Когда детский труд в -40 - не самое страшное. Первые впечатления от Frostpunk

За что студия 11 bit ни возьмётся, выходит депрессивная драма о выборе между подлостью и смертью. Если This War of Mine ставила вопросы из Достоевского — скажем, стоит ли убивать старушку ради собственного выживания, — то Frostpunk сгущает краски в духе романов «Смерть травы» и «Дорога» пополам с лагерными очерками Шаламова. Здесь вы решаете, можно ли отрезать отмороженную ногу против воли пациента, отправлять ли детей работать в шахту и как накормить Джона мясом его покойной Мэри, чтобы он ничего не заметил. Ничего себе строительный симулятор!

Эта погода сломалась — несите новую

События разворачиваются в альтернативной Англии XIX века: глобальное похолодание разрушило цивилизацию, многие растения и животные вымерли, Лондон превратился в Сургут. Группа из 80 выживших обнаруживает среди снегов угольный генератор, способный обогреть целый город. Только вот для запуска машины нужно собрать достаточно топлива, а заодно — сколотить из хлама несколько хижин, чтобы с наступлением ночи людей не доконал мороз. Но вы зря думаете, что на этом проблемы заканчиваются — всё как раз наоборот.

Потому что температура падает день ото дня, поиски новых жителей продвигаются черепашьими темпами, а рук вечно не хватает. Одна бригада выковыривает уголь из кучи под сугробом, другая разбирает доски, оставшиеся от каких-то зданий, третья добывает из руин металл, а охотники прочёсывают местность в поисках еды. Кроме простых работяг на местах пригодятся инженеры — их мало, зато каждый увеличивает эффективность труда. Хотя даже самый опытный специалист рискует слечь от простуды, и чем дольше длится партия, тем сильнее эпидемии бьют по вашим планам.

Семь бед — один ответ: для больных оборудуем лазарет, а чтобы люди не травились сырыми продуктами — открываем кухню. Даже привыкшие ко всякому экстриму скауты требуют собственной базы для отправки экспедиций за припасами и людьми. Количество сооружений растёт до тех пор, пока вы на горьком опыте не убедитесь, что главный ресурс в мире Frostpunk — это тепло.

Генератор обогревает лишь небольшой клочок земли вокруг себя, а дальше начинается мерзлота, где никто не хочет ни жить, ни работать. Для отопления таких участков нужно оборудовать паровой хаб, который, в свою очередь, увеличивает расход угля. Но как добыть больше топлива, если население уже занято работой? Хуже того: производительность падает из-за голода, болезней и гибели людей. Остаётся лишь одно: раздать кирки и лопаты детям — не строить же им школу в подобной обстановке. Или, может, всё-таки построить, чтобы родители не бунтовали после первого же обвала в штольне? И в этом вся Frostpunk — здесь она мало отличается от предыдущего произведения 11 bit.

 

Терпение убывает, милорд

Выжившие — не просто массовка, которую вы измеряете бригадами. Каждый имеет имя, характер и действует сам по себе. У этого семеро по лавкам, так что он будет протестовать против труда несовершеннолетних, другой — дебошир и пьяница, которому придётся по душе открытие бойцовской арены, третий вообще мечтает о закручивании гаек. Бездомный придёт к вам с просьбой о жилье, голодный потребует еды, а мать больного ребёнка — выходной для своего чада. Вместе они создают условия, где угодить каждому практически нереально.

Зато можно следить за «средней температурой по палате». Настроения в посёлке отражают две шкалы — «надежда» и «недовольство». Причём обе не обязательно связаны с конструктивностью ваших действий. Например, закон о сверхурочной работе принесёт больше ресурсов, но людей отнюдь не обнадёжит. Усиленное питание для больных чревато протестами: дескать, зачем нам эти дармоеды? Радикальная медицина, когда ради спасения жизней хирурги ампутируют конечности, тоже вызывает волну возмущения — в постапокалиптическом мире инвалидам нет места. Да и на кладбище тоже. Какой смысл тратить силы на рытьё могил, когда трупы можно сваливать в снег?

Frostpunk пляшет чечётку на ваших представлениях о гуманизме — быть добреньким здесь не очень-то выгодно. С другой стороны, вы можете построить абсолютно счастливую колонию, обречённую вымереть за ночь. Угля в обрез, врачи вынуждены переквалифицироваться в слесарей, зато посмотрите, какой у нас бордель! А кому не нравится — вот вам закон о дуэлях, идите убейте друг друга.

 

Так холодно, что даже горячо

Уже по короткой демоверсии видно, что Frostpunk не сюсюкает ни с игроком, ни с персонажами, рисуя мрачные картины на стыке викторианской эстетики, постапокалипсиса и стимпанка. А её вариативность связана не только с грамотным использованием ресурсов и свободного места, но ещё и с принятием нравственных решений. Хотите — стройте тоталитарную общину, где в чести сила, наглость и хамство, а нет — цепляйтесь за мораль до последнего. Но оба варианта требуют усилий и хоть какого-то плана развития — пустив дела на самотёк, вы просто убьёте выживших.

Конечно, не все готовы смаковать депрессию и выбирать из двух зол в строительном симуляторе. Новая игра поляков, подобно This War of Mine, требовательна к душевным качествам и настроению игрока. Но если вы ищете стратегию в необычном сеттинге или цените творчество 11 bit, то вам определённо стоит отложить деньги на покупку Frostpunk, когда она выйдет.

Нравится56
Комментарии (19)
  • 24
    Игруля тема быстрей бы уже, хоть чем то будет заняться вечерами !
  • 59
    sEntet1c
    Надо было зимой выпускать для атмосферы. Открыл окна и сел играть.
  • 22
    One-Men
    sEntet1c
    Верно подметил )))
  • 3
    sEntet1c Ну, 24 апреля все еще должны быть прохладно, это конечно, смотря где.
  • 4
    sEntet1c
    Кондишн дома на минимум, и даже окна открывать не надо)
  • 3
    Заинтриговали) Игра с интересной концепцией, обязательно нужно будет попробовать. Да еще и полноценный релиз, без всяких ранних доступов, как я понимаю? Смущает, что в стиме нет ни ценника, ни предзаказа. Сколько денег-то откладывать нужно?
  • 2
    Skvizgar
    namedun
    Скорее их там строить не надо))
  • 1
    ELRASTA
    Почему именно такие игры затягивают на долго, крадя твоё время безжалостно (один факторио чего стоит), очень жду
  • 3
    Marquess
    Сколько стоит будет интересно. 999 ? 899 ? 799 ? 699 ? 599 ? 459 или 499 ?
  • 9
    "отложить деньги на покупку Frostpunk" - нет уж. Лучше подождём бесплатной версии ! Если я начну покупать каждую такую стимовскую поделку, то у меня в реальной жизни начнётся симулятор выживания :)
  • 3
    raversss
    читай внимательней,если ты поклонник данного типа игр,если тебе пришлась по душе War of the mine,то эта игра для тебя.Если же тебе нужен тупой выживач, то го Стим ,там дохрена клонов-пустышек а-ля собери из банки палки ржавый револьвер
  • 2
    Ну прям симулятор выживания в Русской деревне. Где до ближайшего райцентра 3 дня прямо и 2 направо. В избушке с дровяной печкой.
  • 0
    годна к приобретению
  • 0
    Очень интересно, быстрее бы вышло.
  • 3
    sEntet1c написал:
    Надо было зимой выпускать для атмосферы. Открыл окна и сел играть

    Тогда пришлось бы длс с антидепрессантами им сразу выпускать.
  • 6
    надеюсь будет сюжет помимо выживания
  • 1
    Kosh13
    Да, да. Сколько я таких рецензий про их отвратительную War of mine начитался. Моральные делеммы, играй как хочешь, все зависит от тебя. А на деле играешь как хочешь и игра ломается, потому что все персонажи в игре - сопливые сосунки. Здесь уверен будет не лучше. Баланс сломается на раз-два
  • 1
    raversss
    Было бы хорошо, если бы таким людям и зарплату потом платили с такой же философией. В духе, "если я каждому буду платить..."
  • 0
    ой, хватит своим нищебродством оправдывать то что играешь в пиратские версии. Как раз из за нещебродов скоро все нормальные игры будут требовать подключения к онлайн серверам )
    По поводу отвратительную WarOfMine - дык почти все считают ее хорошей/шедевральной, а сделать игру что бы всем понравилось невозможно.
B
i
u
Спойлер