на главную
об игре
That Dragon, Cancer 12.01.2016

That Dragon, Cancer: рыдая на публику

Однажды у Райана и Эми Грин родился сын, которого они назвали Джоэлом. На 12 месяце жизни ему диагностировали рак в терминальной стадии. Джоэл прожил еще четыре года, что сами родители посчитали божественным чудом. Это очень важная деталь, которая объясняет многие вещи в игре. Игру That Dragon, Cancer они начали делать еще при жизни мальчика. Как-то Райан сидел в больнице и не мог сделать так, чтобы мальчик перестал плакать. Именно тогда он, как гласит байка, и придумал игру про эту невыносимую для него ситуацию. Джоэл умер посреди процесса разработки. Спустя полгода авторы вышли в Kickstarter и собрали нужную им сумму денег для создания игры, а спустя почти два года выпустили ее в свет.

That Dragon, Cancer длится полтора часа и похожа на игру даже меньше, чем какая-нибудь Dear Esther, в которой, как некоторые помнят, игрок мог только идти вперед. Там путешествие тоже длилось полтора часа, было сюрреалистичным и переполненным рефлексией и грустью. Но если Esther — один из лучших примеров игры, представляющей собой не только чистое развлечение, но и произведение искусства, то That Dragon, Cancer — обманчивая пустышка, которая не должна была выходить вообще. А уж продаваться тем более.

У игры есть один-единственный безоговорочный плюс — она стильная. Замечательный минимализм, местами интересный, яркий киноязык. Особенно классно выглядит работа с освещением: эпизоды, когда оно меняется в зависимости от передвижения игрока, завораживают. Отдельно я восхищаюсь сценой, где Райану и Эми сообщают страшный диагноз: в комнату начинает поступать вода, меняются цвета, и никто этого не замечает. А еще есть сцена, где Райан оказывается под водой и тянется к игровому автомату — тут все поставлено изящно и со вкусом.

Музыка с одной стороны неплохая, но с другой — бесконечно банальная и самая очевидная. С нее же начинаются проблемы игры. Авторы с порога включают чудовищно жалобный саундтрек, и он, кажется, не прекращается ни на минуту до самого конца. Я ничего не имею против пост-рока и просто печальной музыки (сам могу послушать под настроение), но с такими вещами нужно обращаться аккуратно. Это сильное изобразительное средство, которое требует тонкого чутья, чтобы не вызвать противоположной реакции у зрителя, отторжения и чувства фальши. Тут же никто об этом не подумал. Даже больше скажу — не хотел думать.

Это полтора часа почти бессвязной публичности и жалости к самим себе. Райан и Эми (в основном, правда, Райан) без конца ноют, рыдают и копаются в себе, попутно демонстрируя, насколько тяжело им было как родителям. Они не рассказывают про умирающего мальчика — он здесь показан как идеализированное, ничего не понимающее существо, больше похожее на бедного котенка или щенка. Иногда родители выходят за рамки личных фрустраций и начинают обсуждать друг друга.

Я напоминаю, что они — не вымышленные герои, а реальные люди, которые проводят сеанс парной психотерапии не в кабинете у соответствующего врача, а на публике. Они годы разрабатывали игру. Они написали сценарий. Эти реплики родились не сразу — их продумывали, переписывали. Все эти душеизлияния и самокопание — расчетливый спектакль, который авторы прослушали сотни раз, прежде чем выпустили игру. И за это они требуют денег.

Десять баксов за нытье родителей, которые еще при жизни ребенка решили сделать на его судьбе продукт. Поднимать деньги на собственном горе — это оксюморон. Либо вам больно, либо вы делаете бизнес.

Пускай в конце бы появилась некая мораль, послание — но там лишь религиозные влажные мечты. Они всего лишь дают лишний повод для вечных споров о существовании бога, наличии у него милосердия, логики и адекватности. Авторы не думали меня чему-то научить, как это, например, попытался сделать разработчик тоже довольно депрессивной The Beginner’s Guide. Они, конечно, постарались меня обнадежить, но не так, как это было в финале Dear Esther, а как положено христианским фанатикам — типа, какой бы жизнь фиговой ни была, после смерти все у тебя будет розовым и сладким. (Маленький спойлер: нет, не будет).

Но окей: давайте отбросим этические вопросы, забудем о том, что на протяжении игры мы постоянно слушаем крики и смех мертвого ребенка, жалобную музыку и отрепетированные слезы родителей. Забудем про то, что само по себе странно тратить время и деньги на переживание трагического опыта потери ребенка. Я могу понять, что кому-то не хватает драмы в собственной жизни. Однако что остается в That Dragon, Cancer? Где в нее играть? А почти негде. Это пошаговое перемещение от одной сценки к другой. Есть пара просветлений: например, можно покататься на качелях или скатиться с горки. Простые житейские радости, которые в играх почему-то встречаются редко. А зря, ведь они работают. Еще есть претенциозный эпизод в духе Mario, который преображает знакомый геймплей немудреным, но удачным символизмом. И все.

Если вы хотите смотреть на чужие страдания и не получать ничего, кроме обещаний того, что в раю вам станет хорошо — идите в волонтеры. Если хотите пожертвовать десять баксов, то вспомните, что существует огромное количество больных детей, которые еще живы. А если у вас самих есть дети, то купите им что-нибудь и потратьте эти полтора часа на них, а не на «игру», которая заставит вас представлять, каково это — их потерять.

Комментарии: 31
Ваш комментарий

Никогда не понимал подобные игры, вообще не вижу в них смысла.

34

Концовка статьи просто отличная, и судя по всему в ней больше смысла чем в самой игре.

24

эх, глуп и наивен я еще... Думал я, что похвалишь ты игру эту. А оно... Вот оно как.... Таки согласен, гуантаномо то еще

14

Смотреть на оценки гоши - вот настоящее страдание.

11

может это было что то типо пожертвования на лечение ребёнка, но когда ребёнок погиб решили продолжать

9

Кстати, Гоша, давно хотел спросить. Есть некий сайт Кинокадр. Там тоже некий Гоша Берлинский часто рецензии строчит. Тезка или ???

9

Kosh13 Рад, что вы читаете Кинокадр.

5

Это демотиваторный проект. Смотрю, все еще есть люди, которые воспринимают игры как аттракцион. Только вот уже давно стоило бы понять, что раз большая часть людей большую часть времени уделяет играм, а не ТВ, газетам и прочему, то все остальные социальные элементы также перейдут и в игры, а данный проект - лишь один из множества примеров. Цель точно такая же, как и у любой другой рекламы "Фонда помощи больным детям" по телеку. Тут нет ни графония, ни геймплея. Есть история - есть пища для размышления, которая призывает к понимаю. Но тут напрашиваются выводы о некоторых личностях, которые пишут "Че за говно, что за х", что они страдают аутизмом и помощь нужна как раз таки им. Ну и напоследок скажу, что разработчики(Родители мальчика) с продаж игры не получили ни копейки. Проект находится в собственности у компании Razer, которая распределяет все деньги с продаж в два благотворительных фонда, которые напрямую связаны с онкологическими заболеваниями. отрепетированные слезы родителей Откуда такие выводы? В проекте использовались настоящие записи, которые были сделаны за все время жизни малыша, а именно записи самих родителей, больного ребенка и других детей. Где в нее играть? А почти негде. Вот то, о чем я говорю. Есть еще люди, которые живут в допотопном веке и расценивают игры как развлечения. Але, эти времена давно прошли. Не хочешь видеть подобное - не скачивай это на свой комп, в чем проблема?

7

Химик2006 Но тут напрашиваются выводы о некоторых личностях, которые пишут "Че за говно, что за х", что они страдают аутизмом и помощь нужна как раз таки им. Пупсик, а чем страдаешь ты? Смотрю, все еще есть люди, которые воспринимают игры как аттракцион. Игры, потому что в них играют. ИГРАЮТ. Играют - развлекаются. Развлечение - аттракцион. Люди (по крайней мере те, кто ошивается на сайтах, подобных ПГ) не хотят новостей, не смотрят ТВ и не читают газет, не желают грузить себя какими либо социальными элементами. Им нужен только графоний и ...хе, хе.... атмосфера (шарм) в играх. Все прочие социальные элементы, если они не будут намертво привязаны к вышеупомянутому графонию и атмосфэре, будут игнорироваться. Как отдельное блюдо подобные проекты ни кому не интересны. А уж играть в подобное... Хе, хе... Поэтому, пупсик, и вопросы соответствующие: Чо за х? Comprendo?

3

Ваня Рыгалов Все прочие социальные элементы, если они не будут намертво привязаны к вышеупомянутому графонию и атмосфэре, будут игнорироваться. По крайней мере, те, кто это проигнорировали - тут точно не отписались. Конкретно с вашей стороны этого "игнорирования" я не вижу, а даже наоборот. И да, повторюсь, что игры давно перестали быть аттракционом, нравится это кому-то или нет, хочет он того - или нет.

2

Химик2006 "...игры давно перестали быть аттракционом, нравится это кому-то или нет..." Когда это случилось? Очень интересно. :) :))) :))))))))))))))))))))))))))))

1

HumanFacture int. Когда это случилось? Очень интересно. Тогда, когда игровая индустрия стала занимать в жизни людей больше, чем СМИ. Кто-то это не осознает, а кто-то - не хочет признавать.

2

Химик2006 Исходя из твоей причудливой логики, значит ли, что СМИ стали аттракционом. :) :))) :))))))))))))))))))))))))))))

1

А для чего собственно создавалась игра , если все фразы продуманы ? Или там деньги пойдут на борьбу с раком?

5

Вопрос: чего больше вызывает эта игра - жалости или негативных эмоций?

3

Игры про то, как кто-то обосрался или страдает запором нет еще?

1

Black.Card про какашку вроде есть игра

1

Русские как обычно тип аморалы такие. Странно что ещё никто не пошутил над раком) Очень большой контраст с англоязычными рецензиями.

1

Сразу хотелось выругать - все же нельзя игры на такую тематику так яростно критиковать, нельзя поливать гавном чужие страдания - неизвестно что жизнь нам готовит... Но почитал налет философии и доводы в конце - нельзя не согласиться. Очень правильно окончание статьи. "Если хотите пожертвовать десять баксов, то вспомните, что существует огромное количество больных детей, которые еще живы. " - воистину.

-5

Игра просто сочная, геймплей очень увлекательный, играю уже несколько дней без перерыва, особенно понравилась первая гонка на Ниссан ГТР и уровень в джунглях тоже неплох!

-9

"Если хотите пожертвовать десять баксов, то вспомните, что существует огромное количество больных детей, которые еще живы. " - воистину. В чем суть этой фразы? Автор хотел сказать что не нужно жертвовать деньги? Проясните.

-15

Thor324 Хм, все просто - вместо покупки этой игры (как пожертвование родителям погибшего ребенка) автор предлагает ее не покупать а пожертвовать на помощь живым детям в трудной обстановке - больным или скажем детдомовцам.

17