День в истории: первая 3D-карта, появление архитектуры big.LITTLE

6 ноября 1995 года компания 3dfx выпустила первый 3D-ускоритель, способный обрабатывать сложные сцены в высоком разрешении.  Это событие можно назвать точкой отсчёта в истории игровых видеокарт и геймерских компьютеров.

Знаменитая видеокарта получила название Voodoo graphics и произвела фурор в компьютерной индустрии. Практически все крупные разработчики игр объявили о поддержке нового видеоускорителя в новых и будущих играх, а графика в компьютерах достигла того, что сегодня принято называть «некстген» (следующее поколение). Особенной популярностью пользовался Open GL порт шутера Quake.

Видеоускоритель Voodoo Graphics

Всего за год видеоускорители 3dfx Interactive поселились в  ведущих игровых автоматах и геймерских компьютерах того времени. Графический потенциал Voodoo был очевиден — в компьютерах наконец-то появилось понятие «сглаживания», частота кадров в играх выросла, а количество цветов в играх выросло с 256 до 64 тысяч. Это сейчас графика в играх тех лет кажется одинаково уродливой, но в 1995 году после долгих лет разглядывания отдельных пикселей преимущество Voodoo для геймеров было очевидным.

К сожалению, компания очень быстро потеряла хватку и обанкротилась в начале 2000 года. Все её ценные активы были проданы NVIDIA.

Графика в играх с видеокартами Voodoo считалась феноменальной по меркам 1990-х

Графика в играх с видеокартами Voodoo считалась феноменальной по меркам 1990-х

6 ноября 2012 года компания ARM обнародовала детали новой архитектуры для мобильных многоядерных процессоров под названием big.LITTLE. Информация о новом типе CPU была обнародована после конференции по окончании конференции ARM Tech Con 2012. Сегодня по такому принципу работают чипы большинства смартфонов и планшетов.

Принцип работы архитектуры big.LITTLE

Суть концепции заключается в том, что мобильный чип содержит два (или больше) блока ядер: прожорливые и мощные ядра вступают в работу, когда намечается высокая нагрузка, а соответствующий блок экономичных ядер экономит заряд аккумулятора в случае, когда использование устройства ограничивается телефонными сценариями, чтением книг, просмотром видео или прослушиванием музыки.

Благодаря попеременной работе блоков ядер достигается баланс между экономичностью и мощностью многоядерных процессоров в смартфонах и других мобильных гаджетах. Эту схему работы наглядно иллюстрирует рекламный ролик.

Долгое время архитектура дорабатывалась ARM и не использовалась в серийных устройствах. Первым смартфоном на чипе с новой архитектурой стал флагман Samsung Galaxy S4 — его процессор Exynos 5410 заключал в себе четыре экономичных ядра Cortex-A7 с блоком из четырёх производительных ядер Cortex-A15.

Samsung Galaxy S4 — первый серийный смартфон с процессором на гибридной архитектуре

Нравится3
Комментарии (2)
  • bigLITTLE вещь
  • 6 ноября 1995 года компания 3dfx выпустила первый 3D-ускоритель, способный обрабатывать сложные сцены в высоком разрешении.
    Это вранье первая была Matrox в 1994 со своим собственным API потом Nvidia !
    Эх школьные блогеры забавляют )))
B
i
u
Спойлер