на главную
об игре
XIII Century 12.10.2007

"XIII век". Общение с прошлым

Всегда приятно видеть, когда разработчики четко формируют структуру игры без необходимости оглядываться на мэтров. MindLink решила сделать русский Total War, в результате чего обе стратегии из уже обозначенного сериала Telladar Chronicles в лучшем случае заморожены, и авторы, не от самой, видимо, хорошей жизни, занимаются выпуском дополнений к стремительно ржавеющему «Блицкригу 2». Начинать свою карьеру таким образом очень неправильно. Другое дело, если вы найдете и раскроете собственную концепцию.

Самоцель

«XIII век» по-хорошему удивляет четко поставленной задачей – созданием исторически достоверного wargame’а. Красно-зеленые лоскуты глобальных карт, дипломатия, столкновения провинций, производство войск – ничего этого не будет, равно как и сюжетной кампании на пару с кривляющимися в камеру персонажами. Не хватало нам еще Александра Невского, стоя на горе зачитывающего по бумажке пафосное обращение к надвигающейся тевтонской туче. Впрочем, кампании есть, но они только обрамляют тридцать миссий за пять держав. Нельзя назвать выбор Unicorn Games бесспорным, но он несомненно интересен. Если о западноевропейских государствах мы еще имеем представление благодаря Creative Assembly и Medieval, то русские и монголы, если были в компьютерных играх, то реальные их победы и поражения освещены не были. Собственно, этим «Тринадцатый век» нам импонирует. Авторы, определив для себя рамки такой (потенциально) аутентичной, непростой игры, могут сфокусироваться на целях и не отвлекаться на автоматически провальную гонку за лидерами жанра.

Если сражения за средневековую Русь еще и вызовут академический интерес у западных игроков, то сравнительно Золотой Орды мы этого не сказать не решимся. Она, как известно, до британских остров не доплыла (а русские богатыри стучались и в двери Константинополя, и к европейским соседям наведывались). Но, смеем предположить, что нам повоевать за или против татаро-монгол будет очень любопытно (дополнение Mongol Invasion для Shogun, конечно, вспоминается, но оно несколько не по теме).

Спектр войны

Соорудить каркас из пяти национальностей – только малая часть работы. Большая – изобразить те самые тридцать сражений, о которых вы можете узнать посредством двух кликов мыши на официальном сайте игры. Пересказывать мы их, очевидно, будем в рецензии. Сейчас же намного интереснее рассказать о тактике.
Все державы используют и стандартные тактические приемы, и уникальные, свойственные той или иной стране в силу определенных условий. У немцев, франков и британцев основную роль выполняют рыцари. Выстраивается клином десяток-другой, на вершине «треугольника» – герой (реальный исторический, разумеется; всего их более ста), за ними – остальная армия. Всадники прорывают линии нападения, дальше при их поддержке начинается любимая нами резня. Кстати, никаких Mortal Kombat’ов, fatality и изящного фехтования, которому нас научили игры про тамплиеров. Кто сильнее бьет – тот и прав. В этом плане сильнее всех бьют, конечно же, русичи, объективно самые мощные воины Средневековья. Если бы не феодальная раздробленность, кочевники-захватчики давно бы ускакали обратно в степи воевать с Китаем, а так наши предки вынуждены, отражая угрозы со всех сторон света, еще и заниматься междоусобным делением княжеского стола. Монголы, в свою очередь, конники еще более искусные, чем тевтонские и прочие интервенты, потому что большую часть жизни проводили в седле. Их тактика – максимально ослабить противника всеми возможными средствами, и уже такого, изнеможенного юлой кружащими наездниками, добить.
Модели поведения разные, что должно обеспечить увлекательные баталии, на чьей бы стороне мы бы ни выступали. При этом исход сражения полностью зависит от вас – перекраивайте летописи на здоровье, но в рамках отдельных глав.

Обращение к историкам

Побоища – главная часть «XIII века», ради которой существует все ее остальные элементы. Бой проходит в реальном времени, но это не означает, что все они будут представлять бесформенную кучу костюмированных людей, наступающих друг другу на пятки. Сражаться мы будем и в чистом поле, интереснее же фокусы с рельефом и погодой. Грамотное использование ландшафта предоставляет в известной мере богатые возможности для полководца (вспомним хотя бы популярный в прошлом сезоне миф про Фермопилы и царя Леонида). Возвращаясь к вопросу о бесформенной куче, отметим, что воссоздается именно техника средневекового боя, не совпадающая с ее видением Голливуда. Разработчики говорят о восьмидесяти параметрах, отвечающих за картину сечи. Держим все это в уме и не забываем про глубокую привязанность происходящего на мониторе с прошлым. Используемый в игре метод исторической реконструкции – это восстановление того или иного исторического события путем ознакомления с памятниками того времени. В нашем случае это литературные памятники, соответствующие летописи, являющиеся в своей совокупности (и только в совокупности) максимально и единственно объективным источником сведений об интересующей древней эпохе. Подобный подход в разработке отечественных игр используется очень редко, если вообще используется, что позволяет надеяться на хороший итог работы над проектом в целом.

***

Unicorn Games упоминает о специальном инструментарии, помогающем воспроизводить сражения в любой точке Европы со всеми географическими особенностями выбранной местности. Будет ли это нечто вроде Google Maps или нет, мы не знаем, но звучит очень здорово и, вероятно, в силах заменить полноценную сюжетную кампанию, являющуюся все же неким стандартом жанра.
Впрочем, стандартам «XIII век» следует далеко не всем. Нам действительно нравится идея игры и внимание, с которым авторы к ней подходят. Следует сказать еще про графику и подобное, но как-то совершенно не хочется. Если внешне получится что-то вроде Rome: Total War с хорошей оптимизацией – уже достаточно. С другой стороны, соблюдение всех особенностей геральдики держав говорит о высоком уровне детализации и качестве текстур. Не забывайте и об осадах, по определению обязанных быть зрелищными. Роскошные замки и неприступные стены прилагаются.
До осени можно еще существенно доработать «XIII век», избавить его от генетических недоработок отечественных игр, хотя в любом случае проект получается масштабный, особенно если учитывать инструментарий. Оригинальная тематика и серьезный подход выделяют игру. Уже по этим причинам на нее следует обратить внимание.

Комментарии: 12
Ваш комментарий

Бред, лучше в Мидивел опять поиграть.

0

да ну его нах этот медивал, пусть сначала все баги отловят, а это мож чо стоящее - надо поиграть

0

Разработчики молодцом, давно пора поднимать в играх военные темы отечества (кроме В.О.В). Если в игре действительно получется не куча-мала, а полноценные битвы, то вообще супер будет.

0

апсос... ничего хорошего из этого не выйдет.

0

помоему, как минимум, любители истории получат неплохое внеклассное занятие с наглядными иллюстрациями (юниты очень даже супер а вот ландшафтик нада бы дорисовать .. какой то он мертвый ... может травки не хватает? ) а если из этого получится еще и глубокотактический варгейм то будет вообще замечательно. Главное чтоб битвы были помасштабнее ведь в 13 веке устроить стенку на стенку по 20 тысяч дровосеков в каждой было плевым делом.

0

статья гуд, игра - тоже

0

Являюсь бета тестером этой игры, хочу сказать что игра отлично сделана как в графика так и во всем остальном, на 1гб оперативы идет отлично! Когда выйдет игра, советую купить.

0

Получается DarkOmen на исторический лад,хорошая была игра.

0

Игру возьму не глядя. То, что надо. Будет с чем сравнить медивал... Да и разнообразие не помешает)

0

в этом году должна выйти. Как любитель средневековья скажу, что доспехи не совсем исторично прорисованы. с русскими воинами ваще лажа. не было таких доспехов! у средневековых пехотинцев 13 века не было бригантин. только кольчуги. шлемы крестоносцев однообразные. лучше бы топхельмы одели как в стронгхольде. но в целом по скриншотам впечатление хорошее.

0

Молодца ребята! Надеюсь что игра хоть на половину соответствует тому что рекламируют, тогда это будет хит в своём жанре. Если выход игры не отложат, то скоро увидим сие творение хохляцкой мысли. Куплю не задумываюсь. Ждёмс...

0