блоги Call of Duty: Black Ops 4

[Игровое эхо] 29 сентября 1996 года - выход игровой системы Nintendo 64 в США

В середине 90-х годов компания Nintendo решила рвануть вперёд и перепрыгнуть 32-битное поколение систем, войдя в пятое поколение через несколько лет после PlayStation One, SEGA Saturn, Panasonic 3DO и Atari Jaguar, зато с 64-битной игровой машинкой — Nintendo 64. Несмотря на техническую продвинутость, использовавшей картриджное питание, от которого отказались другие производители, предпочтя оптические диски, как более экономически выгодные и удобные носители.

Разработка системы началась с заключения договора между компаниями Silicon Graphics Inc, уверенным лидером в области графической визуализации и работы со скоростными микропроцессорами, и Nintendo. В то время компания SGI представила свою новейшую и революционную разработку — центральный процессор с потреблением всего 0.5 ватт (при норме в 1.5-2 ватта), и ценой в 40 долларов США (при средней цене других CPU в районе 80-200 долларов). Инженеры компании создали микропроцессор, отлично подходящий для игровой консоли, и захотели найти себе партнёра в этом бизнесе.

В первые дни личного знакомства с Nintendo 64 было очень сложно привыкнуть к его неказистому контроллеру. До сих пор вспоминаю его с ужасом и дрожью в руках. Чертовски неудобная штука и оставался таковой даже спустя год игры, когда ко всему привык.

Сперва основатель SGI обратился к SEGA of America, инженеры которой прилетели из Японии для знакомства с консольным процессором нового поколения. Изучив новинку, они обнаружили ряд проблемных решений в прототипе и отказались от сотрудничества. То есть использования процессора в своей новой системе, SEGA Saturn. Тогда SGI обратились к Nintendo, и сделка состоялась — разработка «Project Reality» началась в 1993 году. Забавно, что компания Nintendo решительно отрицает обнаружение недостатков в прототипе процессора SGI, которые потом якобы были исправлены. По версии компании, «SGI выбрали Nintendo, увидев в ней более надёжного и привлекательного партнёра, чем SEGA».

Первый прототип консоли прибыл в Nintendo из SGI в 1994 году и представлял собой суперкомпьютер Onyx, стоимостью более 100 тысяч долларов (по прикидкам его цена могла достигать 250 тысяч), укомплектованный видеокартами SGI Onyx RealityEngine2 и четырьмя процессорами с таковой частотой 150 Mhz. В то время это было много! На этой машинке разрабатывались игры для консоли, финальная стоимость которой составила всего 200 долларов. Летом этого же года компания Nintendo объявила об изменении названия системы на «Ultra 64» и сборе «Команды мечты» из своих лучших студий-разработчиков.

Суперкомпьютер Onyx. Теперь понятно, откуда дизайнеры Nintendo черпали вдохновение для GameCube...

Выход консоли ждал весь мир. Доходило до того, что за несколько месяцев до релиза портал GamePro заявил: «Большинство наших редакторов готовы поменять свои PlayStation и SEGA Saturn на Nintendo 64». Система была тепло принята игроками и критиками, которые отмечали продвинутую трёхмерную графику — с железной точки зрения возможности консоли превосходили всех конкурентов. Однако, огорчало малое количество игр.

Позже ситуация исправилась и на Nintendo 64 вышли одни из самых влиятельных игр в индустрии — Super Mario 64, The Legend of Zelda: Ocarina of Time и GoledEye 007. Все они оказали огромное влияние на будущие проекты своего жанра. Но игровая база системы существенно проигрывала конкурентам, в том числе из-за отказа многих разработчиков работать с Nintendo. Им надоела слишком строгая процедура лицензирования и они предпочли уйти к более дружелюбным изданиям. Для сравнения, для Nintendo 64 вышло около 390 игр, тогда как число проектов на PlayStation заметно превышало 1000, и даже на провальной SEGA Saturn библиотека насчитывала около 600 наименований.

Возможно, Nintendo 64 стала первой консолью, получившей массу цветовых вариаций и изданий, приуроченных к играм, на ней выходящим. А вот так выглядели картриджи для неё:

Но не количество важно, на самом-то деле. Самая продаваемая игра пятого поколения систем — это Super Mario 64, разошедшаяся тиражом более 11 миллионов проданных картриджей. Самые продаваемые игры на PlayStation, например, были Gran Turismo (немного недотянула до 11 миллионов) и Final Fantasy VII (почти 10 миллионов). В свою очередь The Legend of Zelda: Ocarina of Time определила вектор развития всех приключенческих экшенов от третьего лица, а GoldenEye 007 основательно повлияла на будущие FPS.

Помню, как Nintendo 64 появилась у моего друга и одноклассника. Мы тогда не могли подключить её к своим старым «Электронам», не понимавшим, что такое композитное и компонентное подключения. Но «Кулибины» в наших краях впаивали SCART’ы, и у одного товарища был именно такой ТВ! Там и состоялось наше знакомство с продвинутой 3D-графикой консоли на примере Super Mario 64, Star Wars: Rogue Squadron, Blast Corps, Forsaken и Banjo-Kazooie. Незабываемое время, на тот момент мы не видели графики лучше. И не увидели, вплоть до появления PC и PlayStation 2!

А была ли в вашей жизни Nintendo 64?

Нравится6
Комментарии (4)
  • Не,только денди,позже сега
  • Для сравнения, для Nintendo 64 вышло около 390 игр, тогда как число проектов на PlayStation заметно превышало 1000, и даже на провальной SEGA Saturn библиотека насчитывала около 600 наименований.

    Судя по Вики, статистика была другой:
    Sega Saturn 1312
    Sony PlayStation 7918
    Nintendo 64 3044
    Но консоль и впрямь была неплохая. Если бы не цеплялась Нинтендо так за картриджи, а перешла на диски, то расклад в том поколении был бы иным. Как минимум, Сквэр остались бы на Н64. А это миллионные продажи Финалок.
  • Олег Дудин
    Ради интереса решил проверить. И, возможно, я ошибаюсь, где-то недоглядел, но у меня немного по-другому получилось:

    - В англ. вики указано число игр для “Nintendo 64” - 388 (“A total of 388 games were released for the console, though there were a few that were exclusively sold in Japan.”)
    + там есть список (в него включены - 388 игр) en.wikipedia.org/wiki/List_of_Nintendo_64_games , НО! перед списком есть информация, где сказано о 389 выпущенных играх. (“Of the console's 389 official releases, 196 are region-locked to Japan, 296 to North America, and 242 to Europe.”)

    - “PlayStation” (русская/английская вики) - общее число игр -7918.

    - “Sega Saturn” (англ. вики) - 600 (“With about 600 official releases, the Saturn's library is nearly twice as large as the Nintendo 64's.”) Если перевести, то получается, что игровая библиотека "Сатурна" почти в два раза больше библиотеки "Nintendo 64".
    + приведён список, а в нём - 1019 игр для “Sega Saturn” (указано, что список неполный) en.wikipedia.org/wiki/List_of_Sega_Saturn_games
    “Sega Saturn” (русская вики) - в списке стоит число - 597 (список неполный) ru.wikipedia.org/wiki/Список_игр_на_Sega_Saturn

    Чуть не запутался((
  • BubbleOperation
    Значит, наша вики меня в заблуждение ввела. Видимо, именно по Н64 я в английскую не полез. Бывает. :) Спасибо за уточнения.
B
i
u
Спойлер