Finding Paradise: по волне моей памяти

Довольно вероятно, что вы умрете.

Сознанию каждого человека приходится как-то ладить с этой мыслью: задвинуть подальше, одобрить верой, удобрить рвением, пытаться принять. Ведь сознанию важно ощущать непрерывность бытия и продолжаться как можно дольше: я был, я есть, я буду.

А если «буду» по правилам игры в жизнь неизбежно истечет, почему бы не пойти от противного и не заняться расширением «был»? Память — главная сокровищница человека. И раз уж накопленным мгновениям суждено однажды исчезнуть, как слезам под дождем или облаку на ветру, пусть их будет много и пусть до поры они сверкают прелестью высшей пробы.

Ваша счастливая смерть — наши рабочие будни

Корпорация «Зигмунд» исполняет последние желания умирающих. Правда, мечты не сбываются наяву. Специальная машина перекраивает воспоминания клиента, и тогда в последние земные минуты ему кажется, что его мечта уже сбылась в прошлом. Конечно, корпорацию многие критикуют за вмешательство в естественный порядок вещей, но от желающих подвести счастливую черту под неудавшейся жизнью все равно нет отбоя.

Чаще всего к творцам памяти обращаются те, кого жизнь обделила благами и свершениями. Джонни, пациент из первого эпизода серии, думал, что хочет на Луну, но по сути желал того же, чего желает большинство клиентов «Зигмунда»: заменить печаль радостью. История Джонни отзовется в каждом, кто любил и бывал одинок. При этом его портрет возвышенно-трагичен в силу исключительных жизненных обстоятельств.

На таком фоне донельзя обычно смотрится пожилой пилот Колин Ридс, центральная фигура Finding Paradise. Ореол загадочности не окружает ни его самого, ни его дом, ни бдящих у смертного одра родственников. И все-таки загадкой звучит предсмертное желание Колина: он хочет все в своей судьбе оставить как есть, но уйти умиротворенным.

Изменить итог жизни, не меняя ее событий... отправить человека на Луну было проще

Чтобы понять природу меланхолии Колина и исполнить его причудливый заказ, вам предстоит размотать клубок его памяти от последних дней до самых ранних детских переживаний. Сюрпризы начинаются быстро. Колин показывает себя человеком большой фантазии: он подходит к собственному прошлому творчески, вплетает в минувшие дни приметы любимых фильмов и просто придуманные детали. Впрочем, кто из нас не сочинял себе воспоминания, чтобы позже уверовать в них?

Но не будем чересчур приподнимать полог над сюжетом, ведь в неведении — прелесть. Достаточно сказать, что игра заслуживает вдумчивого прохождения: внимание к деталям и открытость для чувств будут вознаграждены. Только не ждите повторения тем и эмоций предыдущего эпизода. Это верный способ разочароваться, не услышав, о чем авторы говорят на сей раз. Собираясь в путь, готовьтесь не к пронзительному крещендо, а к тихому рефлексивному финалу.

Вашим двойным альтер эго на этом пути снова выступают психолог Ева Розлин, старший специалист тандема, и техник Нил Уоттс, трудоголик и любитель видеоигр. Хотя под ваш прямой контроль герои попадают попеременно, Нилу в этой части уделено больше внимания: целая линия о самовольных экспериментах с оборудованием компании развивается параллельно основному сюжету и пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Задел под третью часть, которой, будем надеяться, ждать предстоит меньше шести лет.

В игре встречаются отсылки к дополнительным эпизодам, доступным на сайте студии

Вместе с привычными героями игра сохранила меткий юмор To the Moon, без которого промежуточный мини-эпизод A Bird Story о детстве Колина получился монотонно сентиментальным. Чистая эмоция по-своему интересна, но раскачивать маятник трагикомедии — искусство более сложное, и во Freebird им владеют мастерски. Герои игры получаются многогранными и душевными — не важно, очерчены они только парой штрихов или раскрыты глубоко, как Колин, его близкие и врачи.

Нил и Ева каждый день работают с сокровенными чувствами и мечтами. Профессионалам такого рода необходима психологическая защита, нужно время от времени выпускать пар. Но они умеют вовремя остановиться, и в итоге своевременные шутки героев придают им человечности, а не цинизма.

Спасает игру от насупленной серьезности и скромный внешний стиль, над которым сами авторы не раз смеются. Но на этом его плюсы заканчиваются. Ограничения RPG Maker, на котором собрана Finding Paradise, — основная слабость игры, которая в сегодняшнем мире инди-бума куда заметнее, чем шесть лет назад. В следующей части лучшим подарком игрокам стала бы форма, достойная эмоционального наполнения.

В сравнении с графикой другие проблемы игры исчезающе малы. Небольшие головоломки, решение которых переносит из одного воспоминания в другое, как были пятым колесом, так и остались им, несмотря на изменения в механике. Но они почти не раздражают, как и ограниченное число сохранений или невозможность открыть меню посреди диалога.

«Ад — это другие», —сказал когда-то Жан-Поль Сартр. Но тогда и рай — это другие

Если вы приходите в игры за смыслами, вам будет легко не обращать внимания на шероховатости Finding Paradise. Все игры, как и наша жизнь, несовершенны. Но именно пережитые несовершенства бывают наиболее дороги нашей памяти: музыка, сплетенная из простых гамм на любимом и ненавистном инструменте, опечатка в сердечном признании, разделенная с близким человеком печаль. Горечь и сладость жизни поверяют друг друга, рождая истории, в которых многое можно было бы изменить к лучшему — но не стоит.

***

За шесть лет с начала серии от Freebird индустрия шагнула далеко вперед по части эмоциональных игр. Успело даже сложиться рекламное клише: «игра, которая заставит вас плакать». Если вы придете за слезами, Finding Paradise позволит вам плакать, но навязывать слезы не станет. Это более приглушенная и зрелая история, чем To the Moon, и расцветает она не смертным надрывом сердца, а томлением духа от прикосновения к вечности.

Достоинства:

  • тема памяти, которую никто не раскрывает в играх так тонко и глубоко;
  • мягкий самоироничный юмор оттеняет пафосные моменты;
  • развивается сюжет всей серии, при этом для игры знать его не обязательно.

Недостатки:

  • тугое управление и другие проблемы устаревшего движка;
  • ненужные мини-игры на переход между воспоминаниями;
  • небольшие провисания темпа в середине истории.
ГрафикаДряхлость движка RPG Maker очевидна вопреки кропотливости авторов. Поклонники растровой живописи и японской классики могут мысленно прибавить к оценке пару баллов, остальным придется терпеть: не похоже, что авторы отступят от единожды выбранной стилистики.6
ЗвукЗвуковое сопровождение — едва заметное, герои не озвучены, но музыка поднимает над суетой и сметает преграды для чувств. Традиционная песня от Лауры Шигихары берет за душу.8
Одиночная играПроцесс незамысловат и старомоден: ходить, смотреть, читать диалоги, наполняться эмоциями. Никаких решений с большими последствиями. Даже выбора в диалогах почти нет. И все же это выдающаяся история в урожайное на сильные истории время.9
Коллективная играНе предусмотрена.
Общее впечатлениеFinding Paradise — игра-повесть, которую бы одобрил Орхан Памук. Нелепая и смешная, трогательная и жизнеутверждающая. Если без придирок, это редкая возможность задуматься о природе памяти и о своих годах: как о тех, что уже прошли, так и о тех, что еще остались. Самое то под Новый год.9
Нравится0
Комментарии (2)
B
i
u
Спойлер