без усилий со стороны самого игрока. В этом плане даже какие-нибудь, тьфу-тьфу, не к ночи будут помянуты, Корсары, по реиграбельности кроют кинцо со вкусом рпг как бык овцу, не говоря уж о проектах времен расцвета жанра. И это грустно.
  • 3
    Someone Like-You
    что я прочитал, сверху пак к0ментов omg//
  • 4
    Charisma007
    OLD_Sch00L.Gamer
    OLD_Sch00L.Gamer написал:
    Бомбардировщик написал:
    А так вот Ведьмак - там боевка на фоне Дивинити той же -УНЫЛОЕ СКУДНОЕ ГОВНО , когда в дивинити у тебя десяток вариантов атаки у каждого персонажа а в Ведьмаке всего 3-4 , ну это ПОЗОР, вот вам и 3D.
    Ты наркоман со стажем???Где она лучше?

    Наверное, он имел ввиду всё-таки Original Sin, а не другие части Дивинити)
  • 5
    комбинирование и возможность переключения вида (от 3 лица и изометрической камеры) - просто шикарно и удобно. Путешествовать и исследовать локации гораздо удобнее с видом от 3-го лица (или от 1-го, кому как), а вот бои вести, особенно если в игре предусмотрены напарники со своими способностями, удобнее с изометрией.
    Благодаря этому первая часть Dragon Age и стала настолько популярной
  • 0
    В женский половой орган катятся.
  • 0
    Нейромонах Мендоса
  • 4
    Нейромонах Мендоса
  • 2
    vzglydizugla
    Может оно и так, но вот вопрос; А должно ли быть по другому и нужно ли это потребителям?
    Немного рассуждений; Много вайна по поводу недавно вышедшего Фолла 4, мол банальная история, сухая, нет глубокой ветвистости, связи с харизмой. А могло и должно ли быть иначе? Прошло уже не мало времени, есть инструменты, но не один мододел еще не создал хорошего мода - квеста (продуманного и интересного), зато сотни тысяч трусиков, пистиков и прочей лабуды. Собственно может людям и не нужны истории?
    Но отойдя от фола 4 и взглянув во круг, да все ушло от историй, вся индустрия развлечений перешла на тупость, ни фильмов (экшуны и шаблонные романы\ужастики), ни игр (редкие исключения), даже книги стали чем то попсовым и потеряли свою уникальность и перешли на конвеер одного сюжета.
    Но самое интересное, что при этом люди голосуют за это своими деньгами; чем банальнее и тупее - тем больше несут денег.
  • 0
    RPG движется туда же куда и RTS
  • 1
    RPG - это часть жизни.. ИМХО! Мог бы расписать - дохрена и больше.. Но, просто, лень.. Хорошие игры - выходят редко, а говно есть постоянно.. Спорить не буду о предпочтениях, но такие шедевры как: Skyrim, Fable, Deus Ex... Это не скоро из памяти сотрётся.. Про серию: The Witcher - просто молчу..
  • 0
    Кроме PRG что то разрабы умеют делать !?
    Как не новый анонс так PRG
  • 0
    Vaipen
    РПГ жанр как таковой уже мертв. Остались одни Шутаны, Квесты и Слешеры с элементами прокачки перса. И даже если в игре и есть типа открытый мир, то ты все равно едишь по монорельсе сюжета и идешь туда, куда скажут. Потому как если пойдешь не вовремя и не туда то накосячишь и запоришь все прохождение.
  • 0
    vzglydizugla
    а ты даже и прав, т.к. реально материал есть... Квестов нет..
  • 1
    А давайте называть любую игру RPG, т.к. ты играешь не за самого себя, а примеряешь роль персонажа.
  • 1
    А меня лично достаёт потихой уход RPG из "персонаж-прокачка-мир" к сплошным мыльным операм, где самое главное для игры и сюжета это с кем ты вовремя поговоришь, с кем переспишь, какую ветку диалога когда выберешь... Не хочется играть в интерактивный фильм (хотя Mass Effect таковым и является, но это просто шедевр), такое ощущение, что игры действительно скатываются к уровню "press x to win". Зато красочно.
  • 0
    Олег Дудин
    В РПГ мне всегда нравились три вещи: сюжет, мир и прокачка.
    Интересный сюжет заставлял играть дальше.
    Продуманный мир делал приключения интереснее.
    Прокачка понятна - не осилил врага, отошёл назад и прокачался.
    Сейчас в РПГ пихают много посторонних элементов, не всегда удачных и нужных.
    Равно как и элементы РПГ пихают в разные шутеры, что мне совсем не нравится.
    Я считаю, что это не жанр РПГ популярным стал, а границы жанра размылись, теперь в каждой второй игре есть прокачка, развилки и прочее. И не всегда на пользу это идёт.
  • 1
    Анжелика04
    Мне важна нелинейность первую очередь, в ведьмаке 2-3 и Нью-Вегасе,Vampire The Masquerade она есть, в скайриме-обливионе, drаgon age 2-3 отсутствует, сюжет с одной концовкой .Даже в второстепенных квестов где есть выбор можно по пальцам посчитать там. Fallout 4 неоднозначная игра есть норм квесты нелинейные, есть халтура в виде вечных квестов убей=принеси.
B
i
u
Спойлер