





Рецензируемая версия игры: PC
Когда впервые попадаешь в аэродинамическую трубу, ощущаешь себя куском мяса, левитирующим над озером, кишащим пираньями. Единственный страх – упасть. И не важно, что до земли метр. Но ты точно знаешь, что рано или поздно поток воздуха прекратится, и ты с характерным шлепком брякнешься на маты. BioShock Infinite производит схожее впечатление. Перемещаясь по Колумбии с помощью хитрого крюка, я все время ловил себя на мысли: только бы не упасть, только бы не упасть, только бы не упасть. Умереть было не страшно. Страшно было, что это удивительное приключение может прерваться хотя бы на миг.
Пророк
BioShock Infinite строится на контрастах. Игра начинается с того, что главный герой, Букер ДеВитт, плывет на лодке к старому маяку. Ему передают коробку с пистолетом и фотографией Элизабет. Букер должен доставить ее в Нью-Йорк, и его наконец-таки оставят в покое. Проходит несколько минут, мы садимся в хитрую капсулу и взмываем вверх, к облакам. Еще минута, и мы прибываем в Колумбию. Из мрачного, серого мира – в радостную, яркую, веселую Колумбию. Но первое впечатление, как это часто бывает, оказывается обманчивым.
С одной стороны, Колумбия, воздушный город, мало чем отличается от любого другого места. Ну, конечно, если не брать в расчет, что между районами города пролегают облачные пропасти, а из одной точки до другой можно добраться при помощи крюка и хитрой транспортной системы. Торговцы каждое утро раскладывают свой товар по полкам; дети играют в догонялки и рассказывают друг другу страшные истории; молодые и не очень парочки сидят на лавочках и признаются друг другу в любви. Казалось бы, классическая пастельная картина любого мало-мальски приличного города.
Вот только за всем этим счастьем, процветанием и стабильностью прячется один небезынтересный факт: жители Колумбии подчиняются, поклоняются и считают чуть ли не живым богом одного вполне себе живого человека – Захари Комстока. Его здесь еще принято называть Пророком, который в ответе за все. За солнце, дождь и грозы. За то, что урожай удался, а в магазинах полки не пустуют. За то, что мир во всем мире, а у каждого ребенка есть мама и папа. В общем, не президент, не премьер-министр какой-нибудь вшивый, а самый настоящий Отец Нации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И когда Букер прибывает в Колумбию, то какое-то время город относится к нему с прохладным равнодушием. Хочешь послушать хор мальчиков-зайчиков на проплывающем мимо воздушном корабле – пожалуйста, никто не запрещает. Решил подкрепиться – ну так возьми яблоко и не ной! Мечтаешь пострелять в тире и получить мешок денег – нет ничего проще. И так, наверное, все бы шло и дальше, если бы Комсток не прознал, что в городе появился Букер. И в этот момент Колумбия из милого, по-деревенски «своего» города превращается в самый настоящий ад на земле. Простите, в воздухе.
Зверь
Солдаты, полицейские, горожане – все хотят уничтожить ДеВитта. Ведь Пророк сказал, что он – зверь, опасность для всего общества. А во всякой тоталитарной системе любой человек, представляющий мнимую или реальную угрозу устойчивости этой самой системы, должен быть вырезан из нее. Вот здесь и начинается все веселье. Ведь помимо довольно стандартного арсенала – пистолетом, дробовиком, снайперской винтовкой, карабином и еще несколькими стволами никого не удивишь – герой быстро получает одну суперспособность за другой. И вот они, конечно, играют ключевую роль в построении тактической схемы боя.
Первая способность, которую мы получаем, заключается в том, что герой может «очаровывать» врагов. Причем не только живых, но и механических. К примеру, по вам ведется огонь из мощной турели, которая за несколько секунд способна «сожрать» половину полоски здоровья. «Очаровываем» ее – и вот она уже ведет огонь по своим. Те в ужасе начинают разбегаться, выкрикивая какую-то местную нецензурщину. Пока враги в панике носятся по улицам, мы спокойно и планомерно расстреливаем их.
Но что делать, если никакой турели поблизости не оказалось? И вот тут авторы предлагают нам довольно обширный выбор. Если неприятелей очень много, и все они атакуют одновременно, то можно, допустим, поднять их в воздух. Главное, чтобы они стояли в куче, иначе обязательно останется пара стрелков, которые захотят продолжить бой. Но если все сделано правильно, то расстрелять подвешенных и смешно дрыгающих ногами врагов можно будет за полминуты. Не нравится такой вариант? Выбирайте другой! Допустим, у вас есть несколько солдат, стоящих в воде. Ну, так бросьте в воду «пучок» электричества, и сила тока сама сделает за вас всю черную работу. А если враги подошли совсем близко, то натравите на них злых и очень голодных ворон. Они в буквальном смысле обглодают их до костей, а вы тем временем разберетесь с их товарищами. Про огонь я вообще молчу: поджарить ополоумевших гражданских – что может быть приятнее?
Элизабет тоже без дела не стоит. То патроны подкинет, то аптечку. Замок откроет, небольшие порталы в параллельный мир организует. И вот уже на знакомой нам площадке появляются турели, которые можно направить против наших врагов, да какая-нибудь снайперская винтовка. Самое приятное, что во время боя она не мешается под ногами, не требует прикрыть ее, вылечить, спасти. В общем, ведет себе как вполне самостоятельное существо. А уж то, что с ней веселее исследовать мир и следить за сюжетными перипетиями – это и упоминать не стоит, очевидно же.
***
Irrational Games не изменила себе и своим принципам. Главное для разработчиков – богатый, насыщенный, живой мир. На второй месте – правильно выстроенный, интересный игровой процесс. На третьем – маркетинговые уловки и пожелания отдела рекламы. Иначе как объяснить отсутствие в BioShock Infinite кооператива или мультиплеера? Ведь это – чуть ли не обязательная программа для всех современных разработчиков шутеров. Но не для Irrational Games. Они в первую очередь открывают для нас, простых смертных, порталы в удивительные миры, рожденные фантазией талантливых художников, сценаристов, аниматоров, композиторов. Они просто делают наш, снежный и морозный март, теплее. Есть ли в BioShock Infinite какие-то огрехи? Наверное, если очень сильно постараться, их можно найти. Нужно ли этим заниматься? Не думаю. Достаточно просто закрыть на секунду глаза и ответить на простой вопрос: «А хотели бы вы попасть в Колумбию и повторить путь ДеВитта?» И все встанет на свои места.
Плюсы: большой, интересный мир, который хочется исследовать; хороший сценарий; неожиданные повороты сюжета; прекрасная боевая система: большой выбор оружия и сверхспособностей; далеко не самые глупые противники; Элизабет не мешает, а только помогает; достойное визуальное и музыкальное исполнения; сюда хочется возвращаться вновь и вновь.
Минусы: некоторые «консольные» особенности управления могут раздражать.
Вердикт: Дайте один билет в Колумбию. Да-да, в один конец!
9.5
Заслуженная оценка.