Google и Mozilla отправят JPEG "на пенсию"

Google, Mozilla и ряд других компаний в рамках некоммерческой организации Alliance for Open Media создают новый формат сжатия AV1, который должен прийти на смену уже устаревшему JPEG. По словам Тима Терриберри, главного инженера-исследователя Mozilla, их технология на 15% эффективнее сжимает файлы в сравнении с HEIC от Apple. Последняя была запущена вместе с релизом iOS 11 осенью прошлого года. 

Все три изображения сжаты до 28 КБ с использованием JPEG (слева), HEVC (по центру) и AV1 (справа)

«Кажется совершенной глупостью то, что мы всё ещё применяем технологию сжатия, которой уже 20 лет. Оборудование, которое мы используем для захвата и просмотра изображений сейчас, превышает границы JPEG», — заявил Келли Томпсон, генеральный менеджер 500px, сайта для обмена и торговли фотографиями.

Над созданием AV1 трудятся все ключевые гиганты рынка, включая Google, Microsoft, Mozilla, Netflix, Amazon, Hulu, Facebook, YouTube и даже Apple. Более того, над технологией работают крупнейшие производители процессоров, такие как Intel, NVIDIA и ARM, что гарантирует ей поддержку аппаратного ускорения.

Важно отметить, что в первую очередь технология AV1 предназначена для сжатия видео, но её также можно использовать и в случае с фотографиями. По словам Мэтта Фроста, главы по развитию стратегии Chrome, многие участники альянса попросили Google и Mozilla адаптировать новый формат для работы с изображениями.

Увеличение предыдущего снимка в 6 раз показывает явные проблемы JPEG (самый первый) при сжатии

«Мы хотели бы, чтобы новый формат широко поддерживался. Для фотосайта, такого как 500px, расходы на хранение и пропускную способность просто астрономические», — рассказал Келли Томпсон.

Основные преимущества AV1 над JPEG:

  • графические элементы, такие как логотипы, текст и диаграммы, сохраняются читаемыми, тогда как JPEG их «уничтожает»;
  • отсутствие сжатия снимка и сохранение всех исходных пикселей;
  • высокий динамический диапазон для лучшего отображения ярких и тёмных участков (это позволит, например, Netflix показывать миниатюры, которые лучше соответствуют видео);
  • возможность обрабатывать «живые» фото.

И снова JPEG (первый) демонстрирует многочисленные артефакты при сжатии по сравнению с HEIC (второй) и AV1 (третий)

Пока специалисты не спешат с оглашением каких-либо прогнозов по запуску AV1 в массы. Более того, сначала формат будет поддерживать только видео.

Нравится49
Комментарии (33)
  • Блин, да пожалуйста. Так уже кучу стандартов и форматов хоронят, так как появились лучшие варианты, но, учитывая их распространенность во всех сферах, хрен от них откажутся в ближайшие несколько лет. Это как переход на usb type-c, вроде и применяют все усилия, но народ не спешит.
  • Зачем изобретать новое, когда есть PNG ? Отличный формат.
  • A.Soldier of Light
    ну да, и по размеру файла не уступает
  • Я видел уже такую новость года 3 назад, формат только по другому назывался, вроде ничего не поменялось.
  • Для оптимизона игр эта технология тоже очень даже зайдёт, так как можно будет делать хайрез текстуры с очень маленьким весом.

    A.Soldier of Light
    Зачем изобретать новое, когда есть PNG ? Отличный формат.

    Спойлер
  • GamesTezi YouTube
    В играх используются свои узкопрофильные методы сжатия. Там первостепенна скорость обработки и малый вес при хранении. В фотках минимум артефактов и качество до пикселей, в играх таких мелочей не увидишь.

  • Руки прочь от шакалов!
  • GamesTezi YouTube
    GamesTezi YouTube написал:
    так как можно будет делать хайрез текстуры с очень маленьким весом.

    Можно подумать объем VRAM - серьезная проблема. Ты чип сделай сначала, который сможет отрисосывать стопицот текстур каждую микросекунду
  • Ага, они могут принимать что угодно, но люди полностью заменят jpeg только через 5 лет
  • sanchez752
    В играх используются свои узкопрофильные методы сжатия. Там первостепенна скорость обработки и малый вес при хранении. В фотках минимум артефактов и качество до пикселей, в играх таких мелочей не увидишь.

    Это понятно. Например, я своих работах использую формат dds так как для реалтайм рендеринга нужен mipmap. Но я уверен, что AV1 откроет новые возможности для сжатия и хранения текстур.

    Ruv1k
    Можно подумать объем VRAM - серьезная проблема. Ты чип сделай сначала, который сможет отрисосывать стопицот текстур каждую микросекунду

    Так я почему-то думал, что задача AV1 не только в том, чтобы мало весить но и чтоб считывалось быстрее, а то, тогда получается, что большой надобности нет в этом формате и врядли бы всякие там intel, nVidia были бы заинтересованы в разработке подобного.
  • GamesTezi YouTube
    Считывалось быстрее при скачивании и декодинге. У тебя в игре уже на стадии загрузке все текстуры в буфер попадают, че тебе там считывать и декодировать? Движок сам ими ворочает как нужно.
    Эти форматы полезны для потокового видео (стрима, ютубчика), для видеокодирования (хотя для этого сделан H265 который почему-то никто не использует до сих пор) и фоточек в интернетике. Может быть потом сделают адекватные гифки с полной битностью в 16 миллионов цветов без дизеринга, при этом вес будет в пару мегов.
  • жипег уже с 2013 убивают
  • Ruv1k
    Считывалось быстрее при скачивании и декодинге. У тебя в игре уже на стадии загрузке все текстуры в буфер попадают, че тебе там считывать и декодировать? Движок сам ими ворочает как нужно.

    Погоди, если эти текстуры будут меньше весить и процесс считывания "ворчанья" будет проще чем есть, так как гипотетически у AV1 текстуры более простой алгоритм, то это никак не скажется на производительности? Ведь движок в любом случае использует ресурсы чипов, HDD, для обработки текстур загруженных в буфер и при загрузке в буфер опять же используются ресурсы чипов. И получается, чем проще текстура тем быстрее она обрабатывается чипом, или я что-то не так понимаю?
  • GamesTezi YouTube
    Я бы тебя уже послал куда-нибудь но меня за это забанят.
    Видеокарте плевать какого размера текстуры и сколько они весят, хоть 400ГБ, и какой у них формат. Пока ресурсов хватает - объема VRAM и TextureFilrate.
    Геометрия в 10 раз больше требует.
    Текстуры никогда не были сильным потребителем FPS.
  • Пока специалисты не спешат с оглашением каких-либо прогнозов

    теперь забываем что было ранее выше описанное на пару лет, жили и продолжаем жить с .jpegом
  • пол сайтов развалится где висят картинки Jpeg да и фотки те же....вк обанкротится? я чего-то не понял)
  • Ruv1k
    Я бы тебя уже послал куда-нибудь но меня за это забанят.
    Видеокарте плевать какого размера текстуры и сколько они весят, хоть 400ГБ, и какой у них формат. Пока ресурсов хватает - объема VRAM и TextureFilrate

    Вот, беру WD2, у меня памяти хватает для HD текстур, ставлю текстуры на ультра и смотрю, фпс 40, ставлю текстуры на минимум и в той же сцене, вижу 47 фпс. Такое я наблюдаю в любой игре, где можно выбирать качество текстур. Либо мой ПК исключение из правил, либо...
  • Уже много лет пишут,что JPEG'уу недолго осталось,а на деле лет 5 он точно ещё будет...Фотики,телефоны его поддерживают и народу он привычнее...PNG тот же в 10р больше места занимает порой.
  • Все 3 примера - мыло.
  • для хоронения графонических текстур уже давно с дх11 есть всякие продвинутые методы которые дают меньше шума гармоник но скорей всего в играх до сих пор используетцо дх1 и дх5 для прозрачных пек-пек
    ваще хорошой темой в кинце было бы писать микропрограмму на кубит кинца где были бы только цветовые вектора 128 цифроразрядная и волновая функция чтоб значит из нее получит срез времени и предугадать каким светом должон массив пикселов гореть вот. или чтоб дерево ветвления цветовой матрицы было на опен сл коком нибудь как шейдры а графическое ядро как эмулятор выполнения макроподпрограмм ветвления. вот тогда настанет эпоха пожатого кинца
  • GamesTezi YouTube
    GamesTezi YouTube написал:
    ставлю текстуры на ультра и смотрю, фпс 40

    ВочПараша 2
    @
    Смотреть на производительность
  • то чувство когда тебе глубоко пофиг! и для тебя любой формат одинаковый на вид =D
  • По теме бред- как обычно просто перетягивания одеяла в борьбе форматов
    JPEG ЕСТЬ разный как и разные алгоритм сжатия
    смысл мне смотреть сайт фото сжатые (да пусть чуть меньше артифактов) когда нормальные хосты выкладывают не пережатый оригинал

    Helix8
    когда то давным давно(верстка) негласно рекомендовали сжимать JPEG 50%и именно на таком значение вес- шило на мыло сжимать же еще больше мне вот интересно зачем)? раньше понятно скорости интернета малые пропускные способности ну а сейчас чего...
    и кста PNG сжатие без потерь
    GamesTezi YouTube
    И у вас в смартфоне фото в каком формате а вес)? вот в том и дело что несжатые
    PNG работает со слоями(аPNG) также есть альфа канал (прозрачность полу-прозрачность) вывод текста например на прозрачном заднике

    AV1 - в играх ... не смешно
    о весе текстур тебе говорил уже Ruv1k
    обычно используют PNG TIFF TARGA(TGA) DDS(DXT1/DXT3/DXT5)
    далее они пакуются уже игровым архиватором(сжатие или без) например у беседки BSA - вопрос зачем)?
    о играх еще
    прикиньте во многих играх используется спец формат(Контейнер) видео Bink Video(RAD)

    ЗЫ - В превью темы GIF!

    256 цвета максимум но по факту 128
  • MunchkiN 616
    Эк,ты круто завернул...,а ведь есть люди которые читая это думают:что лучше,сиськи вставить,или губы прокачать..!?
  • zhekazloy
    Если бы сейчас было всем пофиг на размер картинок, то давно перешли на более качественный формат а не создавали AV1.
  • Нужно менять, но процесс этот будет долгий и болезненный. Как в свое время с java.
  • jpeg 2000 же давно есть ,хотя народ ещё 30 летними гифками пользуется
  • А как же мемесы?!
  • Уходит эпоха. Хотя вряд ли в ближайшие несколько лет что-то сильно изменится.
  • в первую очередь технология AV1 предназначена для сжатия видео, но её также можно использовать и в случае с фотографиями.

    Посмотрим - опробуем (а пока ...) !!!
  • Когда нибудь это должно было случиться
B
i
u
Спойлер