Хороший игрок - хороший гражданин?

Если бы чиновники как следует задумались о том, насколько игры могут быть полезны для формирования гражданского самосознания, возможно, многое бы изменилось. В нашем материале – о том, как много общего у хорошего игрока и хорошего гражданина.

Ответственность за принятые решения

Любая игра предлагает возможность выбора, будь то выбор решений, обусловливающих ход сюжета и концовку, или мелких тактик, определяющих путь к достижению цели. Конечно, наличие альтернативы в данном случае почти всегда иллюзия, но это и не важно. Главное, что сам игрок, погруженный в историю, воспринимает выбор как реальный и действительно значимый. И прежде всего такое отношение выражается в готовности нести ответственность за принятые решения.

Прямым следствием выбора игрока может быть что угодно: смерть его персонажа или обретение им неземных благ, изменение расстановки сил противников или конкретных целей. Последствия решений могут быть и косвенными. Одним словом, если игрок действительно хочет добиться прогресса, а не играет, что называется, от балды, он хорошо подумает, прежде чем сделать выбор.

Тщательный подход к принятию решений свойственен и хорошему гражданину. Чаще всего его решения не настолько грандиозны, как в случае с игроком, но уровень ответственности от этого не снижается. Вместо NPC, к которым не всегда успеваешь привязаться и которых, как правило, не жалко, в реальности приходится иметь дело с живыми людьми. И любой, даже самый мелкий выбор, может отразиться на них самым непредсказуемым образом.

Работа в команде

Согласно некоторым исследованиям, прохождение игры в команде существенно снижает уровень агрессивности геймера по сравнению с одиночным прохождением. Но работа с напарниками хороша не только этим – прежде всего она учит взаимодействовать и договариваться с другим человеком во имя общей цели.

У любителя мультиплеерных шутеров есть много шансов стать хорошим гражданином

Совместное отражение нападения врага, подстраховка друг друга на поле боя и даже невинный разведывательный рейд с напарниками дают игроку так называемое чувство плеча, которого кому-то может не хватать в реальной жизни. К тому же работа в команде тренирует способность сбалансировать интересы всех сторон, подчас крайне противоречивые.

От хорошего гражданина требуется примерно то же самое. Он, без сомнения, не должен быть ярым индивидуалистом и не должен пытаться противопоставить собственные интересы общественным. Одна из основных его задач – уметь договариваться и идти на компромиссы. За ее выполнение хороший гражданин получает искомое чувства плеча и безусловную социальную поддержку.

Проявление социальной активности

В игре персонаж либо проявляет деятельное участие в происходящих событиях, либо вовсе становится тем, вокруг кого раскручивается вся история. Так или иначе, но он всегда активен – не в том смысле, что совершает множество действий (хотя, чаще всего, и это тоже), а в том, что занимает активную позицию по отношению к миру. Персонаж готов его менять, иногда даже путем разрушения, но цель его светла – восстановить справедливость, помочь страждущим, разгадать невероятную тайну и т. д. А NPC выступают либо в роли помощников, либо в роли врагов, либо как часть безликой массы.

Хороший игрок неравнодушен и созидателен. Любое государство стремится видеть своих граждан именно такими. Правда, эти качества могут быть направлены не только во благо, но и во вред

Социум ждет от хорошего гражданина аналогичного поведения. Ему необходимо быть социально активным: участвовать в выборах, выражать свою позицию, стремиться изменить окружающую действительность и вообще каким-то образом проявлять себя на фоне пассивного большинства. Правда, разница все же есть: государство, в отличие от игры, категорически не приемлет улучшений, достигаемых разрушением. Впрочем, в играх бунтари, пытающиеся свергнуть систему, зачастую являются главными проповедниками этой самой системы, хотя слова их как будто говорят об обратном.

Настойчивость в достижении цели

Концентрация, упорство, готовность начать все сначала – качества, которые никогда не будут для геймера лишними. Одна-единственная удача не гарантирует успеха, и, даже если вы добрались до вершины, никто не даст гарантии, что завтра вы сможете это сделать снова. Необходимость изучить каждый сантиметр локации, чтобы найти жизненно важную улику, тоже требует настойчивости и почти буддистского спокойствия.

Исследований, доказывающих, что эти качества геймер переносит в обычную жизнь, нет, но по-другому и быть не может: научившись концентрироваться на одной цели, пусть даже и виртуальной, человек без труда сможет использовать сформированный навык и в другой сфере. Другое дело, захочет ли, но это уже вопрос мотивации.

Чтобы проверить все предметы, нужно недюжинное терпение

Как и игра, социум определяет цели для своих подопечных: получить образование, найти работу, стать успешным и т. д. При этом среди качеств, позволяющих реализовать поставленные задачи, обычно выделяют вовсе не талант, а именно упорство и концентрацию. И это логично: с точки зрения системы, талантливый человек непредсказуем, а значит, опасен. Хороший гражданин не столько одарен, сколько настойчив и целеустремлен.

Усвоение законов и идеалов системы

Признак хорошей игры – достоверный мир. Признак очень хорошей игры – достоверный и интересный мир, внутренняя мифология которого ясна и четко проработана. Чем более правдоподобны и интересны условия, тем выше шанс, что игрок будет выполнять задания не просто потому, что так надо, а потому, что искренне верит во все происходящее.

Если он следует законам выдуманного разработчиками мира, игровая система обязательно поощрит его в том или ином виде: лутом, бонусами, местами в рейтинге или, на худой конец, моральным удовлетворением от выполнения трудной задачи. Но иногда он не просто действует в согласии с законами, но и верит в идеалы конкретной игры (например, относит себя к той или иной фракции и искренне считает ее самой лучшей и справедливой). Это значит, что авторы действительно постарались на славу.

У государственной системы тоже есть свои законы и идеалы. Следовать первым – одинаковая для всех норма, отклонение от которой карается административно или уголовно. А вот служить идеалам – это уже признак хорошего гражданина, по определению не просто послушного, но и верящего в правильность самой системы. Надо ли говорить, что игры отлично формируют в человеке готовность действовать во имя идеалов?

Игра как строгая система со своими правилами, несоблюдение которых в лучшем случае не поощряется, а в худшем – наказывается, имеет много общего с государством. Правда, от непонравившейся игры можно в любой момент отказаться, а с государством проделать такое куда проблематичнее.

У хорошего игрока и хорошего гражданина действительно много общего. Вопрос в том, можно ли ставить знак равенства между ними. Несомненно одно: у государства, осознающего, насколько сильно игры могут способствовать воспитанию гражданских качеств, откроется большой простор для творчества – и (или) для манипуляции своими гражданами.

Нравится5
Комментарии (8)
  • К сожалению хороших людей у нас "любят" и всячески мешают жить местные "стадные животные".
  • Калексус
    В статье говорится про "хороших" граждан а не людей. А в нашем государстве "хороший гражданин" = раб.
  • Если бы чиновники как следует задумались о том, насколько игры могут быть полезны для формирования гражданского самосознания, возможно, многое бы изменилось.

    чиновников это может заинтересовать только с точки зрения попила бабла
  • Попытка хорошая. Но на каждый пункт можно придумать контраргумент. Увы.
  • Вопрос в том, можно ли ставить знак равенства между ними.

    Нет, ровно по одной причине: нет знака "равно" между игрой и реальностью. Я знавал парочку людей, которые и матами в чатах не ругались, и не благо команды всегда играли, да в том же Fallout 3 не могли развиваться по ветке за злодея. НО это никак не делало их хорошими людьми (или гражданами).
  • Никакой симулятор не заменит, например, командную игру в банальный paint-ball, не говоря уже о реальной тренировке боевой группы солдат. Или гонки, спорт и тд. Сиди ты хоть вечность у монитора, это ничего не даст в реале, кроме одного [1]... Игры - для развлечения за отдельным исключением.. [1]
    [1] - некоторые (намек на то, что таких абсолютное меньшинство) видеоигры могут развивать логику, а значит чтобы игры приносили больше, чем просто банальное удовольствие (развлечение же), играть надо в определенные жанры игры (паззлы и квесты)...

    Олег Дудин
    Если можно, то хочется увидеть эти контраргументы ;]
    Калексус
    Kosh13
    grey_a
    Правы ^_^
  • нормальным людям места нет: всё заполонили быдла либо нац. и прочие меньшинства
  • A.Soldier of Light
    Я как раз сторонник исследования. Но те, кто с пеной у рта доказывает, что игры плохие, будут все пункты опровергать. И ответственность, мол, липовая, и работать в команде игроки не умеют, тянут одеяло на себя, и всё социальное общение сводится к ругани в чате.
    Я знаю, что игроки бывают разные. И случаи тоже. И уж точно не буду винить игры во всех грехах. У идиотов и без игр хватает поводов для агрессии и асоциального поведения.
B
i
u
Спойлер