Чёртова дюжина странных игр

Я люблю разные игры. Например, те, что могут меня удивить. В этой подборке я перечислил игры и почти игры, в хорошем смысле этого слова странные. Я сознательно игнорирую в обзоре симуляторы козлов и хлебушка, игры с необычным графическим дизайном (иначе статья лопнет по швам) и очень известные игры, такие как Dear Esther. И ни в коем случае не претендую при этом на полноту изложения. Просто предлагаю скоротать часок-другой во время праздников, если вам станет любопытно.

SORTIE EN MER

2014
Разработчики: CLM BBDO, Grouek, Wanda Digital, Ben Strebel
Платформы: Web

Как-то раз производитель спасательных жилетов и защитной одежды для рыбаков Guy Cotten решил заказать себе рекламу в BBDO. Последующее можно себе вообразить:

— Мы придумали прекрасную концепцию!
— Прошу вас.
— В океане мужик падает с яхты и начинает тонуть.
— Спасательный круг?
— Нет.
— Линь?
— Да погодите же! Так вот, он бьет руками по воде, а яхта с его другом уплывает вдаль и скрывается из виду.
— Э-э-э…
— Потом несчастный идет ко дну и перед его глазами проносится вся его жизнь…
— Кхм. Спасибо, мы вам пере…
— А ещё он отрывает себе заусенец вместе с половиной ногтя!
— Господи, это-то зачем?!
— Драма!

Я не знаю, оправдала ли рекламная акция ожидания клиента и какое количество яхтсменов теперь косо поглядывает на напарников, но работа получилась действительно прекрасной. А игровой компонент здесь только один: вы должны постоянно скроллить, помогая тонущему продержаться на поверхности как можно дольше. Выиграть несколько минут жизни оказывается совсем не просто.

Ссылки:

MUSEUM OF SIMULATION TECHNOLOGY

В разработке
Разработчики: Albert Shih (Pillow Castle)

Игра с перспективами. Во всех смыслах.
Прототип головоломки, основанный на приемах принудительной перспективы, представленный в 2014 году группой студентов университета Карнеги — Меллон, был обласкан и зацелован журналистами, собрал богатый урожай конкурсных наград и почти два миллиона просмотров на youtube.

Погревшись в лучах славы, студенческая группа распалась, но Альберт Шин, один из идейных вдохновителей и по совместительству ведущий программист и дизайнер проекта, продолжает работу.

На данный момент Альберт закрыл раздачу техно-версии со своего сайта, уверяя, что это негативно повлияет на впечатления от будущей игры, которую игровая пресса заранее окрестила «следующим Portal». Тем, кто разделяет точку зрения автора, придется довольствоваться видео. И перспективами.

Ссылки:

PLUG AND PLAY

2015
Разработчики: Mario von Rickenbach, Michael Frei
Платформы: Win, iOS, Android

Согласно официальному заявлению разработчиков, это короткий анимационный фильм-игра, посвященный исследованию сексуальности и эмоциональной сферы антропоморфных созданий. А со стороны можно подумать, что кое-кто жалеет о недополученном в детстве опыте всовывания вязальной спицы в розетку.

Видео в данном случае гораздо показательнее слов. У игры целая гирлянда наград и оценки в диапазоне от «глубокий смысл» до «свсм упрлс». Вишенка: в качестве саундтрека используется песня в исполнении детского хора Ильинской церкви.

Ссылки:

:THE GAME:

2008
Разработчик: Nicklaus Liow aka Nicky Case aka NutcaseNightmare
Платформы: Flash

Это игра по сути тоже не игра, а набор злобных гэгов на разнообразные темы. Разработчик вдохновлялся политическими карикатурами, мемами, стэндап-комиками, а вел его по этой кривой дорожке собственный пубертат (на момент создания первой: игры: автору было примерно 14 лет).

Игра категорически не рекомендуется фиялкам нежным людям идейным, щепетильным и борцам за чьи-нибудь права. Людям слишком серьезным и тем, кто считает, что нет юмора, кроме британского. А вот любителям Джорджа Карлина здесь будет тепло и лампово.

Ссылки:

MOUNTAIN

2014
Разработчик: David OReilly
Платформы: Win, iOS

Очередная работа Дэвида О`Рейли, экспериментального мультипликатора и человека, который совместно с Shynola занимался созданием анимационных вставок для «Автостопа по Галактике» и работал постановщиком «Adventure Times». Его любовь к веществам Гасу Ван Сенту, Михаэлю Ханеке и Тарковскому привела к созданию zero player game, сутью которой является абсолютный дзен.

Вы конструируете собственную гору и всё, что вам нужно делать дальше это созерцать.
Всё, что вы можете делать — изменять расстояние до горы. Туда-сюда. В течение 50 часов.
Лучшую характеристику игре дал Total Biscuit: «It`s fucking nothing».

Жаль, что нельзя поставить эту игру на фоторамку.

Ссылки:

CART LIFE

2011
Разработчик: Richard Hofmeier
Платформы: Win

Ричард Хофмайер получил за Cart Life награду «За лучший нарратив». Через три года после выхода убрал игру из Steam и сделал исходный код доступным для всех желающих. Желающих было столько, что личный сайт Хофмайера ушел в глубокое бессознательное, но раздачу успели продублировать на GitHub.

Эта игра вызывает в памяти старый анекдот «Мне не нужно чисто, мне нужно, чтоб вы зае…». Симулятор вечного аврала, жизни маленького человека с длинным хвостом нелегкого прошлого, выживающего в унылом захолустном Джорджтауне.

Что есть. Когда спать. Где жить. Как заработать. Курение. Кофеиновая зависимость. Спать. Есть. Работать.Не подойдет, если вы задаетесь вопросом «На кой черт мне играть в жизнь?» Подойдет, если Sims для вас слишком слащавы и если вы испытываете необъяснимую тягу к тлену и безысходности.

Ссылки:

DEVICE 6

2013, 2016
Разработчик: Simogo
Платформы: iOS

Очень изящный текстовый квест с оригинальным управлением от создателей Year Walk. Главная героиня игры — девушка Анна, которой нужно решить множество головоломок и сбежать с неизвестного острова. Простые способы в духе «проломить дыру в стене, выпрыгнуть из нее на неуничтожаемом джипе и унестись на закат» зарезервированы за братьями Дрейк, а Анне достались страшненькая кукла и надежда на ваше терпение. Направление и формат текста показывают вам, где героиня находится в данный момент и куда движется. Иногда текст разделяется на несколько частей, значит, Анна находится на перекрестке и вы выбираете, куда ей следовать.

К сожалению, русификатора игры пока не существует, поэтому придется проходить игру на английском. Вам непременно понравится, если вы любите текстовые квесты и «Дом листьев» Марка Данилевского.

Саундтрек великолепен. Других приличных слов нет.

Ссылки:

PAPERS, PLEASE

2013, 2014
Разработчик: Lucas Pope
Платформы: Windows, Mac OS X, Linux (планируется релиз на PS Vita и PS4)

На фоне общей тенденции к «оказуаливанию» эта игра стоит особняком. В геймплее-то ничего сложного. Но каждый рабочий день в роли визового инспектора Арстотцки встречает вас очередными изменениями правил пропуска, непрерывно загоняя в цейтнот: ваша дневная оплата зависит от количества рассмотренных обращений. А у вас на шее жена, сын, теща и дядя. И ежедневная оплата уютной квартиры 8 класса в Восточном Грештине. И за неплатежи вас посадят под арест, а семью вышлют в деревню. А документов и пунктов в правилах все больше. Пересекающие границу хамят, давят на жалость, плачут, устраивают теракты и подают документы, заполненные с ошибками. Пропустите — вас оштрафуют. Вы никогда не сочувствовали таможенникам? Теперь начнёте.

Единственная скромная радость инспектора — оставляющие свои визитки проститутки: боже, эти женщины верят, что у вас после всего ещё остаются деньги и силы.

Ссылки:

BLACKBAR

2013
Разработчики: Neven Mrgan, James Moore
Платформы: iOS, Android

Игра целиком состоит из писем, которые пишет вам ваш приятель Кенти, получивший первую настоящую работу в загадочном Департаменте. Его письма проходят обязательную цензуру Департамента Коммуникаций и места, кажущиеся цензорам сомнительными, вымараны. Игроку предлагается догадаться по контексту, какие именно слова вычеркнуты и вписать их, получив ясную картину происходящего. Письма на английском, русского варианта нет, увы. Но в отличие от Device 6 использование словаря не испортит вам удовольствие: игра неспешна как кроссворд, только с историей.

Невен вложил в свое детище настолько явный политический подтекст, что многие критики хвалят игру как «глубокие размышления об ужасах тоталитаризма», в особо тяжелых случаях — с упоминанием хорватского происхождения автора. Меньшая их часть просто радуется, что в жанре квиза еще остались люди, которые не просят нас угадать логотип «Toyota».

Ссылки:

HOHOKUM

2014
Разработчик: SIE Santa Monica Studio aka Sony Santa Monica
Платформы: PS3. PS4. PS Vita

Игрушка-калейдоскоп, игрушка-карусель. Путешествие, которое не потребует от вас ничего, кроме широко раскрытых глаз и некоторой внимательности. У Hohokum одна цель — сделать легко и красиво, как будто вам снова исполнилось 2-3 года и окружающий мир полон чудес.

Игра совершенно не подойдет людям, которым нужна четкая цель, таймер и медальки за достижения. Да, вы выполняете небольшие задания, но основное время игры занимает петляние по уровням, где все поёт и двигается. Если у вас глаза наливаются кровушкой после шестой попытки найти в цветной вакханалии ускользнувшую дверку на не пройденный уровень, то — нет. Если ищете сюжет — нет. Если вы любите поп-арт, мягкую электронную музыку и «Желтую подводную лодку» — летающий змей ждет вас.

ANTICHAMBER

2013
Разработчик: Alexander Bruce
Платформы: Win, Mac, Linux

Честно говоря, я так и не понял, чего в этой игре больше: парадоксов или абсолютной логики. Играя, я не раз вспоминал «Честного Свидетеля» Хайнлайна: есть только то что есть, а не то что ты об этом подумал. Не упал в пропасть? Кто сказал, что ты должен в нее упасть? Упал? Кто сказал, что все пропасти одинаковы? Написано «Иди», а ты свалился? Кто сказал, что игра не врет? Добавьте к этому головоломки, решение которых может не иметь никакого значения, оптические иллюзии и цветовую схему, заставляющую плавиться глазные яблоки. Теперь вы имеете представление о том, почему от этой игры может случиться приступ бешенства или мигрень.

В свое время я купился на эту игру только потому, что где-то встретил ассоциацию с фильмом «Гиперкуб». Ни разу об этом не пожалел. Есть что-то приятное в ощущении себя калькулятором, только что произведшим деление на ноль.

Ссылки:

LUXURIA SUPERBIA

2013
Разработчик: Tale of Tales
Платформы: Win, OS X, Linux, iOS, Android

Формально Luxuria — абстрактная музыкальная игра, в которой во время перемещения по разноцветным туннелям нужно нажимать на определенные предметы. Это самое деликатное определение, которое я смог придумать, поскольку сами авторы яростно утверждают, что игра суть секс: «Ты ее трогаешь в разных местах, она реагирует, даря тебе несравненное чувственное удовольствие». Представляю реакцию игроков из Индии: «Что ж, для Бельгии — неплохая попытка».

Еще создатели игры любят поговорить о мужском и женском начале, трансцендентности, космологии и утверждают, что игроки, имеющие сексуальный опыт, сразу поймут, как играть. Было бы любопытно услышать мнение Вассермана по этому поводу.

Ссылки:

IN A PERMANENT SAVE STATE

2013
Разработчик: Benjamin Poynter
Платформы: iOS Android

Игра прежде всего известна благодаря резонансу, вызванному её удалением из AppStore через два часа после релиза, и последующим дискуссиям о цензуре со стороны крупных маркетов. Но на мой взгляд, в отличии от своего собрата Phone Store, также посвященного теме событий на заводах Foxconn и так же выпиленного из AppStore сразу после релиза, IaPSS нечто большее, чем просто социальный перфоманс.

Я не уверен, что игру стоит рекомендовать как квест: некоторые задачи покажутся вам слишком очевидными, или — напротив — совершенно алогичными, но не это главное.

Как бы я ни исходил пеной от определения «атмосферной игры» (застарелая травма с тех времен, когда «атмосферность» почти всегда оказывалась рукожопием вкупе с озвучкой амбиентом), эта игра именно такая.

Удивительная графика и анимация, вызывающая ассоциации одновременно с Миядзаки и Норштейном, и неплохо дополняющий депрессивно-мультипликационную шизофрению саундтрек показались мне достаточным основанием для того, чтобы включить ее в подборку.

Ссылки:

На этом я хотел бы завершить свой обзор, иначе он совершенно выйдет за рамки вменяемого. Как всегда, буду благодарен за ваши дополнения и комментарии.

Нравится13
Комментарии (8)
  • 8
    PAPERS,PLEASE

    Серьезно?
  • 0
    офигенный блог *О*
    жаль что копипаст :(
    вторая игра внатуре самая оригинальная после portal ) я такого еще не встречал )
  • 1
    LUXURIA SUPERBIA

    Не поленился установить на планшет и, черт возьми, это действительно работает. Не знаю какие там начала мужские или женские, но то что это действительно похоже на то, чем пытается быть похожим - факт. Более того, в игре с тобой ведется недвусмысленный диалог, который прямым текстом говорит о происходящем на экране. Отличный опыт, советую всем попробовать. Правда скучно становится уже после 15-20 минут игры. Как, собственно, чаще всего и происходит в подобных ситуациях реальной жизни.
  • 1
    Antichamber очень заходит если ты играешь немного обкурившийся
  • 1
    Lenny Washington
    То, что она оказалась популярной, не делает ее менее странной.
  • 0
    А я до сих пор не могу понять саморост. 8 лет назад не мог, и сейчас не могу.
  • 1
    Безумная подборка. :) По-хорошему безумная.
  • 0
    Validos
    Это ГРИБНАЯ игра
B
i
u
Спойлер