7 игр в духе "Мира Дикого запада"

На днях завершился киберпанковый сериал HBO «Мир Дикого запада», рассказывавший о парке развлечений, полном роботов, где гости-люди могли участвовать в квестах, грабить и убивать. Но потом оказалось, что роботы могут научиться давать сдачи. Создателями и движущей силой всего этого стали Джонатан Нолан (брат Кристофера Нолана) и его жена. Сериал обозначил множество этических дилемм и разобрал целый ряд философских вопросов, касающихся того, что делает нас людьми. Мы подобрали игры, которые исследуют те же темы.

The Swapper

С одной стороны, это сборник головоломок. Есть запутанные комнаты-задачки, которые мы решаем с помощью перемещения из одного тела в другое. Но с другой стороны это уникально, сильно, умно поданный сборник, который на своем примере доказывает, что можно сделать твердую научную фантастику вокруг чего угодно. Возможно, даже вокруг тетриса — было бы желание и талант.

The Swapper повествует об одиноком астронавте, застрявшем на пустом космическом корабле, среди инопланетных камней, начинающих влиять на него. Ему приходится перемещать свое сознание из одного тела в другое, чтобы выжить. А параллельно игра пытается ответить на вопросы, что, собственно, есть сознание и где находится душа, в чем она заключается и есть ли она. А в самом финале ставит перед тяжелым моральным выбором, где и так, и так получается трагедия.

The Talos Principle

Это тоже сборник головоломок, только уже вдохновленных Portal. Сценарий для нее писал все тот же Том Джуберт, работавший над сценарием The Swapper. Игра рассказывает об андроиде, который проходит сложные логические тесты в симуляции.

Croteam, видимо, решила совсем не мешать Джуберту — типа, пускай делает, что хочет. В итоге тот сделал The Talos Principle, возможно, одной из самых интеллектуально загруженных игр вообще. Он снова философствует на тему сознания, но подходит с другой стороны — на примере искусственного интеллекта. То есть, где заканчивается программный код и начинается личность? Насколько привязана наша личность к нашему телу? И в то же время там много отсылок к христианской и древнегреческой мифологии, которые тоже наталкивают на разные размышления.

The Fall

Небольшая адвенчура, где наделенный искусственным интеллектом скафандр пытается найти средство вылечить человека внутри себя. ИИ оказывается на таинственной заброшенной базе с лабораториями и тестовыми камерами, которой тоже управляет ИИ.

Авторы исследуют разные моральные и этические моменты, связанные с отношениями между роботами и людьми, тоже копаются в теме сознания и, наконец, пытаются обходить известные законы робототехники, постепенно обнаруживая в интеллектуальном скафандре способность к эмпатии. Финал жесток.

The Turing Test

Portal-образная адвенчура про астронавта, которого ИИ выдергивает из криосна, чтобы помочь исследовательской команде, находящейся на Европе, спутнике Юпитера. Вместе с ИИ главная героиня путешествует по базе, созданной таким образом, чтобы по ней могли перемещаться только люди. Многие комнаты и проходы в ней представляют собой тест Тьюринга.

Постепенно бытовой разговор с ИИ перерастает в споры о разнице между человеческим сознанием и сознанием искусственным, причем с различными примерами — начиная с критики и аргументов за тест Тьюринга и заканчивая, опять же, защитой и сомнениями по части Китайской комнаты — другого теста, исследующего симуляцию сознания. Параллельно авторы рассуждают и на тему свободы воли, и немного на тему эмоций как важной составляющей личности.

The Stanley Parable

Это не совсем фантастика, хотя некоторые из историй, которые рождаются в игре, можно к ней причислить. Это интерактивный моноспектакль, где наши действия рождают разные истории.

The Stanley Parable пытается манипулировать нами, ставит перед дилеммами и разными философскими вопросами, пытаясь, как и «Мир Дикого запада», разобраться в природе человека, в связи между логикой и эмоциями.

Binary Domain

Экшен о, грубо говоря, борьбе роботов с людьми, но основанный не на банальной идее про восставших машин, а на, скорее, борьбе за право жить. Действие происходит в будущем, где Новая Женевская конвенция запретила создавать человекоподобных роботов.

Одна из причин в том, что роботы, внезапно обнаруживавшие себя таковыми, а не людьми, сходили с ума. Тем не менее, подобные особи продолжают появляться, и команда героев должна найти человека, который их создает.

BioShock

По словам Джонатана Нолана, он большой поклонник работ Кена Левина и, в частности, серии BioShock. Звучит логично, потому что в своем творчестве оба этих автора интересуются одними и теми же темами (сознание, детерминизм, воспоминания) и, отчасти, используют одинаковые способы (нелинейное и фрагментарное повествование, крючки в диалогах и так далее).

В первой BioShock, помимо критики Айн Рэнд, сценарий уделяет очень много внимания именно вопросу свободы воли. Вспоминая судьбу главного героя, можно провести некоторые параллели с персонажами «Дикого запада» — например, Мейв и Бернардом.

Комментарии: 52
Ваш комментарий

Не со всем я, конечно, согласен. Но прочитал с удовольствием и мне понравилось.

35

Как раз сейчас перепрохожу Принцип Талоса. Одна из самых красивых и замечательных игр, с которыми я был знаком. Слова, как говорится, излишни. Она просто прекрасна.

21

в Стенли так и не поиграл, настало время )

17

сома немного не о ИИ, но подошла бы тоже

17

И оригинальный фильм, "Мир Дикого запада" с Юлом Бреннером, и сериал - так себе. А уж тем более проводить параллели этой посредственности, скажем, с блестящей Биошок (в свое время сюжет Инфинита меня невероятно порадовал) или Талосом - просто ересь. Опять же, если брать игры, где упоминается или прямо-косвенно участвует ИИ, то тут список вообще бесконечен - начиная от легендарного I have no moth but I must scream и заканчивая EDI в Масс Эффект с ее шуточками типа "я люблю смотреть на людей, поставленных на колени".

13

Fearrex Вот вы говорите о посредствености сериала но у вас даже не хватило ума понять о каких играх статья, тут говорится не об играх где "прямо-косвенно участвует ИИ", а об играх где поднимаются вопросы смысла жизни, самосознания, а также что делает человека человеком итд

23

Diabolic_Fruit Везде, где прямо-косвенно он участвует, эта тема поднимается. Я привел ряд примеров и если у вас атрофирован интеллект настолько, что вы даже погуглить поленились, о чем я написал, то это ваши проблемы. Тот же I have no mouth поднимает в рамках коротенькой книжки или весьма годного (пусть и старенького) квеста вопросов на порядок больше, чем сделанное для широкой массы кино. А вопрос самосознания и что делает человека человеком еще Карлом Чапеком был поднят, кстати, создателем термина "робот". Так что если для вас это послание сериала открытие, то для любого эрудированного человека - так, пройденный этап.

5

Fearrex А я не говорил что одно исключает другое, зависит от того как написать в данном случае "где упоминается или прямо-косвенно участвует ИИ" никакого намека на филосовские вопросы в цитате нет. А что если определенные вопросы, темы уже были кем-то озвучены, написаны, сняты , то сериал априори посредственный? Почему тогда для вас биошок инфинит не посредственный? Ведь твисты с паралелльными вселенными не только в нем имеются P.S. биошок люблю

14

Diabolic_Fruit Про "Биошок" я так скажу - они не постеснялись бросить вызов интеллекту игрока, а не были беззубо-заботливыми в плане подачи сюжета. Мне всегда импонирует храбрость и дух первопроходцев, с которыми на свет выходят отдельные игры. К сожалению, их все меньше и меньше, а большинство - условно-стерильные. В отношении сериала термин "так себе" был в формате "не рыба, не мясо". Потому что помимо супового набора клише, в ряде потенциально очень сильных моментов почему-то сбросили градус драмы и ушли в тень. Мб для второго сезона, мб чтобы зрителей не пугать. Сейчас очень много интересных идей, инновационных задумок в литературе, но их боятся выводить в медиа как из-за боязни, что не дай бг люди думать начнут, так и из-за пресловутой боязни финансового краха. Сами себя взяли в заложники, короче.

18
наделенный искусственным интеллектом скафандр пытается найти средство вылечить человека внутри себя

Вот это было сильно сейчас.

11

Сериал очень скучный и неинтересный. А эти игры интересные?

10

В бинари домейн я кстати или забыл или там просто не обьясняли как роботы могут жить среди людей без палева и никто не знал что они роботы (даже министр в начале игры засветился как робот и никто не в курсе). Так вот, как роботы могли так шифроваться если они тупо железные внутри, что никто рентген не проводил, там в будущем что настолько тупая медицина что не могут робота от человека отличить? Объясните этот момент.

9

Всем для кого сериал посредственный. Это вы посредственные. У меня все.

7

По поводу игр и конкретно Биошока - больше подходит DLC Minerva's Den, там прям история Арнольда/Бернарда против альтернативного Форда. Ну а вообще первый сезон неплох вполне, крепкая оценка "выше среднего". Деды Хопкинс и Харрис заслуживают всяческих похвал. Концовка вышла предсказуемой очень, но постановка достаточно годная.

7

wolfpac А че, к новым сериалам модно спойлеры строчить?

7

Combine-47 Я бы таких спойлерастов банил к едрене фене.

6

По мотивам игры The Fall можно фильмы снимать! Крутая игра с отличным и непредсказуемым финалом!

7

что то в последнее время везде на слуху этот сериал, он вообще годный?, или из него только раздувают годноту?

7

BAD_TASTE если тебе меньше 18, лучше не смотри...

5

BAD_TASTEО Однозначно на любителя, тяжело смотрится и многое не понятно Под конец ждет сильный разрыв шаблона в духе фильма "Начало".

5

THUNDERDOME Евгений Носов спасибо ребята:D

3

SOMA внесите в список, убер игра.

7

а при чем тут "Дикий запад" ? У меня почему-то эта фраза всегда ассоциировалась с Америкой, индейцами и ковбоями....

6

Herish-Extreme Чукча не читатель, чукча писатель?

3

Читать топ от Гоши - одно удовольствие.

5

Логичнее было бы упомянуть Red Dead Redemption. Binary Domain заслуживала большего в продажах. Один из лучших шутеров от 3 лица в 12 году.

5

slauka_omsk Эм, при чем тут RDR? Там тоже роботы есть?

4

А как же Fallout 4 их синты очень похожи на андроидов из сериала. Даже изготавливают их так же в игре.

5

Анжелика04 Представь себе, что есть игры, которые гораздо лучше Ф4 что в плане реализации, что в плане сюжета и темы.

5

BioCommandos Я разве написала что, в Fallout 4 супер сюжет, мир и тд, по сравнению с этими играми ? Нет, и это не как не относиться к сути. Я написала что, синты из фаллоута очень похожи на синтов в фильма, их тоже сложно от людей отличить, они стремятся к свободы, институте их точно так-же создают, случае сбоя так же память стирают, их личности меняют, как это показано сериале. Это все факт. Я когда начала сериал смотреть сразу фаллоут вспомнила ибо, действительно очень похоже они в этом плане.

6

Анжелика04 Да, но в Fallout это все донельзя вторично. ВСЕ эти идеи были разобраны гораздо раньше, и если тот же Talos Principle попытался найти какой-то новый подход к теме человечности и ИИ, то Фалл просто взял, и весело скопировал Бегущего по Лезвию. Если для вас это оказалось каким-то откровением - вы не читали и не смотрели очень много хороших книг и фильмов.

3

Анжелика04 Это случалось раньше и повторится вновь (с) Battle Star Galactica

2

админы,спасибо конечно,но поздно(

4

а еще вот эта игра Крутая игруля!!! в духе дикого запада!!

4

спасибо, приятно было почитать

3

Кстати вот в тему блог, недавно посмотрел Робот Чаппи. Вот меня поразил и глубоко касается темы что есть душа и что есть человек

3

мне понравились The Talos Principle, Binary Domain и биошок.

3

как же достал этот плейр, кто-бы знал .

3

АААА, спойлеры в комментах! Негодяи!

3

а как же fallut 4 ребят , вы чего? , я думал она будет где-то в топе.

2

что то этим духом не пахнет, хотя я сам знаю в каком стиле все эти игры

1

Отличная статья.в некоторые игры не играл прочитал с удовольствием думаю заполню пробел и прекрасно проведу время)

1

Вот я всегда не понимал как можно играть вот в такое . ФУУУУУ!!

0

народ , а никому не интерестно что процесс создания роботов откровенно спи***ли из фаллаута 4?

-18