на главную
об игре

The Witcher 2: Assassins of Kings. Возвращение Белого Волка

Рецензируемая версия игры: PC

В 1993-м году в свет вышла первая книга о ведьмаке Геральте из Ривии, написанная польским писателем Анджеем Сапковским. Мир увидел абсолютно новое, нестандартное (если хотите, можете даже обозвать его модным словом «постмодернистское») фэнтези. Автор взял да отбросил в сторону десятилетиями складывавшиеся «эпические» каноны, описав до боли реалистичное Средневековье - грязное, пошлое, темное - настолько правдиво, что иного читателя невольно берет стыд за саму человеческую сущность. Мешанина из восточноевропейского фольклора и славянской мифологии, до тех пор практически неизвестных миру, взяла да выстрелила колоссальным успехом. За несколько коротких лет Сапковский стал на одну ступеньку со своим соотечественником, магистром Станиславом Лемом, а вокруг его произведений, как полагается, заработала всякая индустрия: игрушки, комиксы, сувениры, тетрадки с ведьмаковскими медальонами на обложках и, в конце концов, экранизации. Успех был ошеломляющий.

Игровое воплощение книжной вселенной было очевидным. Анджея Сапковского нельзя назвать знатоком компьютерных игр, так что можно считать большой удачей то, что права на игроизацию «Ведьмака» достались по-настоящему талантливой студии CD Project Red. Еще бы: шанс получить дешевую поделку с дорогим именем в таких случая донельзя велик. По счастью, парни из польской студии свое дело знали. Заручившись поддержкой Atari, в 2007-м году разработчики совершили маленькую революцию в жанре ролевых игр, точно таким же образом, как некогда оригинальные книги перевернули взгляды на фэнтезийную литературу. Первый «Ведьмак» был целиком и полностью уникальным: все его элементы были придуманы и воплощены с нуля. И, надо заметить, работали «на ура». С первого взгляда все было как в обычной RPG: главный герой, квесты, меч в руках. Однако поверхностный взгляд и близко не мог передать всю глубину игры.

Вторая часть могла стать либо улучшенной первой, либо совершенно другой игрой. Теперь, глядя на нее, можно с уверенностью сказать, что разработчики выбрали смешанный путь.

Технологии ради сюжета

Говоря по правде, во время интервью со старшим продюсером игры Томашем Гопом на «ИгроМире 2010» у меня начали появляться некоторые сомнения насчет второй части. Глядя на новую боевую систему, отказавшуюся от стилей боя, на кулачные схватки с «горячими клавишами», на камеру, тогда еще висящую за правым плечом персонажа, в голову начинали закрадываться всякие нехорошие мысли. Неужто разработчики пойдут навстречу современным тенденциям и выдадут эдакий средневековый Mass Effect? «Я ведьмак Геральт, и это моя любимая корчма в Вызиме!» Успокаивало то, что большую часть времени Томаш описывал не графические навороты и даже не количество возможных сексуальных партнеров, а сюжет игры, его вариативность и влияние выбора на то, что мы увидим дальше. Что ж, у каждого свои «фирменные» фишки. Хотя, раз уж зашла речь, в малом количестве постельных сцен The Witcher 2 не упрекнешь, как и в их откровенности. Еще бы: особый предмет гордости CD Project – возраст целевой аудитории. Конечно, в наших с вами реалиях особого значения этот фактор не имеет, а поглазеть на грудь Трисс сможет представитель любого возраста – был бы дома компьютер.

Можно со всей радостью констатировать: все свои «сюжетно-сценарные» обещания CD Project выполнила с завидным старанием. Закрученный сценарий с самого начала игры бросает нас в гущу событий, не забывая при этом создать соответствующий антураж. Пролог награждает нас самым настоящим штурмом замка, расположенного высоко в горах, откуда, само собой, открываются захватывающие дух виды. Разработчики ни на минуту не забывают о визуальной стороне, стремясь произвести эдакое вау-впечатление: здесь мы пустим с небес огнедышащего дракона, обрушим пару башенок, пустим град горящих стрел, дадим пострелять из баллисты. Ну а в конце, в качестве завязки, вставим, ни много ни мало, убийство короля. Местами – настоящая Call of Duty от жанра RPG. Множество эффектов, куча метких фраз в духе Сапковского, крепкие схватки с врагами – кардинальное отличие от первой части игры, где пролог, несмотря на свою динамичность, был не настолько масштабным. Прибавьте сюда сделанный с нуля современный движок и тот факт, что игра долгое время разрабатывалась как PC-эксклюзив. Как итог, The Witcher 2 выглядит ну очень вкусно, уже во многих местах на голову превосходя еще не вышедшие Mass Effect 3 и тем более Skyrim. Конечно, без грамотного дизайна локаций и квестов любые графические навороты не идут впрок, однако здесь с этим все в полном порядке. Картинка The Witcher 2 полностью органична и соответствует тому, что можно ожидать от подобной игры.

Нередко всякие разные улучшения оборачиваются для большинства проектов-продолжений боком. Здесь приходится выбирать: либо сюжет, либо линейная эффектность. The Witcher 2 и здесь удается успешно выкрутиться. CD Project создала свой собственный движок в первую очередь не ради технологий, а в поисках возможности воплотить в жизнь настолько разветвленный сценарий, насколько это вообще возможно на сегодняшний момент. Поначалу нам дается выбор лишь в мелочах: устроить резню в подземелье либо обойти патрули стороной, решить проблему разговором или при помощи меча, отправиться на задание одному или заручиться помощью товарища. Положа руку на сердце, нужно признать, что подобные небольшие «развилки» существуют в любой современной качественной RPG. Но здесь уже совсем скоро развилки становятся масштабными настолько, что в итоге мы получаем целых две, а то и три совершенно разные игры, со своим уникальным набором квестов, где персонажи ведут себя в соответствии с тем, что происходит вокруг них. Если в первой части суть Геральта, его поведение и его поступки в абсолютном большинстве были прописаны заранее (как же – книжный канон, все-таки), то теперь у нас есть вдоволь вариантов, позволяющих даже с заранее прописанным персонажем провести отыгрыш именно так, как нам будет по душе. И при этом ничуть не вредить книжному образу Геральта.

Места, где разворачиваются события игры, преподносятся, как и в первой части, с разделением на главы. Новый город – новая глава. Большого, открытого для исследования мира здесь, как и прежде, нет, вместо него – населенные пункты в несколько кварталов с парой десятков улочек. И, само собой, городские окрестности. Они здесь выполняют роль той самой «дикой территории», где нет стражи и все дозволено. Выходить за городские ворота придется частенько: только там можно найти вдоволь ингредиентов для ведьмачьих эликсиров, только там водятся в достаточном количестве твари, на которых можно набрать ценный опыт. Да и природа там, в конце концов, красивая. Множество квестов, как основных, так и побочных, будут отправлять нас за городскую черту, открывая в местах, еще недавно казавшихся рядовыми, целые истории. Пустых в плане сюжета локаций здесь нет – практически в каждом уголке территории рано или поздно что-нибудь да произойдет. Что-нибудь интересное, а не рядовой забег за головами утопцев. К слову, стандартные ведьмачьи «контракты на чудищ» все еще можно брать прямо с досок объявлений.

Вся продолжительность второго «Ведьмака» – три главы в 35 часов длиной. Намного меньше, чем в первой части, но все еще достаточно много для современной RPG. Если пролог и первую главу большинство игроков увидят почти одинаковой (и то скорее визуально), то дальше начинается глобальная сюжетная развилка, обе ветви которой ведут в две совершенно разные стороны. Всю вторую главу, а это добрые процентов 30 игры, можно отыграть в абсолютно разных местах, выполняя совершенно разные квесты. Только не стоит надеяться на стандартное наличие «доброго» и «злого» путей. Во вселенной Анджея Сапковского границы добра и зла, если можно так выразиться, размыты бытом. Никаких черных и белых – лишь множество оттенков серого. У любого благодетеля пылится свой скелет в шкафу, а классические «злодейские злодеи» даже здесь существуют лишь в сказках. Расизм, ксенофобия, пьянство, болезни, дремучесть закрепощенного и мещанского населения процветают вовсю, как и в любом невыдуманном средневековом государстве. При всем при том главный герой вовсю стремится сохранить пресловутый ведьмачий нейтралитет, а причины, по которым он ввязался в эту знатную заварушку – несправедливое обвинение и помощь своим друзьям.

По хардкору

На первый взгляд, механика игры осталась той же. Так оно, по большому счету, и есть. Здесь все так же есть несколько ветвей развития: алхимическая, боевая, магическая и стандартная ведьмачья. С каждым новым уровнем нам выдается пара очков-талантов, которые тратятся на приобретение умений и способностей. Исследуя окружающий мир, мы постоянно находим ингредиенты для эликсиров: собираем грибы, обрываем побеги с кустов, вырезаем части тел убитых чудовищ. Без эликсиров – верная смерть. Кроме того, с их помощью можно получить возможность видеть в темноте, а без этого некоторые квесты превращаются в настоящий хардкор: уж очень темны здешние подземелья и катакомбы.

Но и под действием зелий бои проходят отнюдь не как по маслу. Помните первую часть игры? Уже тогда многие игроки сетовали на излишне сложные схватки. Что ж, теперь они стали на порядок труднее. Два противника – уже смертельная опасность, а здесь они имеют обыкновение ходить довольно большими группами. Приходится всячески изворачиваться, чтобы хоть как-то уменьшить их количество. К тому же, полностью преобразилась сама боевая система. Это, пожалуй, самое неоднозначное изменение во второй части. Новая боевка стала проще. Хотя, назвать ее совсем уж незатейливой язык не поворачивается, тактика из нее никуда не делась.

Раньше у нас было аж три стиля боя: силовой, быстрый и групповой. Теперь никаких стилей нет и в помине, а им на смену пришли два разных типа ударов: сильный и быстрый, по одному на каждую из двух кнопок мыши. Разработчики предлагают нам создавать комбинации ударов прямо на ходу, как нам заблагорассудится. В большинстве случаев в итоге действительно получаются довольно действенные и, что немаловажно, красивые серии. Притом, если вы будете развивать именно владение мечом, то ближе к концу игры Геральт начнет выдавать такие финты, что за его действиями будет просто тяжело уследить. Постепенно нам становятся доступны добивания, притом не простые, а групповые, когда ведьмак одним махом отправляет на тот свет по три человека разом. Красота да и только.

Обещания разработчиков о десятках видов экипировки для персонажа сбылись наполовину. Снаряжения, конечно, стало на порядок больше, однако манчкинам в игре ловить нечего. Уже в первой половине игры можно получить чертежи и собрать снаряжение, которое замечательно прослужит чуть ли не до самого ее конца. Крафтинг стал более продуман: в игре есть множество компонентов, необходимых для создания оружия, ловушек или доспехов. Кроме того, чертежи существуют даже для некоторых компонентов. Их можно найти, а можно просто купить у ближайшего торговца (кроме самых редких, само собой). Далее мы просто идем к кузнецу или мастеру, отдаем ему все необходимое и забираем свой предмет.

Радует повышенное разнообразие видов вооружения. Как и прежде, ведьмак использует два типа клинков: серебряный – против чудовищ, и обыкновенный стальной – против всех остальных. Теперь у оружия появились вменяемые статы, руководствуясь которыми, можно без опаски вооружиться любым понравившимся клинком, не опасаясь, что он окажется несовместимым с ведьмачьими боевыми стилями. Конечно, выделывать фортели с обыкновенной деревянной дубинкой Геральт не станет, но приложить ей может за милую душу.

Если говорить откровенно, то особой гениальностью сюжет игры не блещет. Ничего сверхъестественного: обычные заговоры и интриги, какие можно встретить и в других играх. Но сюжет и сценарий – вещи совершенно разные. Так вот, сценарий The Witcher 2 можно не кривя душой назвать одним из лучших за всю историю RPG. Огромная вариативность действий, куча замечательных диалогов и неожиданных поворотов. Разработчики рассказывают свое повествование так, как этого никто прежде не делал. Здесь есть настоящие жемчужины: история о проклятом поле битвы, очень кстати дополняющая основной сюжет, квест о подставленном суккубе, подготовка к обороне целого города. В основном все это благодаря персонажам игры. Они здесь – по-настоящему живые люди, а не говорящие модели, нужные лишь для того, чтобы рассказать очередной отрывок текста из сценария. CD Project очень старательно прорабатывала мир игры, каждый его уголок, каждую мелочь. В городских корчмах все так же можно спустить целое состояние на азартных играх, померяться с кем-нибудь силой или просто-напросто выпить с друзьями. Мелочи, мимо которых многие просто пройдут стороной. Но, тем не менее, их наличие не может не радовать.

Мечты-мечты

Копая глубоко, можно сказать, что практически в каждом из аспектов The Witcher 2 есть свои маленькие минусы. Но, как бы то ни было, плюсов намного больше, и они намного весомее. Гениальный сценарий, дарящий игрокам настоящую реиграбельность, превосходная визуальная сторона, яркие персонажи, куча простого фана, в конце концов, – и все это в фирменном «ведьмачьем» сеттинге, в добротном RPG-оформлении. Новая игра CD Project снова не похожа на проекты конкурентов и снова хороша. Чертовски хороша. Побольше таких игр, и, глядишь, десятилетняя эпоха консерватизма в RPG пройдет, а разработчики начнут выдумывать что-то новое, перестав повторять старые идеи на обновленных движках. Пример CD Project доказывает, что все возможно. Было бы желание. Будем надеяться, что у кого-нибудь оно обязательно проснется.


Плюсы: замечательный сценарий; современная графика; живые персонажи; высокая реиграбельность; доскональная проработанность мира.
Минусы: вылеты после первой главы; слегка скомканная концовка.
Вердикт: одна из лучших RPG в истории, достойная занять место рядом с титанами жанра. Похоже, кому-то придется поступиться.

НАША ОЦЕНКА: 9.0


Другое мнение

Гоша Берлинский:
The Witcher 2 – крутая игра во всех смыслах. Она затягивает сильнее, чем продукты BioWare. Но у нее есть серьезный недостаток, который трудно игнорировать – малое количество побочных квестов. Причем их львиная доля приходится на вторую главу. А в третьей их – почти нет. Даже с учетом объявлений в стиле «принеси 20 голов бешеных хомяков». По этой же причине третья глава занимает три часа, в то время как вторая – двадцать. Хотя места там везде достаточно – хватит на ворох небольших интрижек. Это наталкивает на мысль, что часть контента по каким-то причинам банально бросили на половине пути. И добавят ли в DLC – еще вопрос. Потому и сравнивать «Ведьмак 2», например, с «Готикой» - ну совсем смешно. Плюс, в игре жутко короткий Эпилог при очень продолжительном Прологе. Он внезапный и скомканный, словно авторов в тот момент уже гнали сдавать мастер-диск. Отсюда – легкое разочарование.



Наше знакомство с 3D-версией Witcher 2: Assassins of Kings началось с казуса. Вначале мы долго не могли подключить монитор к системному блоку, затем пытались понять, как настроить глубину картинки. Но как только все было готово и путешествие началось, мы поняли, что все эти подготовительные работы были проделаны не зря. Потому что трехмерный «Ведьмак» – это то, чего мы ждали от новой технологии. Работает это примерно так: все герои, а также некоторые детали интерьера вдруг оказываются прямо перед вашим носом, а фон уходит в глубину. Особо ярко это проявляется во время схваток. Складывается впечатление, что мечи проносятся прямо у тебя перед носом, а одежду в итоге придется отмывать от разбрызганной крови. Кроваво, жестоко, реально. Но оно того стоит.

Благодарим компанию Nvidia за предоставленное 3d-оборудование


 

429
401
Комментарии:  401
Ваш комментарий

Нирикамендую такую игру.

Хороший обзор и оценка справедливая.

По-настоящему ЭПИЧЕСКАЯ РПГ!УРА! P.S.ПК-шники рулят)))

Школоло и хейтеры ругающие якобы за слешерную боёвку убейтесь, даже Берлинский похвалил Ведьмака 2.

Это лучшая RPG, да что там RPG, лучшая игра, в которую я когда-либо играл. Интереснейший и многогранный сюжет и реальный выбор его развития с кучей вариантов; кинематографичность на высшем уровне (даже Mass Effect курит в сторонке), как и графика, которая находится на уровне "Assasin's Creed 2"; удобная и интересная система прокачки персонажа; мини игры, как в "Fable", правда не в том количестве; живые диалоги с хорошим юмором и неплохой локализацией и многое, многое другое. Из минусов: простовата система боя, побочных квестов поменьше чем в "Dragon Age", не особо велик выбор оружия, игра коротковата, но в отличие от тех, кто здесь пишет, я не считаю, что концовка замылена и урезана, просто, чтобы понять все перипетии сюжета до конца и что к чему в итоге привело, надо проиграть оба варианта "вилки" (и за Йорвета, и за Роше). В общем, никому не известный польский "CD Project Red" положил гиганта "BioWare" на обе лопатки. Триумф ПК игр перед консольным "мылом". Жаль PG не поставила 10 или, хотя бы, 9,5 баллов.

Игра очень короткая, можно спокойно за день пройти.Из-за этого не очень интересная. Оформление локаций стало хуже и однообразнее. Вроде грандиозное начало, но убогий конец. Впринципе, это больше похоже на DLC. "Особое" мнение так и останется им. Dragon age 2 во многом лучше польского аналога, но не во всем.

Хорошая оценка превосходной игре!!!

В этой игре про Сапковского можно и не вспоминать кроме имен от Ведьмака ничего нет, сделали бы по смыслу книги было бы в 1000 раз интересней, для рпг слабовато в том же скайриме намного больше вариаций развития, хотите хардкора darksoulls WELCOME, а так средняя игруля просто посидеть не вникая в игру.

dr087 Ты неправ чуть больше, чем полностью.

не первый:D PS дрочеры пролистывают сразу к титрам

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ