Fallout 3
  

В семье не без мутанта? 10 лет любви и ненависти к Fallout 3

Молодые геймеры его обожают, а матёрые олдфаги — ругают на чём свет стоит. На днях стукнуло десять лет Fallout 3 — одной из самых неоднозначных игр в истории, которая развернула культовую франшизу на 180 градусов. Вспоминаем спорный блокбастер и разбираемся, за что его любят и ненавидят.

Каноничная третья часть постъядерной саги, известная как «Ван Бюрен», должна была стать логическим развитием франшизы — серьёзным шагом вперёд в плане масштаба и качества. Однако на заре нулевых, во время создания проекта, компания Interplay неожиданно обанкротилась, и подразделение Black Isle свернуло разработку. Безутешным фанатам достались горстка концепт-артов, технодемка да несколько скриншотов.

Впрочем, вскоре после кончины любимой студии появилась информация, что богатая и успешная Bethesda выкупила права на серию. Поклонники воспряли духом, хоть и сразу почуяли неладное. Конечно, авторы The Elder Scrolls знали толк в RPG, но всё же отвечали за другую нишу — доступных ролевых экшенов, которые никак не рифмовались со сложными, своенравными и глубокими «Фоллаутами».

В 2008-м тревога фанатов сменилась негодованием. Стало ясно, что Тодд Говард подошёл к переосмыслению франшизы радикально: перенёс постапокалиптический мир в полное 3D, а неспешные прогулки по пустошам разнообразил бодрыми и зрелищными перестрелками от первого лица.

Так любители классической дилогии столкнулись с жестокой правдой индустрии: видеоигры — бизнес, где выживают только хитрые и предприимчивые, а романтики стремительно гибнут и отправляются на свалку истории.

Выпускать пошаговую изометрическую RPG в конце двухтысячных — затея безрассудная. К тому времени жанр устарел и существовал лишь в виде нишевых тайтлов, рассчитанных на небольшую аудиторию. Подобные игры делали небольшие студии, которые просто не могли купить права на столь знаковую франшизу. Поэтому у Fallout было только два варианта развития: погибнуть или возродиться в новом обличье — под чутким покровительством талантливых коммерсантов, которые умеют делать качественные, пусть и немного попсовые хиты.

Несомненно найдутся упорные фанаты каноничного «Фоллаута», которые предпочли бы первый вариант. Мол, лучше бы серия погибла с гордо поднятой головой, а не скатывалась в шутерное богохульство. Но пусть не лукавят — они ведь наверняка играли в неофициальные дополнения, читали любительские комиксы или смотрели фанатские короткометражки, которые тоже не отвечали канонам оригинальной вселенной. Так почему бы и третью часть не воспринимать так же? Не как попытку переплюнуть Black Isle, а просто как возможность вернуться на любимые пустоши. Или у нас есть альтернативы получше?

Ортодоксальные поклонники вселенной возненавидели Bethesda не за то, что компания предложила своё переосмысление саги. Скорее, многих возмутила цифра три в названии. Этим жестом разработчики уравняли своё детище с первыми частями, замахнулись на недостижимую планку качества и вызвали у олдфагов заведомо ложные надежды. Хотя с точки зрения маркетинга трюк оказался успешным.

Боевик, да. Ну и что с того?

Ещё до релиза триквел ехидно окрестили «Обливионом с пушками», но едва ли такого прозвища стоит стыдиться. Да, четвёртая часть The Elder Scrolls получилась, мягко говоря, спорной. Однако именно в Oblivion студия Тодда Говарда нашла идеальную формулу современной RPG. Искушённых геймеров радовали проработанным миром и небанальными квестами, а казуальщиков — захватывающими приключениями, динамичной боёвкой и симпатичными пейзажами.

Для кодовых названий игр Black Isle использовала имена президентов США. Мартин Ван Бюрен — восьмой глава Штатов, правивший с 1837 по 1841 год

Старомодные ролёвки с громоздким интерфейсом и неспешным геймплеем уже лет пятнадцать как не актуальны — они не пользуются популярностью, их сложно продавать. Звучит цинично, но таковы реалии рынка. Конечно, можно плакаться о длинных диалогах и пошаговой боевой системе. Но лучше — принять современный формат RPG и искать в нём положительные черты, которые совсем нетрудно найти.

Уже двадцать лет Fallout 2 называют лучшей в серии и даже в жанре. Как правило, первым делом вспоминают о безграничной вариативности — в сиквеле удавалось провести десятки часов без единого выстрела. Но давайте начистоту: мы говорим о беспринципном и деградировавшем мире. Он кишит мутировавшими тварями и неприятными личностями, живущими по правилу «человек человеку волк». Такие «изыски» цивилизации, как мораль, этика и честь, здесь давно стали рудиментами. А попытки построить организованное общество чаще заканчиваются трагедией, чем успехом.

В подобных условиях даже городскому бармену стоит держать под стойкой заряженный ствол и регулярно пускать его в дело. Не говоря уже об искателе приключений, который обтирает бронёй самые неприглядные уголки пустошей и деловито позвякивает бутылочными крышечками.

В диком мире Fallout должно быть место для жестоких первобытных схваток. Тут нужно уметь не только языком чесать, но и метко стрелять. Попробуй-ка с поехавшими рейдерами договориться! Прокачанное красноречие тут вряд ли выручит, а вот надёжная винтовка придётся кстати.

Отказавшись от изометрии и пошаговых боёв, новые владельцы франшизы подарили игрокам совершенно новые ощущения — приучили внимательно смотреть под ноги, прислушиваться к каждому шороху и быстро принимать решения. Каноничная дилогия подобным похвастать не могла: геймер узнавал об опасности задолго до стычки или встречался с недружелюбными персонажами случайно, лоб в лоб —  без возможности обойти, спрятаться или атаковать на дистанции.

И всё же это старый добрый Fallout

Создаётся впечатление, будто в Bethesda понимали, что вызовут негодование у старых фанатов за то, что так нагло вторглись в полюбившиеся им пустоши. А потому решили компенсировать радикальную смену формы зашкаливающей концентрацией фансервиса и узнаваемых атрибутов. На новый движок перенесли оружие, фракции, живность пустошей и даже транспорт, знакомый игрокам 90-х.

Русские в Столичной Пустоши? И такое бывает. Фанатские моды всегда были сильной стороной релизов Bethesda

Но главное — удалось передать дух этого безумного мира, где всё со словом «слишком»: чрезмерная жестокость, гротескные персонажи, откровенно идиотские ситуации и аляповатая стилистика ретрофутуризма. Столичная Пустошь пестрит (извините за каламбур) любопытными локациями, в которых хочется побывать и которые интересно исследовать. Многие ругали триквел за то, что в нём всего два полноценных города.

Да, во второй части поселений побольше, но напомните, что находилось между ними? Правильно, ничего.

Во время путешествия Избранный превращался в точку на карте, которая лениво ползла от одной метки к другой. Зато Fallout 3 почти целиком состоит из руин Вашингтона, которые заполнены ветхими строениями, пещерами, убежищами и их обитателями. Впрочем, нужно признать: блокбастеру Тодда Говарда недостаёт хороших квестов, интригующего сюжета и по-настоящему запоминающихся персонажей. Но, как выяснилось, это дело поправимое — что и доказал вышедший в 2010 году New Vegas.

В 2009-м вышло сразу несколько дополнений с новыми квестами и территориями

Третью часть удобно ругать, сравнивая её с шедевральной дилогией Black Isle. А что, если отбросить именитых предков и взглянуть на хит Bethesda как на совершенно обособленный, самостоятельный продукт? Много ли вы вспомните таких же глубоких шутеров или таких же зрелищных RPG? То-то же.

Давно пора смириться со смертью прекрасной студии, подарившей нам великие ролевые нетленки. Прежнего «Фоллаута» не существует с 2003-го. Нынешняя серия, которая козыряет обложкой с мужиком в противогазе, — совсем иной тайтл, уважающий своё наследство, но идущий по собственному пути. По пути, который может не нравиться фанатам Black Isle и наверняка не устраивает старых поклонников саги. Но теперешних авторов это не слишком волнует.

Нравится12
Комментарии (5)
  • Да ладно, третий Фолл ещё куда не шло, в своё время довольно много в неё гонял, при том, что первую часть затёр до дыр. А вот четвёртая уже трешак полный.
  • LightHOwUSE #
    4
    В Мае совершил очередную попытку пройти игру) Прошел далеко, как никогда, но так и не прошел.

    Однако, из того, что прошел - как по мне, то это твердая 9/10. Вся проблема в жутком однообразии пейзажей. Вот если бы взять графику Метро, боевку от Фолыча 4, или от Rage, а анимацию хотя бы от Масс Эффекта 2 - то я бы из этой игры не вылезал)

    В целом - в игре есть и годные квесты, и запоминающиеся персонажи. Развитие квестов доставляет, как и панчи. Причем, я ругал и ругаю боевку, но из винтовки вот мне понравилось стрелять) Только с ней и отстреливал бошки супермутантские.

    Удивительное послевкусие. Когда смотришь на игру - думаешь, опять детсад в начале, опять эти унылые, быстро осточертевающие пейзажи, долгий путь лутания... Но вот когда начинаешь вспоминать - сколько всяких милых и забавных мелочей встретились тебе во всяких музеях, робозаводах, логовах мутантов или рейдеров, ржавых баржах, витеватых пещерах, сколько разных обществ - малых и больших, со своими проблемами и тараканами. Ты начинаешь вспоминать увлекательные квесты, где практически даже нет запаха этого "поди-принеси". Развитие второстепенки выводит на интересных личностей, на забавные организации, на вполне достойный вариатив возможных последствий и решений. И начиная вот так вспоминать - переполняет какое-то чувство уважения к авторам и желание вернуться в эту серединку приключения, где столько всего можно встретить...
  • Попробуй-ка с поехавшими рейдерами договориться!

    в Вегасе договаривался, а тут все враги - тупо мобы для шинкования
    захватывающими приключениями

    бесцельно носиться по пустым руинам напичканными мобами, занятие так себе.
    Тут нужно уметь не только языком чесать

    с кем ? Парой человек сидящих в сараях ?
    любопытными локациями, в которых хочется побывать и которые интересно исследовать

    нет там ничего интересного ,тупо руины с мобами.
    фракции

    Какие фракции? Которые не брали ?Подорвал Мегатонну ,отлично ,гуляй дальше.Пришел к работорговцам ,квестов нет, репутации нет, гуляй дальше .Пришел к изгоям ,принес металлолом ,теперь чеши отсюда .И такая вся игра .Вдобавок линейным сюжетом ,а в конце очистка воды ,ага ,для кого ,рейдеров и супермутантов что ли?Квесты на пальцах перечтешь и половина тупых ,как пещера с самовоспроизводящимися детьми.Вся игра - тупо карта с мобьем ,даже Анклав - мобы.
    что и доказал вышедший в 2010 году New Vegas

    Да он доказал и показал какой должна быть игра.
    Тупого выкоса мобов там почти нет, мир разделен на фракции, за которые ты можешь вставать горой, работать на них и помогать ,от чего растет твоя репутация.И начинает нравиться выполнять квесты ,за которые у населения меняется к тебе отношение .Множество реально интересных заданий и полностью нелинейный сюжет с продуманными компаньенами Даже деревня супермутантов имеется , со своими квестами .То что надо!
  • РикоЧико #
    0
    Год назад прошёл полностью. Если рассуждать трезвым не хейтерским взглядом то вполне неплохая игра, даже пытающаяся соблюдать каноны. С модами на повышение сложности только лучше становится.
    Вот. DLC вышли откровенной халтурой. Каждое за пару часов проходиться.
  • Fox Blue написал:
    Тут нужно уметь не только языком чесать
    с кем ? Парой человек сидящих в сараях ?

    Ну тут ничего с первой части не поменялось...
B
i
u
Спойлер