Хочу уделить немного внимания игре, которая его получила незаслуженно мало. Крупные игровые журналы выставили оценки в диапазоне от 5 до 8 баллов, а многие игроки просто ничего не знают о малобюджетном проекте, который недавно вышел из раннего доступа в Steam.
Однако это одна из самых оригинальных игр в жанре Action за последние несколько лет, и она должна прийтись по вкусу многим олдфагам. Сюжет спойлерить не буду, его стоит оценить лично.
Для тех, кто ничего не слышал о игре:
Итак, Betrayer - игра от инди-студии Blackpowder Games, сотрудники которой являются выходцами из золотых времён Monolith (Blood, No One Lives Forever, F.E.A.R., Condemned...). Геймплейно игра представляет собой смесь шутера и стелс-экшена от первого лица в полуоткрытом мире (несколько больших локаций со свободным перемещением). Атмосфера игры жутковато-мистическая, местами почти хоррор. Всё действие происходит в английской колонии в Северной Америке, которая в 1604 году подверглась неизвестному проклятию. Главный герой после кораблекрушения попадает на берег этой колонии, где встречается с последствиями этого проклятия и таинственной девушкой в красном.
Первое, что бросается в глаза - весь мир представлен в чёрно-белом цвете, лишь враги, предметы и наша спутница ярко выделяются красным цветом на фоне пейзажа. В настройках можно выставить нормальную цветность, благодаря которой можно лучше разглядеть местные красивые пейзажи, но не советую: вырвиглазный визуальный стиль хоть и утомляет глаза, но добавляет в игру много атмосферности и усложняет и без того не самый простой геймплей (для любителей потрепать себе нервы, вроде меня).
Второе: звуковое окружение. Тот случай, когда минимализм бьёт высокобюджетные проекты с звёздным составом актёров озвучки. От звуков выстрелов мушкетов и пистолетов 17 века закладывает уши; стрелы со звоном отлетают от испанских доспехов; прОклятые испанцы рычат так, что невольно сжимаешься в ожидании поединка; колокол, открывающий дверь в мир призраков, добавляет тревоги своим неестественным звучанием и т.д...Но главный герой среди звуковых эффектов - ветер. Он мощно шумит густыми кронами деревьев и травой, позволяя совершить под прикрытием этой звуковой завесы очередную перебежку к прОклятому испанцу и вонзить ему в спину томагавк.
В Betrayer нет озвучки диалогов, только текст. Не думал, что скажу это когда-либо, но отсутствие озвучки здесь не является недостатком - оно только усиливает ощущение сюрреалистичности происходящего, когда беседуешь с потерянной душой в мире призраков или с Девой в Красном, которая видит мир совсем не так, как видит его главный герой.
Атмосфера у игры просто потрясающая: тёплая ламповая во время передышек в фортах, напряжённо-пугающая во время вылазок в дневное время, подавляюще-мрачная в мире призраков. Последний раз такую эйфорию от предвкушения "Сейчас буду отгребать", слыша пыхтение подбегающих врагов, я испытывал в том же Condemned от Monolith.
Теперь о геймплее.
Оружие:
В арсенале главного героя короткий нож для ближнего боя, луки и арбалеты с разными характеристиками, мушкеты, пистолеты, томагавк и маленькие пороховые бомбочки.
В бою луки наносят совсем небольшой урон, но хэдшот в голову ничего не подозревающего врага позволяет тихо снять его, не подняв тревоги. Недостаток убойной мощи в бою компенсирует скорострельность, особенно у коротких луков.
Пистолеты - мощные орудия ближнего боя, имеют наибольший урон. НО: на дворе 1604 год, пистолеты однозарядные, а на перезарядку уходит секунд 5 (герой натурально разбирает ствол, заталкивает пулю и засыпает порох - залюбуешься на анимацию). Каждый выстрел - на вес золота.
Всё это справедливо и для мушкетов. Они чуть менее убойные, но стреляют дальше, а перезарядка занимает ещё больше времени и производится с помощью шомпола :)
Пороховые бомбы и томагавки - орудия ближнего боя на случай, когда надо вывести врага из строя одним ударом. Бомба взрывается громко, на взрыв сбегается вся округа (к выстрелам из пистолетов и мушкетов это тоже относится); томагавк оружие тихое, но единичное - промахиваться не стоит, хоть потом его и можно подобрать, как стрелы и болты для арбалета.
Вся шутерная механика сбалансирована так, что каждая пойманная мушкетная пуля, каждый промазанный выстрел может стать фатальной ошибкой: враги стреляют очень прицельно даже по движущейся мишени, да и сами на месте не стоят.
Стелс:
Это просто праздник для тех, кого достали тупые, ленивые, слепые и глухие охранники из современных стелс-экшенов (привет Thief (2014) и Dishonored, например). Враги обладают в точности такой же чувствительностью, что и главный герой. В том смысле, что если герой смог заметить или услышать врага с сотни метров, это значит, что враг точно так же может заметить его. Более того, убежать и спрятаться получается далеко не всегда. Заклятые испанцы или скелеты действуют командно, не знают ни усталости, ни инстинкта самосохранения - даже если убежать на другой конец карты, вас всё равно будет настигать растущая толпа врагов.
Как же быть? Раздавать хедшоты из лука, втыкать томагавки в спины врагов, резать их ножом со спины - но для этого ещё нужно подкрасться. Для этого нужно приспособиться использовать шум, от качаемых ветром деревьев, не топать по брёвнам или песку, которые шумят под ногами.
Dark Souls:
В игре нет возможности сделать несколько сохранений, а потом загрузиться с нужного места, процесс игры непрерывен. В случае смерти герой возрождается у ближайшего открытого им чекпойнта (форт, сторожевая вышка, перевалочный пункт и т.п.). В меню игры можно установить настройку, напоминающую о DS: в случае смерти все денежные сбережения остаются на месте гибели, за ними нужно вернуться и подобрать, не погибнув по пути, а иначе они исчезнут навсегда. А без денег не купить оружие, патроны и улучшения. А без новой амуниции не завалить тех гадов, которые тебя убили и стерегут выпавшие с тебя деньги. Замкнутый круг. На максимальном уровне сложности умирать придётся частенько - не DS, конечно, но удовольствие хардкорщикам доставит.
Ах да, есть ящики с неприятными сюрпризами вместо лута, beware.
Прочее:
Главный герой - не Рембо, умирает довольно быстро. Здоровье автоматически не восполняется. Чтобы подлечиться, надо возвращаться к чекпойнту, где стоит бочка с водой (как в Готиках) - попив из неё, герой восстанавливает здоровье и пополняет фляжку: во время боя можно два раза глотнуть воды, вернув 50 HP из 100 HP, возможных по умолчанию.
Помимо оружия, патронов и увеличенных колчанов на золото можно приобрести Charms: пассивные умения вроде увеличения здоровья/скрытности/скорости передвижения и т.п. Такая скромная РПГ-составляющая, бонусы от которой лишь подчёркивают напряжённость вооружённых столкновений с нежитью.
P.S.:
Игра сейчас стоит в Steam 419 рублей, но на прошедшей летней распродаже она мелькала в молниеносных скидках с -80% (тогда я её и купил), неcмотря на то, что из раннего доступа она вышла только в конце мая. Советую к покупке :)
прошел где то месяц назад, отличная игра, те кто любит нестандартные и необычные проекты самое то
норм игра али нет? видел на торрентах , но даже не качал ...
Еще в то время когда она появилась в продаже стима купил, игра прикольная - атмосфера, музыка, квесты, с мобами ток напряг - слишком жестокие вышли. Игру прошел. 10/10 поставил.
Тоже взял на распродаже не задумываясь.. .зацепила чем-то. Всем советую хотя бы попробовать.
Интересная и необычная игра + атмосфера отменная. Советую
Formergamers ZOG делали, но вроде как отменили так как Blackpowder Games обещали добавить русский язык, ну а вообще если есть минимальное знание англ то и так можно пройти, я лично без всяких проблем прошел
Вот за такой ценник она и получила свои 5 баллов. Она хорошая, но не за 500 же рублей ее брать!
Хм, вот где-то месяца 4 назад увидел её, поглядел тут обзор, но погамать не решился. Кажись зря, попробую как -нибудь.
Игра так себе. Оценки плохие как от изданий так и от геймеров. Но графический стиль довольно интересный.
Русификатор кто делает не знаете?
Игра классная! Боевая система очень нравиться, действительно приходится очень много тратить время на перезарядку порохового оружия! Стелс тоже очень нравиться! Нравиться играть в стиле охотника и охотиться на проклятых конкистадоров, так как они действительно проклятые уроды не благородные, которые просто устраивали геноцид среди местного коренного американского населения! У главного героя есть способность переходить в мир духов, там уже страшновато становиться играть начинают нападать скелеты и злые духи, но есть и добрые духи, которые помогают в прохождении и которым нужно помощь! Игра просто супер, для ценителей творчества Монолит, да и тем кому нравиться такие замечательные игры как Thief, Dishonored, F.E.A.R., да и вообще кому нравиться приключения, стелс, хорор и история мира!
Игра немного нудная, растянутая.
>инди