Без лоха и жизнь плоха: 10 главных обманов производителей консолей

С консолями всё просто: купил, захватил заодно пачку дисков — играй, смотри, слушай, наслаждайся. С ними лишь одна беда — платформодержателям это не совсем выгодно. Потому они и ищут способы, как бы нас с вами лишний раз объегорить. Почему бы не впарить геймеру дополнительную периферию? А как насчёт сервиса? Или вовсе — новую приставку, толку от которой пшик? И обязательно снабдить это дело лживой рекламой погромче. О десяти главных консольных обманах и поговорим.

SEGA может, SEGA может всё что угодно

Думаете, что пик так называемых «консольных войн» пришёлся на седьмое поколение — PlayStation 3 и Xbox 360? Если бы. Это напоминало бокс — всё очень жёстко, но по правилам. В 16-битную же эру, когда схлестнулись Genesis (или Mega Drive) и Super Nintendo, в конкуренции было больше от кабацкой драки с применением стульев, ножей и битых бутылок. Вообще SEGA и реклама — это отдельная история, достойная павильона в Кунсткамере. Производитель ничем не ограничивал себя в играх и точно так же не лез за словом в карман при пиаре.

От знаменитого лозунга «SEGA does what Nintendon't» («Сега может то, что Нинтенет») до туманных фич вроде «blast processing» — всё сопровождалось издёвками над соперником. При этом никто не мог толком объяснить, что за «процессинг» такой и какие преимущества он открывает. Но факт его крутизны въелся в память. «Это было гениально! Каждый пацан, посмотревший рекламу, запомнил тот термин, а фанбои SEGA получили новое оружие для споров», — вспоминает Джеймс Рольф, он же Angry Video Game Nerd. Хотя речь шла всего-то о маркетинговой уловке, призванной отвлечь потребителя от технической отсталости Mega Drive на фоне SNES. Пускай у «Мегадрайва» имелись кое-какие козыри вроде более быстрого доступа к памяти, но кому это интересно?

 

Погоня за битами

«Чем больше бит, тем круче» — так мы считали в 90-е, лишь смутно догадываясь, что разрядность процессоров как-то связана с красотой изображения. Вот почему независимо от качества самих игр, NES и её клоны котировались ниже, чем SEGA Mega Drive. К тому же битность стала вопросом престижа — не случайно заветную цифру выносили на корпуса консолей. Так производители давали понять: да, мы знаем, что для вас важнее всего.

Первый опыт такого рода провернули компании NEC и Hudson Soft, выпустив в 1989-м консоль TurboGrafx-16 Entertainment SuperSystem. Характерно, что за два года до появления на американском рынке это устройство называлось менее претенциозно — PC Engine.

Ради продвижения девайса на Западе его увеличили в размерах, а на крышку влепили цифру 16. Только забыли уточнить, что в основе системы — пусть и продвинутый для того времени, но всё же 8-битный процессор. Позже похожий номер выкинули производители Atari Jaguar, несправедливо приписав ей 64 бита, хотя такой разрядностью там обладал только графический сопроцессор. Реклама даже предлагала сосчитать. Жаль, криворукость инженеров и дизайнеров консоли никто не брал в рассчёт.

 

Сила есть — ума не надо

Прогресс движется быстрее, чем сменяются поколения тех или иных устройств. Это понимают сейчас, понимали и четверть века назад. Но тогда мощность доращивали подключением к дряхлому «железу» всевозможной периферии. Например, для той же Genesis вышло дополнение Mega-CD, а в эпоху 32 бит появилась примочка, названная по существу — 32X. Стоила она как отдельная консоль, однако была временным решением: её поддержка не продлилась и двух лет. С точки зрения здравого смысла было выгоднее раскошелиться на современную приставку, чем втридорога собирать бесполезное чудовище.

Но производители видели здесь шанс нажиться — и использовали его на всю катушку. Апофеоз движения совпал с популярностью формата CD. Изгалялись кто во что горазд: от вполне самостоятельных Philips CD-i и Commodore CDTV до аддона Jaguar CD для одиозного девайса Atari. То есть вы купили за 250 баксов самую унылую консоль в истории, а потом платите ещё 150 за уныние в квадрате. Спору нет, диск был гораздо вместительнее картриджа, технология открывала мультимедийные возможности, а некоторые из приводов сделаны на совесть. С ними лишь одна беда: отсутствие хороших игр. Да они и не предвиделись — народ запасся хламом, который приличные разработчики игр обходили десятой улицей.

 

Сатурну больше не наливать

Говорят, поспешишь — людей рассмешишь. Только в 1994 году боссы SEGA спешили не ради смеха, а денег для: они во что бы то ни стало стремились обскакать Sony. Поэтому под негодующий свист публики компания свернула поддержку уже упомянутых Mega-CD и 32X, а затем представила Saturn. За 299 долларов производитель обещал два процессора обработки графики вместо одного у точно такой же трёхсотдолларовой PlayStation. Правда, на старте продаж никто не уточнял, что в «Сатурне» целых девять процессоров и что система представляет собой настоящий кошмар для разработчика. Зато по старой доброй традиции реклама строилась на попытках задеть или принизить конкурентов.

Все провальные консоли пошли на дно по одной и той же причине. Будто тощей библиотеки игр было мало, SEGA через три года вообще прекратила их выпуск, чем изрядно подпортила свою репутацию. Чтобы её обелить, компания выпустила-таки достойную внимания Dreamcast, но было уже поздно.

Технологическая революция на дому

Если сегодня виртуальная реальность — удовольствие не из дешёвых, то в середине 90-х она и вовсе была привилегией элит. Чтобы приобщиться к технологии, геймер шёл в зал игровых автоматов и наслаждался по таксе, превышавшей обычную минимум в восемь раз. А что поделать, владельцы аркад всего-то отбивали стоимость оборудования, обходившегося в десятки тысяч долларов. Самый бюджетный вариант VR-гарнитуры, какой можно было использовать в быту, назывался VFX1 Headgear и просили за него от 1000 долларов. Так что идея бюджетного шлема уже витала в воздухе, когда её взяли на карандаш инженеры Nintendo.

180 долларов — именно с таким ценником Virtual Boy появилась на рынке в 1995 году. По тем временам — сделка века: никакого больше разорения на аттракционах и стояния в очередях, включил себе дома и играй сколько душе угодно. Но не тут-то было. Потому что из окуляров c разрешением 384х224 на игрока лился чёрно-красный ужас. От головокружения при использовании девайса не спасало даже автоматическое прерывания сеанса через 15-30 минут. В общем, решить проблему дёшево и сердито не получилось.

Огни смерти

Тут кто-то должен сказать: «Это были лихие 90-е — все выживали как могли». Увы, у алчности нет срока годности, поэтому старые уловки корпораций шагнули в новый миллениум. Посмотрите на Xbox 360. Вроде бы всем хороша коробочка: невероятно мощное «железо» на момент выхода, удобный геймпад, контроллер Kinect и, что самое важное, её легко прошить — во многом поэтому она окупает себя и сегодня. Но в 2005 году геймеры столкнулись с техническими проблемами: более 10 миллионов экземпляров оказались бракованными. Они перегревались и выходили из строя, высвечивая так называемые «огни смерти».

Что же предприняла по этому случаю Microsoft? Отозвала бракованную партию, чтобы исправить систему охлаждения и заменить припой на более качественный? Компенсировала геймерам убытки? Нет, компания не разглядела конструктивных изъянов и всего-то продлила гарантию с двух до трёх лет, а изменения были внесены задним числом — в следующие партии и модификации.

Блеск и нищета PlayStation 3

Консоль Sony тоже отличилась. Например, здесь были свои «огни смерти», только, в отличие от Xbox 360, не красные, а жёлтые. Но главный вопрос юзеров к производителю касается чисто технической части: почему на бумаге PlayStation 3 поддерживает нативное Full HD (1080p), а на деле с таким разрешением запускается только всякий отстой? Почему использовать эти настройки для знаменитых эксклюзивов платформы — таких как Heavy Rain, Uncharted 3, Dark Souls или The Last of Us, — не представляется возможным?

Ответ, как несложно догадаться, кроется в начинке устройства. Мало того, что инженеры Sony намудрили с архитектурой, так они ещё не сумели переплюнуть прямых конкурентов из Microsoft в плане производительности. Мощь хвалёного процессора Cell пришлось урезать, а на другой электронике — сэкономить ради конкурентной цены. Поэтому удержать PS3 на вершине славы стоило титанических усилий: издатель вложился в эксклюзивы, а не техническое совершенство консоли. Фанбои же получили хоть и «мыльцо», зато своё, родное.

Факультет ненужных вещей

Классика маркетинга: у вас уже есть консоль и солидная игротека к ней, но вам внушают, что с неким аксессуаром вы получите новые, доселе неведомые ощущения. Всего-то нужно выложить несколько десятков «вечнозелёных». Поверив рекламе, вы заказываете себе PS Move для той же PlayStation 3 или покупаете бандл с этим контроллером и игрой Spellbook в комплекте — чтобы занять детишек. Но на практике вместо ощущений вас ожидают доселе неведомые танцы с бубном. Потому что «наш ответ Wiimote» требователен к калибровке и, вопреки заверениям пиарщиков, не очень-то дружит с шутерами от первого лица.

Аналогичная ситуация сложилась с 3D, без которого, понятно, система ущербна, а геймер бежит позади паровоза. Но если раскошелиться на современный телевизор, да ещё и с PS Move, то можно насладиться такими блокбастерами как EyePet и High Velocity Bowling. Ради этих игр вы ведь и покупали консоль, не так ли?

Просмотр кино по методу Microsoft

Как производитель консолей, SEGA давно мертва, но опыт компании с переменным успехом пытаются повторить другие воротилы бизнеса. В 2006-м Microsoft презентовала HD DVD Player — девайс для запуска фильмов соответствующего формата. Засылаешь Биллу Гейтсу 200 долларов, подключаешь коробочку к Xbox 360 через USB — и вот он, мультимедийный центр мечты. Хотя нет, погодите-ка… Зачем дополнительно платить за то, что у конкурирующей PlayStation 3 с поддержкой Blu-ray есть изначально?

Фокус в том, что игры на носителе HD DVD так и не появились — хотя устройство и презентовали на выставке E3 2006. Дескать, смотрите пока что кино, дорогие геймеры. Двумя годами позже компания Toshiba, правообладатель формата, признала поражение в конкуренции с Blu-ray и свернула выпуск приводов. Чтобы хоть как-то поддержать спрос, Microsoft практически сразу опустила цену на HD DVD привод для Xbox 360 до 50 долларов, но жизнь устройства на рынке это не продлило.

Налог за понты

Главная консольная аксиома заключается в том, что производители устройств зарабатывают не на «железе», а на играх. То есть цена консоли должна быть доступной. Как видим на примере современных игровых систем, PS4 и Xbox One действительно втрое дешевле компьютеров с топовой начинкой. Но вот на сцену выходят улучшенные версии: PS4 Pro с наценкой в 100 долларов и Xbox One X, задирающая ценник на 150 долларов. На нашем рынке разница и того ощутимее.

Козырь обеих модификаций — поддержка разрешения 4K при 60 кадрах в секунду, которую обеспечивает замена графических процессоров на более производительные аналоги. И всё. Если отбросить в сторону дизайнерские изыски, то других причин переходить на обновлённые консоли нет. Тут бы и сказке конец, но не думаете же вы, что производители честно нашпиговали консоли на заявленную сумму и выполнили рекламные обещания? Апгрейд породил очередную боль: либо вы проходите игры в разрешении выше Full HD, либо получаете комфортную частоту кадров. Угнаться за двумя зайцами сразу? Вы зашли не по адресу.

Нравится26
Комментарии (40)
  • 45
    половина спича в блоге идет о приставках а не о консолях
  • 2
    >почему на бумаге PlayStation 3 поддерживает нативное Full HD (1080p)
    >а на деле с таким разрешением запускается только всякий отстой?

    Ну вот и ответ, поддерживает же в некоторых играх.

    Почему использовать эти настройки для знаменитых эксклюзивов платформы — таких как Heavy Rain, Uncharted 3, Dark Souls или The Last of Us, — не представляется возможным?
    Может потому что в приставке железо 2005 года, а тогда балом правило как раз HD-разрешение? И то, по-моему, только набирало обороты. Большинство на старте 7-го поколения продолжали играть на старых SD-телевизорах через тюльпанчики.
  • 27
    О древноте какой поговорили.
    Факт
    Мне по телеку больше втирают всякие мВидео и Эльдорадо про 3 гига, 3 ядра, игровая видеокарта. Нежели музыкальный ролик на ТВ в конце с одной лишь фразой PlayStation.
  • 0
    От этого блога консольщики испытают седалищные боли
  • 20
    IVAN Drago
    Просто аж взрывает. Особенно сильно когда про начало 90х тут базарят. Ухххх

    За денди и двор стреляю в упор.
  • 6
    s1ash
    Ты еретик и первое имя в черных списках этих магазинов, если не решился тут же купить игровой компьютер с GT 610 или настолько же игровой ноутбук со встроенной графикой
  • 10
    Но главный вопрос юзеров к производителю касается чисто технической части: почему на бумаге PlayStation 3 поддерживает нативное Full HD (1080p), а на деле с таким разрешением запускается только всякий отстой?

    И меню. Тем не менее разрешение она поддерживает? Поддерживает. А про игры речи не шло. Лол.
  • 12
    Далеко не совсем согласен. Но статью прочитал с удовольствием. Удивил взгляд автора на Sega, под таким углом я, лично, никогда не рассматривал консольный провал компании
  • 1
    Хыыы. Тонко-тонко.
  • 7
    Kasaler написал:
    И меню. Тем не менее разрешение она поддерживает? Поддерживает. А про игры речи не шло. Лол.

    Ну можно написать, что PS4 поддерживает тогда 24К :D
  • 1
    Vinni-Pukh

    встройка от интела тоже поддерживает 4к/140 фпс
  • 3
    BarackKamacho
    Это приставки, а не консоли, не путать. Приставка просто запускает игры. А консоль плюс ко всему имеет мультимедийные возможности.
  • 0
    Алексей Чичигин
    я о том и говорю что тут первая половина пунктов описывает проблемы приставок, а не консолей
  • 2
    BarackKamacho
    Приставка прародительница консоли, наверное автор поэтому и начал экскурсию с тех времен).
  • 2
    либо вы проходите игры в разрешении выше Full HD, либо получаете комфортную частоту кадров. Угнаться за двумя зайцами сразу? Вы зашли не по адресу.

    Томб райдер показали на презентации с такой фичей, даже на презентации ни кто не обещал 4К 60фпс, более того ни кто не обещал 60фпс в играх и настройки, это такие индивиды как автор с чего то вдруг решили что везде так будет. Просто говорили про 4К.
    Таким людям ещё на старте 60 фпс в 1080р обещали на пс4, хотя ни кто такого не говорил, люди сами с чего то решили а потом требуют и строят из себя жертву.
  • 3
    А за что Lightning. заминусовали?
  • 4
    Пекарня наивные все славят свои ПК вот по мне дураком надо быть,чтобы купить ПК за 100к и за 4к ежели консоль за 27к
  • 2
    То что сейчас консоли с наворотами пока можно не покупать это и так понятно. Другое дело что и 360 и четверку (не про) можно брать спокойно.
  • 4
    Чиля
    ПК аудитория.
  • 0
    Илья Кремнев
    никто не мешает купить ПК за 27к
  • 1
    IVAN Drago
    Я был пекарем это время прошло теперь я консольщик, просто вот у меня карифан каждые 2-3 года обновляет ПК и тратит не мало, вместо того чтобы грызться проще бы общие интересы нашли и темы а то ПК фуфло,консоль отстой ей богу как маленькие дети читать противно годных комментариев очень мало
  • 5
    Илья Кремнев
    Илья Кремнев написал:
    место того чтобы грызться проще бы общие интересы нашли и темы

    Илья Кремнев написал:
    вот по мне дураком надо быть,чтобы купить ПК за 100к и за 4к ежели консоль за 27к

    Ты выше сам обозвал людей дураками кто покупает ПК а теперь говоришь что люди грызутся? лол.
  • 0
    IVAN Drago
    Я имел виду если купить ПК за 100к ради 4к,а если как ты говоришь за 27к то это другой разговор
  • 1
    IVAN Drago
    Хоть и не мощный но игры идти будут у меня очень слабый ПК был очень но игр я прошел на нем не мало
  • 4
    Илья Кремнев
    ну если у него есть деньги то почему бы не купить мощный комп.
    Порше тоже не нужен. ведь есть жигули, выходит покупатели порше дураки?
  • 4
    IVAN Drago
    Машины это машины тут каждый хвалит свое а купить дорогой ПК котоный через год слетит не вижу смысла не одного человека встречал который признавал что он дурак был то что выкинул деньги на ветер
  • 2
    IVAN Drago
    Тут можно спорить и приводить примеры долго
  • 0
    IVAN Drago
    Напиши лучше какие у тебя любимые игры?)
  • 1
    Илья Кремнев
    Много всяких. разных. игор
  • 4
    Хороший блог. Малышам-карандашам естественно не интересно будет, они не знают что такое денди да сега.
  • 0
    Apolinariy25
    Денди и сега были отличные приставки. Но даже они некоторые игры попросту не тянули и тормозили. Но тем не менее они были отличными приставками.
    А современные консоли полнейший шлак.
  • 0
    Ну ребят, чего вы хотите от консоли за 20к? Их ради экзов так-то берут, а если вам нужен фпс и графон-то эт вам над топ ПК собирать!
    почему на бумаге PlayStation 3 поддерживает нативное Full HD (1080p), а на деле с таким разрешением запускается только всякий отстой?
    Потому-что 1080р в сделку не входили=)
  • 1
    IVAN Drago
    никто не мешает купить ПК за 27к
    И выкинуть его в помойку, потому-что на таком ПК вы ни 1-ну новинку не поиграете=)
  • 2
    Аффтор нытик!
    Благодаря денди и сега, многие полюбили компьютерные игры и пополнили армию владельцев ПК.
  • 2
    Rolemanser
    Приставки и современные консоли это разные вещи.
    СОвременные консоли лишь бледное подобие игровых приставок, в виде переделанных компов и установленного на нём линукса.
  • 0
    Да тут такие "консоли", которыми уже мало кто пользуется... #RipSega
  • 0
    Напомнило:
    - Я ставил на HD DVD, а теперь все пользуются Blue-ray. Смотрел на Iphone на витрине, но купил Zune.
    - Что такое Zune?
    - Плеер от создателей Xbox! Берем PS!
  • 0
    MikuHadsune
    MikuHadsune написал:
    вы ни 1-ну новинку не поиграете=)

    Смелое утверждение. но неверное.
    В любую новинку можно поиграть на таком пк в 30 фпс и даже не на минималках.
  • 0
    Sidorovich12
    Кстате заметь, про спектрум и его клоны он и слова не написал...
  • 4
    Честно говоря, никогда не понимал смысл противостояния "ПК vs Консоль". Чем руководствуются люди, которые с видом знатоков заявляют "ПК говно" или "Консоли говно"? И всё это говорится почему-то в сравнительной степени, а именно "ПК говно, а вот Консоли..." и начинает перечислять достоинства консолей и доказывать их превосходства над ПК. Абсолютно то же самое наблюдается и с противоположной стороны баррикад.
    Самое занятное, что спор друг с другом ведётся этими гражданами исключительно ради самоутверждения за счёт своих "убедительных" аргументов. Но от их словоблудства ничего не изменится. Гражданин, играющий на консолях и получающий от этого удовольствие продолжит играть на консолях вне зависимости от стараний своего оппонента. Равно как и активный сторонник игр на ПК. И вот так вот эти, пардон за прямоту, ослы, занимаются риторическим и умственном онанизмом до тех пор, пока либо клавиатура не задымится от их усердного долбежа по клавишам, либо пока их спор не прервёт модератор и не отправил обоих дискутантов в бан.

    s1ash написал:
    Особенно сильно когда про начало 90х тут базарят. Ухххх

    В детстве пацанов с соседних дворов с рогатки наповал бил. А они меня. Веришь?
B
i
u
Спойлер