на главную
об игре
ASTRONEER 16.12.2016

Свобода и цель: когда игра тебя игнорирует, и это хорошо

Бывает, что игра не даёт игроку ни цели, ни смысла, ограничиваясь лишь базовыми механиками. Портал Rock Paper Shotgun разобрал этот феномен на примере Astroneer.

Обучения в играх во многом похожи на первые свидания: проходят неловко, но крайне необходимы. Они могут оказаться пустой тратой времени, и иногда подразумевают слишком много хождения за ручку. Для всех было бы удобнее, если бы мы пропускали первые неловкие слова и сразу переходили к делу. К сожалению, нельзя создать хорошие отношения с человеком, не познакомившись с ним, равно как нельзя получать удовольствие от игры, не зная, как в неё играть.

Или можно?

Astroneer — небольшая игра-песочница, что-то среднее между Minecraft и No Man’s Sky. Её суть в исследованиях, крафтинге, поиске интересного, открытиях и приключениях. В ней герой оказывается на планете без малейшей информации о том, где он и с чем ему придётся столкнуться. И нет лучшего способа заставить игрока почувствовать себя на месте героя, чем оставить его в таком же неведении.

Должен заметить, обучение в Astroneer так себе. Игроку не сообщается, как создавать жизненно необходимые вещи вроде светящихся кислородных трубок, без которых исследовать планету не получится. Или как строить исследовательские станции и гигантские 3D-принтеры, а также почему именно этим стоит заняться в первую очередь.

Да, игра сообщает, что материалы нужно добывать с помощью классной терраформинговой пушки, но забывает рассказать о том, что из-за этого на поверхности планеты появятся ямы и дыры, в которые неизбежно провалится вездеход игрока. 

Заранее Astroneer не сообщает почти ничего. Всё равно, что предупредить студентов о том, что на экзамен нужно нести карандаш, но не сказать, знания по какому предмету будут проверяться. Примерное первые полчаса это сводит с ума. Какая у меня цель? Куда идти? Как туда добраться? А затем, поскольку больше мне ничего не оставалось, я отправился исследовать окрестности. Вот тогда игра и раскрылась.

Мир Astroneer пассивен. Он состоит из процедурно сгенерированных сетей подземных тоннелей, холмов и долин, напоминающих русла давно высохших рек. Игровой мир не заставляет игрока пускаться в исследования, скорее мягко подталкивает его к этому, поражая красотой закатов и причудливостью растений. В Minecraft цели есть: убить Дракона Края, выживать, искать алмазы и проход в Нижний мир, однако игра позволяет просто строить и исследовать мир, если игрок того пожелает.

Astroneer похож на Творческий режим в Minecraft с его процедурно генерируемыми локациями, которые так и хочется сначала исследовать, а потом оставить без ресурсов. Однако там, где Minecraft предсказуем (скелеты и летучие мыши живут под землёй, криперы выползают по ночам), Astroneer удивляет и нервирует игрока так, как это может только неизведанная чужая планета.

В пещерах встречаются странные изогнутые стекловидные растения, испускающие ядовитый газ и стреляющие в игрока шипами. На равнинах растут высокие деревья, которые можно повалить, чтобы собрать с них фрукты. Это враждебные земли, и игрок может менять их облик по своему желанию, создавая собственные тропы, вдоль которых протянутся светящиеся сети из трубок — крайне непрочная связь с источником кислорода, без которого на планете не прожить.

В каждой новой пещере обнаруживаются новые опасности, и ни к одной из них игра не готовит. Пока игрок соображает, как осторожно выкопать опасное растение, на него из кустов выпрыгнет какой-нибудь опасный хищник, после чего останется только бежать от базы в поисках своего трупа в скафандре. Astroneer предполагает, что игрок не раз потерпит неудачу, и позволяет ему это. Ошибки — часть исследовательского процесса, и за смерть нет никакого штрафа, кроме необходимости бежать до места гибели, чтобы вернуть собранные ресурсы.

А ещё есть бури. Впервые столкнувшись с бурей, я подумал, что это просто интересный эффект динамической смены погоды и продолжил заниматься своими делами. Когда буря случилась во второй раз, мне в голову прилетел здоровенный куб, от чего я незамедлительно умер. Так я понял, что бури это дело очень опасное, и при первых признаках их появления стоит прятаться под крышу.

Заметно, что дизайнеры Astroneer изрядно потрудились, чтобы этот свободный подход к знакомству с игрой был вообще осуществим. Интерфейс чист и понятен, рецепты крафта относительно просты, а основные игровые концепции демонстрируются весьма наглядно (по ячейкам рюкзака сразу видно, сколько и какого ресурса игрок собрал). Игровые механики хорошо проработаны — иначе в Astroneer было бы неудобно играть, — просто в игре отсутствует чёткое руководство по тому, как ими пользоваться.

Astroneer напомнил мне о двух других играх, которые дают пользователю как можно меньше информации: Orchids to Dusk и Mu Cartographer. Они очень похожи оформлением и вызывают то же смутное чувство присутствия где-то очень далеко. Orchids to Dusk не объясняет игроку вообще ничего, в ней он сам волен придумывать себе цель, а Mu Cartographer кратко рассказывает о том, как в нее играть, и на этом всё.

Обе игры ничего не требуют взамен, они существуют не для того, чтобы бросить игроку вызов или проверить его навыки. Их цель — заставить думать. Они предоставляют автономность и отсутствие цели, в то время как большинство игр всё делают наоборот.

Что происходит, когда в игре нет цели? Игрок получает свободу. Его действия в игре ограничены, как и его реальная жизнь, однако смысл игры в том, чтобы быть свободным. Внезапно оказывается, что игроку больше не говорят, что делать — теперь он должен решать это сам. В результате получаются уникальные впечатления, гораздо более значимые и запоминающиеся.

Обычно игры не ждут ответа от игрока, они скорее монолог, чем диалог. Ему безапелляционно объясняют: вот так нужно взламывать, так водить машину, а так стрелять. Игре неинтересно, как игроку хотелось бы всё это делать. Однако те игры, которые, на первый взгляд игнорируют пользователя — вроде Astroneer, Orchids to Dusk или Mu Cartographer — на самом деле просто ждут, когда он скажет что-нибудь в ответ.

Комментарии: 6
Ваш комментарий

Выглядит интересно. Этакая альтернатива No Man Sky.

11

Потерял базу из виду, заблудился ,энергия кончилась, кислород кончился...умер и потерял ресурсы, транспорт, два склада. При этом в игре реально интересно.Для пре-альфы очень даже)

9
Бывает, что игра не даёт игроку ни цели, ни смысла, ограничиваясь лишь базовыми механиками

тогда в дело вступает фарм - как примеру в NMS - игрок бегает от одного источника к другому, набивает карманы углеродом, железом и т.д. Разочарование приходит также быстро. Или гринд в ММО - эти механики позволяют игроку отдохнуть и расслабится после напрягов в данже или битвы с боссом, однако если это основа игры то она умирает.

2

Так я за неё и не взялся...и не тянет.Снова выживалка,снова незаконченная и /уверен/ не шибко гладкая.Мне уже систему свою жаль ставить-удалять,ставить-удалять....Надоел это хренов поток суррогата.Они клепают на потоке и на коленке /по мере поступления бабла за выложенные корявые 'пробы'/. Сube World забросили так и не вернув людям денег,/забыл название так как уже все они смешались/-та же хохма....и так далее.Вполне допускаю что набрав необходимые суммы на покупку новой машины,ремонт домов и в таком ключе-хреноделы разбегаются.Возможно затем и мутят 'проекты'.В кавычки взял ибо проектами эти дилетантские выс...ы назвать крайне сложно.Ну кто пожаднее те 'держут марку' и продолжают тянуть за яйцы тупиковые и кривые детища.Пример тому /надо признать мой любимый/ Portal Knights.Допы к нему стоят денег и по своему идиотизму уникальны/ на первый взгляд/; каждый новый доп начисто стирает предыдущие локации,рецепты в них содержащиеся и все прочее....не успел купить?-вали,предыдущий контент тебе недоступен.Таким образом создана неэтичная /а проще говоря свинская/ гонка покупки 'свежаков' в которой выигрывает команда жулья и больше никто.Что стоит мало-мальски подкованному программисту /а их нонче пруд пруди,как тараканов/ воткнуть лишний пенёк,вставить фейерверк или ещё какой причиндал? Да ничего! И часу не займет.Вот тебе и доп готов! Но они выжидают пока не раскупят предыдущий.Такая вот политика.Если я неправ-то бросьте в меня камень.Едрись эта мафия конём-давно плюнул и стараюсь играть /переигрывать/ продукты от солидных и уважаемых контор,игры сделанные профи и за настоящие деньги....а этими пуками /как уже озвучил/ только системы загаживать. Поглядел пару клипов на тюбе...идея понятна; схавали No man sky? Прокатила графа?-ну значит будем рубить на этой теме. P,S, Выдал пол-листа не потому что злобный пердун,а потому что всё это в конец надоело и задрало....да и очевидно.

0