Создатель "Ведьмака" - о смыслах и провокациях

CD Projekt Red — одна из самых авторитетных игровых студий современности. Жаль только, что сейчас многие из её разработчиков сильно заняты, так как в поте лица трудятся над новым проектом. На прошедшей недавно конференции White Nights Лайфу посчастливилось пообщаться с Мэттью Стейнке — одним из ведущих разработчиков третьего "Ведьмака" и настоящим ветераном игровой индустрии.

Мэттью, добрый день! Начнём с места в карьер: какая из книг о Ведьмаке у вас любимая? Может, есть особо запомнившиеся сцены?

Здравствуйте! Для меня любимая книга о Ведьмаке — самая первая. Я, кстати, читал её в переводе на английский и всегда немного завидовал польским фанатам, которые росли на этой серии. Они помнят все события, всех героев. Для них это собственный "Властелин колец" или "Гарри Поттер", но со славянской стилистикой и шекспировским накалом страстей. Очень жалею, что не могу по-настоящему оценить талант Сапковского — в переводе, к сожалению, многое всё же теряется.

Ещё мне очень нравится то, как в "Ведьмаке" фэнтезийные элементы пересекаются с научно-фантастическими: тут и мечи, и доспехи, и драконы, и черти, и разные славянские чудища. Но есть и генетика с мутациями — и это всё делает "Ведьмака" уникальным, именно это меня привлекает больше всего.

Фото: © flickr.com/Farley Santos

Какую-то конкретную любимую сцену, пожалуй, не назову, но зацепили отношения Геральта и Йеннифер — они то сходятся вместе, то их разлучает судьба — это добавляет драматизма. И, конечно, то, как проработан сам Геральт: он не просто охотник на чудищ, у него доброе сердце, он влюбляется, он очень человечен. В общем, книги я очень и очень люблю! (Улыбается.)

И книги, и игры о Ведьмаке поднимают очень сложные и взрослые вопросы: ксенофобия, предубеждения, секс и так далее. Скажите, есть ли какая-нибудь табуированная тема, которой вы бы не стали касаться?

Думаю, этот вопрос лучше задавать нашим сценаристам. Они, к слову, совершенно замечательные и пишут именно то, что интересно аудитории. Но мы не стремимся устраивать скандалы ради скандалов. Мы просто хотим, чтобы сюжет был захватывающим — и не важно, идёт речь о "Ведьмаке" или о "Киберпанке 2077". Сложные темы, о которых вы говорите, добавляются не просто так, а для того, чтобы лучше раскрыть мир, чтобы вы могли играть за того героя, который вам по душе, а окружающие вас персонажи были бы вам небезразличны.

Мэттью Стейнке, ведущий технический дизайнер

Вы американец, но компания, в которой вы работаете, польская. Как по-вашему, есть разница в подходе к сложным темам у американских студий и у европейских? А то иногда кажется, что разработчики из США слишком уж осторожничают.

Убеждён, что у каждой культуры свои особенности, свой подход к определённым вопросам. Они проявляются и в музыке, и в литературе, и в изобразительном искусстве. Игры тут ничем не отличаются — они так же дают возможность увидеть другую точку зрения, другие традиции, даже другой юмор. То, что одним кажется невероятно смешным, для кого-то ещё будет скучным или оскорбительным. Так что, конечно, разница есть, и она заметна.

В прошлом году западная пресса пыталась создать вокруг "Ведьмака" скандал из-за отсутствия темнокожих персонажей — что вы думаете по этому поводу? Отразилась ли эта история на вашем восприятии индустрии? Будете ли вы впредь "осторожнее"?

Во-первых, я считаю, что каждый имеет право на свои убеждения — может, потому, что я американец. (Смеётся.) У всех должна быть возможность свободно выразить собственную точку зрения. Но игра не существует вне культурного контекста — её события происходят в восточной Европе, там много отсылок к славянской культуре и мифологии. То, что там мало темнокожих персонажей, — это не какой-то посыл, просто она сделана так, а не иначе. Тут нет идеологии — только желание сохранить верность оригиналу.

А вообще, провокационных журналистов бывает очень интересно читать. Они умеют привлекать и удерживать внимание публики. Вы же ведь читали все эти статьи, так? Значит, они хорошо поработали. Я думаю, что творцы не должны испытывать какого-то давления и думать, будто они обязаны удовлетворить чьи-то взгляды и запросы. Надо делать так, как кажется правильным именно тебе, и потом всеми силами постараться, чтобы результат увидело как можно больше людей.

На своей лекции вы с трепетом рассказывали про костюмы персонажей сериала. Не можем не поинтересоваться: есть человек, который только ими и занимается, или это коллективный труд?

О, над ними работает сразу несколько команд! (Улыбается.) Сначала художники, которые готовят концепт-арт. Они задают общий тон и атмосферу, которую мы хотим передать. Затем их рисунки переходят к другой команде, которая занимается моделями персонажей. Они уже делают трёхмерные фигуры в костюмах. Например, в "Каменных сердцах", когда Геральт приходит на свадьбу, мы видим его эмоциональную, уязвимую сторону. И это отражается в одежде персонажа: вместо кольчуги, кожи и панциря появляются мягкие ткани и яркие цвета. Эта смена подчёркивает талант дизайнеров, которые продумывают всё до мелочей и создают не просто наряд, а элемент повествования.

Фото: © thewitcher.com

Вам не кажется, что современные игры, несмотря на технический лоск, несколько обмельчали по драматургии и смысловой нагрузке? Вот вам драма — рыдайте. Вот экшен — радуйтесь. Вот треш — смейтесь. Есть исключения — тот же "Ведьмак", The Last of Us, BioShock, местами более прямолинейные вещи вроде Halo и Gears of War. Но в среднем — однобоко. Что скажете?

Скажу, что ситуация не сильно отличается от любых других видов искусства. Возьмём музыку: есть замечательные песни, а есть — не очень. Или кино: бывают прекрасные фильмы, а бывают такие, что хочется деньги за билет обратно попросить. У нас в индустрии всё точно так же. Но мне нравится разнообразие жанров: есть и научная фантастика, и фэнтези, и юмор, и эпические темы вроде борьбы добра и зла. Игры дают шанс попробовать посмотреть на традиционные концепты и идеи под новым углом, подойти к ним по-своему. Но сразу скажу, что это очень нелегко: столько всего уже сделали до тебя. Для меня в этом и заключается прелесть работы: ты занимаешься тем, чем хочешь, доносишь свои мысли. Вкладываешь все силы в это. Результат кому-то понравится, кому-то нет, и это нормально. Всем угодить невозможно. Надо трудиться, работать от души. И, если вы сделали действительно что-то классное, поклонники у вашего творения обязательно найдутся.

Насколько нам известно, вы в индустрии давно — успели поработать в Midway много лет назад, и даже приложили руку к инновационному экшену Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy. Вопрос от истинного фаната: почему всё закончилось фразой "продолжение следует", а сиквела так и не вышло?

Ну, тут всё просто: потребитель не слишком заинтересовался… (Смотрит понуро.)

Она плохо продавалась?

Да, не так хорошо, как мы надеялись. Самое смешное, что тем, кто в неё играл, Psi-Ops очень полюбилась. Для своего времени она была прорывная, с использованием новых технологий. Там было много интересных способностей: телекинез, пирокинез, телепатия. Множество путей для выполнения заданий. И хотя сам сюжет был линейным, можно перепроходить его по-разному, получать разный результат. Вообще, здорово было работать над Psi-Ops — наверно, один из самых интересных тайтлов для меня как разработчика. Конечно, выглядит она сейчас не так хорошо, как на момент выхода…

Да отлично она выглядит — месяц назад перепроходили!

Надеюсь! (Смеётся.) Вообще, трёхмерная графика имеет свойство быстро устаревать. Вот Pac-Man и Super Mario Bros. до сих пор замечательно смотрятся. Но у них двухмерное изображение. Как только берёшься за 3D — возраст налицо. Это и в кино можно наблюдать: есть фильмы с компьютерной графикой, которым нет и десяти лет, но сегодня они выглядят морально устаревшими, если сравнивать их с фильмами тех же Marvel.

Возвращаясь к Psi-Ops: для меня первичен её геймплей, и мне нравилось работать над ней. Мы тогда старались по максимуму выжать всё из PlayStation 2 и первого Xbox. Она была классной, но продавалась не настолько хорошо, чтобы делать сиквел. Но мы перенесли и развили её идеи в John Woo’s Stranglehold. Например, мы там задействовали технологию Massive Destruction — с её помощью можно отстрелить крохотный кусочек плитки на стене или расстрелять колонну так, что от неё останется только арматура и бетонный столб — "эффект огрызка", как мы это называем. Так что технологии Psi-Ops зря не пропали, мы продолжили их применять, но не в самой Psi-Ops. И, сказать по правде, я бы с радостью взялся за сиквел. У Psi-Ops как франшизы был огромный потенциал!

И небольшой вопрос напоследок. В Psi-Ops была песня With My Mind группы Cold...

Очень её люблю, кстати! (Улыбается.) Как-то даже для своего презентационного ролика использовал.

А чья была идея её включить в игру?

О, это придумали в отделе коммуникаций. Смысл был в том, чтобы обратиться к аудитории не только геймеров, но и к меломанам. И Cold нам очень помогли, песня-то замечательная. Вот вы её упомянули, и я сразу припев вспомнил. У них и клип был, его по MTV крутили. И это обратило внимание на Psi-Ops. При предзаказе, кстати, можно было получить альбом. Но в плане продаж нам это не очень помогло. Такое часто случается даже с очень хорошими играми. Недостаточный маркетинг может даже прекрасную вещь погубить на корню.

Большое спасибо, Мэттью! Особенно, что разделили с нами тоску по Psi-Ops!

Это вам спасибо, теперь я мысленно напеваю With My Mind! (Смеётся.)

Нравится80
Комментарии (36)
  • 62
    raversss
    "одна из самых авторитетных игровых студий современности" - автор рассмешил и поднял настроение. Люблю этот сайт - есть над чем посмеяться.
  • 50
    Doberrman699
    raversss
    А, наверное УбейСофт, это "одна из самых авторитетных игровых студий современности" .LOL
  • 13
    Wolfger
    Геральт одобряет ...
  • 38
    В прошлом году западная пресса пыталась создать вокруг "Ведьмака" скандал из-за отсутствия темнокожих персонажей — что вы думаете по этому поводу? Отразилась ли эта история на вашем восприятии индустрии? Будете ли вы впредь "осторожнее"?

    "Да, теперь мы будем осторожнее: герой 4-й части сможет стать геем или влюбиться в афроволшебницу". - Какое счастье, что этот Мэттью не сказал ничего в этом ключе, а просто ответил, что нужно ориентироваться на здравый смысл, а не на толерантность эту гребанную.
  • 32
    Chino_Диман
    За отсутствие негров в игре плюс. Честно говоря так был поглощен сюжетом что и не замечал есть они или нет, но вот то что их нет, то-что не смотря на современную тенденцию совать их в любое нужное и ненужное место, ребята все же сохранили достоверность, за это огромный плюс!
  • 10
    Первая книга мне кажется слабенькой,а остальные на высоте
  • 12
    MU-admin
    возможность увидеть другую точку зрения, другие традиции, даже другой юмор? у американцев весь юмор вокруг пятой точки крутится от примитивности их жизни
  • 8
    Doberrman699
    А что не так? Попробуй оспорь тогда авторитет Юбиков. Если можешь, конечно.
  • 11
    Задолбали америкосы своими неграми! Я понимаю NO TO RACISM где утверждают не смеяться не шутить и немножко уважать, но тут америкосы заставляют пилить игры с неграми УЖАС.
  • 7
    Doberrman699
    K3DR
    Жаль коммент мой запилили,видимо какой то толераст жалобу кинул,не думал что они и сюда добрались
  • 12
    Doberrman699
    palading21
    Лисица львицу попрекала
    Тем, что она который год
    Детей рожает очень мало,
    А у лисы - большой приплод.

    В ответ сказала львица ей:
    "Ты лис плодишь, а я - царей"!
    Думаю аналогию с Ассасин кридом и Ведьмаком проведешь сам,если позволит присутствие ассоциативного мышления(отсутствие оного является кстати первым признаком болезни Дауна,не в обиду)
  • 5
    Doberrman699
    Old-dvd
    А ты прикинь если бы журналист арабов увидел из Каменных сердец???
  • 2
    CaptainYakutia
    K3DR
    Раз на то пошло, тогда давайте внедрять азиатов. Или они нетерпимы к азиатам? :3
  • 7
    Doberrman699 написал:
    А ты прикинь если бы журналист арабов увидел из Каменных сердец???

    Итак, журналист увидел арабов. Реакция:
    "Гм, арабы это хорошо, арабы это толерантно... Но почему все арабы - мужчины?! Ах вы гребанные шовинисты!"
  • 10
    ММВ
    Только название блога некорректное. Создатель "Ведьмака" - Анджей Сапковский, а CD Projekt Red создатель игр по мотивам книг.
  • 11
    Doberrman699
    Хреновая аналогия. Ибо Ассассины играются ничуть не хуже Ведьмака. Некоторые части - даже с бОльшим интересом.
    И я ни разу не слышал, чтобы Юбисофт попрекали кого-нибудь в "малом приплоде", как ты процитировал.
  • 10
    palading21
    щас меня заминусуют, но я считаю АК - копипастовой херней. Первую часть прошел полностью, вторую смог только на две трети, ибо это копия первой части по геймплею. И т.д. Третью часть прошел только процентов 10%. Они клепали АК как штампованное говно, извини, но аналогия с лисицей - самая лучшая, что только можно придумать. Да, если взять отдельно какую то часть АК - то она хороша. Но если взять их всех вместе, в совокупности с их датой выхода, сравнив одну с другими, то это однородный шлак. Другими словами, если бы я начал знакомиться с АК со второй части, то я бы сказал, что это шикарная игра. Если бы начал знакомиться с Юнити, то сказал бы это про Юнити. Но я познакомился с серией с первой части и снова и снова каждый год играть в одно и то же я не собираюсь. Это как Калл Оф Дюти. Люди играют в одно и то же годами, ибо есть определенная часть людей, готовых делать одно и то же всю жизнь с выключенным мозгом. Вот аудитория АК. Вот характеристика всей серии АК. И Ведьмак здесь стоит на десять ступенек выше.
  • 2
    pochtipushkin
    palading21
    А что не так? Попробуй оспорь тогда авторитет Юбиков. Если можешь, конечно.
    Не могут они ничего аргументированно оспорить. Большинство из них может только минусы лепить любому посту, который не восхваляет W3 и его создателей.
  • 4
    vidgin
    Ты извини, конечно, но мне кажется, с серией ты знаком довольно поверхностно, со слов здешних обывателей. Ибо как человек, знакомый с Ассассином с самой первой части, может называть его "однородным"?
    В каждой части - разный сеттинг. Третья, Black Flag и Unity очень заметно отличаются от остальных игр серий. И с каждой частью разработчики добавляют новые фишки, которых ранее в серий не было.
    Люди играют в одно и то же годами, ибо есть определенная часть людей, готовых делать одно и то же всю жизнь с выключенным мозгом. Вот аудитория АК.
    Спасибо за лестный отзыв, няш. Не знал, что я живу с выключенным мозгом.
    И Ведьмак здесь стоит на десять ступенек выше.
    В плане сюжета - бесспорно. Но в плане геймплея и атмосферы он безнадежно позади Ассассинов.
    pochtipushkin
    Ну, это для меня не то чтобы свежая новость... И ведь нам придётся с этими индивидами жить до выхода Киберпанка.
    Спойлер
    потом они перейдут восхвалять его и колесо Сансары даст новый оборот
  • 10
    palading21
    вижу что ты человек здравомыслящий. Но чувствую наш спор может затянуться, ибо мы с тобой по разному понимаем "однородность" геймплея. Я с тобой согласен, что в каждой АК добавляли что-то новое, но тут надо определиться в том, что нового и как это влияло на геймплей. Бегать по городу выполнять однотипные задания, иногда активируя вышки, - это для меня довольно однотипно. Лично я немного устал от этого под конец первой части. Когда запустил вторую, то получил то же самое с косметическими изменениями (тут как видишь, я признаю, что изменения были привнесены). Но костяк остался тем же. Лично я тоже в принципе готов играть в один и тот же геймплей долгое время, но если он требует от меня мысленных усилий. В АК геймплей мысленных усилий не трубует в 90% времени, от того повтор одного и того же меня удручает. Сам процесс беготни по крышам - однотипен. Рандомные задания - однотипны по типу копи-паста.

    Да, боевка веселая. Но и в Ведьмаке боевка также веселая. Говорить какая лучше - это дело вкуса, а не объективный показатель. Но разница в том, что те же однотипные миссии в Ведьмаке сделаны в ручную каждая и от того они постоянно дарят тебе новую дозу контента. В АК однотипные миссии однотипны на 99%. Разница лишь в месте действия. И так все части подряд. Возможность вызывать подмогу, которая появилась в бразерхуд, не влияет на геймплей как таковой. Да, сюжетные миссии в АК не плохи, но во время их нам приходится опять бегать бегать бегать по пустым локациям, наполненным однотипными миссиями.

    Т.е. моя основная претензия к костяку геймплея. Он сам по себе неразнообразен и однотипен. И к сожалению многоразовый его повтор почти каждый год - большой имхо перебор.
  • 9
    Doberrman699
    palading21
    Да,с ассоциативным мышлением беда,оно у тебя малость поверхностно.Суть басни в следующем- зачем делать вещи,произведения, игры во множественном числе, при этом одинаковые и монотонные?Если можно постараться , отнестись с прилежанием и сделать один шедевр,но не так часто.Общий смысл-редко но метко.Достаточно разжевал?
    А теперь по сути:
    Никто не умаляет творчество убейсофтов, в нем есть свои прелести, и ох даже какие,перечислять нет смысла,все в курсе.Но, и не стоит пытаться оскорбить CD Project, которые с одной всего игрой могут спокойно делить пальму первенства с клоноделами
  • 3
    Doberrman699
    pochtipushkin
    Кстати,по поводу хвалить-не хвалить.Это дело вкуса, не более.Просто срать не нужно всё и вся,всего делов.
  • 6
    Doberrman699
    Old-dvd
    А если он не обвинит их в шовинизме,то его сожрут америкосовские феминистки, посадят на кол и четвертуют.А еще говорят в России "медведь-водка-балалайка"
  • 7
    Gauguin
    CD Projekt Red — одна из самых авторитетных игровых студий современности.

    Недавно выпустили одну игру на 90+ баллов - самая авторитетная студия, да.
    Нет, скорее студия, которая набирает себе авторитет. Потихоньку.
  • 2
    Stalker608
    raversss
    да, мне тоже смешно становится, когда увидел, как они всех недоделов раскидали :)
  • 1
    pochtipushkin
    palading21
    потом они перейдут восхвалять его и колесо Сансары даст новый оборот

    Если там не будет голых сисек-писек, матов и нарочито пафосных диалогов с таким же гипертрофированно, до тошноты, пафосным ГГ - не будут восхвалять.
  • 3
    Aips95
    Psi-ops действительно жалко, игра классная.
  • 3
    Stalker608
    pochtipushkin
    написали, как будто сами в это верите.
  • 6
    Doberrman699
    pochtipushkin
    Большие сиськи это плохо
    А мат-это вообще писец
    Так моралист сказал.Со вздохом
    Ушел дрочить на Кейру Мец...
  • 5
    Doberrman699
    palading21
    Да,кстати, а скажи как можно сделать из 6 (или уже семи, давно не слежу за убейсовтовским штамповочным цехом) игр серии только первую и Black Flag действительно красивыми, прикольными и т.д. Вроде разрабы те же.Или мне ответить на этот ДЕНЕЖНЫЙ вопрос?
  • 3
    Doberrman699
    Лучше ты мне скажи - почему вы, хейтеры, постоянно верещите про "убейсофтовский штамповочный цех", и то, что "единственная прикольная часть - первая", и при этом совсем не кидаете никакой аргументации своих слов?
    И ещё один встречный вопрос - вот была невероятная, шикарная атмосфера в первом Ведьмаке. Была действительно работающая нелинейность в нелюбимой мною второй части. Куда в третьей всё это подевалось? Вроде разработчики те же...
  • 3
    Stalker608
    Doberrman699
    все игры хороши.
  • 10
    Doberrman699
    palading21
    О,яйца.Хейтеры какие-то,



    от слова "hate", сиречь "ненавидеть". Как допустим я могу ненавидеть первый ассасин и черный флаг, ежели они мне вполне доставляют?Аргумент насчет первой части: такого не было, это было впервые, и потому даже если бы слепили из говна- все равно была бы конфетка, чем игра и является.Черный флаг- это новые рельсы, все вроде знакомо, но как то странно и по новому, что не может не привлекать.Остальные части пройдены лично мной,как и многими- ради галочки, хоть они в своем роде и добротные(наверное).
    Где тут хейтерство? Лишь субъективное мнение, которое ты походу просто презираешь что-ли, не могу понять почему. И еще, мальчик, верещат сороки на запретке, а я слова говорю, будь корректен впредь.А в общем и целом, это дело пристрастий и осознания мира.Мне вот Ведьмак ближе, по причине славянского происхождения, все таки роднее он мне по крови, чем те же творения от убейсофтов. А теперь ты мне расскажи, что там куда подевалось??? мне даже интересно стало, что ж ты мне еще соврешь
  • 6
    Doberrman699
    Stalker608
    а никто и не спорит, в любой игре есть то, что может понравиться, просто для каждого человека количество хороших для него именно вещей на единицу площади для каждой игры- разное.
  • 4
    st029
    Doberrman699
    Подписываюсь под каждым словом! Хотя, когда мне, то ли в четвертый, то ли в шестой раз сказали собрать данные, чтобы дали перо (добро) на убийство, я малость припух от такого занудства. (это я про первого ассассина)
    Black Flag тоже очень доставил, напомнил моих любимых Корсаров)
  • 0
    ant240801
    st029
    В первой части сделал по одной миссии в каждом городе. А потом мне сказали - а теперь еще раз сходи туда с сделай то же самое. После этого игра была удалена, ибо ну его на
B
i
u
Спойлер