на главную
об игре
Operation Bagration 25.12.2008

"Операция "Багратион"". Motherland in Conflict

«Wheels of war again roll
Strategic tactics are planned
Military minds take control»

Bolt Thrower

В последнее время все реже можно встретить «крышесносящие» своей сложностью стратегии. Как ни прискорбно, а сложившаяся тенденция диктует новые правила: на коне вопиющее упрощение геймплея, приправленного высоким уровнем зрелищности. И пусть такие продукты показывают себя на рынке более чем успешно, удовольствия они не приносят, оказываясь в конечном итоге развлечением на пару вечеров. А кто же сдвинет с мертвой точки застоявшиеся шестеренки в голове? Однако отчаиваться не стоит. Если ваша душа истосковалась по серьезным испытаниям терпения и упорства, то ей представился удобный случай оторваться на полную.

“Bodies litter the field, what was it for?”

В нашей общей песочнице, гордо и неизвестно за какие грехи именуемой игровой индустрией, Wargaming.net – далеко не новички. Разработчики из Беларуси уже давно снискали себе славу профессионалов, а их предыдущие проекты удостаивались самых высоких оценок различных изданий – как отечественных, так и зарубежных. Поэтому и «Операция “Багратион”» вполне ожидаемо оказалась выполненной на должном уровне. И хотя компания в своей новой игре отошла от привычного жанра варгейма, погрузившись в дебри RTS, она сумела избежать каких бы то ни было ошибок. Но ближе к делу.
Сюжет в точности следует букве истории и повествует об одной из крупнейших наступательных операций Великой отечественной войны, целью которой являлось освобождение Беларуси и уничтожение группы армий Центр. Доступны нам будут обе стороны конфликта, но так как исход всего сражения предрешен, организовать массированную немецкую контратаку не удастся: по ходу кампании вам придется откатываться на запад, спасаясь от наступающих на арийские пятки Советов. Тем не менее, получаемые задания довольно разнообразны и интересны, а их развитие порой требует молниеносной реакции: стоит зазеваться – и доставшееся таким трудом преимущество будет безвозвратно утеряно.
Вообще, высокая сложность игры заставляет порой не на шутку разнервничаться. Достаточно лишь оставить, скажем, батарею гаубиц без прикрытия, и зашедший в тыл противник легко уничтожит не успевшие развернуться для отражения атаки орудия. Или же танковая рота окажется лакомым куском для укрывшейся в окопах пехоты. Для случаев, когда ожесточенные сражения ведутся сразу на нескольких участках фронта, предусмотрена возможность поставить паузу. В этом режиме войскам можно отдать приказы, которые будут исполнены сразу по возвращении в «риал-тайм», а также осмотреться и просто перевести дух.

В процессе выполнения поставленных задач вам будут предлагаться к рассмотрению и дополнительные задания. Скажем, помочь союзным войскам окружить неприятеля, разгромив участок его обороны. Если сумеете успешно справиться со всеми запросами командования, то после окончания миссии получите награду – какой-либо знак отличия, медаль или орден. Для тех же, кого прельщают более ощутимые изъявления гордости за их стратегические умы, приберегли систему улучшений для различных родов войск. За заслуги вы получите некоторое количество очков, за которые можно, к примеру, увеличить дальность поражения основных орудий танков или повысить живучесть пехоты на поле боя.
Если сейчас немного отвлечься от пространного описания геймплея и попытаться охватить все одним широким взглядом, то сравнить сеттинг «Операции “Багратион”» проще всего окажется с таковым в World in Conflict. Как и в достославной стратегии 2007-го года, под нашим контролем оказывается несколько отрядов, цели которых пусть и различаются по исполнению, но совершенно едины по содержанию: захват и удержание контрольных пунктов. Опять же, как и в упомянутой выше игре, мы получаем за успешные действия очки ресурсов, которые в дальнейшем можно потратить на вызов подкреплений или на огневую поддержку командования. Что лучше – лишняя рота «тридцатьчетверок» или авиаудар в исполнении десятка штурмовиков – однозначно сказать нельзя, но малейшая ошибка грозит обернуться сокрушительным поражением. Ведь бои порой требуют настолько филигранного управления войсками, что вспоминается уже тактический рай (ад) Medieval Total War.
Впрочем, до неприличия портить жизнь разработчики нам не стали, поэтому ни о каком сумасшедшем микроменеджменте речи не идет. Все юниты сгруппированы в роты, которых под вашим контролем окажется не более тридцати. Ход, бесспорно, оправданный, потому как в сражении могут принять участие до двух сотен единиц бронетехники с каждой стороны. А если перевести это в пехотный эквивалент, то цифра стремительно возрастет до нескольких тысяч.

Несмотря на масштабы, управлять такими армадами на практике оказывается вполне удобно. Во многом этому способствует интерфейс с большими и выделяющимися кнопками, которые на ощупь курсором мыши найдет даже слепой. Для приверженцев же напрямую контролировать подразделения предусмотрены и сочетания горячих клавиш. Помимо всего прочего от ошибочных и непродуманных действий оберегает игровой курсор, который изменяет свой вид в зависимости от того, куда вы решитесь направить своих бойцов. И если на своем пути они окажутся в зоне обстрела артиллерии, соответствующая иконка ненавязчиво намекнет вам об этом.
Принцип работы столь важного элемента, как камера, донельзя прост и уже знаком по не раз упоминавшейся World in Conflict: за перемещение отвечают стрейфы, за угол обзора и приближение – мышь. Как подсказывает опыт, с такого рода интуитивным управлением играть даже не столько легко, сколько комфортно. Можно всецело отдаться поиску тактических решений, не отвлекаясь на выдаваемые интерфейсом фокусы. Если, кстати, не игнорировать монолог все того же опыта, то из его нашептываний следует, что в дальнейшем подобная работа с камерой будет встречаться в каждой первой стратегии.

Тактика превыше всего

В игре представлены четыре рода войск: пехота, бронетехника, артиллерия и авиация – но под непосредственный контроль перейдут три первых. Авиация присутствует в качестве огневой поддержки, вызываемой для удара по указанной территории. Несмотря на такую эпизодическую роль, воздушные налеты способны в мгновение ока расстроить все планы противника. Поэтому лучше вас никто ваши войска не защитит – стоит уделять особое внимание зенитным батареям.

В отличие от многих современных стратегий, где нередко можно пренебречь пехотой, «Операция “Багратион”» вынуждает умело пользоваться всеми доступными средствами. Ведь широко растянувшиеся стрелковые подразделения сумеют прорваться к артиллерии под шквальным огнем, когда грозные с виду танки окажутся не в состоянии подобраться к стационарным орудиям даже на расстояние выстрела. В иной ситуации рота «Панцеров» с легкостью раскидает советскую пехоту, но если быть неосторожным и позволить танкам подойти слишком близко, то они окажутся засыпанными гранатами по самые башни. Поэтому перед каждым, кто наберется смелости бросить вызов противнику, встает непростая задача: очень тщательно следить за тем, чтобы ни один отряд не оставался без необходимого прикрытия.
Что касается различий между враждующими сторонами, то разработчики приложили усилия для того, чтобы хоть косметически уравнять силы противников. Но кощунственно отбирать знаменитые козыри никто и не подумал: так, Красная Армия выставляет на поле брани легендарные «Катюши», а Вермахт готов поддержать атаку танковых частей сверхтяжелыми «Королевскими Тиграми». Игра радует щедрым разнообразием юнитов, коих насчитывается несколько десятков. В рядах советских войск нашлось даже место для американских «Шерманов», поставлявшихся во время войны в рамках помощи союзникам.
Думаю, многим будет интересно узнать, как же сражения воспринимаются на слух. Так вот, звук потрясающе живой и атмосферный, благодаря чему ощущение участия в боевых действиях как нельзя более реалистично. Непересоленная же пафосом музыка заставляет сердце искренне трепетать в груди. Картину смазывает лишь то, что над озвучиванием юнитов трудился один-единственный актер (справедливости ради стоит отметить, что пару ему составил чтец сюжетных вставок). Для современного проекта такой подход, согласитесь, несерьезен.
Но уже с технической стороны «Операция “Багратион”» смотрится на удивление качественно и радует глаз красивыми белорусскими пейзажами с бесчисленным множеством озер и рек. Встречаются и небольшие рощицы, которые доставляют не только эстетическое наслаждение, но и служат важным геймплейным элементом. Укрывшуюся в лесу роту автоматчиков можно незаметно провести в тыл врага и преподнести таким образом сюрприз беззаботным артиллеристам. И пусть на терраформинг а-ля World in Conflict намекает разве что способность бронетехники сбивать деревца, работа над игровыми технологиями заслуживает всяческих похвал.

В бой лучше идти одним старикам

Масштабно, красиво и до чертиков сложно – эти мысли вертятся в голове все проводимое за «Операцией “Багратион”» время. Конечно, до уровня «компьютерных шахмат» Massive Assault проекту Wargaming.net далековато, но ее все равно по праву оценят те, кто ждет от игр не убаюкивания, а будоражащего заплывшие клетки мозга напряжения. Охватить одним быстрым взглядом поле боя, оценить шансы по всем направлениям и сделать единственно верный вывод в условиях, казалось бы, неизбежного поражения – не это ли лучшая награда?


Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 9.5
Оценка автора: 9.0

Общий рейтинг: 8.7

Комментарии: 18
Ваш комментарий

Полностью разделяю оценку редакции! Отличная игра получилась.

2

Игра хорошая, статья - порядочное фуфло. Ощущение, как будто написана по рекламным буклетам. <<Масштабно, красиво и до чертиков сложно – эти мысли вертятся в голове все проводимое за «Операцией “Багратион”» время>> - маштабно и красиво - да, но вот сложно ли? <<В последнее время все реже можно встретить «крышесносящие» своей сложностью стратегии. Как ни прискорбно, а сложившаяся тенденция диктует новые правила: на коне вопиющее упрощение геймплея, приправленного высоким уровнем зрелищности.>> - это очередная игра из этого же набора. Игра отличная на фоне остальных проектов, сказать что она прям уж образец тактики и стратегии ну никак нельзя. Игра в плане тактической проработки заметно уступает таким играм как "В тылу врага 2" и Warfare. Миссии сделаны интересно и продуманно, за это отдельное спасибо сценаристам.

1

игра в порядке. мне очень понравилась.

1

Обзор понравился, читать интересно. Ира отличная от настоящих профессионалов. Не такая красочная как World in Conflict, но зато исторически честная. За немцев играть не могу чувствую себя предателем, мой дед погиб в первые дни войны светлая ему память.

1

неожидал что игра хорошая будет , но получилось кульно

1

я так понял нечто похожее на Blitzkrieg: fall of the reich

1

реализма в игре братва пардон полный ноль сплошное бездумное мясо

1

Игра вполне хороша, хотя несомненно World in Conflict лучше. Размах не тот... А товарищ ekzoman либо заядлый казуал, либо не играл в "творение Wargaming.net".

0

Сразу игра простоватой показалась. но потом начиная с 4 миссии стало реально интересно. попробовал все три уровня на легком пройти реально почти все но есть несколько закарючек в каждой миссии. На среднем (я на нем играю) комп четко реагирует на все мой шаги, да еще и сам всякие штуки придумывать пытается. На высоком с первого раза миссию пройти нереально. А вот когда уже примерно знаешь откуда и куда войска противника пойдут тогда да, шанс есть. Чувствуется, что разрабы старались все качественно сделать, ролики под старинку, озвучка как в военных фильмах. Картинка в самой игре тоже ничего. Не сказать, что супер-пуппер, но и не хуже вика. все разрушеается и не просто исчезает, а на карте остается. своих побомбить тоже можно, если отряды остались. Прикольно в общем. Единственное жаль что всего двадцать миссий на долго не хватит. В мультике пока людей не обнаружил,но думю скоро появятся. Молодцы! рад что и у наших тоже нормальные игры могут получаться.

0

ОБ мне больше Блица понравилась. Нет занудства в управлении и масштаб несравнимо больше.

0

ладно ... кидайте в меня помидорами ... но мне игра непонравилась. Или правильнее сказать - не зацепила. Хотя безусловно сам проект выполнен на должном уровне. Рад за Wargaming.net, побольше бы нам таких разработчиков.

0

Мarmelad конечно. мне не понравилось, WIC намного лучше.

-1

Игра бред. Идея хорошая,возможности есть,но она сырая. В общем очень и очень недоделаная. 8.7-10 бред 6-10

-1

выбор редакции? говно ваша заливная рыба...

-3