![](https://i.playground.ru/p/3vQtrYbm1FUkyezySbkSdQ.webp?760xauto)
Франшиза "Бэтмен: Аркхэм" прошла славный путь, начиная с триумфального появления в 2009 году с Asylum и заканчивая сокрушительным провалом с Suicide Squad в начале 2024 года (и, конечно, как можно забыть запутанную и неканоничную Gotham Knights). Теперь, впервые с 2016 года, Бэтмен вернулся в виртуальную реальность с Arkham Shadow. Не буду томить! На этот раз все получилось весьма неплохо.
Перейду сразу к делу: это полноценная приключенческая игра от первого лица в духе "Аркхэм", прохождение которой займет от 10 до 15 часов, в зависимости от вашего подхода. Если вы давно не играли в "AAA VR" игры, то сообщаю, что мы давно вышли за рамки технологических демоверсий, занимающих место на цифровых площадках. Arkham Shadow по своему масштабу практически не уступает Arkham Asylum, предлагая взаимосвязанную карту для исследования, пасхалки, комнаты с испытаниями на время и коллекционные предметы.
Идея состоит в том, что вы по-прежнему играете за более молодую версию Бэтмена, озвученную Роджером Крейгом Смитом (из внутриигровых диалогов мы узнаем, что прошло несколько лет после Origins), до событий Asylum. Мне всегда нравилось, как Смит интерпретирует персонажа, а его богатый опыт работы в озвучивании позволяет ему раскрыть характер с интересных сторон, которых я не буду здесь спойлерить. Он по-прежнему более "молодой" и в целом более вспыльчивый Бэтмен, что удачно отличает его от каноничных воплощений Кевина Конроя. Действие в этот временной период также позволяет команде добавить больше собственного стиля, а не просто стремиться воссоздать основную трилогию Arkham.
![](https://i.playground.ru/p/o307ct5Lxryy4kS8f-thUA.webp?760xauto)
На этот раз действие происходит на неделе 4 июля, и Бэтмену необходимо проникнуть в тюрьму Блэкгейт и остановить злодея по прозвищу "Крысиный Король", который собирает толпы жителей Готэма, чтобы напасть на различных городских чиновников. Часть Готэма доступна в качестве своеобразного начального обучения, позволяющего освоиться с системами передвижения в игре, а также с механикой боя, от которой кости хрустят (на этот раз вы слышите это вблизи). По словам разработчика Camouflaj, разработчики из Rocksteady принимали участие в создании Arkham Shadow, и это заметно.
Меня удивило то, насколько тщательно игра спроектирована так, чтобы ощущаться как полноценная часть серии Arkham. Контратаки, звуковые эффекты, атмосфера — все это вместе создает ощущение, напоминающее трилогию Asylum/City/Knight. Говоря как человек, всерьез увлекшийся этим хобби в 2015 году, могу сказать, что VR прошел долгий путь. До сих пор завораживает играть в такую игру в 2024 году, с разветвленными локациями, головоломками, которые имеют смысл только в VR-пространстве, и интригующей тайной, которая не уступает другим проектам Rocksteady.
Как фаната Бэтмена, Arkham Shadow меня особенно покорила своей способностью интегрировать в сюжет больше детективных элементов (и я говорю не только о вернувшейся детективной зоркости). Rocksteady и WB Games Montreal уже отлично справлялись с этим в основных играх Arkham, но приятно видеть, что эта традиция продолжается. За исключением недавнего фильма Мэтта Ривза "Бэтмен", мы не так часто видим, как Брюс использует свои детективные навыки, как это должно быть.
Следует уточнить, что система "свободного боя", которую Asylum помогла закрепить среди других современников, таких как Assassin's Creed 2, возвращается, как и стелс-секции "хищника". Бэтмен имеет доступ к крюку-кошке, пистолету со взрывным гелем, бэтарангам, дымовым бомбам и дешифратору, а также к другим гаджетам, которые можно разблокировать через внутриигровое меню опыта и улучшений. По правде говоря, это практически все, что нужно для полноценного ощущения Arkham, и все это удобно доступно, если взять их с груди, рук и пояса Бэтмена. Некоторые VR-игры могут переборщить с количеством гаджетов (включая жесты через плечо), но этого набора инструментов кажется в самый раз, учитывая, что все они служат определенной цели в игровом процессе.
Одно дело — ходить по зданию GCPD в Origins и посмеиваться над некоторыми табличками, но совсем другое — бродить по локации в VR, взять бумагу, прочитать ее, а затем перевернуть, чтобы прочитать дальше. Передвигаться очень просто с помощью крюка-кошки (который также может заменить ручной подъем по лестницам, если вам это не нравится), и есть множество параметров доступности для тех, кто еще не привык к полному перемещению в VR.
Бой прост, приятен и на удивление терапевтичен в качестве легкой тренировки. Чтобы атаковать кого-то, вы сжимаете настоящий кулак и бьете противника, смотря на него. Чтобы "контратаковать", все, что вам нужно сделать, это выставить руку перед агрессором непосредственно перед контактом, даже если он находится за пределами экрана (что обозначается значком в вашем поле зрения). Звучит просто, не так ли? Так и есть, но это также очень весело, когда включаются элементы Elite Beat Agents/Beat Saber, например, нанесение комбинаций ударов по гигантским значкам в стиле ритм-игры или размахивание в определенных направлениях для добивающих ударов. Все эти концепции, объединенные вместе, помогают поддерживать интерес, особенно когда вы начинаете сталкиваться с элитными противниками.
![](https://i.playground.ru/p/eyxe97eMMbIecrCfG_Zhwg.jpeg?760xauto)
У меня есть некоторые придирки. Некоторые персонажи игры не раскрываются из-за недостатка материала, особенно те, с кем вы впервые встречаетесь в Shadow. Сюжет сначала пытается втиснуть слишком много, но затем постепенно отступает и фокусируется на расследовании Бэтмена в отношении Крысиного Короля. Мне бы хотелось, чтобы несколько персонажей были проработаны более детально или даже добавлены.
Игровой процесс временами также немного "кривоват", что может случиться в некоторых крупных играх, а не только в VR-индустрии. Несколько раз враги могли видеть меня через объект, несмотря на то, что я была полностью им закрыта, и у меня было несколько проблем с прохождением сквозь текстуры (в основном с решетками, которые в изобилии возвращаются в серию Arkham). Еще одна проблема вынудила меня выйти из игры и перезагрузить ее, чтобы оказаться на правильной стороне глючной дверного проема.
Хотя я понимаю скептицизм по поводу VR-игры про Бэтмена (я не была уверена, как это получится, когда ее анонсировали), Camouflaj более чем доказала, что они являются важным игроком в VR AAA-сегменте, а у Oculus Studios появилась еще одна галочка в активе с Arkham Shadow.
Запоздалый обзор?) Игра хорошая, но мне боёвка не зашла. Не люблю я когда мне указывают куда надо ударить. А так конечно игра топ для VR. Вообще 2024 удачный год для VR. Конец 2023 по конец 2024 вообще прям насыпали хороших VR игр в этот период // Антон Сумароков
Печально что бэтмана сделали эксклюзивом только для Oculus Quest. Эксклюзивы выглядят фиговой практикой в таком узком направлении как VR // Дмитрий Зинченко
Ну это для продаж квест 3 и квест 3с сделали. А не чтобы побольше копий игры продать ) // Антон Сумароков