Life is Strange
  

Почему нам нравится ощущение горечи в Life is Strange

Под роликом с саундреком Life is Strange были комментарии, в которых люди требовали, чтобы Макс и Хлоя были вместе навсегда, или говорили, что ни одна игра не пробуждала в них такие эмоции. Среди них был такой комментарий от AlchemicalGames: “Из-за этой игры мне становится странно грустно. Я немного ностальгирую, но есть также чувствую потребности того, чтобы моя жизнь была похожа на жизнь Макс”. Ему ответили: “Я думал, я единственный это чувствовал”. Последовало еще больше ответов:

  • “Когда играешь в эту игру, кажется, что в твоей жизни чего-то не хватало, и ты понял это только сейчас”.
  • “Для меня это дружба Макс с Хлоей. В подростковые годы у меня ни разу не было такой дружбы”.
  • “Просто кажется, что в жизни чего-то не достает, а в этой игре оно есть”.

Чувство, которое испытывают многие пользователи YouTube, на самом деле не такое таинственное. Немцы, которые идеально изучили меланхолию, даже придумали для этого отдельное слово. “Sehnsucht” – разновидность болезненной ностальгии о том, чего не было в вашей жизни. Что впечатляет, так это то, что Life is Strange вообще попыталась пробудить это чувство в людях.

Игры обычно стараются не ввязываться в состояние игроков. Даже в сюжетных играх сами игроки редко испытывают тоску: NPC грустят, а мы обычно улучшаем их настроение, выполняя квест. В этом аспекте Life is Strange предпринимает более взрослый подход. Это эпизодический приключенческий детектив, подростковая драма о старшей школе… В то же время это игра о горечи.

В детстве Макс и Хлоя были лучшими подругами. Вместе они провели счастливое детство. Когда нынешняя Макс исследует дом Хлои в Эпизоде 1: Хризалида, это место полно её воспоминаний. На что бы вы ни кликнули, любой предмет способен пробудить в ее мыслях воспоминания о старых добрых деньках.

Старый комод: “Мы весь день потратили на то, чтобы покрасить его в синий”. Диван: “Раньше мы представляли, что это пиратский корабль”. В саду есть побледневший рисунок на картоне, который изображает двух девочек, которые убегают в нарисованный мир приключений. “Мы с Хлоей потратили на этот рисунок целый день”.

Эти воспоминания счастливые, но Макс от них не радуется. Она уехала и не смогла поддерживать связь с Хлоей. Отец Хлои погиб, теперь она злая и едкая. Мир их беззаботного детства исчез навсегда. Макс сидит на качелях, которые сделал для них отец Хлои, и вспоминает о том, как Хлоя всегда была рядом. Тем временем Джулия Стоун печально поет: “Ты где-то, я где-то… Ты нигде, я нигде”.

Этот потерянный рай, нарисованный мелками, выступает фоном для всего, что произошло дальше. Единственный эгоистичный поступок, который Макс сделала в своей жизни, – то, что она не поддерживала общение с Хлоей. Серьезно. Она официально самый хороший персонаж в видеоиграх. Теперь ее стремление помириться с Хлоей, каким-то образом все исправить ведет весь сюжет к разрушительному завершению.

Тоскливая атмосфера заполняет все. Практически каждый персонаж когда-либо говорил Макс о том, что хочет вернуться назад во времени и изменить что-либо в своем прошлом. Саундтрек почти полностью состоит из акустических, спокойных инди-песен, в которых герой говорит о том, что скучает по кому-то, прощается или же хочет, чтобы все было иначе. В прекрасном городе Аркадия-Бэй весна? Лето? Нет. Осень. Это то время года, когда мир начинает увядать. Само слово “Аркадия” – синоним потерянного рая.

Итак, Макс же получила способность возвращаться назад во времени и исправлять ошибки прошлого, так?

Как оказывается, нет. Она не может вернуть потерянное детство. Теперь Хлоя и Макс подростки. Она не может уберечь отца Хлои от смерти, ведь за это Хлое придется заплатить огромную цену. В конце она может сделать только один выбор: пожертвовать целым городом или человеком, которого она больше не хочет отпускать. В любом случае она будет всю жизнь испытывать муки совести.

Если мы можем почувствовать ностальгию о потерях, случившихся в маленьком мире Макс, все дело в том, что разработчики проделали блестящую работу, сумев оживить это чувство. Оно проявляется в разных моментах: когда героиня тайно купается с Хлоей в школьном бассейне, в последний раз отправляется с ней на ночевку в душераздирающей альтернативной временной линии или просто смотрит на пейзаж, который пролетает мимо, под песню Хосе Гонсалеса.

Ни у кого из нас не было таких глубоких отношений, мы не жили в таком живописном месте. Однако у всех нас было что-то подобное. Более напряженная версия Dontnod кажется знакомой, поэтому ее больно терять.

Мы не можем держаться за счастливые времена, как Макс. Именно этот потрясающий секрет лежит в основе Life is Strange: то, что сначала казалось суперспособностью, которая может избавить от сожалений, на самом деле усиливает эти эмоции.

Нравится13
Комментарии (9)
  • Antoha Logvinov #
    15
    То есть то, что хлоя тупо манипулирует макс с помощью чувства вины типо норма?)
  • Не точто в обосаных играх от тейтл. В них только одно желание - побыстрее законяить игру и вернуть деньги (если не ператка)
  • alt_engel #
    9
    3 месяца прошло с тех пор, как я прошёл игру и мысли о ней до сих пор не отпускают. Тема уходящей юности, а верней уже ушедшей для меня, она слишком болезненна.

    ... А блог хороший получился, короткий, но хороший. Достойный внимания.
  • Игра про лесби?
  • Игры конечно хорошие, но если так фокусироваться на этом "чувстве горечи" - можно и в депресняк впасть, у меня подобное бывало когда всякий анимешный жестяк смотрела, причем чем больше смотрела всякую слёзодавилку - тем сильнее хотелось выпилится (теперь не смотрю кстати). Да, определенно неприятно становится вспоминать такие моменты, как например исчезновение рейчел и проявочная, одиночество хлойки и всё такое, но блин, название Эта грёбаная жизнь всё-таки подошло бы игре побольше)
  • Кому-то действительно нравятся игры про пубертатных подростков?
  • Сколько не хвалите, я не могу адекватно воспринимать "проблемы" американских подростков среднего достатка. Тем более женские. Тем более лесбийские.
  • Лучше бы написали статью о том, почему большинству пофиг на существование этой игры. То есть люди, которые сознательно предпочитают даже не играть в этом, ввиду отсутствия интереса к данной игре.
  • Игра хороша определёнными моментами. Порой было действительно невыносимо слушать внутренние монологи про всякие страдания, в духе "о, смотрите какая она вся такая вызывающая, наверняка шлюха". Я отдаю себе отчёт, что большинство подростков действительно не отличаются здравой рассудительностью, так что просто описал исключительно свои впечатления о подобном в этой игре.
    Но иные промежутки игры действительно трогали за душу. Суицид Рэйчел, который можно предотвратить. Вот, честно, проходя в первый раз, я не смог её спасти и не стал перезагружаться, так как подумал, что раз уж так сложилось, то надо играть дальше. Здорово, что разрабы дали такую возможность, а не впихнули рельсы с надписью "хер ты дальше пройдёшь, пока не спасёшь эту девочку".
    Ну и, конечно, момент с альтернативной реальностью, где Хлоя была прикована параличом к креслу. Решение: вырубить её систему жизнеобеспечения или нет, после целого дня проведённого вместе. Честно говоря, увидев предоставленный мне выбор, я не стал делать его сразу, а пошёл на балкон и выкурил не одну сигарету, взвешивая все "за" и "против". И похеру, что это потом не возымело глобального влияния на дальнейшие события. Сам вопрос, его этичность. По сути, это вопрос к самому себе: как бы я поступил в этой ситуации? Смог бы я это сделать?
    Очень сильный момент.
    Такая вот странная игра. Одно время - невыносимо бесит. В другое - пробирает до самой глубины души. Я никогда не скажу, что я в восторге от неё. Но и никогда не соглашусь с комментариями в духе: "фу в такое играть, это ж про тупых детишек, ёпт". Скажу так: я определённо не пожалел, что прошёл её.
    И да, установил её, так как повёлся на развод, что игра про лесбух. Ну так хер там плавал, лесбушности я ожидал более откровенной, а не один поцелуй (опциональный) за всю игру.
B
i
u
Спойлер