Мир Ведьмака: как зарождалась история

Знаешь, когда сказки перестают быть сказками? Как только в них начинают верить

                                                                                                                                Кодрингер, юрист

В конце мая состоялся релиз последнего платного дополнения к ролевому проекту The Witcher 3: Wild Hunt, закончившего историю Геральта из Ривии (Geralt of Rivia). Третья часть оказалась настоящим блокбастером, сумевшим выдвинуть всю серию на один уровень с такими мастодонтами как The Elder Scrolls и Dragon Age. Невероятный масштаб, красота и зрелищность последнего проекта CD Projekt RED привлекли огромное число новых игроков, однако многие из них не только не читали книг Анджея Сапковского (польск. Andrzej Sapkowski), но даже не прошли первые две игры. Поэтому специально для них мы решили составить подробную историю мира «Ведьмака», начиная с рассказа о гномах и заканчивая третьей войной Северных королевств против Нильфгаарда.

Мы постараемся соблюдать хронологию, и, чтобы не заваливать Вас цифрами, возьмем небольшие периоды в 100-200 лет и опишем основные события, происходившие в это время. Перемежать все это мы будем справочными материалами об основных силах (чародеи, скоя’таэли, ведьмаки и так далее) и государствах фэнтези-вселенной пана Анджея. Приготовьтесь стать экспертом по миру «Ведьмака», чтобы потом удивлять друзей и знакомых, играющих в серию The Witcher, своей невероятной эрудированностью.

Примечание: многие даты носят условный характер, так как уважаемый пан Сапковский, к сожалению, не всегда указывал точное время свершения тех или иных событий, поэтому наш материал не претендует на истину в последней инстанции.

Начало начал

Неизвестно, какие боги сотворили мир «Ведьмака», и были ли вообще причастны к его созданию высшие существа, но точно ясно, что это не Земля. Действие романов Сапковского и проектов CD Projekt RED происходит на одном из континентов (или единственном) некоей планеты.

Итак, давным-давно, когда даже об эльфах слыхом не слыхивали, а про людей и подавно, на вышеупомянутом Континенте мирно и спокойно проживали гномы (не путать с краснолюдами, которые появились чуть позднее). Следуя традициям классического фэнтези, гномы знали толк в кузнечном деле и рыли шахты для добычи полезной руды, а краснолюды им всячески помогали в этом. Так бы они и изрыли полконтинента, если бы к ним в гости неожиданно не пожаловали остроухие захватчики.

Случилось это не прошлой зимой и даже не позапрошлой. Ученые из Оксенфурта предполагают, что эльфы пришли в этот мир более тысячелетия назад, покинув свою родину в спешке. Точно неизвестно, из-за чего именно им пришлось уйти из своего мира, но гномы и краснолюды считают, что они просто опустошили его. К моменту своего прихода эльфы уже являлись высокоразвитой расой, умеющей пользоваться магией, путешествовать между мирами и строить огромные города. Возраст их цивилизации составляет несколько десятков тысяч лет.

Примечание: не все эльфы, покинув родину, прибыли на Континент. Их народ тогда разделился — одни (Aen Elle) смогли полностью покорить совершенно другой мир, а вторые (Aen Seidhe) как раз таки «свалились» на голову гномам и краснолюдам (некоторые историки также отмечают, что на Континенте тогда уже проживали низушки, естественно, последние рьяно отстаивают данную теорию).

Заносчивые и гордые эльфы тут же невзлюбили своих низкорослых соседей, поэтому началась война, в которой победа досталась остроухим. Гномы и краснолюды перебрались в горы, где стали залечивать раны, а победители тут же принялись отстраивать города и создавать новую цветущую империю.

Затем примерно за 1500 лет до начала первого приключения Геральта происходит таинственный магический катаклизм под названием «Сопряжение сфер». Стоит отметить, что при рассмотрении этого вопроса историки зачастую начинают рьяно спорить друг с другом, и в ход частенько идут кулаки. Дело в том, что некоторые уверены, что эльфы пришли на Континент через два столетия после вышеуказанного события, а другие считают, что это произошло до «Сопряжения».

В любом случае, точно узнать об этом пока невозможно, так как эльфы не любят распространяться о том, как именно они попали в этот мир. Вы уж простите нас, ученые мужи, но в данном вопросе мы не останемся нейтральными. Первый вариант, согласно которому эльфы попали в новый мир уже после того, как случилось «Сопряжение сфер», кажется нам более вероятным. К тому же на это намекает летосчисление: Новая Эра (0 год) отсчитывается со времени прибытия эльфов на Континент, а магический катаклизм, по словам археологов, произошел за 230 лет до новой эры (н.э.).

Но Вам наверняка интересно, что же собой представляло «Сопряжение». Практически никто не знает причину случившегося. Ясно лишь, что это событие затронуло сразу несколько различных миров и слегка смешало их границы, дав возможность некоторым созданиям проходить из одного «измерения» в другое. Именно оно позволило людям проникнуть на Континент. Его также считают виновником появления в мире гулей, утопцев и других странных существ, не имеющих экологической ниши. Угроза со стороны этих монстров и стала причиной создания первых школ по обучению ведьмаков, но об этом позднее.

Приход людей

Катаклизм произошел не за один день. Некоторые уверены, что он длился столетиями, поэтому люди и оказались в мире лишь в 764 году н.э. Они высадились с четырех кораблей в дельте реки Понтар и в устье реки Яруги (можно увидеть на карте, размещенной в начале статьи — откройте ее на новой странице) и создали три первых королевства (скорее всего, ими были Темерия, Каэдвэн и Редания). Один из первопроходцев, Йан Беккер (Yan Bekker), смог овладеть невероятной силой – магией. Он умел заставить воду течь из камня, успокоить морские волны и даже управлять погодой. Таким образом, его можно считать первым человеком-магом.

Чародеи

Практически все основные события в этом мире происходят при непосредственном участии чародеев. Хоть людей, обладающих магическими умениями немного, однако они способны творить удивительные вещи.

Стать магами могут лишь единицы, к тому же дар несет большие риски. Человек, обладающий магией, первым делом должен научиться контролировать ее, иначе он может навредить не только себе, но и своим близким. Поэтому были созданы специальные школы, в которых талантливых детей долгие годы обучают правильно владеть своим даром. Таким образом, магами, волшебницами, чародейками, чародеями и волшебниками обычно называют людей, прошедших обучение в соответствующих академиях, к примеру, в Бан Арде или Аретузе.

Благодаря своим особым силам маги способны постоянно омолаживать себя, то есть жить вечно. Они также могут увеличивать свою силу, вытягивая энергию из четырех элементов (воды, воздуха, огня и земли). Помимо всего прочего, волшебников отличают невероятные познания в самых различных сферах, начиная от алхимии и заканчивая политикой.

Но, даже несмотря на появление магических сил у людей, им приходилось туго на новых землях, ведь им противостояли ужасные вампиры, могущественные драконы и страшные упыри. Впрочем, с каждым годом человеческие королевства становились все сильные, а их границы постоянно расширялись, к тому же с моря прибывали новые поселенцы.

В это же время возникает культ Вечного Огня — своеобразная религия, где люди почитали Огонь как стену на пути различных чудовищ, живущих во тьме. Жрецы этого культа обещали пастве защиту от порождений ночи. Они также жестоко наказывали поселенцев, приносившим монстрам жертвы и поклоняющихся им как божествам.

Чародеев среди людей становилось все больше, поэтому Йан Беккером создал пристанище в Мирте для тех, кто обладал магическими способностями. Чуть позднее Беккер и Джамбаттиста (Giambattista), еще один известный маг, научились находить Истоков и отправляли их в Мирту.

Истоки

К ним относят детей или подростков, которые обладают необыкновенно мощными и, порой, неконтролируемыми магическими навыками. Иногда Истоки впадают в пророческий транс, рассказывая окружающим о будущем. В одно время чародеи активно искали подобных одаренных, забирая их у родителей силой или обманом.

Позднее чародеи и жрецы заключили Новиградскую Унию (получила название по городу Новиград, основанному в 776 году), обязывающую их не встревать в политические дела королевств и не сражаться друг с другом.

Эльфы же практически не вмешивались в дела людей и никак не мешали их экспансии, считая, что те не способны им хоть что-то противопоставить. Однако остроухие не учли высокую рождаемость новой расы. Не успело пройти и несколько сотен лет, как число жителей людских королевств увеличилось в разы. Поэтому неудивительно, что между эльфами и людьми в итоге все-таки произошел конфликт.

Первое крупное столкновение случилось в 770 году н.э., когда армия маршала Милана Раупеннэка из Третогора (Milan Raupenneck of Tretogor) устроила кровавую резню в Лок Муинне, не пощадив никого. Началась масштабная и продолжительная война. Войска людей были огромны, а эльфы оказались неспособны и им противостоять. В итоге они сдали свои города, и ушли в горы, по иронии судьбы повторив участь гномов и краснолюдов. Позднее они начали называть своих низкорослых соперников братьями и призывать их к борьбе с людьми, словно забыв, что тысячу лет назад они так же поступили с ними.

«Эльфы! Уж если быть точным, как раз они-то тут такие не пришей кобыле хвост, как и вы, люди, хоть и прибыли на своих белых кораблях за добрых тысячу лет до вас. Теперь-то они наперебой лезут со своей дружбой, теперь-то мы братья, теперь-то лыбятся, болтают: «мы сородичи, побратимы. Мы Старшие Народы». А раньше ети их… хм, хм… Раньше-то у нас мимо ушей свистели их стрелы, когда мы…».

Ярпен Зигрин (Yarpen Zigrin), близкий друг Геральта.

С 800 по 900 годы н.э. произошло два важных события, связанных с магами. Во-первых, был создан первый магический Капитул и утвержден Орден. Чародеев и чародеек, не пожелавших признавать власть Капитула, попросту уничтожили. Во-вторых, Клара Лариса де Винтер (Klara Larissa Winter), могущественная магичка, основала академию для девушек, мечтающих стать волшебницами, в Аретузе.

В 950-е годы н.э. границы Темерии практически вплотную придвинулись к Махакаму, королевству гномов и краснолюдов. Возникла критическая ситуация — в любой момент темерийцы могли напасть на своего нового «соседа». Однако этого не произошло, так как Старейшины Махакама принесли присягу темерийскому королю, в результате чего их королевство вошло в состав Темерии, естественно, на взаимовыгодных условиях.

В 964 году появились первые упоминания о ведьмаках — профессиональных убийцах монстров. Мутагенные зелья для создания ведьмаков, предположительно, создал чародей-ренегат. Позднее они были значительно модифицированы.

Ведьмаки

Странствующие убийцы чудовищ. Проходят подготовку в специальных Школах Ведьмаков, где претендентов подвергают кошмарной физической и ментальной «обработке». Обучение начинается с детства. Маленьких детей кормят особыми мутагенными смесями и заставляют проходить различные испытания, чтобы они смогли выжить при битве с любыми чудищами, ведь большинство из них двигаются и атакуют с невероятной силой и скоростью. По сути, ведьмаки представляют собой мутантов, выращиваемых специально для охоты на нечисть.

Благодаря «обработкам» ведьмаки способны жить гораздо дольше обыкновенных людей. К тому же они невосприимчивы ко многим болезням и ядам. Эти умелые воины обладают невероятной силой, высокой скоростью и выносливостью. Их раны заживают довольно быстро. Побочный эффект — полная стерильность: ведьмаки не могут иметь детей.

Существует несколько Школ Ведьмаков. Доподлинно известно о существовании Школы Волка и Кота.

В 967 году в результате небольших междоусобных войн северному королевству Ковир удалось значительно нарастить свою мощь, став развитым и сильным государством.

В преддверии великих перемен

В 1000-х годах н.э. небольшая группа переселенцев, которой надоело пресмыкаться перед королями, решила отправиться вглубь Континента, чтобы найти хорошие земли для выращивания сельскохозяйственных культур. В результате этими людьми было основано собственное королевство с блэкджеком и распутными женщинами под названием Аэдирн.

Через 64 года эльфы внезапно вспомнили о национальной гордости, и восстали против людей. Повела остроухую молодежь эльфийка по имени Аэлирэнн (Aelirenn). Она впервые использовала тактику террора, не нападая на армии, а уничтожая обычных граждан, включая женщин и детей. Закончилось это восстание весьма плачевно: многие молодые эльфы погибли, Аэлирэнн была казнена, а оставшиеся в живых взрослые были уже не способны иметь детей. Эльфийская раса начала постепенно вымирать.

Точно неизвестно, но именно в это время, скорее всего, эльфийские ведуны и решили создать Избранного, носящего в себе ген Старшей Крови. Этот избранник судьбы должен был обладать силой, дающей ему возможность без труда проходить сквозь барьеры между другими мирами. В будущем это сыграет немалую роль в мире «Ведьмака», ведь этим Избранным, возможно, стала Цири…

Война войной, а эпидемии по расписанию — с 1166 по 1183 годы н.э. разразилась Великая Чума, унесшая жизни тысячи людей. В эти неспокойные времена родилась известная в будущем чародейка Йеннифер (Yennefer), одна из главных героинь романов Сапковского и третьей части The Witcher.

Постоянные сражения и напасти разозлили простой люд, которому надоело вечно получать тумаки от судьбы. Естественно, они решили найти тех, кто виноват во всем происходящем и наказать их по справедливости. Тут же были найдены «крайние» в лице ведьмаков. Толпа с факелами и вилами напала на крепость Каэр Морхен, резиденцию Школы Волка. Многие охотники на чудищ были убиты, поэтому их число значительно сократилось. Народ же успокоился и продолжил заниматься своими насущными делами: разумеется, положение его ничуть не улучшилось.

В 1190 году н.э. красавице Йеннифер удается сдать вступительные экзамены и стать милой студенткой. Ее наставницей становится Тиссая де Врие, знаменитая магичка, обладающая невероятной силой и знаниями.

В 1200-х годах н.э. начинается настоящий геройский «бэби-бум». Сначала в 1212 на свет появляется Геральт из Ривии, который на самом деле вовсе не из Ривии, затем в 1217 рождается Калантэ (Calanthe), будущая правительница Цинтры. Через 4 года рождается Эмгыр Вар Эмрейс (Emhyr var Emreis), сумевший через несколько десятилетий завоевать себе трон Империи Нильфгаард, а 1229 становится годом рождения любимчика всех женщин и всенародно поэта Лютика (Dandelion).

В начале нового века Империя Нильфгаард все ближе подбирается к границам Северных королевств. Видимо, войны все же не избежать. А тем временем Геральт просто делает свою работу, даже не подозревая, что совсем скоро он повстречает свою настоящую любовь и сможет загадать у джинна любое желание…

Нравится106
Комментарии (34)
  • 20
    Badfox69
    Неизвестно, какие боги сотворили мир «Ведьмака», и были ли вообще причастны к его созданию высшие существа, но точно ясно, что это не Земля.

    Ну Властелин Кольца от Толкиена, тоже не на Земле придумали. Да хорошие книжечки. Обчитать такие шикарные романы надо каждому смертному на Земле. А лучше и не раз, чтобы не забывалось.
  • 23
    Mesсaline
    Добротная копипаста,почитал с любопытством
  • 12
    Waffen
    Кто бы что ни говорил,но Ведьмак это просто действительно уникальный шедевр.
  • 8
    Badfox69
    Mesсaline
    Любопытство вещь непредсказуема, не знаешь, что от неё ожидать.
  • 17
    Uruz
    Вот такого материала на PG сильно не хватает.
  • 8
    xoen
    Лучше все же книги прочитать. Вся серия отменная, ну может кроме последней книги.
  • 6
    Waffen
    xoen
    +1.Без книг и без понимания лора игры...получаешь только половинное удовольствие.Как многие не оценили 2 часть,хотя она в плане лора на уровне остальных частей серии..
  • 15
    Shadowarm
    Выпьем за замечательную игру

    Спойлер
  • 2
    Kolka Bragin
    Класс, спасибо. Начал читать пятую книгу о ведьмаке, и оказалось многого не знал
  • 13
    CaptainYakutia
    Вангую 20 лет безостановочных блогов про Ведьмака.
  • 11
    Vetal20161
    Сапковский создал очень интересный мир, а CD Project Red воплотили его в очень хорошую игру.
  • 3
    Vetal20161
    1229 становится годом рождения любимчика всех женщин и всенародно поэта Лютика (Dandelion).

    Что-то не скажешь, что Лютику на момент 3 части ведьмака 44 года
  • 4
    Kordor
    Так, не понял. Геральт родился в 1212, а Эмгыр в 1221. В 3 части игры Весемир говорит ведьмаку, мол тот уже добрую сотню лет разменял, то есть Геральту за сотню перевалило. Получается, Эмгыру тоже 100 или немного меньше? Не выглядит он на этот возраст в игре, ну ничуть. Скорей всего это не состыковка даже в книге самой так и осталась.
  • 0
    Kordor
    Vetal20161
    Но в игре его возраст тоже упоминается... Сохранился хорошо, видимо. Женщины и вино делают свое дело)
  • 1
    интереснинько...
  • 1
    qustfack
    Просьба пояснить, если Гера не из Ривии, а откуда. Интересно.
  • 1
    Red Alert
    Vetal20161
    Что-то не скажешь, что Лютику на момент 3 части ведьмака 44 года
    Все нормально. В книгесказано, что Лютик выглядит гораздо моложе своих лет. Ну да наверное дело в женщинах...=)
  • 2
    SSStylish
    qustfack
    Геральт просто Геральт. Далее цитата с вики:
    По странному стечению обстоятельств выбранный им способ представления позже получил вполне официальное основание: в ходе первой войны королевств Севера с Нильфгаардом подлинный рыцарский титул - "Геральт Ривский" - был пожалован ведьмаку Мэвой, королевой Ривии, за Битву-у-моста, сражение, в котором ведьмак и его друзья приняли участие не по своей воле.
    Спойлер
  • 0
    Wild Rider
    Kordor
    Не знаю когда там Геральт родился, но в игре события происходят точно в 1272 году. Весемир мог приукрасить возраст Геральта ради шутки. Эмгыр на свой возраст выглядит хорошо.
  • 0
    princ777xx
    Прикольно расписано, сам только начал читать 2 книгу, но мне бы хотелось узнать немного инфы о Трисс.
  • 1
    UnItalianoVero
    Badfox1988
    Сравнивать Толкина и сапковского?..
  • 0
    HyHeXacce
    Добротный материал , спасибо!
  • 0
    Даже женщины не могут так повлиять на внешность) По этой статье Лютик на каких-то 12 лет младше Калантэ. Если это действительно так, то даже, если очень захотеть, он не может так выглядеть, ну никак. Получается, что ему 43-44 года, а во всех играх он тянет максимум на 35, начинаю задумываться , что в каком-то путешествие с Геральтом его вампир задел случайно, ибо другой возможности так шикарно выглядеть в свои 43, я не вижу)
    Статья, действительно, вышла очень интересной и конкретной)
  • 0
    Purgesha
    да уж, книги были очень интересными, игры без книг - лишь верхушка айсберга и полного понимания вселенной не дадут. Жаль что всю карту, все государства в одну игру невозможно просто запихать. И да, хотелось бы какого-то продолжения серии, ответвления какого-нибудь.
  • 0
    ant240801
    qustfack написал:
    Просьба пояснить, если Гера не из Ривии, а откуда. Интересно.

    Он сам не знает, просто придумал себе родину, чтобы больше доверяли заказчики
  • 0
    Ilona Gaming
    Хороший рассказ.Не смотря на то что я прочитала все книги и рассказы пана Сапковского и играла во все части игры было очень интересно.
    P.S. Я не знала что Калантэ младше Геральта.
  • 0
    Kordor
    Геральт родился в 1212 году, на момент прохождения ведьмак 3, на дворе стоит 1272. Отсюда следует, что Геральту 60 лет
  • 0
    tesla707
    неплохо так написано, почитал с удовольствием.
    сходство с Толкиным - гномы, эльфы и люди, прослеживается в обоих вселенных.
    и теперь осталось Питеру Джексону воплотить мир ведьмака на экранах кинотеатров, думаю передать атмосферу сможет только он (во Властелине колец ему это хорошо удалось), всякие Майклы Беи со своими трансфермерами здесь не катят.
  • 1
    Vetal20161
    Из разговора Лютика и Дийкстры в Оксенфурте ("Кровь Эльфов", по хронологии - 1267 год):
    Дийкстра: "Мне известно, что тебе около сорока, выглядишь ты на тридцать, думаешь, будто тебе не многим больше двадцати, а поступаешь так, якобы тебе всего лишь десять."

    В 1190 году н.э. красавице Йеннифер удается сдать вступительные экзамены и стать милой студенткой.

    Вообще-то Йеннифер была горбуньей, подправили ее уже в Аретузе
  • 0
    AssassinAttano
    Kordor
    www.sapkowski.su/modules.php?artid=112&name=Arti..
    Прочитай вот это
  • 0
    KrampusX
    Выпьем! :)
  • 0
    KrampusX
    Это дядюшка Весемир)))))
  • 0
    Интересно, что бы было, если бы в мир добавили орков ??
  • 0
    Олег Дудин
    Хорошая статья. Может, игроки и книги почитать захотят. Потому что они того достойны.
B
i
u
Спойлер