В увешанной орденами, гордой и могучей команде компьютерных игр, прошедших проверку временем, значительное число ветеранов принадлежит к жанру RPG. Быть может, именно ролевые игры дарят наиболее богатые и сильные эмоции, дают эффект глубочайшего погружения в иные миры. Быть может, техническая сторона исполнения, наиболее уязвимая перед быстротечным временем, не так важна в «ролевках», как в экшенах. Как бы то ни было, но многие шедевры жанра RPG не утратили актуальности и поныне. Именно такова Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura.
Жизнь компании Troika Games была коротка, сложна и насыщена. Ее основал господин Боярский — нет, не усатая легенда отечественного кино, а Леонард Боярский. Будущая команда Troika Games приняла активное участие в разработке еще самой первой части Fallout, но однажды ночью сбежала из Interplay и создала свою студию. Troika вошла в историю тремя проектами, тремя мощными высказываниями на тему CRPG: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, The Temple of Elemental Evil и Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Что характерно, все три проекта получили лошадиную дозу критики и упреков за обилие багов и дисбаланс. Но почитатели ролевых игр уподобились тем самым мышам из бородатого анекдота: ели кактус со слезами на глазах. Причина проста: игры от Troika Games обладали таким зарядом геймплейной ценности, таким количеством свежих идей, что недочеты были успешно прощены и забыты. Еще бы, ведь проекты Troika были сработаны с какой-то магической, удивительной душевностью. Это подкупает и сегодня, спустя многие годы со дня закрытия студии.
Главной особенностью Arcanum — и вместе с этим одной из причин успеха — стал игровой мир. Действие происходило в сеттинге «стимпанк», или «паропанк», что на великом и могучем звучит более понятно, но менее благозвучно.
Стимпанком принято называть произведения о вымышленном мире, основным фантастическим допущением которого является небывалое развитие паровых механизмов. В геймдеве стимпанк достаточно редок: на ум приходят разве что веселые проекты Steamworld Dig и Steamworld Heist, да еще некоторые элементы в играх по Warhammer Fantasy Battles. А вот в литературе стимпанк переживает расцвет. К примеру, первые три тома отличного цикла Криса Вудинга о похождениях команды летающего фрегата «Кэтти Джей» перевели на русский и издали на просторах СНГ с небывалой оперативностью.
Мир Арканума смешал механическую экзотику и древнюю магию в выверенных пропорциях. После привычного псевдосредневековья геймеры приходили в восторг от пассажирских дирижаблей, железных дорог, электрических фонарей, снайперских мушкетов и орков с пулеметами. К тому же, земли Арканума были просторны и плотно укомплектованы всевозможными приключениями. Открытая карта мира заставляла сердце любого романтика пропустить такт — примерно такой же эффект производила карта Средиземья в первых, еще советских изданиях «Властелина колец»; неведомые дали манили в путь и советовали распрощаться надолго с серыми буднями реальности.
Стадия генерации персонажа демонстрировала игроку все достижения «старой школы»: здесь нельзя было вылепить внешность Миши Галустяна, как в играх серии The Elder Scrolls, но возня с расами и характеристиками неизменно увлекала и настраивала на нужную тональность. Помимо привычных процедур с выбором между гномом, эльфом или хоббитом, в Arcanum нам предлагали такие интересные нюансы, как выбор биографии героя. Из огромного списка историй мы выбирали свой вариант, который здорово влиял на дальнейшее приключение. Мы могли, к примеру, определить, что наш герой много болел в детстве, поэтому вырос хилым, но очень умным, так как не выпускал книгу из рук. Или же мы могли стать персонажем, сбежавшим в юности из дома с бродячим цирком, где мы стали мастером метания ножей, но во время опасного трюка потеряли глаз (минус к восприятию).
Что касается сюжета, то в отличие от некоторых историй из Забытых Королевств, Arcanum сразу же включала детективную интригу. Герой оказывается втянут в опасную авантюру вопреки его воле, а вскоре выяснялось, что все лгут, а совы — не то, чем кажутся. Обилие отлично написанных тестов, ветвящиеся диалоги (не Planescape: Torment, но тоже очень здорово, особенно на фоне современных «диалоговых колес»), неоднозначные персонажи, зловещие тайны и туманные пророчества... С литературной составляющей в Arcanum был полный порядок — труд сценаристов впечатлял.
Особенно удалась разработчикам проработка и плотность побочных квестов. Опытный искатель приключений со склонностью к риску и без моральных тормозов очень ценился на территории континента Арканум. Выполняя поручения, можно было надолго оторваться от основного сюжета. Наградой тому служило развитие протагониста — гибкое и вариативное, всем японским RPG на зависть — и пополнение рюкзака ценными вещами. Обилие предметов вводило в приятную оторопь, характеристики снаряжения и амуниции здорово разнились, а охота за секретными чертежами местного супероружия была отдельным удовольствием.
Внешность Arcanum считалась скромной даже на момент релиза — обилия деталей из дилогии Baldur’s Gate, вроде мух над помойками, не наблюдалось. А вот чудесная музыка впечатляла и в 2001, и сегодня. Композитор не связан техническими ограничениями, и Бен Худж записал для Arcanum потрясающее музыкальное сопровождение. Симфоническое звучание напоминало ту самую классику, которую презираешь в школьные годы и начинаешь понимать только в зрелости. Никаких электронных запилов, вместо них — скрипичные переливы и медитативная оркестровка.
В отличие от модной в те годы боевой системы с активной паузой (Baldur’s Gate, Icewind Dale) Arcanum по умолчанию предлагала пошаговые бои. По прошествии лет это решение видится правильным и весьма удачным: схватки Arcanum выделились на фоне конкурентов и продемонстрировали немалую глубину. Самые первые стычки с хищной фауной уже давали возможность реализовать хитрые тактические трюки: спрятаться, к примеру, за широкими плечами напарника, и затем оттуда выскочить зловещим коршуном для нанесения смертоносного удара в спину.
В свое время команда Troika Games выслушала немало возмущенных воплей от играющего сообщества по поводу Arcanum. В игре действительно был слабоват искусственный интеллект спутников, а одни навыки героя явно проигрывали в полезности другим. Но время иногда совершает удивительные трюки: если запустить Arcanum сегодня, во времена консолей восьмого поколения и наступления виртуальной реальности, то недостатки этой классики ролевого жанра наверняка будут незаметны. Будет виден кропотливый труд разработчиков над удивительным миром и густая атмосфера странствий и приключений. Многие из нас приходят в страну видеоигр именно за этим.
Моя первая ролёвка . Замечательная игра . жаль так и не выпустили вторую часть
О да это вам не игры от бефезды где нельзя убить сюжетных персонажей , помню как убил в игре персонажа в лавке когда своровал какую то дребедень , и пошел проходить дальше , спустя пару часов выяснилось что у него должен быть амулет по квесту , ВСЕ я сидел как дебил и думал что конец игры наступил , но нет как оказалось там есть другое решение для получения амулета у знахарки в первом городе. Вот это РПГ !!! Пожалуйста отберите у беседки фаллаут
Это уже легенда. Помню, как же она много весила для 2001 года))
Какая классная игра!!! Помню как из за пиратской локализации вылетала чуть ли не каждые 5 минут)))
Одна из лучших РПГ в игроиндустрии, вот РПГ умели раньше делать и еще как
BioGen Полностью с тобой согласен)
Ну что сказать, пошел в 8 раз перепроходить её!
И вправду отличная игра своего жанра )
О, да я помню...Еще какие - то кривые пиратки поначалу
Начал проходить Арканум прошлой осенью и прошел только этой весной. Сразу как-то не мог привыкнуть к сеттингу и управлению, но на тот момент меня очень заинтересовала прокачка, в которой можно слепить любого персонажа, и поэтому я всё равно играл в игру. И вот потом я втянулся и стал активно играть. Сколько же всего в этом игровом мире есть, не смотря на то, что выглядит он пустоватым. Каждый город отличается, от предыдущего, обилие разных квестов и предметов. Да и сюжет затянул, что оч хотелось пройти. И вот когда я прошел, то потом удивлялся, что поначалу думал даже забить на игру. Рили игра класная.
Думаю что в Arcanum: Of Steamworks & Magick Obscura играл каждый олдфаг. Шикарная ролевая игра, созданная выходцами из великой студии Black Isles, которую можно смело ставить в один ряд с такими легендами жанра как: Baldur's Gate, Baldur's Gate 2, Fallout, Fallout 2 и Planescape: Torment. Жаль что сейчас такие игры - большая редкость, за последние пять - десять лет могу вспомнить лишь Pillars Of Eternity студии Obsidian и Divinity: Original Sin от Larian Studios.
"Вы действительно хотите выйти?" Вылетала, такой геморрой, но Я ПРОДОЛЖАЛ ИГРАТЬ!!!
Обожаю эту игру, но жалко что короткая :*(
одна из лучших рпг
Если кто-то хочет впервые поиграть - очень рекомендую не изучать умение "дезинтеграция". Ну или не пользоваться им. Оно вызывает привыкание и рушит баланс. А вообще - играйте лучше за техника. Все равно нет ни одной игры, где это так круто реализовано.
Купил как то по случаю коробочную версию. Ни разу еще не пожалел о вложении средств :) Как говориться "вечные ценности важнее денег!"
Arcanum просто, что то невероятное проходил несколько раз, музыка там было тоже отлично подобрана! Жаль, что нет HD разрешения
15 лет назад,боже как я стар)))кажется играл в нее пару лет назад только а уже 15 лет прошло
Как же я давно не играл в эту игру, аж настольгия заиграла) Пошел качать)
Без сомнения - лучшая игра в моей жизни. Равной ей по атмосферности не найти. Периодически перепрохожу за разных героев и каждый раз интересно. Не теряю надежды на продолжение, особенно учитывая возрождение жанра классических РПГ в последнее время.
На последнем скриншоте жирнейший спойлер всей игры, но спустя 15 лет, даже не знаю, считать ли его таковым. Играл ли кто-то в прилагаемый к игре Wormantown? Стоит ли?
Я сбился со счёту, после того как прошёл Арканум 47 раз. И каждый раз удавалось создавать уникального персонажа. Особенно забавно было играть за полу-орка Дон-Жуана :D И спустя столько лет приятно было увидеть обновлённую версию, исправившую многие баги, добавившие рецепты, которых явно не хватало, а так же балансировка урона от способностей и монстров, благодаря которому играть стало немного сложнее, но ведь сложность = интересу. (если вы понимаете о чём я;))
Темное_Солнце ya.neo Вы интересные ребята играли наверное после "фанатских патчей", а что багов в игре мало и они не значительны люди этого форума вообще не знают : http://forums.arcanumclub.ru/index.php?showforum=6 В 2001 это было жесть вылет при хождении, да да зашел в город вылет, вылет во время битвы ид. Некоторые квесты непроходимые из-за этих багов даже сейчас. Я же говорю играли самые что ни есть садомазохисты.
X_ray_83 При чем здесь 2001 год? Я еще раз говорю. В настоящее время все вполне играбельно. Тот или иной баг может вылезти в любой игре на разных компьютерах и в разных условиях. Но вряд ли это помешает пройти игру. Вылетать не будет, тормозить тоже.
когда-то я не понимал в РПГ , скачал арканум - ничего не понял и вышел. Недавно скачал арканум - поиграл, похаркался чёт и понял что игра не для меня , вот не могу я понять чё от меня хотят вообще =) вот Wasteland 2 мне куда интуитивно понятней показался, XCOM , Civilization и еще какие-то стратегии)
Pavlissimus "Играл ли кто-то в прилагаемый к игре Wormantown? Стоит ли?" Очень он странный, сюжет вообще не понятен. Что ? Как ? Почему ?
Вампиры ихние же покруче были.
Лож, свистеж и провокация.
Очень крутая шпила играл у кента в 2001 году. Была в двух версиях на одном диске и на двух. На одном игра вылетала при входе в дом гейтса а на двух нормально проходилась.
Игра с горой багов, готика 3 просто отдыхает, был вариант при загрузке вылет ! Жесть однако более глючной игры я даже припомнить не могу.
X_ray_83 Что мешает играть сейчас, если такой умный? Сейчас багов нет, спокойно проходится. В принципе, это же относится и к Готике 3, которая сейчас очень даже играбельна, ну и даже весьма неплоха. Ну и это же, конечно, к воплям по поводу Маскарада Вампиров. Играйте сейчас, доступ открыт. Лучше игр все равно не делали.
X_ray_83 Наверно многое определяется исходником)) В моем случаи пройдена несколько раз и за магов и за технорей... Недочеты были, но без особых проблем...
Темное_Солнце Игра вышла в 2001 году как причем или ты играешь в игры спустя 7 лет ? В 2008 году это допилили и то не до конца . И диск у меня есть оригинал, могу скинуть что б ты ощутил как оно было при релизе, слабо ? ))))
X_ray_83 Я играю и спустя 15 лет, если игра хорошая (впервые, а не перепрохожу). Вот где-то года три назад я прошел M&M 6. Никаких проблем не вижу. Также и с новыми играми. Я жду GotY издание.. Хотя на деле и до него руки доходят спустя годы. Потому что игра со временем становится только лучше. И диск у меня есть оригинал, могу скинуть что б ты ощутил как оно было при релизе, слабо ? )))) Зачем?
Огонь !!! Это - Классика !!!