Grand Theft Auto 5
  

GTA V спустя 5 лет - по-прежнему шедевр?

Grand Theft Auto V до сих пор продаётся в магазине Steam почти за полную цену: 1499 рублей. Мало какой хит пятилетней давности стоит столько же: за Tomb Raider хотят 399 рублей, за Metal Gear Rising: Revengeance придётся отдать 599. Но новинки приходят и уходят, а ценник на GTA V почти не меняется — и на доходах Rockstar это никак не сказывается. В 2018-м стало известно, что игра разошлась тиражом 90 миллионов копий и принесла создателям шесть миллиардов долларов.

Через пять лет после выхода можно смело утверждать — это не просто «очередная GTA». Пятая часть серии — сама по себе культурный феномен. Идеальная игра, собравшая восторженные отзывы не только пользователей, но и критиков. Но действительно ли нетленка братьев Хаузеров так хороша, как мы привыкли считать? Попробуем разобраться.

Трио из Лос-Сантоса

От текстовых сообщений из телефонных будок до коротких сцен, срежиссированных на уровне голливудского кино. Когда-то сюжет в Grand Theft Auto занимал лишь пару строк и служил поводом крушить, ломать, машины угонять. Но времена меняются, амбиции растут — с каждым новым выпуском Rockstar поднимала планку повествования на новую высоту. Пока очередь не дошла до GTA V.

В ней, на первый взгляд, всё прекрасно. Три героя с уникальным восприятием происходящего, тысячи реплик, вагон удивительных мелочей и маленькая тележка поразительных штрихов... Проработке Лос-Сантоса и окрестностей позавидуют иные книги, не говоря уже о какой-нибудь Watch Dogs. Однако вот незадача: пускай титанические труды сценаристов сами по себе заслуживают аплодисментов, хлопать в ладоши совсем не хочется — история-то жутко дырявая и до обидного посредственная.

 

Пятая GTA напоминает дурно написанный сериал от AMC: вместо цельной, собранной, последовательной драмы (или комедии) на экране царит полный бардак, набор слабо связанных между собой эпизодов без какой-либо центральной идеи или красной нити. Вместо них здесь филлер. То бессмысленные грабежи, то ни к чему не ведущие семейные драмы. То беготня на побегушках у федералов, то похищения старушек во имя любви и пары шуток. Литры бестолковой «воды», в которой тонешь уже к середине повествования. Вроде столько ярких событий творится в штате Сан-Андреас, а общая картина не то что не складывается — наоборот, с каждым часом всё больше и больше рассыпается на мелкие кусочки.

И ведь проблема кроется не в отсутствии таланта и времени. Напротив, их-то у разработчиков через край — а вот с усидчивостью, готовностью внятно прописывать персонажей и завязывать в узел сюжетные линии как-то не задалось. Будто начинающий писатель, Rockstar старательно генерирует идеи, не особо задумываясь над их тоном и уместностью. И правда, зачем логично завершать арки, когда можно впихивать в кампанию всё новые и новые конфликты, а старые (как, например, тянущуюся с самого начала склоку с Мартином Мадрасо) бесконечно отодвигать куда-то на задний план?

Пострадало от такого подхода всё, но больше всего, пожалуй, досталось антагонистам, некогда гордости сериала. Помните Стретча и целых две сцены с его участием? А как вам Дэвин Уэстон, возникающий лишь в третьем акте — потому что у героев всё это время не было центрального противника, а без него, очевидно, никак? Даже агент Стив Хейнс, де-факто самый главный мерзавец в округе, и тот склеивает ласты скромно, без уникальной катсцены или диалога, — хотя действует на нервы героям и геймерам только так. Где же харизматичные Тенпенни и Пуласки, когда они так нужны...

А виноваты амбиции. Взявшись поведать истории от лица сразу нескольких героев, Rockstar не рассчитала силы, погналась за количеством, не подумав о качестве. Да, отлично, история сразу о трёх бандитах — но какая разница? Из них лишь два (Майкл и Тревор) прописаны более-менее внятно, а третий (Франклин) по факту существует лишь для того, чтобы Антагонист №3 пришёл к нему домой и предложил выбрать концовку — плохую, скверную или идеальную.

«Мужики, я вообще вам нужен или как? Эй? Мужики, вы меня слышите?»

Бессмысленные сцены, ведущие себя странным образом персонажи, не стреляющие вовремя ружья и решающиеся фактически за кадром проблемы де Санты — на расписывание всех драматургических промахов пятой GTA не хватит и отдельной статьи. Многие геймеры, разумеется, не согласятся, аргументируя тем, что «это пародия на жанр, рояли в кустах только красят произведение, а неровное повествование здесь специально, чтобы подчеркнуть жизненность!». Что ж, хороший способ обратить недостатки в фантомные достоинства, спору нет. Но прежде чем хвалить Grand Theft Auto V за историю, сценарий и персонажей стоит задать себе один вопрос: «А о чём вообще была эта игра?»

Мы свой, мы новый мир построим

Кстати, о городе. Лос-Сантос, простирающийся на многие мили вокруг, — тоже большая удача GTA V. Огромный, разнообразный, живой мир, в котором всегда найдётся, чем заняться, где всегда есть, что исследовать. Море развлечений на долгие часы вам обеспечено… или нет?

Увы, чем больше проводишь времени в столице Сан-Андреаса, тем больше она утомляет однообразием и тем более неубедительной кажется. Да, здесь множество мини-забав практически для всего: хочешь — вставай в позу собаки на йоге, хочешь — сходи на гольф. Не устраивает здоровый образ жизни? Можно пойти по барам, а затем — по клубам с полуобнажёнными танцовщицами. Но почти все эти занятия оказываются довольно однообразными, а мини-игры — простецкими.

Будто разработчики специально добавили практически всё, что могли, не особо задумываясь, насколько хорошо эти элементы подходят. Чёрт знает, что общего это имеет с угоном автомобилей  — но в GTA V можно торговать ценными бумагами (причём цены меняются в зависимости от прохожения миссий, и желающим заработать нужен гид). Не хотите? Бегом на теннисный корт! Или на охоту. Просто потому, что авторы так захотели.

Нет, объём проделанной работы и разнообразие действий по-прежнему впечатляют. Например, в кинотеатрах Лос-Сантоса крутят кино — причём ролики довольно длинные. Они не то чтобы нужны, но они есть. И то, что Хаузеры вообще озаботились их созданием, до сих немножечко поражает: нужно быть по-хорошему безумным, чтобы придумать и неплохо анимировать историю самого одинокого в мире робота.

Лос-Сантос прекрасен. Но всё-таки лучший вид на него — из окна автомобиля, на котором вы удираете от полиции. Потому что это не живой и независящий от действий игрока мир, это — декорация. Хотя и очень убедительная.

И смех и грех

Стоит завести разговор про GTA, как обязательно найдётся умник, который заявит, что это не просто симулятор угонщика, а «злостная сатира на всё американское общество». В каком-то смысле это действительно так: кажется, нет такой категории населения, которую авторы обошли стороной. От их едких издёвок не уходит никто: сценаристы беспощадно смеются над женщинами, меньшинствами, хипстерами, представителями всех профессий, религий и народностей.

 

Все выставлены в неприглядном свете — жадными, тупыми, поверхностными. Психоаналитик Майкла, который должен бы ему помогать, заинтересован только в деньгах: с каждым визитом он повышает ценник, а полезных советов не даёт. И вообще, среди населения Лос-Сантоса нет хороших людей — только лицемеры, притворяющиеся порядочными. На этом фоне главные герои смотрятся даже выгодно. Да, они убийцы, грабители, психопаты. Но всё равно оказываются искренними и более привлекательными — даже отмороженный Тревор.

Увы, подобный подход к шуткам не назовешь ни интересным, ни глубоким, ни даже особенно смешным. Да, юмор и сатира — отличный способ обличить общественные пороки, открыть обществу глаза на проблемы, которых оно само не замечает. Но GTA V этого не делает. Вместо этого она тыкает пальцем в очевидное, даже не пытаясь только разобраться в происходящем. Жители Лос-Сантоса — насквозь фальшивые, поверхностные и алчные. И всё. Это и есть шутка, которую сценаристы повторяют раз за разом. Но что здесь удивительного? Вы разве ожидали другого от жителей Лос-Анджелеса?

И ладно бы GTA V просто посмеивалась над чужими недостатками — но разработчики откровенно презирают мир, который сами же создали. В их высмеивании нет желания созидать — только подростковый нигилизм и желание разрушать. Хорошая вселенная для подобной игры? Безусловно. Гениальная и едкая сатира? Вряд ли.

Мультиплеер

Жан-Поль Сартр сказал как-то: «Ад — это другие». И GTA Online — лучший способ в этом убедиться. Достаточно зайти в Steam и прочитать несколько десятков гневных отзывов. И не тех, где сетуют на якобы «взбесившийся античит», ни за что ни про что выдавший бан. Нет, куда чаще встречаются жалобы на других пользователей. Понятно, что в любой онлайн-игре найдётся своя доля токсичных геймеров, главное для которых — испортить удовольствие другим. И чем популярнее тайтл, тем больше в нём будет таких сомнительных личностей. Но GTA Online такое поведение лишь поощряет.

В чём дело? Для того чтобы зарабатывать местную валюту, нужно завести свой бизнес и выполнять связанные с ним задания. Вот только сделать это тихо, не привлекая к себе всеобщего внимания, получается далеко не всегда: GTA Online сообщает о вашем местонахождении всем остальным. Как правило, желающие испортить вам жизнь находятся очень быстро. Причём условия неравные: те, кто выполняет миссию, ограничены в выборе транспорта. А любителям покуражиться никто не запрещает прикатить на каком-нибудь «Опрессоре» — они-то не на задании!

Rockstar не видит проблемы в происходящем, и только подстёгивает агрессивных игроков, выпуская штуки вроде Oppressor Mk II. Так что геймерам приходится решать свои проблемы самостоятельно: интернет пестрит советами по поиску пустого лобби в GTA Online. И равнодушие разработчиков неудивительно. Чем труднее игроку заработать валюты честным путём, тем больше вероятность, что он плюнет и закупится местными Shark Cards — то есть, снизойдёт до доната. Вот так компания Хаузеров и заработала баснословные шесть миллиардов долларов.

Что дальше?

С какой стороны ни посмотри, Grand Theft Auto V — это веха. Для индустрии. Для жанра. И не в последнюю очередь для самих авторов боевика. Сегодня, 5 лет спустя, можно утверждать с полной уверенностью: криминальная экшен-драма и её феноменальный успех изменили Rockstar. А вот в лучшую ли сторону — другой вопрос.

Чисто формально её подход остался тем же: никуда не ушло ни маниакальное внимание к мелочам, ни жажда изобретать и хулиганить. Одни лишь трейлеры Red Dead Redemption 2 чего стоят! Но если отвлечься от восхищения невероятной листвой и отмачивания шуток на тему лошадиных гениталий, в голову настойчиво лезет печальная мысль: RDR2 — первая совершенно новая игра компании после пяти лет затяжного молчания.

А ведь раньше из дома Хаузеров каждый год выходили уникальные тайтлы — в чём-то безусловно схожие, и в то же время разные. L.A. Noire, Midnight Club, Red Dead Revolver, Bully, The Warriors, Table Tennis... поток удивительных шедевров и просто неплохих релизов под звёздным брендом казался нескончаемым — пока Rockstar не открыла для себя GTA Online. Стоило на горизонте возникнуть большим мультиплеерным деньгам, как отлаженная машина внезапно остановила производство. И правда, зачем тратить средства на убыточные проекты вроде Max Payne 3, когда на одних только микротранзакциях можно зашибить миллиард-другой?

Относиться к перемене можно по-разному — и отсутствие какого-либо консенсуса среди фанатов говорит само за себя. Кто-то, например, давно ругает компанию за смену курса — сравнивает с охочей до лёгкой наживы Activision, сокрушается, дескать, «раньше трава была зеленее, текстуры чётче, а мультиплеер обходился без гриндилки». Популярная и имеющая право на жизнь точка зрения, вне всяких сомнений — однако есть и другая, не менее занятная.

В потоке критики и ругани легко упустить, что расцвет пришёлся на времена, когда разработка шла быстрее и обходилась в разы дешевле — а часть тайтлов (как минимум Red Dead Revolver и «Нуар») так вовсе изначально вообще не имела отношения к творчеству братьев Хаузеров. Безусловно, корпорация в начале нулевых составила яркое портфолио, выстреливала хитами — но рано или поздно запал (а с ним и финансы) обязаны были кончиться. Относительно разочаровывающие показатели третьего «Макса Пейна» (и, как следствие, гибель ванкуверской студии) наверняка стали тревожным звоночком для начальства — и кто знает, где были бы легенды сегодня, не подоспей на выручку Майкл и сотоварищи. Неудивительно, что вместо новых авантюр издатель ухватился за блокбастер!

Что бы там не утверждали хулители и злые языки, Grand Theft Auto V при всех своих достоинствах и недостатках — не просто игрушка на вечер. Не слепленный на коленке боевичок, брошенный на полки впопыхах. Это веха. Magnum Opus, успех которого обеспечил своих создателей финансами на десятки лет и игр вперёд. Шедевр, захвативший умы миллионов геймеров и доказавший, что открытые миры — это не столько вышки и однотипные «поди-принеси».

Да, сюжет дыряв, мир слегка пустоват, а мультиплеерная экономика вызывает вопросы. Однако с каждым годом произведений такого калибра всё меньше — и есть что-то невероятно печальное в том, что с момента грандиозной премьеры прошло уже целых 5 лет. Ах, куда летят дни? Впрочем, сегодня не время для скорби и дурных мыслей. Лос-Сантос живее всех живых, так что на этой неделе у его постоянных жителей праздник. С Днём рождения, GTA V — и до новых встреч.

Нравится13
Комментарии (25)
  • Амиминору #
    8
    GTA V спустя 5 лет - по-прежнему шедевр?

    Конечно, что бы там не говорили мамкины элитарии.
  • Да какой это шедевр, среднячок но не более того. Что до сюжета, в этом плане даже Мафия 3 в более выигрышном положении, хотя М3 тоже далека до звания "шедевр", но она выезжает на саундтреке, персонажи куда более продуманы.
  • DEDGAMER #
    15
    Для кого GTA 5 ещё шедевр и он (она) от неё каждый день еще тащиться, надо просто отобрать комп,приставку,т к это уже болезнь,а сама игра была очень хороша в свое время ,жаль не сделали дополнений для сюжетной компании,а переключились на онлайн,оно и понятно,ставка на онлайн сыграла в плане увеличения баснословной прибыли,только сама игра там привратилась бесконечный фарм ящиков ,читерство и возмущение честных игроков,недовольных действиями R*
  • Мне не понравилось, что в сюжете слишком много времени было отведено семье Майкла. Его семья меня просто раздражала, напомнило сериал Счастливы вместе. А вот реально классных ограблений вообще было мизерное кол-во
  • lookaway #
    2
    мне кажется или тут было в три раза больше комментов?
  • Пятая часть - отличная игра, но шедевр? Пфф
    - Физику авто по сравнению с 4 понерфили
    - Стрельба тоже деградировала. Противники слишком легко отваливаются и оружие хуже ощущается
    - По насыщенности показалась недостаточной: нужно было сюжет и открытый мир ещё докручивать. Причём я понимаю почему так: делали онлайн дрочильню, а ресурсы разработчиков не бесконечные, вот сингл и пострадал
  • Пират_В_Законе
    Ты думаешь игры только по сюжету оценивают? Когда новый дум выйдет тоже будешь по сюжету оценивать?
  • Baphomеt #
    1
    Не шедевр. Пол года не играл. Зашёл глянуть что изменилось. Сразу в глаза бросилась устаревшая графика, которая поражала на релизе. 5 сейчас стала восприниматься как 4. Хотя по-прежнему, игра ощущается как качественный продукт.
    Курьер из Вегаса - ну есть не мало людей, которым важен сюжет в ГТА. Он был хорош в SA и в 4. Но без них игра воспринимается скучной и пустой. В 5 вроде и есть чем себя развлечь, но быстро надоедает. Без стимула проходить кампанию, игра теряет половину своих красок.
  • Камень_в_реке #
    5
    зачем существуют блоги на пэгэ если сюда тупо и бездумно все копируют отовсюду?!
  • Baphomеt #
    1
    Камень_в_реке - для заработка местной валюты, чтобы потом можно было за неё игры покупать.
  • technopank #
    2
    От жира наверно у всех мониторы текут.
    Как по мне игра качественная, но надолго я в ней не задержался так как после прохождения понял что не мое и онлайн мне не интересен, вообще игры сервисы это хорошо, но вот контент к ним ну такое себе блекло как то.



    Denis Alexandrovich
    Все дело в отношении Рокстар к ПК аудитории, они просто люто её презирают и ставят всех на уровень плинтуса.
    И началась эта лютая ненависть с пк версии ГТА 4, которая не релизе была неиграбельным куском кода, лишь спустя месяцы и годы можно было поиграть нормально, ито сейчас версия в стиме неиграбельный кусок бесполезного кода, из-за чего люди начали пиратить игру, а Рокстар это взбесило до глубины души, что они выпустили такой "качественный" продукт а его в наглую пиратят, и после этого наплевательское отношение у них к ПК теперь всегда, ГТА 5 сделали нормальной на ПК потому что они до одури жадные до денег и сами поняли что повторно кусок кода они не продадут, вот и выпустили её, не потому что комьюнити так захотело, не потому что их задолбали всякие петиции и прочая дребедень, а потому что они жадные и готовы каждую копейку урвать.
    У меня куча людей которые купили 5-ку 3 раза!
  • Lightning. #
    4
    Шедевр и нетленная классика - GTA IV, а V крутая игра со своими моментами, но не более. Прошёл от начала и до конца её только один раз, на релизе 5 лет назад, больше как-то не тянуло, быстро из головы игра вылетела. Вообще сейчас есть желание освежить впечатления, взять её на PS4, но мультиплеерные ачивы на ~300-400 часов это фактор, который меня останавливает уже года два.
  • Для меня, шедевр это - GTA 3, ибо игра произвела фурор в свое время, и я не вылезал из компьютерных клубов (т.к. своего ПК у меня не было), могу отметить еще IV часть, за ее физику, и нуарную атмосферу (опять же это сугубо мое мнение). Пятая часть это, как квинтэссенция San Andreas и IVки (лично для меня), но она все же очень хороша, но не произвела на меня такого же эффекта, как GTA 3 в свое время. В целом, ругать ее могу лишь за аркадную физику, в остальном же все на уровне и даже выше. =)
  • Agent Qracle #
    1
    Онли хорошая игра, но не шедевр
  • Baphomеt
    Меня просто удивило что он назвал её "середнячком", как будто он каждый день играет в такие игры, причем привёл в пример ужасную мафию 3(которую даже сюжет не спасёт).
  • slauka_omsk #
    2
    5 часть сделана уже без души. Купил на пс3 за 2500. Играл с самого начала с покерфейсом, бывало и забрасывал на мини-заданиях, типа достать тачку или самолёт для ограбления. Сюжет был для галочки и скучным. Физику тел эйфории порезали. Так что болванчики не спотыкались красиво, как в Гта 4. Игра уступила Sleeping dogs 12 года и прошлым частям. Хотя новые части уже не переплюнут те идеальные части, начиная с гта 3, Вайс сити, сан Андреас и 4. Для меня ещё минус, что зачем-то слили байкеров и Клебитца. В общем Рокстар стали монополистами в жанре и успокоились. За похожими примерами далеко ходить не надо. Это и cod black ops 3 с донным сюжетом и геймплеем и Halo 5 с топтанием на месте. Так что от Гта 6 жду нечто большего
  • Курьер из Вегаса
    Прикинь есть люди которые ценят сюжет в играх, если ты этого не знал.
  • Пират_В_Законе
    Прикинь есть игры в которые не ради сюжета играют.
  • Курьер из Вегаса
    Хорошо теперь буду знать. Но я в такие не играю.
  • Олег Дудин #
    5
    Шедевр не шедевр, но с трона никто так и не спихнул за 5 лет.
    Хотя факт, что студия теперь просто стрижёт деньги на ДЛС вместо новых игр, прискорбен.
    RDR2, само собой, выстрелит. Но, похоже, станет второй баблодойкой на ближайшие 5 лет.
  • _N7. #
    4
    Забавно читать то, что сейчас пишут, что эта игра сделана без души, делать в ней нечего и вообще она провал. Когда она вышла все ccaли кипятком от того, какой она шедевр. Сам считаю игру шедевром, такие не каждый год выходят, одна из лучших частей GTA (если не самая лучшая), это точно.
  • Lightning. написал:
    Шедевр и нетленная классика - GTA IV

    Спасибо, поржал с "классики" ^_^ Классика это игры девяностых, лол. ГТА 4 на пека - 2008й год. Но если ты ньюфаг, все становится на свои места &) Но даже тогда ты не прав.
    Шедевр - другое дело, ГТА 4 отличная игра. Да все ГТАшки отличные игры, если на то пошло.
  • MADJax #
    3
    Игра отличная, но онлайн раздражает. Многое там подталкивает людей к донату, цены на многие вещи чуть-ли не как в реальности, куча мамкиных неадекватов с имбовым транспортом, ну и конечно же - ЧИТЕРЫ, куда онлайн без этого дерьма. И чем больше люди будут сливать бабло на их карточки, тем дольше эта доильня будет продолжаться
  • Stroy3 #
    4
    В эту песочницу для школьников еще кто-то играет?

    Шкальники минусят) Кокококо)
  • technopank
    У меня в целом претензии не к Хаузерам а к комунити GTA серии в и таким заголовкам,восхвалять игру они будут до изнеможения долго,донатя в GTA Online а сделать игру модбазой как Скайрим или что то другое,у этих придурков не хватает смелости,ибо игру делает актуальной не разработчик а потребитель. Бесят такие заголовки когда годы спустя никакого развития у GTA 5 нет.Ну а Рокстар молодцы что научились дрессировать хомячков)
B
i
u
Спойлер