на главную
об игре
Big Rigs: Over The Road Racing 20.11.2003

Грузовичок, который смог: 15 лет легендарной Big Rigs

Плохих видеоигр всегда больше, чем хороших: и сегодня Steam ломится от халтуры, сделанной без любви и старания. Но ровно 15 лет назад наши соотечественники создали чудовище, рядом с которым даже очередной инди-хоррор на Unity кажется шедевром. Имя ему — Big Rigs. Кто выпустил эту тварь из бездны и как она добралась до прилавков?

На Олимпе индустрии немало студий: id Software, Rockstar, Irrational, Bioware… В их послужном списке игры, заложившие основы жанров, собравшие награды и завоевавшие сердца. Но небольшая конторка из Санта-Моники под названием Stellar Stone к таким не относится. За 4 года своего существования коллектив выпустил семь произведений, но не сделал революции и не заработал миллионов. Правда, один проект навсегда вписал имена авторов в историю — пускай и не так, как хотелось бы им самим.

Закон бизнеса прост: прибыль — это продажи минус расходы. Несложный механизм понимали и в Stellar Stone. Разработчики, грустно взвесив шансы, с самого начала поняли, что место в чартах бестселлеров их детищу не светит. Решили подойти к проблеме с другой стороны: экстремально снизить затраты, чтобы их с лихвой окупила прибыль от реализованных копий. Так геймдизайнеры из Калифорнии познакомились с Сергеем Титовым — программистом из России, который отчаялся найти работу на родине.

Сергей Титов
Сергей Титов

Пригласив к себе в команду молодого специалиста, разработчики решили сразу две стратегически важные задачи. Они бесплатно получили движок Eternity, который Титов согласился обменять на долю в компании, и наладили связи на восточноевропейском рынке труда.

Американцы понимали, что из-за низкого уровня жизни и налогов, в России и Украине создавать игры дешевле. Но не представляли, насколько.

Нанимая сотрудников в странах бывшего Союза, в Stellar Stone сократили бюджет в пять раз. Первым проектом, который студия полностью доверила заграничным коллегам, стал Taxi Racer — страшно кривой симулятор таксиста. В дальнейшем ситуация если и менялась, то точно не к лучшему.

Издателям было совершенно плевать на наши гениальные идеи игр и максимум, что мы получали, — это контракты на разработку совсем малобюджетного *** [низкокачественного продукта] — Сергей Титовразработчик

Через несколько лет, имея за плечами симулятор охотника и две стратегии в реальном времени про Гражданскую войну в США, коллектив взялся за очередной проект. Простенькую гонку про водителей грузовиков, на которую никто не возлагал больших надежд. Называлась она Big Rigs: Over the Road Racing. Фрилансерам дали 15 тысяч долларов и 25 дней. Меньше месяца на создание полноценной игры, которая будет продаваться на полках магазинов по всей Америке. Желание по-быстрому срубить денег в индустрии всегда заканчивается плохо. Этот случай не стал исключением.

Хорошими делами прославиться нельзя

Будь Big Rigs просто блёклым проходняком, никто бы о ней и не узнал, — в 2003-м у журналистов было слишком много работы, чтобы писать обо всём подряд. Но гонка выбилась из серой массы непримечательных релизов. Она оказалась особенной. Нельзя сказать, что геймеры и пресса возмущались или ругали её. Нет, они просто немели, не веря своим глазам, затем падали под стол с истерическим хохотом, а после — снова утыкались в экран, исступлённо покачивая головой и тихо повторяя: «Боже, этого не может быть...».

Мы были где-то на пре-альфе, там даже по сути first playable не было, но издатель решил, что пора, и выпустил проект в таком виде. Притом узнал я про это, когда посылали новый билд, а чуваки мне в ответ: «Да нет, спасибо, мы уже в печать отправили». — Сергей Титовразработчик

По воспоминаниям Титова, тираж злосчастного рейсинга составил около 200 тысяч экземпляров. За месяц релиз прошёлся по рукам всех крупных изданий. Игру заносили в списки провалов года и ставили ей самые низкие баллы, какие только могли найти. На Gamespot горе-симулятор в течение десяти лет удерживал звание единственного развлечения с оценкой 1/10, пока Ride to Hell: Retribution не составила ему компанию.

Впрочем, причислять Big Rigs к худшим играм в истории не совсем корректно. Её и игрой-то сложно назвать.

Хотя бы потому, что потерпеть поражение здесь невозможно — соперник просто стоит на стартовой линии и тихонько ждёт, пока наивный геймер закончит дурачиться и пойдёт займётся чем-то полезным. Но и это — лишь верхушка айсберга.

Геймеры любят гонки на грузовиках за особую романтику бескрайних трасс, негромкого радио и суровых пейзажей по сторонам. В Big Rigs позаботились о красоте: на горизонте вздыбились горы, а вдоль дороги расставлены деревья и редкие домики из дерева. Но вот проблема: про физику столкновений забыли начисто. Через любой предмет, включая уснувшего соперника, можно проехать насквозь. Кроме того, здесь не работает гравитация — вы с лёгкостью заедете на отвесную скалу, не меняя оборотов.

А ещё никаких ограничений скорости для заднего хода: разгоняйтесь бесконечно, пока стрелка спидометра не примется нарезать круги… Через какое-то время грузовик угодит в серое ничто за пределами карты и станет бешено дёргаться вверх-вниз. И это — только самые яркие грани Big Rigs, где нет ничего, кроме глюков и косяков.

После релиза украинские программисты попытались доработать свой «шедевр», но безрезультатно: единственным нововведением после патчей стал «оживший» соперник, который трогается и даже едет по трассе, но послушно останавливается за метр до финишной черты. Проиграть нам так и не позволили.

Маленькая компания не смогла оправиться после такого позора и закрылась через год, завещав сумасшедшим фанатам ещё один гоночный симулятор под названием Midnight Race Club: Supercharged!. По сути, это та же Big Rigs, где починили искусственный интеллект и физику, а фуры заменили легковыми автомобилями.

Пиррова победа

Но на этом история злосчастного симулятора не закончилась. Он обрёл вторую жизнь в интернете, а точнее — благодаря видеообзорам, набравшим популярность во второй половине 2000-х. Кривая физика, безграмотный английский и абсурдный геймплей сделали Big Rigs идеальной мишенью для множества восходящих звёзд YouTube, проходивших ужасные тайтлы на потеху публике. К игре обращались, подыскивая пример пробитого дна. О ней писали крупные СМИ вроде The Daily Telegraph и The Guardian, которые назвали гонку «легендарной».

А после того, как она попалась на глаза Джеймсу Рольфу, более известному как Angry Video Game Nerd, дурная слава закрепилась за ней окончательно.

О Big Rigs говорили: «настолько плохо, что даже хорошо». Забагованный кусок кода было невозможно всерьёз критиковать, но любить — запросто: у него появилась небольшая, но преданная фан-база, которая посвящает любимой игре стихотворения и поклоняется ей как божеству.

О создателях сего чуда и о том, как сложилась их дальнейшая судьба, ничего неизвестно. Вся слава досталась Титову, даже не участвовавшему в разработке, — в титрах он ошибочно указан ведущим программистом, хотя на самом деле выполнял роль продюсера и рекрутера.

Мы вот ничего за неё [Big Rigs] не получили на самом деле. Бюджет там был мизерный, но кушать хочется — приходилось браться за странное. Реально, то, что вышло, — это не игра даже. — Сергей Титов разработчик

Впрочем, клеймо «доктора Франкенштейна» не помешало Сергею построить карьеру в индустрии: он даже успел поработать в команде League of Legends, а несколько лет назад выпустил зомби-шутер Infestation: Survivor Stories Classic, у которого целых 40 процентов положительных отзывов в Steam.

Вряд ли в Stellar Stone стремились создать шедевр и прославиться. Но избежать славы не удалось: студии давно нет, а Big Rigs продолжает жить в сердцах фанатов. Да, она не получила ни одной статуэтки The Game Awards и не вошла ни в один список величайших развлечений. Зато подняла геймерам настроение, что, согласитесь, уже немало.

Есть множество игр, сделанных куда лучше, но не оставивших после себя почти ничего. Чтобы запомниться, надо быть выдающимся хоть в чём-то. В плохом или хорошем — иногда не так уж и важно.
Комментарии: 2
Ваш комментарий

НАРЕЗАЙ КРУГИ НА БЛ*ДСКОМ ГРУЗОВИКЕ БИИИГ, Ё*Б ТВОЮ БАБКУ РИИЫЫЫЫЫЫГГГЗЗЗЗ (c) - Реплойд

1

Было интересно почитать, спасибо

-1