на главную
об игре
Final Fantasy 13 09.03.2010

Final Fantasy 13. Фабула Нова

Мой персональный барометр для оценки японских ролевых игрищ отличается от тех, что принято использовать в благопристойной компании друзей. Все ищут с лупой бонусные квесты и негодуют при виде длинной коридорной кишки – я же смотрю на волосы геройского состава, их одежку и заслушиваюсь диалогами. Большинство плюется и ропщет, глядя на обиженную творцами ролевую систему – я любуюсь пейзажами, гаммой и переливами цветов.

В личном топе Final Fatnasy XIII, без вопросов, займет второе место и отберет корону у Final Fantasy VIII. Только вглядитесь в эти прически, на эти растрепанные пряди волос у плаксивого Хоупа Эстейма и развивающуюся на ветру челку Лайтнинг! Вечная любовь с первого взгляда. А потом посмотрите на чарующую синеву мира Фал’cи, кропотливый подбор цветов и мазков, чтобы картина не резала глаз, а вызывала неподдельный интерес. Мое сердце похищено.

Если отбросить бабскую впечатлительность и очень-очень сурьезно зыркнуть на Final Fatnasy XIII, то свободолюбивые граждане в галстуках тут увидят один негатив. «В FFXII и города тебе были, и квестов до кучи, и якшаться можно было по миру в какую угодно сторонушку! Фу, что же эта треклятая Square Enix сделала?!» - мыслят FF-послушники. Остальные – не волнуйтесь. Бригада, вылепившая Final Fantasy X, не шлепнулась в лужу.

Новая кристальная история

Многие требуют свободы, громко протестуют и плюют в лицо продюсерского состава FFXIII. Два козла отпущения – Мотому Торияма и Ёсинори Китасэ. Простить их нельзя. Эта парочка отняла у FFXIII ту самую желанную свободу – вплоть до 11-ой главы (из тринадцати) тут нас заставляют бежать строго по прямой, редко давая шанс свернуть в правый/левый тупик. Ужас! Непростительно.

Братцы, а если серьезно – это jRPG. Жанр, который с пеленок учит отсутствию демократичных выборов и богатых развилок. Свобода здесь если и есть, то она иллюзорная. Невидимый рассказчик всегда ведет под ручку геройский состав до одного канонического финала. Поможете ли вы какой-нибудь старушке, утвердительно ли ответите на вопрос «Ты спасешь наше королевство?» - от этого ничего не зависит. Японские духи подхватят вас под руку и поведут по одинокому коридорчику.

Final Fantasy XIII очень честна. Она с самого начала объясняет игроку, что идти нужно только вперед. Назад тоже можно, если внезапно захочется покачаться и побить возродившихся спецназовцев PSICOM или разгуливающее зверье. Но как только глава завершена – вернуться обратно не получится, хоть ты убейся.

И это хорошо. Просто замечательно. Final Fantasy XIII не растекается на 150+ часов прохождения, держит игрока в тонусе и постоянно поддерживает интерес к дальнейшим сюжетным походам. Каюсь, я так и не добил до финальных титров Final Fantasy XII – игра слишком большая, огромная, где игрок просто захлебывается в море возможностей.

Тринадцатая часть – маленький ручеек, который превращается в небольшое озерцо ближе к кульминации, наполняя безбрежные края шестью десятками побочных и совсем необязательных квестов. Хотели свободы? Нате! Не хотели? Вперед, осталось всего две главы!

Японцы не даром прожужжали всем уши о том, как они хотели сделать сюжет центральной осью FFXIII. Линейность – единственный способ удержать игрока в нужном ритме, чтобы он не заскучал и не пошел бродить по округе. На одной стометровке, правда, счастья не построишь – нужны и персонажи, которые станут опорой и расслабляющим элементом в перерывах между боями.

Святые руки Тэцуи Номуры, последней надежды и всемирно известного художника Square Enix, нарисовали просто отличную геройскую бригаду. Пусть от персонажей и разит за километр проеденными молью характерами, наблюдать за склоками и драками между убежденной пацанкой Лайтнинг и бесстрашным Сноу – одно удовольствие. Театральное представление не портят и вечно депрессивный мальчик Хоуп Эстейм, и улыбчиво-туповатая девчушка Ваниль, и афроамериканец Кацтрой, который умудряется еще и смешно шутить. С таким подбором актеров не заскучаешь!

Разит прямо в сердце и технологический бицепс FFXIII. Будет уместно сказать, что FFXIII – самая красивая RPG на день сегодняшний. Посмотрите сюда, на взаправдашнюю ткань, из которой сшит весь гардероб Лайтинг сопартийцев, море спецэффектов, атакующих сетчатку глаза во время обмена ударами со зверинцем, и детальные текстурки и тени на футуристических ящиках и заброшенных руинах. Восхищаться тутошними пейзажами можно сколь угодно долго.

Единственное, что может нарушить идиллию – это первые несколько часов игры. Дело в том, что на стартовой ленточке никто не пытается рассказать о предыстории мира или хотя бы вкратце поведать, что здесь вообще творится. Даже больше – персонажи постоянно болтают о каком-то «Пульсе Фал’си, Коконе, давних войнах, сотворении мира, Л’си, Предназначениях и монстрах Си’тах».

«Господи боже, о чем это они?» - проносится в голове. Смотреть на сальто и кульбиты Лайтнинг приятно, Сноу тоже любит приложиться к челюсти врагов от души – постановка роликов великолепная, народ аплодирует, режиссеру можно давать «Оскара». Но как только персонажи открывают рот и начинают обсуждать древних небожителей Фал’си – понять, о чем речь и зачем крутились все эти сальто, вообще невозможно. При этом никто и не подумает спешить с разъяснениями! Почти пять глав в сюжетной тьме – примерно столько придется провести игроку, вслушиваясь в диалоги.

Лайтинг Болт Экшен

Положим, с линейностью разобрались. Дальше испытание не для неженок – подкошенная боевая система. Square Enix до релиза игры очень активно травила байки, что хочет оформить бои так, чтобы они смотрелись прямо как нарезка кадров из фильма. Частично получилось. Частично – нет.

Бои действительно проходят в реальном времени, отдавать приказы надо быстро, без долгого смакования. Две-три секунды уходит на «перезарядку» для новой атаки – и вновь выбираем удар или связку затрещин. В такой спешке на самом деле очень легко запутаться на первых порах. Поэтому добрые японцы придумали «автоматический выбор» атак – компьютер учтиво выберет «оптимальные» удары и магию для вражины, а нам лишь останется нажать одну кнопочку.

А ну-ка, кто выкрикнул «казуальная бредятина»? Сожалеем, отчасти так и есть. Некоторые бои превращаются в однокнопочную нудятину. Компьютер выбирает атаки, мы лишь покорно их подтверждаем и редко подлечиваем или снимаем пагубные магические эффекты со своей партии.

Тактика, впрочем, существует в мире FFXIII. Но пользоваться ей примерно до пятой главы бессмысленно – персонажи врукопашную укладывают всех зомбяков и церберов. Зачем ломать голову? А вот дальше, когда неприятельские популяции разрастутся и будут представлять реальную угрозу – вот тут-то и узрят неблагодарные Л’си всю глубину боевки.

Глубина, конечно, не достигает старых пошаговых RPG, зато система очень проста в освоении и интересна. Герои в FFXIII могут обучиться сразу нескольким профессиям – танки, бафферы, дебафферы, лекари, весь набор. И по ходу схватки нам дают право менять их «роли». Скажем, если персонажей хорошенько побили и нужно быстренько пополнить запасы здоровья, то просто делаем кого-нибудь лекарем, залатываем раны и снова идем в атаку. При желании – вызываем здоровенных существ Эйдолонов, которые могут одной лапищей нанести под 50 тысяч единиц урона. Если не больше.

Хоть возможных вариантов с перетасовками ролей не так и много – от этого схватки в FFXIII хуже не становятся. Некоторые из них заканчиваются, даже не начавшись, а некоторые – требуют концентрации и внимания, где одно неверно принятое решении (на «автоматического» советника под конец лучше не надеяться – он будет подсказывать одну ерунду) может стоить всем героям жизней.

Система прокачки была упрощена по сравнению с FFXII. Огромной таблицы, ведущей черт знает куда, больше нет. Есть только многоуровневые алхимические круги, шастая по которым мы увеличиваем полоску здоровья, магические способности, силы, и открываем новые атаки. Простенько, но со вкусом. На развитие чада уходят Crystogen Points – те же очки опыта, называются только по-другому и выдаются сразу же после успешно проведенного поединка. Их всегда дают много и даже гринд не потребуется – FFXIII очень проста и в большей степени рассчитана на широченную аудиторию, а не только на одиноких и замкнутых фанатов RPG. Шаг в верном направлении! Определенно.

***

Большая заноза в заднице Final Fantasy XIII – первые пять-семь часов игры. Главное их преодолеть и не споткнуться. Большой вопрос, стоит ли игра денег, если осознавать сюжетные твисты тут начинаешь ближе к середине спектакля, когда Дездемону уже по факту задушили. Но если окинуть взглядом все достижения Square Enix, то у меня просто не поднимается рука на FFXIII. Скажем так – выдаем кредит доверия японскому коллективу и верим, что уж Final Fantasy Versus XIII сможет растопить сердца и консервативных FF-адептов, и «зеленой» поросли.


Рейтинги:

Геймплей: 8.0
Графика: 9.5
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.5

Общий рейтинг: 9.0

Комментарии: 69
Ваш комментарий

бред, я 13 часть просто не перенес, я думал после 15-20 часов начнется действительная JRPG а тут мегобредовый сюжет (по сравнению с прошлыми частями он в разы хуже) постоянное разбитие партии на 2-3 человека (т.е. привык играть воином, а потом тебе дают лекаря или баффера) прокачка вообще линейная, никакого выбора толком нету. сражения тож упростились, выбрал 3-4 раза атаку, потом подлечился и далее по той же схеме. городов нету, мобхант квестов тоже практически нету. в общем, мне абсолютно не понравилось. ИМХО eFEDRin причем тут вообще МЭ2 - неприемлемое сравнение. p.s. а если подумать чего стоили ФФ 10 и ФФ 12, вот там были возможности. я напомню, что в ФФ 10 была "мини-игра" (которая могла затянуть более чем на сотню часов) Blitzball, а также арена. В 12 куча квестов, свободнее мир, мобхантинг постоянный.

4

Масс Эффекту 2 и Драгон Эйдж она проигрывает вчистую! Разве можно сравнивать совершенно разноплановые игры? МЕ 2 - sci-fi action/RPG, DA:O - "чистая" RPG, Final Fantasy XIII - JRPG. Даже если и попробовать...FF 13 по геймплею этим играм проигрывает вчистую, по персонажам проигрывает МЕ 2. По графике...в FF 13 персонажи выглядят намного лучше. По сюжету FF 13 тоже лучше, с оговорками.

2

Final Fantasy рулила в далеких -80х ,была лучшей в лихие -90е ,оставалась непобежденной на рубеже столетий ,и сейчас она тоже лучшая из лучших. Ф.ф. был лучшим , сейчас лучший и БУДЕТ самым лучшим!

2

Mumby, ты как всегда на высоте! Пойду-ка я куплю новый PS3 :)

1

сто пудов игра суперская,жаль консоли нет:(

1

Э-э, а нельзя отключить весь этот громоздкий интерфейс?

1

на сколько знаю Я, не так уж и часто оценка автора превышает оценку пользователей! Вот если б у меня была приставка хоть какая... но смысла даже не вижу на неё копить... Хочу электрогитару!!!

1

это типа то, на что я действительно собираюсь копить, хоть и понимаю , что АБСОЛЮТНО не в тему...=P

1

Мамби молодчага: статья отличнейшая !!! Хотя реально б интересно Берлинского версию прочесть ( понимаю, что это анриал но все-таки... )

1

А если статья гуд то нафиг тебе ещё Берлинского ? Да статье +1, но всё равно непогамаю в игру по двум причинам, первая и самая главная - страх как не люблю подобные игры, может ещё и погамал если бы сюжет менее линеен был, ну и вторичьная причина - отсуцтвие коробки, и покупка ближайшим временем точьно не планируется :D

1

Я поиграл в неё игруха ВЫСШИЙ КЛАСС!!!!!!!

1

Отличная статья!!! Достойное продолжение серии ! Square Enix молодцы , лично я не могу назвать ни одной "плохой" FF.

1

Статья хорошая, но уж слишком много фанатского в ней. Хотя 8 заслуживает, я думаю.

1

Третий снизу скрин это Лелуш что ли? :D http://www.playground.ru/gallery/final_fantasy_13/33592/

1

> статья пахнет фанбойством, Что поделать десу, я фанат финалки :/ >Третий снизу скрин это Лелуш что ли? Не-а, брат-близнец Ноктиса из параллельного измерения.

1

Надеюсь, эта игра не выйдет на PC, чтобы ни у кого не возникло желания сравнивать это невнятное подражание RPG, например, с Ведьмаком.))) Поэтому добрые японцы придумали «автоматический выбор» атак – компьютер учтиво выберет «оптимальные» удары и магию для вражины, а нам лишь останется нажать одну кнопочку. Создается впечатление, что игра создана для тех, кто не обременен большим количеством извилин в голове.)))

1

в России игра провалится, кому она нужна на английском ?

1

Сразу видно, что разработчики ищут путь развития Final fantasy. В 13 части они сосредоточились больше на сюжете, из-за чего геймплей вышел каким-то примитивным, унылым. В 15 части такой номер уже не пройдет. Никто не простит ещё одни коридоры, которые могут быть или как линейка, или извиваться, как горный серпантин. Автоматизацию тоже. За геймплей я бы поставил 5. Графика тоже не очень. Сами персонажи выглядят очень хорошо. Но окружающий мир - это какое-то низкополигонное нагромождение размытых текстур. Хочется плеваться. 8 за графику. Но и сам сюжет тоже вызывает противоречивые чувства. Информация, которую мне выдают, очень непоследовательна. И я иногда не успеваю понять: что происходит? куда все бегут? кто вы такие? Правильно Мамби сказал: нужно выдержать первые 7 часов игры. Геймплей - 5 Графика - 8 Звук - 9 Управление - 8 Впечатление - 7,5 Общий рейтинг - 7,5 Без обид.

1

Товарищь прежде чем утверждать линейность игры вы поиграли в фф7 или 8? Да не спорю основной сюжет убить моба-боса. тут хоть как крути. НО!!! вспомним девочку похожую на тифу в фф7 персонаж который добавляется в команду только если вы пойдете нелинейным сюжетом!!!! а это целый персонаж!!! у которого свои навыки умения итд. не помню её имя давно играл, он еще с оружимем типа бумеранга только у неё летающие кресты. или возьмем 8 часть там большая часть игры это добыча разных игровых итемов или умений. которые вы бы не получили играя тупо по сюжету. То что игровой ролик который всех просто приковывал к экрану в конце игры всегда один это еще не говорит что у игры фф линейность сюжета. Я так могу тоже сказать. Например: ну учитывая, что все это не приводит к построению новых процедур и функций в программном коде игры и не используется искусственный интеллект , то игра все таки линейна. Вспомните фф 7 там город мидгар который проходится довольно долго ничего не рассказывает о игре. вы узнаете все намного позже уже пройдя много городов в игре. да хоть 10 часть хоть 9. везде начало фф это тайна в которой надо не вникать, а прочувствовать и запоминать!!!! и только потом вам откроется истина. я с 1 части играю в эту игрульку по хз сколько раз. но никогда не назову фф линейной. кроме старых nes версий и им подобных платформ где была фф до 7 части. 13 часть меня убила((( после пройденого fable остается только плеваться на свободу выбора в игре. я расстроен

1

"В личном топе Final Fatnasy XIII, без вопросов, займет второе место и отберет корону у Final Fantasy VIII." Неужели Valkyre Cronicles настолько хороша?

1

Final Fatnasy XIII Versus в несколько раз лучше будет.

1

Эх, зря я свою плоечку продал...

1

Не знаю, к игре у меня никаких притензий нету. Как человеку, который играет в игры ради сюжета, ФФ 13 мне очень понравилась. Нелинейность в Финалках меня всегда раздражала, но если в таких старичках как 7, 8, 9, она была приемлима, то в 12й настолько меня достала, что я забросила игру после побега с Левиафана и больше к ней не возращалась. Больше всего 13я напоминает мне 10ю. Та тоже была довольно коридорной да и Кристариум смахивает на систему скиллов №10. Сейчас сижу на Главе 10 или 11, вроде. Все руки не доходят доиграть. Вообщем, соглашусь с товарищем рецензором.

1

"миллионы не могут ошибаться",да?Тебе под крыло к Антоше Логвинову,он тоже фанбой.

1

Игруха супер!!!Тока да некоторые бои очень однообразны и просты))

1

тут пишут про графу на 10 баллов, а что тогда анчартед ? или килл зон 2, я бы побоялся ее сравнить с ними, повторяюсь дело, не в графе, так для отдельных личностей

1

Респеки автору статьи. Финалка 13-1 получилась просто Шикарной :)

1

одна из лучших в серии,НО НЕ ЛУЧШАЯ(((УВЫ archangel_950 насчет графики не прав,наверно на боксе играл

1

Статья адекватная , только геймплею оценку занизил , после грандии из пошаговых jrpg лучшего ещё не было .

1

какимм местом убогий масс дефект 2 лучше ФФ13? Убогий? Дефект? Да у нас тут явный сонибойчик, обиженный на то, что сага Масс Эффект не вышла на его любимой плоечке...

1

Игра наступила в туже лепёшку, что и ремнант. Геймплей уныл. Ну просто супер уныл. Остальное ничотак.

1

Вот бы вышла на PC...Эх....Мечты...

1

Ребят(которым ФФ13 нравится),ну не трогайте вы хоть тут Масс Эффект...тем более жанры разные

1

Ударь меня в ухо я не тролль, я далеко не согласен, и игра по сравнению со своими предшественниками - шляпа. Да-да, именно она. А причины (а их безумно много) я уже говорил. Кстати, в ФФ 13 всего 9 или 10 саундтреков, и лишь один неплохой (в бою) остальные - не выделяются.

1

Все финалки это дерьмо, единицу ему ставлю

1

Геймплей представляет из себя коридорные подвижки от 15 до 30 минут между роликами, причём всё это происходит с нажатием 1 лишь кнопки в сумме дающее n-ое кол-во часов, вследствие чего в эту часть просто невыносимо играть. Собственно цель только и бегать по этим коридорам с совершенно неинтересной боевой системой. Сюжет тянут за уши. Они всё время бегают где-то непонятно где, фейлятся, потом идёт скриптовый ролик, и так далее. Мотивы героев вообще какие-то идиотские. Цепляют разве что Саш и Снежок. Остальные уныли. Особенно тандем Lightning + Hope. Одна забыла рояль в кустах, а другой, другой ТАК ХОЧЕТ, что от этого хотения у него отключается моск. Музыка потрясна, но как было замечено выше, в фоне выделяется не много. Battle theme, тема Снежка и Гаёрин. Лично для меня. Графика неплохая, но совершенно не цепляет из-за дерьмого рендера. Мне лично нравится jRPG как нечто между адвенчурой и road-move рпг. А здесь этого нету. Пока что FF13, наверное, худшая среди серии. Раньше это была 10-ая. Лучшей пока что осталась 6.

1

Почему-то я знал, что если ФФ13 и рецензируют, то Толька Мамби и будет автором... я вот тока с оценкой графики не соглашусь, моя примерно так высчитывается: Пейзажи и локации в целом +10 Спец-Эффектыи тому подобное +9 Стиллизация Женских персонажей(!) +10 Ну, собственно, мужских +1(ну это понятно, эти ускоглазые восточные собраты по эволюции обезьян проста тащаца от 3,14дарастической внешности няшных парн.. кхм... "мальчиков) стилистика противников +10 хм, если мой калькулятор меня не обманывает, то (10+9+10+10+1)/5=8 ну вот а в остальном - молодец, я с тобой согласен во мнениях. 9 баллов в дневник или как там...

1

Сильно японовокультуренный проект без изюминки. Кстати, так или иначе слово или аббревиатура Final Fantasy упоминается в статье 22 раза. Учитывая, что эти слова выделены жирным шрифтом, это очень мешает восприятию текста.

1

На мой взгляд игра получилась лучше 12 части и это радует =) Никогда бы не подумал, что буду испытывать такую симпатию к набору пикселей, но Лайтинг просто мега! Лучший женский персонаж ever... Жду doujinshi с ней ;)

1

не любл. ролики по часу и японскую музыку и вообще жрпг мне не симпатизируют,но по роликам игра конечно шикарная

1

Не играл ни в одну FF, но почитав статью... А не лучше ли достать запылившийся VHS-архив "Покемонов" и под пиво скоротать вечерок, другой?

1

>А не лучше ли достать запылившийся VHS-архив "Покемонов" и под пиво скоротать вечерок, другой? Если любишь "Покемонов" больше FF, то разумеется лучше! Коли нет, то FFXIII равновелико превосходит покемонов.

1

Надеюсь под коплю денег до конца месяца, и обязательно куплю, эту замечательную игру!

1

Mumby впервые с тобой согласен)))

1

сижу и плачу что на компы не делают

1

Это фотографии такие плохие?Или скрины барыжные, не ощущается графа?

1

Великолепная рецензия, для великолепной игры. Mumby. Так держать! (:

1

пацанкой Лайтинг Lighting и lightning разные слова. Девушку зовут именно Лайтнинг.

1

графика 9.5 o_O аааа ет наверно шууутка тогда все понятно

1

тут имеется ввиду арт-дирекшен.там так красиво сделано,особенно в самом начале.

1

И всё же это скриншоты или фотографии?Или на ПС3 попросту скриншоты делать нельзя?

1

Да скриншоты Мумби еще учиться и учиться делать)))

1

Пумба, ну хоть ты ответь что за графа то такая?Скрины чи фотки это?Ведь если ЭТО скрины графа просто омерзительная, даже для 1280х1024!

1

Там графика классная, это я тебе говорю как чел прошедший игру полтора раза =))))

1

Еман игра супер а консоли нету(((((((((((((((((((((((((((((((

1

Капитан Мактавиш, отож ёптыш нах!хоть хбох покупай!

1

игра конечно заслуживает внимания, как великолепный представитель jRPG, но статья...сплошное бахвальство и литры фанбойских соплей и похоже не только соплей, а закрадывается мыслишка, что автор в перерывах между игрой пару раз вздро..ул под впечатлением...

1

НУ я лично не играл ни в одну часть FF,но скажу что эта--КРУТА. При том что я не фанат JRPG=)

1

эх жаль что не берлинский описывал финалку

0

Хорошая статья, но покупать игру не буду - не люблю jrpg.

0

Статья довольно-таки адекватная, в ней присутствует здороая критика, а не только фанатский лепет. Но тем не менее, в эту ..... эту я играть не буду по 3 причинам.1-jRPG.2-аниме.3-на консолях. Статье-6.

0

Хочу такую игруху на комп!

0

Дырявый_дракон +1 100% фанбойство, я хоть и люблю FF ещё со времён SNES, но 13 части больше 8,5 не поставил бы. Масс Эффект 2 круче!

0

Игра супер но играть на иксбоксе это мазахизм. Сразу видно что финалку сделали для PS3 а у мя PS3 хех )))))))))))))))))))))

0

Тролли и пекашники не согласятся да я знаю =/ Но оценка в 9.0 говорит сама за себя. Так что убейтесь кто не согласен. у меня есть PS 3 и я не считаю ФФ 13 шедевром, просто хорошая игра на 8-8,5 баллов. на этой платформе есть игры на порядок лучше - Анчартед, Хэви Рэйн и Валькирия Хрониклез, ЛБП, Демон Соулз, Год оф Вар 3. а если сравнивать её с другими рпг, то Масс Эффекту 2 и Драгон Эйдж она проигрывает вчистую!

0

Игра на мой взгляд одна из лучших в серии за 10 лет ! Тока ФФ10 возможно несколько выигрывает у нее, хотя если сравнивать общие впечатления то за счет картинки, они на одном уровне =)

0

Не согласен, статья пахнет фанбойством, вот например, критика остальных журналов более жесткая, причем критика известных журналов, там были претензии к сюжету и геймплею, ну тут видно что мамби удосужился всетаки снизить за геймплей, графика 9.5 !!!!!!!!!!!!!!!!, самая главна претензия, если смотреть на текстуры персонажей еще все очень не плохо, но текстуры окружения просто заставляют вспомнить графику PS2, графика конеш не главное, но так как мамби тут пишет, можно ставить за графу 5 допустим, а в конце общ. оц. 10, шоб все довольны были

-1