
Французское издательство Microids и Эркюль Пуаро образовали прочный союз - компания уже выпустила несколько игр о знаменитом сыщике, а не так давно анонсировала Agatha Christie: Death on the Nile. Собственно, этот анонс и пробудил во мне желание познакомиться с предыдущей работой авторов по мотивам «Убийства в Восточном экспрессе», выпущенной в позапрошлом году.
Но хватит разговоров! Нам нужно поспешить, ведь поезд уже отбывает! Так что не будем терять времени и сразу перейдём к обзору Agatha Christie: Murder on the Orient Express 2023 года.
Неустаревающая классика
Неугасающая популярность детективных романов Агаты Кристи – это прекрасный фундамент как для многосерийных и полнометражных экранизаций, так и для создания детективных квестов. Камерные локации, яркие персонажи, акценты на диалогах, расследованиях и головоломках – всё это идеально соответствует жанру.
Однако, несмотря на популярность, видеоигр по мотивам её произведений было выпущено сравнительно мало — всего около десятка. Даже знаменитый роман «Убийство в Восточном экспрессе» адаптировали лишь дважды — в 2006 и, собственно, 2023 годах.
Геймлейные нюансы
Игра ведётся от третьего лица, предоставляя игроку прямой контроль над знаменитым детективом и возможность исследовать мир, получая комментарии от главного действующего лица всех событий.
Что касается геймплея, то игра не предлагает глубоких интерактивных решений. Весь процесс расследования заключается в том, чтобы внимательно слушать диалоги, собирать улики и выбирать из трех предложенных вариантов правильный ответ.

Этот процесс не предоставляет особого челленджа, так как детектив Пуаро сам додумывается ответы, а выбор правильной опции сводится к угадыванию. Если выбрать неверный вариант, Эркюль Пуаро подскажет, но это сильно снижает вовлеченность в игру.
Кроме того, в этой интерпретации романа Пуаро не только проявляет свои детективные способности, но и решает головоломки, которые могут напоминать элементы игры, подобной "тетрису".
К сожалению, большая часть таких головоломок довольно просты, что делает персонажей, просящих Эркюля о помощи выглядеть довольно глупо. Великому сыщику приходится выполнять слишком много банальных действий, таких как «переместить четыре ящика, не ставя большие на маленькие» или «расположить все шестеренки так, чтобы механизм заработал» и об этом вас просит инженер собирающий автомобили.

Эти идеи слишком часто используются в других играх такого рода и иногда даже немного смешны: то, что Пуаро соглашается отложить поиски убийцы, чтобы починить механическую соковыжималку, забавно, но не в хорошем смысле.
Однако это мелочи и мои придирки — эти головоломки помогают разнообразить череду сплошных диалогов, но стоить отметить, что во второй половине игры головоломки становятся уже интереснее. Хотя хитро разбросанные то там, то тут золотые усы, которые нужно искать для получения достижения, всё-таки выглядят немного нелепо.
Очевидно, что Microids намеренно разрабатывала приключение с учётом интересов казуальных геймеров. В общем, в зависимости от того, с какой стороны мы смотрим на монету, можно увидеть как отрицательную, так и более положительную сторону.
Последняя связана с доступностью, которая делает определённый нишевый жанр (в данном случае детективное приключение) всё более открытым для той аудитории, которая ещё несколько лет назад могла держаться от него подальше. И это может привлечь в жанр новую аудиторию.
Новшества
Несмотря на то, что игра следует хорошо знакомому сценарию романа Агаты Кристи, разработчики, пытаясь внести свежие идеи, добавили два заметных нововведения.
Во-первых, перенесли действие в современность: персонажи пользуются смартфонами, обсуждают экологию и ведут социальные сети. Но, к сожалению, эти изменения почти не влияют на ход расследования. Пуаро продолжает полагаться на дедукцию, а сам поезд остается неизменным — это немного разочаровывает, ведь атмосфера оригинала могла бы быть гораздо глубже, если бы современные технологии как-то влияли на расследование.
Большинство персонажей по-прежнему одеты в строгие наряды в стиле 1930-х, а сам поезд сохраняет ретро-дизайн. В целом мир игры выглядит устаревшим, несмотря на попытки внедрить современные атрибуты. Даже сцены с новым персонажем, которые показывают флешбэки в США с современной архитектурой и автомобилями, могли бы вполне быть перенесены в 1930-е годы, не потеряв сути. Хотя именно в этих моментах используются современные технологии и даже упоминается даркнет.
Вторым новшеством является дополнительная сюжетная линия, в которой игрок управляет детективом Джоанной Локк, полицейским, раскрывающим предысторию убийства. Ее флешбеки добавляют разнообразие в повествование и дают возможность исследовать события прошлого.
После завершения "классической" части истории, разработчики пошли дальше и добавили целую секцию с новым финалом, который расширяет и углубляет детективную загадку, давая игрокам, даже тем, кто знаком с оригиналом, возможность раскрыть новые тайны.
Но, несмотря на интригующие элементы, новые сюжетные повороты не способны существенно изменить восприятие игры. Если вы знакомы с оригинальной историей, игра вас не удивит, самое лучшее в сюжете, несмотря на попытки авторов, это сценарий оригинального произведения.
Однако если вы по какой-то причине не знакомы с исходом, вам будет довольно интересно следить за расследованием, хотя и без настоящих неожиданных поворотов. Хотя попытку углубить, и более хорошо раскрыть, биографию жертвы можно только похвалить, хотя и с оговорками.
Зато атмосфера оригинала передана мастерски. Персонажи напряжены, но вынуждены отвечать на вопросы Пуаро, чтобы снять с себя подозрения. Эта обстановка идеально отражает классическую схему «Убийства в закрытой комнате», эталоном которого является «Восточный экспресс».
Визуальный стиль и технические проблемы
Что касается технической стороны, то здесь, к сожалению, игра оставляет желать лучшего. Визуальные и технические недостатки явно бросаются в глаза и являются результатом недостаточного бюджета, который не позволил разработчикам вложиться в более качественные механики, сюжетные линии или даже графику. Это, в свою очередь, оказывает влияние и на головоломки, и на весь геймплей в целом.
Одна из причин тому – устаревшая графика, напоминающая о трёхмерных играх, как минимум, десятилетней давности. Другая – корявые лицевые анимации, превращающие персонажей в немного пугающих кукол с кривыми и порой жуткими даже ухмылками.
Напоследок отмечу, что «Восточный экспресс» может расстроить низкой детализацией и очень бедным наполнением своих локаций. Рассматривать, что в самом поезде, что за его пределами вообще нечего: тут почти нет каких-либо интересных объектов, кроме тех, что напрямую используются в детективном расследовании.

Впрочем, последних тоже немного: улик не бывает больше трёх штук, и в инвентаре почти всегда пусто. Тут нет ни записок, способных раскрыть и раскрасить сеттинг, ни фоновых разговоров между персонажами, хотя их было бы весьма интересно послушать – теории и домыслы о преступлении, например.
Итоговая оценка: 6.5 из 10
Agatha Christie: Murder on the Orient Express — это не шедевр, но и не катастрофа. Игра хороша для тех, кто хочет насладиться легким детективным квестом и не требует особых интеллектуальных усилий. Однако поклонникам более сложных и проработанных игр в жанре она вряд ли придется по вкусу.

Технические и визуальные проблемы, а также ограниченные механики снижают общее впечатление от игры, но для любителей истории и поклонников творчества Агаты Кристи игра может быть интересным и непринужденным развлечением.
Сори за спойлер но убийца дворецкий !
Играл, понравилась. Игра бюджетная, но интересная, механики более разнообразные, чем в двух других играх о Пуаро от тех же Microids. И, возможно, автор статьи гений, а мне вот приходилось гуглить решение некоторых головоломок, так что их "формальность", о которой так презрительно тут сказано, весьма относительна. Я бы игре 7 из 10 поставил.
Очень унылый квест с загадками для "самых маленьких". А с характером персонажа они вообще мимо пролетели. Искать средство от похмелья, угадывать состав блюда или делать перестановку ящиков в вагоне - вы серьезно? Пуаро, который считает себя великим сыщиком, согласился бы на такие задачки? Да и геймплей скучный. Сопоставление улик сводится к простейшему перебору вариантов. Получился какой-то детективный квест для детей.