Симуляторы ходьбы: из спорного артхауса в ненавистную попсу

Недавняя Everybody’s Gone to the Rapture от The Chinese Room показала, что жанр «симуляторов ходьбы» зашел в тупик и попросту начинает раздражать. Но когда-то все было по-другому.

По-настоящему первой игрой такого рода была Dear Esther (которую, кстати, создавала та же The Chinese Room). Конечно, попытки были и раньше. Истоки лежат в квесте Myst и артхаусной игре The Graveyard. Да и сама Dear Esther до этого четыре года существовала в качестве мода. Но именно релиз ее коммерческой версии, окупившейся за считанные часы, дал остальным разработчикам первый сигнал. Вскоре Steam изменил свою политику и переквалифицировался из площадки для избранных ПК-игр в площадку для всего на свете, и это дополнительно подстегнуло независимых авторов к тому, чтобы делать маленькие, красивые и относительно простые в создании игры, которые позже в русскоязычном сообществе прозвали «бродилками» или «симуляторами ходьбы».

Перво-наперво нужно разобраться, какой была Dear Esther. Грубо говоря, она была очень красивым слезоточивым коридором, который представлял собой здорово смоделированный остров, где игрок начинал с пристани и шел напрямую к маяку мимо сломанных лодок, по живописным холмам и пляжам, сквозь пещеры. Иногда можно было выбрать одну из двух тропинок, побродить вокруг холма — но все равно это был коридор. Параллельно играла трогательная музыка, шел закадровый нарратив, разработчики давили на эмоции, а в конце делали классный твист. Все. Это занимало полтора-два часа. Чистый представитель жанра.

Ругать Dear Esther можно было только за скоротечность и невнятность сценария. Но по злой иронии они стали характерными чертами симуляторов ходьбы. Многим разработчикам показалось, что можно не сильно париться над сюжетом и его логичностью. Так что большинство игр — те же Anna, Kholat, Daylight, Betrayer, Dream, The Old City: Leviathan — страдают недосказанностью или чрезмерной «странностью». Такое можно терпеть один раз, другой — но не постоянно.

Массовая аудитория не любит мутные сюжеты. А уж когда эта муть не часть задумки, а проявление непрофессионализма или следствие халтуры, она раздражает даже симпатизирующих. Все это, само собой, создало неоднозначную репутацию жанру.

Случались, конечно, попытки делать хороший, продуманный сценарий. Например, была The Vanishing of Ethan Carter. Но ее испортил подход разработчиков, которые сначала придумали фишки, а затем сюжет, их объясняющий. Получилась сопливая тупая чушь, куда притянули за уши мистику, бытовую драму и кровавый детектив. Пошлый твист в конце лично для меня убил игру, несмотря на то, что она невероятно красивая.

Чуть лучше получилось у Ether One, где главный герой попадал в чужой разум, больной деменцией, и должен был его восстанавливать, выполняя казуальные задания. У авторов был неплохой сюжетный поворот, на котором они сделали свою бюджетную BioShock Infinite, но за исключением последних двадцати минут все остальное было скучно и немного вымучено.

Хороший сценарий был у Amnesia: A Machine for Pigs. Но она пала жертвой недоразумения. Из-за названия публика ждала пугающую адвенчуру с множеством головоломок и возможностью исследования, а получила, по сути, прямолинейную бродилку. К тому же не очень страшную — просто мрачную. На самом деле для симулятора ходьбы она была в каком-то смысле вершиной: там и толковая подача истории, и сама история неглупая, с моралью и подтекстом, и атмосферность в ней есть, и нет лишних геймдизайнерских решений.

Ненужные фишки — это как раз вторая беда симуляторов ходьбы. Так уж получилось, что мало кто хотел полностью копировать механику Dear Esther и пытался выделиться, придумав какую-нибудь прикольную фигню. Так в «Картере» нужно восстанавливать события прошлого. Но игре это не нужно, оно только мешает. А в Kholat, например, есть совершенно дебильные призраки и утомительное коллекционирование документов. В Ether One — чисто символические красные бантики. Да и головоломки там постольку-поскольку.

Есть еще недавняя Cradle, где ты полчаса смотришь в одно-единственное окно с плохо написанным диалогом и время от времени участвуешь в крайне неуместных мини-играх, призванных растянуть время.

Очевидно, что симуляторы ходьбы себя изжили. Они продолжают появляться, но не предлагают ничего оригинального. Локации становятся красивее, озвучка — именитее (у нас есть Шон Бин!), тексты — запутаннее, а ходьба — медленнее. Если бы сейчас, а не три года назад, когда все начиналось, вышла Journey, главная игра-мем нашей редакции, она не получила бы таких восторженных отзывов и не стала бы игрой года по мнению многих изданий.

Если искать выход, то, скорее всего, он прячется в The Stanley Parable. Это ведь тоже симулятор ходьбы, но одновременно остроумный интерактивный моноспектакль, который можно пройти раз пятнадцать, и это всегда будет новая, смешная или грустная, но обязательно не оставляющая равнодушным история.

Комментарии: 34
Ваш комментарий

вот сколько себя помню, но "бродилками" называли совершенно другие вещи..

82

Годная статья ,Гоше + AiSPQR Согласен ,но времена меняются и теперь "это" - бродилки.

-6

И этому человеку поручили обозревать и оценивать Cradle? Да он же терпеть не может адвенчуры/квесты с любой интенсивностью событий.

21

Машина для свиней и мне очень понравилась. Да, геймплей и загадки в ней почти выродились, хотя о корявом стелсе я не жалею - он всегда у Фрикшиналов был плох. Зато они смогли порадовать мощной атмосферой, рассказать отличную историю с интересной подачей, и главное - напугать сюжетом (что то наподобие рассказа Не имея рта я должен кричать). Ведь когда в конце понимаешь, что натворил ГГ с детьми и жителями города жути нет предела. А Басня о Стенли - отдельный вопрос. Я бесконечно рад ее появлению, тому, что кто то смог выпустить столь смелую вещь, но это не игра в принципе - ведь геймплея как такового нет. Это что угодно - шутка над игроком и играми в целом, философские размышления о свободе (как в жизни, так и в играх), да и собственно поучительная история (т е басня) - в зависимости от одного из выбранных путей, но никак не игра.

16

Kyle_Katarn Воу, полегче. Только собрался после Сомы пройти Машину для свиней. В этой самой Соме у фриков получился неплохой стелс.

-1

Megoover "неплохой стелс"? Мисье знает толк в извращениях.

8

Amnesia: A Machine for Pigs Разработчик: The Chinese Room Издатель: Frictional Games Не путайте разработчика и издателя!

13

Облаять в предисловии Everybody’s Gone to the Rapture и ни слова о ней ни написать - сильно. То же с Путешествием. Затронул игру - опиши, что не нравится. Не написал - не статья, а писулька какая-то)) Лично я отношусь к таким играм, как к релаксирующему интерактиву. Подача картинки красивая, сюжет имеется, отличная музыка - что ещё нужно? Как по мне, так лучше чем в кино сходить, в котором чепуху всякую показывают в последнее время :) Но спасибо кэгэаэму за статью, узнал ещё пару названий игр

10

что? бродилка? пффф... -да вы шутите.

9

>Betrayer А она-то как в эту статью попала? Это полноценная action-игра. За всё время этого бума только Old City: Leviathan действительно понравился. Не самый простой для восприятия, но если перетерпеть нудноватое раскачивание истории, спрятанной за стеной текста в дневниках и вычурных монологах протагониста, то в итоге получится собрать очень интересную притчу. Авторы The Vanishing of Ethan Carter, по-моему, сами не знали какую игру они хотят получить: геймплей скачет от бродилки к квесту средней паршивости. Концовка тоже расстроила - затасканное клише, криво примотанное синей изолентой. The Stanley Parable очень хорош, но не хватает целостности, общей идеи за происходящим. Играется как экранизация сборника анекдотов, которые геймдизайнеры рассказывают друг другу в курилке.

4

Какая-то совершенно бредовая статья. Если автор способен понять лишь примитивный сюжет в стиле CoD, то это его проблемы. В таких играх как Cradle или Dear Eshter сюжет понимается не сразу, а после второго-третьего прохождения и общения с другими игроками. В итоге он выстраивается в четкую картинку и ты понимаешь, что история цельная и последовательная. Нужно лишь немного позадротить да пошевелить мозгами.

4

KeiranRosenberg Я с тобой согласен на счет cradle. Автор крайне превентивный и мозг его деревянный. Я читал его обзор на эту игру, бред "школьника", полный. В этой статье он ее опустил, так как ранее за игру поставил 4 и накатал г*вно статью. И если бы он здесь ее немного похвалил в плане сюжета, то это выглядело б как.. Ну вы понимаете :)

0

Гоша Берлинский А ну всё понятно... Знаете, говорят: не понимаешь - не берись. Так вот уважаемый Гоша совершенно не понимает что такое "симулятора ходьбы". Такое чувство что он поиграл в батлу, потом зашёл в Cradle - "Фу, скучно, да ещё что-то читать нужно, понимать. Не... я лучше в батлу." Вот такое мнение у меня от ваших рецензий. В симуляторе ходьбы должна быть красивая картинка, музыка и атмосферность. В машине свиней она пугающая(не страшная, заметьте), а в Journey она поражающая красотой мира. Эти игры как картины или короткий рассказ - в них чувствуется душа автора, а не тупая копипаста.

4

ненавистную попсу Попса, это COD. Потому что популярно. А то, про что вы пишете, это инди трешак, говно, понос из Рога Изобилия. Wake up and smell (the shit) the difference.

4

И чаще всего быть одиноким, окруженный всякой нечистью.

3

гоша иди домой ты пьян. The Vanishing of Ethan Carter один из лучших проектов в этом жанре за последние годы

3

игрушки на один раз, не более

2

Подобных игр и так мало, а вы их еще стегаете... Я тоже люблю занижать достоинства игр до плинтуса, но почти исключительные вещи зачем трогать? В картере увидел такой графон, который ни в одной игре не видел. А хреновый сюжет сейчас во всех играх, так что же, перестать играть вовсе?

2

Перво-наперво нужно разобраться, какой была Dear Esther. Грубо говоря, она была очень красивым слезоточивым коридором Ну для меня она была потоком сознания какого-то мужика, который решил вывалить на игрока все свое дерьмо. От его речей я совершенно не протащился. ---------- Есть еще недавняя Cradle, где ты полчаса смотришь в одно-единственное окно с плохо написанным диалогом Это вообще о чем? Такое ощущение, что автор просто верит в украинских карателей, поэтому обосрал неплохую игру (если ее сравнивать с "симуляторами ходьбы" - то она вообще шедевр) ---------- Хотя с общим посылом статьи согласен. Раньше играл и думал все, уже конец, а хрен, еще играть и играть. А сейчас два часа понажимал WASD - все, игра кончилась, потому что у нас творческая интерактивная новела, а вы идите нахрен!

2

Во-первых автор не сильно разбирается в жанре. Т.к. упомянутые в статье Anna, Daylight и Betrayer к жанру, обсуждаемому в статье, не относятся. Ибо Anna - это хоррор-адвенчура, Daylight - индюшный survival horror, а Betrayer - оригинальная экшен-адвенчура от первого лица. Касательно названия жанра, лично я считаю, такие названия, как "симулятор ходьбы" или "бродилка" не корректны и слишком уж издевочны. Во-первых, "бродилками" в СНГ обычно называли все от экшен-адвенчур до шутеров. Иногда так называют рогалики. Во-вторых, "симулятор ходьбы" не передает цель и суть данных проектов, данные игры не симулируют движение и мышцы ног во время перемещения по различной поверхности. Я бы применил термин art game, ибо эти игры суть искусство в интерактивной форме. Другой термин, который часто используют сами разработчики, это exploration game.

1

Автор - нуб и опозорился. Статья может и красиво, грамотно написана, однако сам автор рассматривает идеи данных игр лишь поверхностно. Такие люди забыли понятие "Атмосфера". Что же это, друзья мои? Это деградация. С таким же успехом автор вполне может вписать сюда CoD, Ведьмака, Диабло и прочие игры с возможностью передвижения персонажа, и сказать, что "В них добавили ненужные фишки, а так норм бродилки". //_- Представленные игры - в первую очередь картины, в которые хоть и заложено некое повествование и определенный смысл, они остаются именно картинами, произведениями. Поддерживаю парня Reverrius.

0

Reverrius exploration game - это Обитель Зла, Сайлент Хилл или Лара Крофт в их лучшие годы. Так что с таким термином тоже не согласен. Походить, посмотреть что да как - это не исследование. Симулятор ходьбы - это метафора, симулировать работу мышц не обязательно )

0

Немезис Эм... для Resident Evil и Silent Hill уже давно есть свой жанровый термин, это survival horror, которому в его классическом виде и была свойственна расширенная исследовательская часть, доставшаяся ему от пионера Alone in the Dark, который имел примесь популярного тогда жанра adventure. А Tomb Raider, тогдашний, суть сочетание экшена с исследовательской puzzle игрой. Но лично я не настаиваю на термине exploration game для сабжа статьи, но некоторые разработчики его используют.

0

Reverrius Не в жанре суть. Просто это были игры, для прохождения которых реально надо было облазить каждый уголок карты. Так что exploration game больше к ним относится, чем к "симуляторам ходьбы"

0

Не стоит судить жанр "симулятор ходьбы" по работам одной студии. Тем более, паршивенькой студии. Есть вещи, которые вытягивают жанр на более серьёзные высоты. Этот жанр становится чрезвычайно нишевым, но в узких кругах - одним из самых интересных. Автор правильно указал Притчу о Стэнли. Не стоит забывать и о NaissanceE. Может быть, об Исчезновении Итана Картера, хотя игровой опыт от последней слабее двух предыдущих. То, что китайкомната делает паршивые игры - это не значит, что на них держится жанр =) P.S. Понимаю, что статьи подобного рода - субъективны, но на месте автора я бы не разбрасывался формулировками типа "тупая чушь" или "прикольная фигня". Не, я не собираюсь с пеной у рта защищать жанр, но давайте будем откровенными - каждый человек примыкает к определённой целевой аудитории. Как говорится, что для любителя стратегий - хорошо, то для любителя боевика - таблица в Экселе.

0

Когда играл в Journey, думал: "И что? Вот это так сильно хвалили? Серьезно?" - а потом уже под конец игры сам стал фанатом, много тогда эмоций было, дух захватывало. Аж до сих пор приятно. (просто трейлер игры)

0

Ребят, вы на самом деле называете вот ЭТО адвенчурами? Нда... измельчал народ, измельчал... уже инди-шлак, проходящийся за время распития пары чашек чая называете adventure game... Нет, ну конечно в этих... эээээ.... продуктах жизнедеятельности куда "больше" смысла, и в них куда "интереснее" играть чем в Dreamfall, Syberia, Broken Sword 1-4, да тот же Тургор: Голос Цвета... Инди-шлак надо так и называть, всё надо называть своими именами, а не придумывать отмазки типа: "да вы не вкурили сюжет, он открывается только после n-ой порции "нужных" грибов!"

0

Скайрим чем не симулятор ходьбы..

0

Albo, сдую налет сарказма: в скайриме можно не только ходить =)

0
-11

SamNikeng Кино на других ресурсах обсуждают, да и ты, явно, ошибся сайтом. =)

-1

The Vanishing of Ethan Carter она невероятно красивая. Поржал.

-45